Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
окружающий мир +1
1 кл—4 кл
02.08.2019
Дети c особенностями в развитиии - нарушениями слуха, не могут наблюдают за птицами, слушать их трел.. Посредством классного часа ребята познакомились с зимующими птицами, получили новые знания о птицах, стали правильно их называть, описывать внешний вид, осознали, почему в зимнее время года птиц необходимо подкармливать. Классный час был реализован для того, чтобы пополнить и закрепить знания детей о зимующих птицах, научить их различать, описывать внешний вид, развивать речь, память, образное мышление.
Зимующие птицы сорока, синица Классный час.docx
Департамент общего образования томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школаинтернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«Зимующие птицы: сорока, синица»
Сценарий классного часа
Время реализации: 40 минут
Возраст: обучающиеся 810 лет
Отделение слабослышащих детей
Автор:
Раиса Ивановна Моисеева учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
. ru
rimoiseeva
@ list
Томск2016 г.
Цель: формирование общих представлений о зимующих птицах.
Задачи:
1.
учебная – дать детям понятия о сороке, синице, местах обитания
птиц, пище, строении тела, повадках, расширять и активизировать словарь детей
по теме;
3.
2.
воспитательная – воспитывать интерес к нашим соседям по планете –
птицам, желание узнавать о их жизни, формировать нравственноэкологическое
сознание детей;
развивающая – развивать познавательные процессы, являющиеся
основой мышления, на нагляднопрактическом материале,
посредством
наблюдения за птицами в природных условиях, формировать речь как средство
мыслительной, коммуникативной деятельности, развивать мелкую моторику
пальцев рук;
4. коррекционная – развивать наблюдательность, зрительное и слуховое
восприятие, внимание, память, учить анализу внешнего облика птиц, их поведения;
активизировать умственное развитие в сочетании с эмоциональной отзывчивостью.
Оборудование и материал:
предметные картинки (сорока, синица); шкатулка с яркими вещами, которые
может принести в своё гнездо сорока, сюжетная картинка «Птичья столовая»; на
каждого ребёнка лист картона голубого цвета А 4 с контуром сороки и синицы,
цветное тесто (белое, жёлтое, чёрное); аудиокассета с голосами птиц; речевые
карточки; экран.
Предшествующая работа:
целевые прогулки в парк, экскурсия на станцию юннатов, экскурсия в
зоологический музей «Животный мир Томской области», наблюдения в процессе
прогулки и из окна классной комнаты за жизнью птиц в природе.
Слуховой словарь:
зимующие птицы, гнездоварежка, клюёт хлебные крошки, сорока громко
стрекочет, трещит, птицам голодно и холодно зимой, мы сделали кормушки для
птиц, собирают корм на земле.
Таблица 1
№
п/п
1.
Структурные элементы
Время
Результат
Организационный момент
2 минуты
Дети слушают учителя,
выполняют данные им
инструкции 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
на
Целевая установка на
тему,
неречевые
звучания
Установка на речевую
деятельность
4 минуты
5 минут
Динамическая пауза
2 минуты
Предъявление
нового
материала о птицах через
РНТ, описанных в стихах,
загадках. Активизация к
диалогу
Занимательная минутка
20 минут
4 минуты
Итог
2 минуты
Задание на дом
1 минута
со
Воспринимают
информацию на уровне
различения
Работают
звукоусиливающей
аппаратурой,
слушают
речевой материал, дают
ответы на поставленные
вопросы
Организация
«Птичкиневелички»
Информацию
воспринимают
слухозрительно,
участвуют в диалоге
игры:
Накладывают на части
листа соответствующего
цвета тесто. Плавными
движениями пальцев рук
распределяют тесто, не
выходя за контуры
частей.
Оценивают
свою
деятельность с помощью
наводящих вопросов
Фиксируют задание в
дневнике
1. Организационный момент
Ребята, вы хорошо меня слышите?
Да, мы слышим вас хорошо.
Скокпоскок через мосток. (хоровое проговаривание)
Синичкасиничка сороке не сестричка. (хоровое проговаривание)
Птицы клюют корм. (хоровое проговаривание)
Ребята, помните, мы ходили в зоологический музей? Кого мы там видели?
Мы видели птиц, животных.
Каких птиц вы видели? (дети перечисляют)
Ребята, посмотрите, какой у меня для вас сюрприз. (показываю красивые
иллюстрации сороки и синицы)
Что это за птицы? Сорока и синица.
Подойдите к партам, сядьте красиво, снимите аппараты, наденьте наушники. (регулирую режим усиления, определяю, как слышат дети)
2.
Целевая установка на тему, на неречевые звучания
Сегодня мы будем говорить о птицах: сороке и синице.
(показываю картинку сороки)
Сорока живёт в лесу. Гнездо вьёт высоко на
дереве из веток. Летает сорока по лесу – стрекочет, а
к гнезду подлетает – замолкает, никому его не
показывает. (показываю картинку, изображающую
корм сороки)
Сорока питается жуками,
личинками,
гусеницами. Сорока ловит мышей, лягушек. Сорока
крадёт из птичьих гнёзд яйца, за это её прозвали сорокойворовкой. Сороке зима
не страшна. Зимой в лесу пищи для сороки нет, вот она и летит ближе к городу.
Это очень любопытная птица, всюду поспевает, быстробыстро трещит: тртртр.
Любит сорока всякие яркие вещи. (показываю
шкатулку, в ней лежат блестящие обёртки от
конфет, мятые бумажки, цветные стёклышки и
т.д.) Сорока – птица очень полезная и нужная. Она
как дворник своим клювом подбирает всякий
мусор.
составить
словосочетания, о сороке ориентируясь на
образец: «Сорока сидит», «Сорока стрекочет»,
«Сорока большая», «Сорока трещит» и т.д.
Предлагаю
детям
. Крик сороки не спутать ни с чем. Послушайте, как кричит сорока. (дети
слушают записанную на аудиокассете песню вороны, рассматривают иллюстрацию
с изображением сороки)
Как трещит сорока?
Сорока трещит тртртр.
Как стрекочет сорока?
Сорока стрекочет – стрстрстр.
(показываю картинку синицы)
У синицы яркое оперение. Голова, горло чёрные, а брюшко чаще жёлтое.
Гнездо устраивает в старых дуплах дятлов, птенцы появляются голые, слепые. Оба
родителя заботятся о птенцах, кормят их насекомыми. Когда птенцы подрастут,
они питаются ягодами, семенами. Синица очень полезная птица, потому что она
уничтожает вредителей лесе: жуков, гусениц, других насекомых. Когда насекомых
нет, синица может добыть небольшую ящерицу. (показ иллюстрации) Синица –
птица очень маленькая и быстрая. Зимой синица питается хлебными крошками,
кусочками сала, которые ей даёт человек. (показываю картинку «Птичья
столовая») Посмотрите, как ребята заботятся о птицах. Почему? (произвольные
ответы детей) Да, птицам холодно и голодно зимой. Активно петь синица начинает
к концу зимы, оповещает о приходе весны. Послушайте песню синицы. (дети слушают записанную на аудиокассете песню синицы, рассматривают иллюстрацию
с изображением синицы)
Как поёт синица?
Синица тинькает: «Тиньтиньтинь».
Ребята, сравните сороку и синичку. В чём их отличие?
Дети дают произвольные ответы: «Сорока большая, а синичка маленькая», «У
синички есть жёлтые пёрышки, а у сороки чёрные», «У сороки хвост длинный, а у
синички короткий», и т.д.
3.
Установка на речевую деятельность
Работа по слуховому словарю за экраном. Дети воспринимают речевой
материал через опознавание:
зимующие птицы, гнездоварежка, клюёт хлебные крошки, сорока громко
стрекочет, трещит, птицам голодно и холодно зимой, мы сделали кормушки для
птиц, собирают корм на земле.
Ребята, я принесла для вас необычное письмо (показываю детям большой
конверт). Это письмо от Лесовичка. Он прислал вам загадки. Послушайте их.
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотуньябелобока, а зовут её …(сорока)
Я на ветке сижу, свою песню пою:
«Синьсиньсинь, Тиньтиньтинь,
Синьсиньсинь, Тиньтиньтинь». (синица)
Что с земли легко поднимешь, а далеко не закинешь? (пух, перо)
Демонстрирую действия с пером, дети на практике убеждаются, понимают
смысловое значение данной загадки.
4. Динамическая пауза
Игра «Птичканевеличка» автор Н.А. Лукина (обработка Р.И. Моисеевой)
Чему учится ребёнок: продолжает развивать слуховое внимание;
дифференцировать звукоподражания; пополняют словарный запас; развивает
фразовую речь.
Ход игры: читают рифмовку:
Синичка, синичка, сороке не сестричка. Поёт тонко: «Тиньтиньтинь».
После сказанных слов, дети изображают пение синички, быстро быстро
собирая пальцы в щёпотку, приговаривая: «Тиньтиньтинь».
Сорокабелобока, вертиверти бока. Громко песни поёт, нам спать не даёт:
«Каркаркар!»
После сказанных слов, громко каркают и хлопают в ладоши.
Динамика движений повторяется тричетыре раза.
5.Предъявление нового речевого материала о птицах через РНТ
Ты синичканевеличка, прячься поскорее.
Летят орлы да совы, да воронывороны. Гнёздышко соймут, твоих деток поберут! Лети!
(объяснение словосочетания синичканевеличка, слова соймут)
Скок сорока, прыг сорока, слепа с ока, крива с бока!
Синичкадружок, тоненькие ножки,
Тоненькие ножки, быстрые сапожки.
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь. Выбирай, кого захочешь.
Предъявление нового речевого материала сопровождается показом
иллюстративных картинок. По выбору дети считывают данный речевой материал с
доски, отвечают на вопросы.
6. Занимательная минутка
Ребята, сейчас каждый из вас очень быстро сделает и сороку и синицу, у вас
всё для этого есть. На картоне обозначены контуры обеих птиц. На доске вы
видите иллюстрации этих птиц. Из цветного теста вам не сложно будет выложить
синицу и сороку. У синицы грудка жёлтая, а у сороки белые бока. Будьте
внимательны, приступайте к работе. Не торопитесь, работайте аккуратно. В
процессе работы подхожу к детям, задаю вопросы:
Что ты делаешь? (синицу, сороку)
Что у тебя в руке? (тесто)
Какого цвета тесто? (белого, чёрного)
Какой формы голова у птицы?
Какой формы хвост у твоей птицы? и т.д.
Ребята, чем вы занимались?
Что вы нового узнали сегодня о птицах? (произвольные ответы детей)
(предлагаю детям ещё раз прослушать голоса птиц и определить, чей голос
7. Итог
они слышат: сороки или синицы?)
Молодцы! сегодня вы хорошо работали, старались правильно говорить,
отвечать на вопросы. Все работали активно, молодцы! А какие красивые птицы
получились. После урока мы отнесём ваши работы в библиотеку школы, на
выставку «Птицы вокруг нас».
8. Задание на дом
Ребята, я предлагаю сделать альбом: «Птицы – наши друзья» своими
руками. Для этого надо собирать материал о птицах: марки, открытки, рисунки,
вырезанные из старых книжекраскрасок, рассказы, стихи, родители вам помогут.
На следующем уроке мы будем говорить о вороне и воробье.
Литература: 4.
Раз, два, три, четыре, пять, мы с тобой идём играть: Рус. дет. игровой
фольклор: Кн. для учителя и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. –
М.: Просвещение, 1995. – 224 с.
с.
5.
6.
Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия Лтд.,2005. – 644
Энциклопедия для детей. Птицы и звери / Глав. ред. В.А. Володин,
вед ред. Г.Е. Вильчик. М.: Аванта+, 2002. – 448 с.: ил.
7.
Лукина Н.А.. Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие
слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003. – 112 с.
8.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ.
ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.: ил.
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Классный час "Зимующие птицы: сорока, синица" (Начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.