Классный час«Холокост: помнить, чтобы не повторилось»
Оценка 4.9

Классный час«Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
классное руководство
9 кл—10 кл
15.02.2017
Классный час«Холокост: помнить, чтобы не повторилось»
Публикация является частью публикации:
«Холокост помнить, чтобы не повторилось».docx

 

Тема классного часа:

«Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Цель: Формировать у учащихся представление о Холокосте

Задачи:

  • Образовательная – ознакомление учащихся (9 классов) с историческим фактом трагедии Холокоста;
  • Воспитательная – продолжить работу по формированию толерантного сознания и активной позиции нетерпимости к современным проявлениям интолерантности;
  • Развивающая – продолжить развитие навыков монологической речи.

Методы: наглядные, словесные.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Сам термин появился в обиходе благодаря заимствованию из греческих библейских текстов форм слова holocaustum («всесожжение», «жертва всесожжения»), в английском варианте – holocaust.

В русском варианте слово «холокост» может обозначать геноцид любого народа (как, например, геноцид армян в Османской империи), при использовании же «Холокост» с заглавной буквы оно означает события именно Второй мировой войны.

Хронология событий

v  30 января 1933 года – Адольф Гитлер стал канцлером Германии.

v   10 мая 1933 года – прошло сожжение книг еврейских авторов, к сентябрю евреям было запрещено участвовать в культурной жизни страны.

v   3 июля 1934 года – был принят закон, запрещающий брак арийцев с представителями «иной расы».

v  15 сентября 1935 года – были приняты Нюрнбергские законы – два законодательных акта, предусматривающих лишение немецкого гражданства тех, кто не «обладает германской или родственной ей кровью», пристальное внимание уделено было евреям и цыганам.

v   5 октября 1938 года – в паспортах евреев начинают проставлять «J», что означает «Jude» – еврей.

v  ноябрь 1938 года – весь мир потрясли события так называемой «Хрустальной ночи», более 1400 синагог было разрушено, тысячи евреев пострадали, десятки тысяч – оправлены в концлагеря.

v   21 сентября 1939 года – появилась инструкция о заключении польских евреев в гетто, чуть позднее евреям было велено носить на рукаве «Звезду Давида»

v  22 июня 1941 года – Германия напала на СССР, на оккупированных территориях началось массовое уничтожение советских евреев.

v  31 июля – немцы принялись за подготовку «окончательного решения еврейского вопроса», открылись гетто на территории России.

v   29 сентября – в Бабьем Яре уничтожили десятки тысяч евреев Киева.

v  20 марта 1942 года – в лагере Освенцима начали работать газовые камеры.

v  11 августа – произошёл расстрел более 18 тысяч евреев близ Змиевской балки (Ростов-на-Дону).

v  19 апреля – началось восстание в Варшавском гетто, затем в течение года восстания прошли в гетто Белостока и лагере Собибор.

v  23 октября 1943 года – нацисты ликвидировали Минское гетто.

v  февраль – июль 1944 года – были освобождены гетто Транснистрии и лагерь Майданек.

v  27 января 1945 года – был освобождён лагерь Освенцим.

v  8 мая 1945 года – Германия капитулировала, в октябре начались судебные процессы над военными преступниками.

 

   Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы,  «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».

      В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.

 

Цифры и факты

v   6 млн евреев в общей сложности погибло в ходе геноцида, идентифицировать удалось около 4 млн человек. Это около трети всего еврейского населения мира.

v  566 тысяч евреев проживало на территории Германии до 1933 года, из них 150 тысяч эмигрировало, 170 тысяч – погибло.

v  350 тысяч венгерских, столько же французских и румынских евреев погибло в ходе войны.

v   3 млн 350 тысяч евреев проживало на территории Польши, из них спаслось 350 тысячВорота концентрационного лагеря в Польше ворота  лагеря

v  1,2 млн человек – таково количество погибших советских евреев.

v  4 млн (по другим подсчётам – 2–3 млн) человек было убито в лагере смерти Освенцим, «пропускная способность» лагеря была доведена до 20 тысяч человек в день. 870 тысяч человек погибло в лагере Треблинка, 600 тысяч – в лагере Бельжец.

v  200 тысяч человек были убиты и около миллиона пациентов немецких больниц было замучено голодом по программе «Т-4» (программа предусматривала умерщвление инвалидов, людей с умственными заболеваниями, детей с неврологическими и соматическими заболеваниями, считавшихся «биологически угрожающими здоровью страны»).

v   5–15 тысяч человек содержались в лагерях за гомосексуальную активность, около 9 тысяч из них погибло. Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде – розовый треугольник.

v   23 тысячам спасителей еврейского населения присвоено почётное звание «Праведников мира», среди них более 6000 из Польши, 5000 из Голландии и 3000 из Франции. Они с риском для жизни помогали еврейскому населению спастись от уничтожения нацистами.

 

А как же дети спросите вы???

Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
Их судьба может быть разделена на следующие категории: 
1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;
2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;
3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;
4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.

Воспоминания очевидцев.

Пережившая Холокост женщина рассказала, как все было на самом деле.

"Прошлое живет во мне, скрыть его невозможно", - с тяжелым вздохом произносит Юдит Розенцвайг (Judith Rosenzweig). Эта женщина с изрезанным морщинами лицом прошла нелегкий жизненный путь. Она родилась в 1930 году в бывшей Чехословакии. А в 1942 году ее семья была депортирована в Терезиенштадт, два года спустя - в Освенцим, затем - в Берген-Бельзен. Юдит, ее сестра и мать выжили, несмотря на ужасы нацистских концлагерей. Но всего неделю спустя после освобождения мать Юдит скончалась. О судьбе отца и по сей день ничего неизвестно.

В 1948 году 18-летняя Юдит Розенцвайг эмигрировала в Израиль. Там она выучилась на медсестру, а позже обзавелась семьей. Сегодня Юдит 87 лет. Она живет в Хайфе - в доме для престарелых людей, переживших Холокост. Он основан благотворительной организацией Yad Ezer L'Haver. Корреспондент DW встретилась с Юдит Розенцвайг и побеседовала с ней.

Deutsche Welle: Госпожа Розенцвайг, когда началась война, Вы были еще ребенком. Расскажите о том, что Вам довелось тогда пережить.

Юдит Розенцвайг: Как я уже писала в мемуарах, я родилась в раю, из которого, подобно Адаму и Еве, была затем изгнана. Я появилась на свет в 1930 году. Мне было всего девять лет, когда немцы вошли на территорию Чешской республики. Они сразу стали вводить различные предписания. К примеру, гулять в парке или ходить в кино нам воспрещалось. Затем для еврейских детей закрыли и двери в школы. Так что мне удалось закончить лишь четыре класса. А в конце 1941 года евреев начали переселять в гетто. В 1942 году нашу семью отправили в Терезиенштадт.

 

 

 

 

 

Депортация евреев в Освенцим в 1941 году

Депортация евреев в Освенцим в 1941 году

 

- Пребывание в Терезиенштадте описано в книге "Девочка из комнаты 28"…

- Да, меня вместе с 29 другими девочками поселили в одной комнате, где мы должны были находиться с утра до вечера. Помещение было заставлено трехъярусными кроватями, на которых невозможно было сидеть. У изголовья каждой кровати висела полка для личных вещей. На ней помещались зубная щетка, расческа для волос, миска для супа. Женщина, которой следовало за нами присматривать, пыталась заниматься с нами, давать нам уроки в рамках школьной программы - несмотря на то, что это было запрещено.

- В 1944 году вашу семью переместили из Терезиенштадта в Освенцим…

- Меня, моих родителей и сестру повезли туда в октябре 1944 года. Брата уже с нами не было. Когда мы прибыли в Освенцим, женщин и мужчин разделили. С тех пор своего отца я не видела никогда. Решение о том, кто из заключенных пойдет на работу, а кто - на эшафот, в Освенциме принимал Менгеле (Йозеф Менгеле  - немецкий врач, проводивший медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим и лично занимавшийся отбором прибывавших в лагерь заключенных. – Ред.). Меня с матерью и сестрой признали пригодными для работы. Но сначала нас отправили в барак, где мы должны были сдать все свои вещи и помыться под душем. После этого нам надлежало облачиться в выданную нам спецодежду. На следующий день снова явился Менгеле и произвел вторичную сортировку заключенных.

А вот воспоминания другого человека (видеоролик-передача жди меня от 06.09.2016- рассказ очевидца тех событий).

Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства  заключенных, в том числе и детей?
2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти? 
3. Для чего проводилась селекция в лагере?
4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?
5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?

Обобщение по теме.

 А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

1.      О чем мы сегодня говорили?

2.      Что такое Холокост?

3.      Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

4.      Что является причинами Холокоста?

5.      Кто стал его жертвами?

6.      Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?

7.      Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

 

Заключение

Холокост – одна из самых страшных страниц в истории человечества. Его главной жертвой стала еврейская нация. В соответствии с политикой тотального уничтожения под названием «окончательное решение еврейского вопроса» все без исключения евреи – мужчины и женщины, дети и старики были обречены на истребление. Сам факт принадлежности к еврейскому народу предопределял гибель человека.

Конечно, убивали не только евреев. Были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, потери поляков составили 10%, погибли около 3 миллионов советских военнопленных, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные и мн. др.

Геноцид по отношению к миллионам людей, который был устроен нацистами и их приспешниками, наводит ужас и заставляет задуматься о том, что нужно сделать, чтобы подобное больше не повторилось.

Мы думаем, что, прежде всего, обязательно надо знать и помнить об этих событиях, рассказывать школьникам, как это все происходило: как уничтожали людей только из-за принадлежности к какой-либо нации, как истребляли детей, как они страдали. Не надо забывать о тех, кто помогал осужденным на смерть и, рискуя собственной жизнью, спасал жертв Холокоста. Таких людей было немало.

Хотелось бы закончить свое выступление словами И. Бауэра: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

 А сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей.

Спасибо вам за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и сайтов

 

1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.

4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ

5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77

society/law/holokost_predystoriya_hronika…

dw.com

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема классного часа: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Тема классного часа: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

J», что означает «Jude» – еврей

J», что означает «Jude» – еврей

Мадагаскар » (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной

Мадагаскар » (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной

Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде – розовый треугольник

Заключённые обязаны были носить знак отличия на одежде – розовый треугольник

В 1948 году 18-летняя Юдит Розенцвайг эмигрировала в

В 1948 году 18-летняя Юдит Розенцвайг эмигрировала в

Женщина, которой следовало за нами присматривать, пыталась заниматься с нами, давать нам уроки в рамках школьной программы - несмотря на то, что это было запрещено

Женщина, которой следовало за нами присматривать, пыталась заниматься с нами, давать нам уроки в рамках школьной программы - несмотря на то, что это было запрещено

Заключение Холокост – одна из самых страшных страниц в истории человечества

Заключение Холокост – одна из самых страшных страниц в истории человечества

Список литературы и сайтов 1)Альтман

Список литературы и сайтов 1)Альтман
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2017