Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной личностью. Защитить студента – это значит создать условия для свободного развития его духовных и физических сил.
В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна нашим студентам, поскольку основное структурное звено в техникуме - это группа. Именно в ней зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между студентами. Группа представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе, координатором воздействий был и остается классный руководитель.
«КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ –
ВОСПИТАТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬ»
(из опыта работы)
Суть моей работы– помочь студентам стать полноценной
личностью. Защитить студента – это значит создать
условия для свободного развития его духовных и
физических сил.В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия быть
классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской
работе, другие – наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность,
она, несомненно, нужна нашим студентам, поскольку основное структурное звено в
техникуме это группа. Именно в ней зарождается интерес к учебе, формируются
социальные отношения между студентами. Группа представляет собой систему,
которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии студентов, решать
проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую
эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности студентов в группе,
координатором воздействий был и остается классный руководитель.
Задача классного руководителя создавать условия для саморазвития
студентов. В каждом студенте изначально заложено неуемное стремление к
развитию. Цель становящейся личности утвердить свое уникальное «я», выявить
свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.
ценности:
В течении жизни у меня сложились свои нравственные
в течение всей жизни служить идеалам добра, красоты, истинности,
справедливости;
строить свою работу со студентами на основе доброжелательности, взаимного
уважения и доверия;
понимать и прощать свои и чужие ошибки,
никогда не переносить своё плохое настроение на других;
воспринимать человека как ценность;
формировать студента, свободно осознающего свои права и признающего права
других людей;
хранить вверенные мне тайны и не употреблять во зло оказываемое мне доверие.
Эти ценности помогают мне решать образовательные и воспитательные задачи и
добиваться поставленной цели.
По своему педагогическому опыту знаю, что педагоги делают порой просто
невозможное, чтобы взаимодействие со студентами и их родителями было
эффективным. А результативным сотрудничество будет только в том случае, если
оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной
среды, где наивысшие ценности понимаются как основа жизни, достойной человека.
На мой взгляд, роль классного руководителя огромна – она может стать
объединяющей силой и поддержкой для родителей и студентов. Поэтому свою
задачу как классного руководителя я определила так: стать другом студентам,
помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе студентов
и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Я обращаю внимание студентов на положительные примеры поведения,
помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого
студента искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или
корректировать.
2Приступая к работе в должности классного руководителя, педагог должен
четко представлять себе целевые ориентиры. Для своей работы я определила
следующие:
моделирование и построение воспитательной системы,
направленной на развитие индивидуальности каждого студента,
любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю
и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни;
свободное развитие личности, создание условий для
самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого студента.
Исходя из намеченных целей воспитания, я определила следующие задачи:
Способствовать развитию гражданскопатриотических качеств, умению
ориентироваться в социальной, политической и культурной жизни общества через
вовлечение студентов в различные виды деятельности, через систему работы по
воспитанию человека культуры, способного к духовному и физическому
самообразованию и самореализации.
Способствовать
эмоциональноположительных
отношений к учебному труду, традициям техникума, ориентированным на вечные
ценности, через всестороннюю организацию интеллектуальнопознавательной
деятельности.
формированию
Способствовать формированию высоких нравственных принципов
(честность, порядочность, сострадание, трудолюбие и т.д.), научить детей следовать
им в повседневной жизни.
Установление благоприятного психологического климата в коллективе.
Учить строить отношения на принципах добра, взаимопонимания и
компромисса.
Создание в коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и
поддержки.
Формирование основы коммуникативной культуры студентов.
Стимулирование мотивации к саморазвитию.
Способствовать
самостоятельности,
развитию
инициативы,
самотворчества в коллективе.
Воспитание чувства ответственности, дисциплины.
Воспитание в студентах культуры поведения в техникуме, на улице в
общественных местах.
Просветительская и профилактическая работа с семьями студентов.
Создание благоприятных условий для:
1. Повышения успеваемости и посещаемости;
2. Успешного прохождения учебной и производственной практик
3. Всестороннего развития коллектива группы;
4. Создание благоприятных психологопедагогических условий для
развития и нравственного формирования личности студента, его
самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей;
35. Защита прав и интересов студентов;
6. Гуманизация отношений между студентами, студентами
и педагогическими работниками;
7. Формирование здорового образа жизни;
Цели и задачи работы с группой я постараюсь реализовать через основные формы
работы классного руководителя.
индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования
и др.).
При выборе форм работы целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии
с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности,
интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой,
творческой деятельности обучающихся группы.
бережливости,
товариществе,
Помогать студенту подниматься по лестнице творческого
восхождения и защищать его от неразрешимых проблем - это суть
моей педагогической практики.
Я пытаюсь строить лестницу творческого восхождения для
студента, учитывая его интересы и возрастные потребности.
Наиболее распространённой формой воспитания учащихся
является классный час, на котором обычно провожу беседы о
трудолюбии,
дружбе,
справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к
равнодушию, скромности. Откровенный разговор с ребятами на
такие темы приносит свои результаты: в группе не замечено ни
одного случая проявления жестокости, отклонений от норм
правового поведения, пристрастия к спиртным напиткам, курению.
Отношения доброжелательные, развита взаимопомощь. Это
целеустремленные,
честные ребята. В
воспитательной деятельности классного руководителя большое
место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить
моральными представлениями и понятиями, связанными с
положительными поступками и действиями, ознакомить с
правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается
оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению
других людей.
Патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в работе нашего
техникума и моей группы. Основным кредо в работе педагогического коллектива
считаем слова Сухомлинского: «Есть вещи, которые ни с чем невозможно, ни
сопоставить, ни сравнить. Это Родина, Отечество, сыновья верность, преданность той
предприимчивые,
4земле, где ты родился, осмыслил сам себя». Проблема формирования у молодежи
духовных ценностей, нравственных ориентиров, связана не только с проблемой
взросления юношей, но и главным образом с тем, что в обществе нарушен морально
политический стержень, утрачены духовные идеалы.
При планировании воспитательной работы с группой ориентируюсь на
приоритетные задачи в этой сфере, заявленные в Концепции модернизации
российского образования и модели образования – 2020. Сегодня обществу требуется
человек с чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания,
стремящийся к саморазвитию, самореализации. Необходима подготовка
образованных, креативных, нравственных людей, способных самостоятельно
принимать решения, ориентированных на сотрудничество с другими для достижения
совместного результата, отличающихся динамизмом, толерантностью,
конструктивностью, патриотов, обладающих развитым чувством ответственности за
свое будущее благополучие и судьбу страны. Сходные положения обозначены и в
региональной концепции развития системы образования Белгородской области.
Под духовнонравственным воспитанием понимаю процесс содействия духовно
нравственному становлению человека, формированию у него нравственных
чувств(совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способности
различать добро и зло, проявление самоотверженной любви, готовности к
преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения
людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, доброй воли).
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса
является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности,
обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности,
которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к
окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование
культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также
культуры сохранения собственного здоровья.
Нравственность человека понимается мною как совокупность его сознания, навыков
и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное,
как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки
поведения личности и как неуклонное соблюдение.
Нравственное воспитание не может осуществляться автономно: нельзя
отрывать нравственное воспитание от трудового, гражданско патриотического,
экологического. Если сгруппировать все эти направления, то можно четко
представить содержание моей воспитательной работы по формированию
нравственности учащихся.
Эта работа включает в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной
арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости,
демократии и свободе народов;
5Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине;
нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем
странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение
дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного
достоинства, принципиальность здоровый образ жизни.
Каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил
и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют
основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только
детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его
исключительно большую многогранность.
Каждое из направлений я реализую в воспитательной работе со своей группой.
Этот процесс осуществляется в форме тематических классных часов, подготовке к
внеклассным мероприятиям, подготовке к внутритехникумовским мероприятиям.
Тематика классных часов разнообразна, но все они преследуют одну ведущую цель:
нравственное воспитание учащихся через организацию социально значимой
деятельности.
Одним из направлений моей работы также является сотрудничество с
социальным педагогом и психологом, которые непосредственно занимаются
изучением проблемных детей и их семей, знакомят меня с результатами
собеседований.
Методом проб и ошибок я стараюсь создать свою концепцию воспитания.
Воспитание может показаться делом легким и понятным всем, кроме тех, кто этим
занимается. Нельзя не согласиться, что воспитание – рекордно сложное занятие,
самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров,
создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна и
глубокая интуиция, и глубокие знания.
Как воспитывать сегодня? Организуя воспитательную работу в своей группе, я
выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со
своими воспитанниками:
Не воспитывай в плохом настроении (спокойствие, только спокойствие);
Определи, что хочешь для своего воспитанника; узнай, что он думает по
этому поводу;
Предоставь возможную самостоятельность;
Не подсказывай готового решения, а показывай возможные пути к нему;
Не пропусти первый успех.
В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый
уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы
6случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира –
в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль».
Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей моих студентов.
Мой стаж работы в должности классного руководителя 10 лет, за это время я
сделала 3 выпуска.
В настоящее время являюсь классным руководителем ребят группы 2 курса.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно нравственное
и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за
собой интеллект.
В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с моими
студентами:
∙ Не запрещать, а направлять;
∙ Не управлять, а соуправлять;
∙ Не принуждать, а убеждать;
∙ Не командовать, а организовывать;
∙ Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся
пути их решения. Моя любовь, забота о них соединила меня невидимой нитью с их
родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я
рада, что мне удалось сплотить не только коллектив группы, но и родительский. И
моя задача сделать так, чтобы у родителей не пропало желание помогать мне и
студентам. Это означает, что все мы стали союзниками. Нужна именно такая
кропотливая работа, в которой главным является не формальное проведение
мероприятий, а участие классного руководителя, детей, и искреннее желание
родителей вносить в него определенный вклад.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к
воспитательной и социальнопедагогической работе.
Нет легких студентов, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен
быть искренне убежден, что каждый ребенок талантлив, а значит интересен. Если
ребенок «сер», и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит.
А в этом виноват не ребенок, здесь вина педагога.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный
руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество
дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень,
уделяя большое внимание самообразованию.
Классный руководитель – это помощник, защитник своих воспитанников.
Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни
которого тайно или явно подражают. Пришла к следующему выводу: что
воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных
мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не
однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к
младшему, а взаимодействие и сотрудничество преподавателя и студентов в сфере
их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться
7невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания
воспитательного пространства, в котором учащийся развивался гармонично, умел
решать жизненные проблемы. Педагогу необходимо помнить о том, что в человеке
нет ничего чисто внешнего, нет ничего чисто внутреннего. Внутреннее лишь тогда
ценно, когда оно проявляется в повседневной жизни и общении.
На основе гражданско патриотического воспитания мне удалось формировать
положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение
к героическому прошлому.
Сплочению коллектива очень помогают также внеклассные и
техникумовские мероприятия, в которых учащиеся принимают активное участие.
Моя группа зарекомендовала себя с удовлетворительной стороны. Отношение
к преподавателям со стороны студентов уважительное. Студенты в группе дружные,
безконфликтные, умственное развитие развито у всех хорошо. Все внимательны,
удовлетворительно относятся к учебе, интересуются предметами, активны на уроках.
Ребята все веселые, любят юмор, могут пошутить. Самостоятельные, всегда
подчиняются кл.руководителю. Хорошие товарищи, готовы прийти друг другу на
помощь. Честные, правдивые, отзывчивые, уравновешенные, доброжелательные,
оптимистичные, активные, жизнерадостные, энергичные, терпеливые. Обид друг на
друга не таят. Имеют правильное рассуждение.
Группа участвует в общественной жизни техникума: олимпиадах, предметных
неделях, открытых мероприятиях, конкурсах, концертах.
В целом по группе можно сказать, что ребята очень хорошие,
доброжелательные, помогают друг другу не только в радостных, но и в трудных
ситуациях. Лидеров в группе нет, ребята все равноправны, конфликтов друг с другом
не имеют. Хорошо относятся и понимают кл.руководителя. Всегда выполнят все
заданные поручения во время и добросовестно.
Я взяла за правило: похвалить каждого студента хотя бы за крохотный успех, а
неприятные известия отнести в область индивидуальных бесед без свидетелей.
Каждое родительское собрание, проведенное в моей группе носит характер
раздумий о воспитательном процессе. Нелегко научить родителей по – настоящему
интересоваться своими детьми как личности. Учебой и дисциплиной интересуются
все родители, но мало кто задает такие вопросы, как «Хорошим ли товарищем
является мой сын для одногруппников?», «Готов ли помочь другому?», «Любят ли
его в группе?».
Целями кл.руководителя являются:
Успешное окончание техникума
Получение профессии
Повышение ответственности за свое поведение
Развивать самосознание и способности к планированию своих поступков
Осознать сильные и слабые стороны своей личности, собственной полезности
для окружающих и общества
Основными задачами являются:
Улучшение успеваемости
8 Обучение не агрессивному поведению
Обучение методам выхода из конфликтных ситуаций
Формирование позитивного отношение к жизни
Формирование отрицательного отношения к вредным привычкам
Обучение выходам из конфликтных ситуаций и рациональному разрешению
конфликтов
Воспитание толерантности
Мероприятия, проводимые в группе в течение обучения по направлениям:
Культурно нравственное:
Кл.час «Совесть мерило нравственности»
Беседа «Умение общаться»
Кл.час «Что мы думаем о себе и других»
Классный час, посвященный Дню памяти о россиянах, исполнявших
служебный долг за пределами Отечества
Беседа «Что значит воспитанный человек»
Беседа «О радостях и сложностях общения
Кл.час «Любовью дорожить умейте»
Литературная гостиная «За чистоту русского языка» в рамках
Всемирного дня поэзии.
Классный час, посвященный Всемирному дню авиации и космонавтики
Кл.час «Духовность – норма человеческой жизни»
Классный час, посвященные Дню участников ликвидаций последствий
радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и
катастроф
Фестиваль «Пасхальный перезвон»
Участие в митинге, посвященном Празднику весны и труда
Приняли участие в торжественной линейке, посвященной 9 мая
Выпуск газеты, посвященной 9 мая
Классный час, посвященный Международный день семьи
Классный час, посвященный Дню Славянской письменности и
культуры
Приняли участие в мероприятии, посвященном Всемирному дню
окружающей среды
Приняли участие в торжественном вручении дипломов
Кл.час, посвященный дню семьи, любви и верности
Беседа «Поведение человека, как образ жизни»
Профессионально трудовое:
Постоянно проводить уборку закрепленной территории техникума и
общежития
9 Следить за порядком и чистотой в кабинете.
Провести занятия в кружке "Агроном" .
Шефская помощь ветеранам НПО и ВОВ
успешное прохождение учебной и производственной практики
Гражданскоправовое:
Проведение каждый вторник политинформации «События в мире»
Участие в мероприятии, посвященное освобождению города и района от
немецкофашистских захватчиков
Участие в митингах у мемориалов павшим солдатам
Кл.час, посвященный выводу войск из Афганистана
Изучение государственных, общенациональных и региональных символов
России
Мероприятия в рамках Всемирного день прав потребителя
Принять участие во встречах с работниками правоохранительных
органов.
Проводить час политинформации «События в мире»
Конкурс плакатов « Правила дорожного движения»
Встреча с сотрудниками КДН
Участие в митингах у мемориалов павшим солдатам
Совместная работа с инспекцией по делам несовершеннолетних с
комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при
администрации района и города
Участие в мероприятии, посвященном Дню России
Участие в мероприятиях на базе городской и районной библиотеке,
посвященных памятным датам в истории России и Белгородчины
Оздоровительно спортивное:
Принять участие в работе спортивных секций.
Беседа «Как прожить долго здоровым и молодым
Участие в областных и районных спортивных соревнованиях
Проведение общетехникумовских спортивных соревнований
Просветительская работа с родителями по проблеме употребления
студентами наркотиков, алкоголя
Мероприятия, направленные на борьбу с туберкулезом совместно с
Красным крестом
Участие в традиционном легкоатлетическом кроссе на приз газеты
«Заря»
Классный час « Мы за здоровый образ жизни»
Организация встреч учащихся с врачом наркологом, фтизиатром,
сотрудниками служб по борьбе с наркотиками
Просветительская работа с родителями по проблеме употребления
студентами наркотиков, алкоголя
10 Проведение дней правовой информации «Ответственность за незаконные
действия, связанные с наркотиками»
Классный час Всемирный день без табака
День здоровья
Участие в выставка научной и научнопопулярной литературы,
периодических изданий по вопросам сохранения и укрепления здоровья
Освещение вопросов связанных, с употреблением ПАВ на стенде
«Социальнопсихологической службы»
Мероприятия, направленные на профилактику курения.
Уровень сплоченности коллектива:
работают отдельные студенты ; выполняют отдельные поручения;
работает актив группы;
каждый студент включен в общие дела группы.
Анализ работы органов самоуправления группы:
преподаватель возглавляет работу сам, раздает задания, поручения
студенты по заданию кл.руководителя собираются сами и вырабатывают план
действий;
Для отслеживания результатов педагогической и воспитательной деятельности
я использую различные методы диагностирования. Анализ деятельности позволяет
контролировать целесообразность методов и приемов, корректировать стиль
собственной деятельности.
Результативность опыта выражается в повышении уровня воспитанности
учащихся. На протяжении нескольких лет я отслеживаю результаты. Получить их
можно с помощью различных диагностик, которые я провожу в начале и конце
учебного года.
Для определения уровня воспитанности я использую диагностику,
предложенную М.И. Шиловой. Воспитанность определяется по следующим
параметрам:
Долг и ответственность
Бережливость
Дисциплинированность
Ответственное отношение к учебе
Ответственное отношение к общественному труду
Коллективизм
Чувство товарищества
Добро и отзывчивость
Честность и справедливость
Простота и скромность
Культурный уровень.
11Я очень хочу, чтобы то взаимопонимание, которое существует между нами
сейчас, никогда не исчезло. Чтобы взаимная поддержка все больше перерастала в
уверенность, что здесь все свои, что вместе мы – сила, которой все по плечу и
которой не страшны никакие преграды.Благодаря такой работе нам есть, чем
гордиться!
Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть своих студентов
самостоятельными,
гражданами правового
демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд,
главная цель воспитания.
В заключение хочется вспомнить замечательные слова В. А. Сухомлинского: «Для
меня было бы самым большим наказанием, если бы подросток прошел через мою
жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце. Если он уходит от тебя серым,
безликим,— значит, ты не сумел ничего оставить в нем. И вряд ли для учителя может
быть чтолибо печальнее такого финала. Ибо все, что мы называем воспитанием, есть
великое творчество повторения себя в Человеке».5
разносторонне
развитыми
12