Практико-ориентированный проект по теме: «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочной работе в начальной школе»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 18.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод требований к режиму питания, труду, отдыху. Это, прежде всего – забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Иконка файла материала Практико - ориентированный проект.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная  школа

Верхнеуральского муниципального района

Челябинской области

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированный проект

по теме:

«Здоровьесберегающие технологии на уроках

и во внеурочной работе в начальной школе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Мамаева Татьяна Геннадьевна,

Учитель начальных классов

 

 

п. Петропавловский  2025г.

Краткая аннотация инновационного проекта

                                       «Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс

                                 санитарно-гигиенических норм и правил, и не свод  

                          требований к режиму питания, труду, отдыху.

                                   Это, прежде всего – забота о гармоничной  полноте

                            всех физических и духовных сил, и венцом этой

                гармонии является радость творчества».

                                                                              В.Я. Сухомлинский

           Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. «Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. …Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом»  Д. Медведев.  Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва. 5 ноября 2008 года

          В данном материале акцент делается на раскрытие места и роли, а также опыта реализации здоровьесберегающих технологий, движения и двигательного поведения в системе формирования здорового образа жизни сельской школы.

          Данный опыт показателен уже тем, что он связан с конкретной сельской школой, где есть свои особенности организации и проведения учебно-воспитательного процесса. Однако в этом опыте отражается множество проблем образования, характерных для сельской местности.

            Данный проект дополнен небольшим сборником здоровьесберегающих технологий. Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой  учитель начальных классов или учитель-предметник во время организации учебного процесса.

 

Обоснование необходимости инновационного проекта

          Закон РФ «Об образовании», национальная доктрина образования в России, «Наша новая школа», ФГОС, концепция модернизации российского образования, концепция непрерывности образования и ряд других документов создали условия для активизации инновационной деятельности укреплению по здоровья в образовательных учреждениях.  Проблемы современной системы образования требуют нового трактования понятия “образование”. Оно не должно сводиться только к усвоению знаний, а предполагает развитие мыслящей, деятельной, творческой, но главное - здоровой личности. Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом.

          Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающие технологий – важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается  внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений. Здоровье и умственное развитие ребенка должны быть взаимодополняющими и взаимоопределяющими пластами в системе формирования целостной личности. Одним из условий здоровья личности является успешность в ее деятельности, в нашем случае, это деятельность детей в школе. В большинстве случаев, активные позиции, хорошая успеваемость - это факторы благополучного самочувствия детей. В свою очередь     возможность развивать свои        индивидуальные способности и

раскрывать свой творческий потенциал – главное условие в обеспечении

благоприятных условий.

Противоречия

Таблица 1

Внедрение в школьную практику инновационных технологий.

Недостаточное владение теоретическими основами, неграмотное обоснование выбора инноваций.

Создание программ по формированию культуры здорового образа жизни и безопасного образа жизни.

Здоровье учащихся с каждым годом всё больше снижается.

 

Создание групп здоровья, спортивных секций, кружков.

Дефицит двигательной активности у младших школьников.

Пропаганда здорового образа жизни.

Употребление учащимися табачных и алкогольных изделий, употребление наркотических веществ.

Высокий уровень требований к физической подготовленности учащихся.

Увеличение количества учащихся занимающихся по специальным программам.

Курс на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников.

Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность, новизна, практическая и социальная

значимость проекта

Актуальность. В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой.

         Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности.

Анализ статистики.

·        Лишь 20 – 25% первоклассников остаются здоровыми после первого года обучения в школе;

·        15% учащихся начальной школы жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;

·        10% учащихся имеют нарушения зрения:

·        20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;

·        28% имеют хронические заболевания;

·        17% имеют нарушение осанки и искривление позвоночника;

·        29% имеют заболевания желудочно-кишечного тракта.

·        лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания.

          Различными исследованиями доказано, что сам учебный процесс, его содержание, способы обучения и формы организации деятельности, большая загруженность детей,  постоянные стрессовые перегрузки могут являться источником отрицательного воздействия на здоровье детей.  В результате существующая система современного образования имеет здоровьезатратный характер.  В результате реализации  новых подходов в образовании к ребёнку предъявляют высокие и жёсткие требования. Для многих учеников это приводит к нарушению здоровья.

           Поэтому учитель должен не только строить свой учебный процесс с учётом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использовать всю информацию по сохранению и укреплению здоровья в своей педагогической деятельности. По выражению академика Д,В, Комсова, …только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование».

         Проблемы грамотного введения новых  педагогических технологий, оздоровление детей, валеологизация учебного процесса на сегоднящний день выдвигается на первый план. Современное состояние здоровья детей и молодёжи требует приоритетного внимания. Возникает постоянная необходимость в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

           Результатом такого образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических, психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и  развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих. Технология валеологизации обучения предусматривает формирование ценностного отношения к своему здоровью через обновление образовательного  процесса, включение в процесс эффективных организационно – управленческих форм и технологий обучения использование профилактических, оздоровительных реабилитационных мероприятий, способствующих достижению суммы знаний, умений и навыков с параллельным формированием валеологической культуры всех субъектов образовательного процесса.

 

 

 

Практическая и социальная значимость проекта

Практическая значимость данного проекта обусловлена:

‑     повышением мотивации учащихся вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье;

- формированием ценностного отношения к своему здоровью через обновление образовательного  процесса,

- необходимостью педагогами в подборе и внедрении здоровьесберегающих технологий в учебном процессе;

- формированием валеологической культуры человека, предполагающая знание своих генетических, физиологических, психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и  развития здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих.

Новизна подхода к решению выдвинутой проблемы в проекте. Хорошее здоровье во все времена считалось величайшей ценностью. Здоровье и знанье – вот то счастье, которого каждый родитель и учитель может пожелать ребёнку. Чтобы достичь этого, нужна систематическая, кропотливая работа, основанная на науке, любви и терпении.

Особенности проекта

Тип проекта: по характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный; по количеству участников – групповой; по продолжительности – долгосрочный (срок реализации  – четыре года); по уровню контактов – на уровне образовательной организации, поселения, района, России.

 

 

Цель  проекта: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные

знания в повседневной жизни.

Задачи:

- Осуществлять просветительскую деятельность среди родителей по вопросам здоровья учащихся, здорового образа жизни

-  Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, учащихся и их родителей.

-  Обучение основам здорового образа жизни.

-  Мониторинг здоровья.

- Организация и проведение пропаганды ЗОЖ.

-  Создание школьной среды, стимулирующей стремления детей к ЗОЖ.

- укреплять и сохранять физическое здоровье учащихся

-   учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе учебного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материальные ресурсы

          Необходимый инвентарь для  уроков физкультуры: мячи, палки , обручи, скакалки, кегли, мешочки с песком, маты, лыжи, коньки, санки.

           Спортивный зал.  Музыкальное сопровождение .

           Необходимый инвентарь для  уроков окружающего мира: таблицы и муляжи по теме «Ты и твоё здоровье», раздаточный материал, памятки по технике безопасности.

Партнёры проекта

 Управление образования Верхнеуральского муниципального района,  администрация и педагоги МОУ Петропавловская  СОШ,   сельская и школьная  библиотек, участковая больница п. Петропавловский, школьная медсестра Петрова Г.П.,  ДОУ п. Петропавловский, родители учащихся.

Целевая аудитория:

Целевой аудиторией инновационного проекта являются учащиеся, классный руководитель, родители

                                        Ресурсы проекта

Таблица 2

Ресурсы

Содержание

Нормативно – правовые

- нормативно - правовые акты и документы, сопровождающие деятельность классного руководителя

Информационно-методические

 

- курсовая подготовка в  ЧИППКРО

- методическая и психолого-педагогическая литература по проблеме;

- мультимедийные ресурсы, ресурсы Интернет - сети;

 Кадровые

- классный руководитель;

- школьная медсестра Петрова Галина Павловна

Организационные

 

- Управление образования Верхнеуральского муниципального района;

- администрация МОУ Петропавловская  СОШ;

 

Основное содержание инновационного проекта

Для полного понимания сути проекта необходимо раскрыть следующие понятия:

Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды и внутренних факторов.

Здоровьесберегающая технология это:

      условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

      рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

      соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

      необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

     Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки, на котором должна базироваться система образования, которая нацелена на обучение, воспитание и развитие без потерь здоровья,  способствующая повышению здоровья детей и подростков.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по нормативам ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.  

 

Методы здоровьесберегающих образовательных технологий:

·        фронтальный;

·        групповой;

·        практический метод;

·        познавательная игра;

·        игровой метод;

·        соревновательный метод;

·        активные методы обучения;

·        воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.

 

Приёмы здоровьесберегающих образовательных технологий:

·         защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);

·         компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная гимнастика,  тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);

·         стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки и др.);

·        информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

 

Основа   здоровьесберегающей технологии - соблюдение принципов:     

Принципы здоровьесберегающкй педагогики

§  Принцип «Не навреди»

§  Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

§  Принцип триединого представления о здоровье.

§  Принцип непрерывности и преемственности (работа не от случая к  случаю, а постоянная и целенаправленная).

§  Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

§  Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

§  Принцип комплексного, междисциплинарного подхода.

§  Принцип приоритета позитивных воздействий над негативными.

§  Принцип приоритета активных методов обучения.

§  Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии в школе (с одной стороны избегать максимально патогенных воздействий, с другой – повышать адаптационные механизмы человека).

§  Принцип формирование ответственности учащихся за свое здоровье

§  Принцип контроля за результатами.

 

Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии:

Секрет доброты - без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается. И « доброжелательность », и « добродушие », и « добросердечность » - все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня «добро».

Секрет успешности стремление и готовность дарить радость себе и другим. Это необходимое качество для педагога, разделяющего идеи «позитивной» и здоровьесберегающей педагогики. Находить поводы для радости можно всегда, как бы ни была трудна жизнь. Более того, чем она труднее, тем важнее расцветить ее яркими красками - это один из принципов психологии здоровья и педагогической психотерапии. «Школа радости ».

Секрет эффективности - в профессионализме всех работающих в школе педагогов. Тогда неизбежно будет формироваться то пространство грамотной заботы о здоровье, работая в котором невозможно оставаться грубым, авторитарным, безразличным, незаинтересованным.

Секрет результативности здоровьесберегающих технологий - в целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).

Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов. Лучше - специалистом «со стороны ». Оценка «дела рук своих» не может быть объективной даже при самых благих намерениях - механизмы психологической защиты вносят свои коррективы.

Секрет технологичности - в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологии.

Секрет надежности получаемых результатов - в широком привлечении к решению задач, связанных со здоровьем, не только учащихся и педагогов школы, но и специалистов из научных центров, институтов, опытных практиков (но имеющих необходимую подготовку!), а также обсуждение получаемых результатов на конференциях, совещаниях, публикация материалов в печати.

Секрет перспективности преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года (с перспективой на 5-7 лет), научно обоснована, а в ее разработке должны принимать участие большинство педагогов и специалистов школы («чужая» программа нежизнеспособна!).

Секрет заинтересованности участников в проводимой работе, без которой невозможно реализовывать долгосрочные проекты, состоит, как это ни банально, в материальном стимулировании. На энтузиазме можно начинать работу, проводить ее какое-то время, но дальше достойных участников необходимо переводить из «любителей» в профессионалы.

Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается. Задает движению к цели нужное направление, освещает и освящает настоящее дело, являясь критерием его истинности, - это любовь , тот самый «пятый элемент», который наделяет жизнь смыслом и радостной энергией созидания с предвкушением обязательного успеха. Сократ "Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто"  

Рекомендации по организации здоровьесберегающей

деятельности в школе

           Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

           Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.

            Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

Ø частую смену позы,

Ø потягивание,

Ø встряхивание руками,

Ø зевота,

Ø закрывание глаз,

Ø подпирание головы,

Ø остановившийся взгляд,

Ø ненужное перекладывание предметов,

Ø разговор с соседом,

Ø увеличение количества ошибок в ответах,

Ø не восприятие вопроса,

Ø задержка с ответом,

Ø частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

          Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.

          Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».

           Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.

          С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

         Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств. Например, в понедельник, в каком-то классе последний урок - математика. Как же учителю добивается внимания и сосредоточенности учащихся на уроке, эффективности учебного процесса? Только благодаря использованию элементов технологии Шаталова, которая служит здоровьесбережению.

1. Работа в парах или мелких группах, «вертушка», то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

 

Виды здоровьесберегающих технологий.

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.

Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.

Локальная гимнастика (точечный массаж). Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботится о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа заключаются не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.

 

Двигательный режим учащихся начальных классов

Таблица 3

Виды движений

Продолжительность

(мин)

Ответственный за проведение

Гимнастика до уроков

10 - 15

Учитель, воспитатель

Физкультминутки на уроках

1 – 2

Учитель, дежурный ученик, физорг

Комплекс упражнений на мышечное расслабление

1 - 2

Учитель класса, учитель физической культуры

Гимнастика ля глаз

1 - 2

учитель

Комплекс упражнений на формирование правильной осанки

2 – 3

Учитель класса, учитель физической культуры

Динамическая перемена (динамическая пауза)

15 – 20, между 3-м и 4-м уроками

Учитель класса, учитель физической культуры

Урок физической культуры

35 – 45

Учитель класса, учитель физической культуры

Прогулки с подвижными играми

35 - 90

Воспитатель, учитель

Спортивный час в группе продлённого дня

35 – 90

Воспитатель, учитель

Занятия в спортивных секциях

2 – 3 раза в неделю

Учитель физической культуры

Внутри школьные спортивные праздники

ежемесячно

Учитель класса, учитель физической культуры

Внутри школьные спартакиады

По календарю соревнований

6 - 8 раз в год

 

Учитель класса, учитель физической культуры

 

 

 

Рекомендуемые темы классных часов и бесед: 

Таблица 4

1 класс

Тема 1

Дружи с водой. Советы доктора Воды.  Друзья Вода и Мыло.

Тема 2

Как следует питаться. Питание -  необходимое условие для жизни человека. Здоровая Пища для всей семьи.

Тема 3

Уход за зубами. Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.

Тема 4

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

Тема 5

Вредные привычки.

Тема 6

Настроение в школе. Какое настроение?

 2 класс

Тема 1

Почему мы болеем? Причина болезни. Признаки болезни. Как здоровье?

Тема 2

. Кто и как предохраняет нас от болезней?  Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни.

Тема 3

Что нужно знать о лекарствах.  Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка. Лесная аптека.

Тема 4

. Безопасность при любой погоде. Если солнечно и жарко.  Если на улице дождь и гроза.

Тема 5

Первая помощь при травмах. Если ты ушибся или порезался. Переломы. Растяжение связок и вывих костей.

Тема 6

Кто нас лечит?

3 класс

Тема 1

Не грызи ногти, не ковыряй в носу. Как отучить себя от вредных привычек.

Тема 2

Как вести себя, если что-то болит? Боль.

Тема 3

Как помочь больным и беспомощным.  Если кому-нибудь нужна твоя помощь.  Спеши делать добро.

Тема 4

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. Учимся думать. Спешить делать добро.

Тема 5

Что делать, если не хочется в школу.  Помоги себе сам.

Тема 6

Как следует относится к наказаниям.  Наказание.

4 класс

Тема 1

Наше здоровье.  Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс.

Тема 2

Как помочь сохранить себе здоровье. Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Тема 3

Почему некоторые привычки называют вредными. Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Тема 4

Злой волшебник - табак. Что мы знаем о курении.

Тема 5

Злой волшебник - Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь сделай выбор.

Тема 6

Злой волшебник – наркотик. Наркотик. Наркотик - тренинг безопасного поведения.

Перечень кружков по формированию культуры ЗОЖ

Название

Класс

Руководитель

1

Школа докторов природы

1 - 4

Мамаева Т.Г.

2

Ритмика

     1 - 4

Лебедева А.В.

3

«Будь здоров» (подвижные игры)

1-    4

Лебедева А.В.

4

Футбол

3 - 4

Лебедева А.В.

 

 Проведение нетрадиционных мероприятий:

– оформление стенда “Профилактика вредных привычек”;

- Оформление стенда «Здоровое питание»
– организация встреч учащихся со специалистами, медицинскими работниками;
– проведение акции “Наркотикам – нет!” с выпуском плакатов, рисунков, стенгазет, санбюллетеней;
- Просмотр спектаклей на тему ПДД.

 

 

 

 

 

 

Реализация проект

Таблица 5

Направление

мероприятия

Диагностика, коррекция и развитие учащихся

 

- Сбор информации о состояние здоровья детей

- Анализ заболеваемости учащихся, учет учащихся по группам здоровья

- Обновление банка данных о заболеваемости учеников. Анализ заболеваний и их динамика.

- Мониторинг состояния здоровья учащихся

- Проведение на уроках специальной гимнастики на осанку, гимнастики для снятия утомления глаз учащихся

Проведение каждодневной общешкольной зарядки

Организация в классе здоровьесберегающего образовательного процесса

 

-  Поддержание в классе надлежащих санитарно-гигиенических условий;

- Соблюдение воздушного и светового режима в классе;

- Обеспечение соблюдения правил ТБ в классе

Составление социального паспорта по классам, составление списков:

- учащихся группы риска,

- неблагополучных семей,

- многодетных семей,

- малообеспеченных семей,

- неполных семей,

- детей-инвалидов

 

- Учет посещаемости учащимися школы;

- Организация дежурства по классу;

- Оформление листка здоровья в классном журнале;

- Организация горячего питания в школьной столовой;

- Обеспечение  льготным горячим питанием нуждающихся учащихся;

- Проведение динамических пауз в 1-х классах;

- Проведение подвижных игр на свежем воздухе;

- Оформление стенда «Хочу быть здоровым»;

- Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации их к условиям школьной образовательной среды;

- Организация ремонта учебного кабинета.

Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа

 

- Организация работы с учащимися, мотивированными на успешное обучение, путем участия в олимпиадах, предметных неделях, различных конкурсах с целью профилактики учебных перегрузок;

- Проведение  инструктажа по правилам ТБ:

- Правила поведения на перемене;

 - Правила поведения в столовой;

- Правила поведения и техника безопасности в урочное время;

- Правила поведения и техника безопасности при поездке в автобусе;

- Техника безопасности и правила поведения

учащихся на осенних каникулах.

- Безопасность на льду;

- Техника безопасности и правила поведения учащихся во время зимних каникул;

- Техника безопасности и правила поведения учащихся во время весенних каникул;

- Техника безопасности и правила поведения учащихся во время летних каникул;

- Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий;

- Проведение классных часов и бесед, включающих инструктажи по правилам дорожного движения;

- Проведение тематических классных часов по нравственному воспитанию:

- «Поможет ли нам обман»

- «Надо ли прислушиваться к советам родителей»

- «Как воспитать в себе сдержанность»

- «Как доставить родителям радость»

Оздоровительно- профилактическая работа

 

- Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований на уроках, профилактики близорукости и сколиоза, режима проветривания кабинетов на переменах;

- Контроль соблюдения режима дня учащимися;

- Организация работы по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся (лекции, беседы, вечера);

- Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению решать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть своими эмоциями и т. д.;

- Проведение физкультминуток на уроках;

- Проведение Дней здоровья;

- Работа спортивных секций;

- Озеленение учебных кабинетов;

- Привлечение учащихся к посещению летнего оздоровительного лагеря при школе;

- Проведение медосмотра педагога школы.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия 

Дни здоровья, спортивные праздники, спортивные кроссы, спортивные игры, эстафеты.

Работа по преодолению у учащихся вредных привычек

- Индивидуальные беседы с детьми «группы риска»;

- Тематические классные часы о вреде алкоголя, курения и употребления наркотиков, курительных смесей;

- Встречи учащихся  с работниками полиции, медицинскими работниками;

- Анкетирование учащихся по проблемам наркомании, алкоголизма, курения.

Работа с  родителями.

 

- Включение в повестку родительских собраний выступлений по темам оздоровления учащихся;

- Приглашение на родительские собрания медицинских работников;

- Организация индивидуальных консультаций для родителей;

- Выступление на родительских собраниях по результатам диагностики;

- Участие родителей на спортивно-оздоровительных мероприятиях;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распространение инновационной педагогической деятельности.

Обеспечение преемственности инновационного проекта на уровне школы и на муниципальном уровне:

 

Проведение открытых уроков

 

Форма представления опыта

тема

уровень

1

Открытый урок в первом классе по окружающему миру

«Почему надо много есть овощей и фруктов»

школьный

2

Открытый урок (2011 г.) с использованием здоровьесберегающих технологий

«Склонение имён прилагательных во множественном числе»

муниципальный, г. Верхнеуральск

Участие в проведении внеклассных мероприятий.

Форма представления опыта

тема

уровень

1

Открытый классный час (2012 г.)

«Лесная аптека»

школьный

2

Открытый классный час (2013 г.)

«Огонь – друг, огонь – враг»

школьный

3

Открытый классный час (2014 г.)

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

школьный

4

Открытый классный час (2013 г.)

«Если добрый ты»

школьный

5

Праздник (2014)

Малые олимпийские игры

школьный

6

Открытый классный час (2011)

«Милосердие … Нужно ли оно в наше время?»

муниципальный

Проведение родительских собраний и лекториев

1

Родительское собрание (2013)

Здоровье наших детей. Воспитание гигиенической культуры.

школьный

2

Лекция (2012)

Режим дня в жизни школьника.

школьный

3

Родительское собрание (2014)

Как сберечь здоровье детей.

школьный

4

Родительское собрание (2016)

Трудности адаптации первоклассников  к школе.

школьный

Участие в проведении мастер-классов, круглых столов

1

Мастер класс

Урок доброты в 1 классе. Элементы гуманно – личностной технологии Амонашвили.

Тема: „Слова - подарки"

муниципальный

г. Верхнеуральск

2

Доклад (2014 г. )

«Психологическое сопровождение учащихся  первых классов»

муниципальный, г. Верхнеуральск

3

Обобщение опыта по теме самообразования

Проблема здоровьесбережения: пути её решения на уроке и во внеклассной работе

муниципальный, г. Верхнеуральск

4

Доклад на МО (2013)

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

школьный

5

Доклад, педсовет 2014

«Проектирование современного урока в начальной школе с позиций здоровьесбережения»

школьный

6

Доклад, педсовет 2015

«Современные образовательные технологии в начальной школе»

школьный

 

2

Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания

 

Название публикации

Место публикации

результат

1

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок в первом классе по окружающему миру «Почему надо много есть овощей и фруктов»

 

 

 

Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»

 

Образовательный сайт «Рассударики»

 

Свидетельства о публикации методического материала на страницах образовательного СМИ

Дата публикации 18 Марта 2015 года СЕРИЯ 97181-116186

2

Открытый урок по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»

 

Свидетельства о публикации методического материала на страницах образовательного СМИ

Дата публикации 18 Марта 2016 года СЕРИЯ 97441-118187

3

Сборник здоровьесберегающих технологий

Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»

 

Свидетельства о публикации методического материала на страницах образовательного СМИ

Дата публикации 14 июня 2016 года серия 97181 - 208910

Результативность проекта

Прогнозируемая модель ученика.

  Это – человек:

·        относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности;

·        знающий механизмы и способы поддержания здоровья;

·        физически развитый;

·        стремящийся к физическому совершенствованию;

·        без вредных привычек;

·        знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

 

Валеологический паспорт класса учащихся с 2011 по 2015 учебный год

Таблица 6

Показатели

Количество учащихся в процентном отношении

2011 - 2012

2012 - 2013

2013 - 2014

2014 - 2015

Не имели пропусков уроков по причине болезни

15%

43%

43%

50%

Регулярно проводят закаливающие процедуры

0%

25%

62%

62%

Занимаются в спортивных секциях и бальных танцах

0%

43%

56%

62%

Ежедневно выполняют утреннюю гимнастику

10%

37%

62%

81%

Не имеют вредных привычек

100%

100%

100%

96%

Не имеют нарушений зрения

100%

100%

100%

100%

Не имеют нарушений осанки

96%

100%

100%

96%

По результатам психологического тестирования имеют лучшую память и внимание

56%

56%

81%

81%

Вывод: по данным анкетирования, анализа исследований в целом наблюдается положительная динамика по всем показателям. По сравнению с первым классом пропусков по причине болезней уменьшилось на 35%. Многие учащиеся стали регулярно делать утреннюю гимнастику и проводить закаливающие процедуры. 62% учащихся стали заниматься в спортивных секциях. Все, кроме одного мальчика,  не имеют вредных привычек. Все учащиеся к четвёртому классу сохранили зрение. Показатели памяти и внимания улучшились на 25%. Нарушение осанки наблюдается у одного учащегося.

В целом заболеваемость учащихся простудными заболеваниями за четыре года сократилась на 9%

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

1.     Зайцев В.С. Современные образовательные технологии. – Челябинск, ЧГПУ, 2012. – 496 с.

2.     Ковалько В.И. Здровьесберегающие технологии в начальной школе. – М. «ВАКО»,  2014. – 296 с.

3.     Ковалько В. И. Школа физкультминуток. - М. «ВАКО»,  2013.

4.     Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Материалы специалиста общеобразовательного учреждения. – М. КАРО, 2006.

5.     Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе. Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. – М. Вентана – Граф. 2008. – 112 с.

6.     Нестерова Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в сельской школе. Начальная школа  №11, 2005.

7.     Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы. – М. «ВАКО», 2008.

8.     Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1998.

9.      Смирнов Н.К. Здровьесберегающие  образовательные технологии в современной школе. – М.  АПК и ПРО, 2009, с. 62

10. Советова Е.В. Эффнективные образовательные технологии. – Ростов на Лону: Феникс, 2007, 285 с.

11. Тимичёва Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий. Начальная школа № 9, 2009.

12. Харисова А.М. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Начальная школа  №7, 2004.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Зарница

SAM_2985.JPG

 

 

 

SAM_3007.JPG

Локальная гимнастика

 

 

 

 

Уроки здоровья

Класснй час «Сохрани своё здоровье»

 

Классный час «Лесная аптека»

 

 

Малые олимпийские игры

SAM_1007.JPG

 

Склонение имён прилагательных во множественном числе

14 февраля

2015

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытый урок по русскому языку; провела: учитель начальных классов Мамаева Т.Г.

МОУ Петропавловская СОШ


 

Тема урока: Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Цели: познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе; формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе; развитие мышления, речи; расширение кругозора; воспитывать понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.

                                           Ход урока:

I. Орг. Момент

- В народе говорят, что каждый новый день приносит нам чуточку мудрости. Почему так происходит?

II. Гимнастика для рук.

Наши пальчики проснулись.

(вращательные движения кистями рук)

С добрым утром!

(переплелись – с добрым утром)

Потянулись, потянулись, потянулись!

(пальцы широко развести в стороны, напряжены)

Стали дружно умываться.

(имитирование)

Полотенцем вытираться.

(поочерёдные скользящие движения руками от основания тыльной стороны к кончикам пальцев)

Каждый пальчик вытираем,

Не один не забываем!

(Каждый палец массируется)

Дружно сделали зарядку и уселись за тетрадку.

(Взяли в руки ручки)

III. Постановка учебной задачи.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки.

Волосистой головой,

В рот она влезает ловко

И считает зубы там

По утрам и вечерам.

(зубная щётка)

 

Лёг в карман и караулю

Рёву, Плаксу и Грязнулю,

По утрам потоки слёз,

Не забуду и про нос.

(носовой платок)

 

Вроде нежная на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

Она станет чище.

(одёжная щётка)

 

Послушай-ка, дружок,

Ты чего сегодня бледнен,

Или может быть, ты нездоров?

И был бы для тебя не вреден

Совет …

(хороших докторов)

- Какое словосочетание лишнее и почему?

- Кто уже может назвать тему сегодняшнего урока?

IV. Минутка чистописания.

- С какой буквы начинается прилагательное зубная ?

- Повторим написание заглавной и строчной букв З, з.

З || з ||

- Что на свете дороже всего?

- Что не купишь за деньги?

Напишите 3 раза слово здоровье.

- Назовите орфограммы в слове здоровье.

V. Работа по теме урока.

 - Прочитайте вопрос Почемучки?

1. - Что бы ответить на этот вопрос, выполним упр. 342. (у доски)

- Что вы заметили? (Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам)

- Как определить падеж имени существительного?

- Какие окончания  имеют имена прилагательные во множественном числе?

2.  – Определите род имен прилагательных в тех словосочетаниях, которые вы записали.

- Какой вывод можете сделать?

- Итак, как изменяются имена прилагательные во множественном числе?

- Давайте сравним его с выводом на стр. 34.

- Какие окончания имеют имена прилагательные  во множественном числе?

(вывешиваю карточки)

2.     Физминутка.

“Как живешь”. 

Ведущий задает вопрос, а дети показывают ответ движением.

Как живешь? Вот так 

А плывешь? Вот так 

Ждешь ответ? Вот так 

Машешь вслед? Вот так 

Как бежишь? Вот так 

Утром спишь? Вот так 

Вдаль глядишь? Вот так 

Как шалишь? Вот так 

Еду на танке 

Повторять за ведущим громко слова.

 

4. Упражнение 343.

- Поупражняемся в определении падежа имён прилагательных во множественном числе.

- Глазками прочитайте задание.

- Прочитайте текст.

- Почему в сосновом лесу хорошо дышится?

- Не зря в таких сосновых лесах строят детские лагеря, дома отдыха и санатории.

- В нашем районе также есть такие санатории (Карагайский бор, детский лагерь «Заря»).

Рассматривание репродукций картин И. Шишкина «Корабельная роща»,

«Ручей в лесу».

Самостоятельная работа (1 ученик с обратной стороны доски)

 

5. Гимнастика для глаз.

 

Чтоб глаза твои зорче были

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивился – что такое?

И закроем их быстрей.

 

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов.

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.

 

6. Словарная работа.

- Послушайте стихотворение Ю. Синицина, и скажите, какое числительное встречается в этом стихотворении.

 

Вот опять двенадцать палочек

Разлетелись по двору –

Это в палочки – считалочки

Начинаем мы игру.

И пока 12 палочек

Собирал в траве Сергей

Мы с ребятами попрятались –

Кто – куда и кто – быстрей.

 

- Какое числительное встретилось вам в стихотворении ?

- Играли ли в эту игру?

- Почему полезно играть в подвижные игры?

-  Запишите слово двенадцать и запомните его.

- Устно составьте с ним предложение, что бы в нём было прилагательное во множественном числе.

 

7. Письмо по памяти упражнение 344 (взаимопроверка)

 

IV. Итог урока.

- Вставьте пропущенные слова в предложения.

 

Прилагательные во множественном числе изменяются только по … .

Имена прилагательные не изменяются по… .

Падеж имени прилагательного, как в единственном, так и во множественном числе можно узнать по … существительного, к которому оно относится.

 

         


 

Посмотрите также