КЛАСТЕР-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Оценка 4.9

КЛАСТЕР-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Оценка 4.9
docx
28.03.2021
КЛАСТЕР-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
КЛАСТЕР-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.docx

 

КОСТЯКОВ О.С.

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Фрунзенская средняя школа»

Сакского района Республики Крым

 

КЛАСТЕР – ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 

Один  из методов развития критического мышления – кластер.

Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени. Данную технологию я использую на уроках истории и обществознания в 5-8 классах.                                                                           

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:

1)на стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

2)на стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

3)на стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной игрупповой  работы как в классе, так и дома.

Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.        

 При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:

-прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;

-после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;

-на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);

-попытаться установить связи между отдельными блоками или «веточками» кластера и соединить их стрелками;

-на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для учеников.При объяснении составления кластера можно использовать для объяснение ученикам  и правила «Модели Солнечной системы».

   Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.      

 - А  сегодня мы с вами будем учиться составлять кластер. Для начала  предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок,  постарайтесь ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь?»      (Звучит песня  или стих о России.)

 

Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!

 

Дети определяют тему - Родина. И совместно с учащимися  мы составляем кластер, используя информационные карты и текст о природе родного края.


 

КОСТЯКОВ О.С. Учитель истории и обществознания

КОСТЯКОВ О.С. Учитель истории и обществознания

При объяснении составления кластера можно использовать для объяснение ученикам и правила «Модели

При объяснении составления кластера можно использовать для объяснение ученикам и правила «Модели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2021