|
КОСТЯКОВ О.С. Учитель истории и обществознания МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым |
КЛАСТЕР – ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Один из методов развития критического мышления – кластер.
Кластеры бывают различными по структуре: гроздь, рыбья кость, елочка, ступени. Данную технологию я использую на уроках истории и обществознания в 5-8 классах.
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме. Кластер - это графическая организация материала, показывающаясмысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока:
1)на стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
2)на стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
3)на стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной игрупповой работы как в классе, так и дома.
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы.
При подготовке кластера работа с учебником развивается по такому плану:
-прочесть текст учебника и выделить в нем большие и малые смысловые единицы;
-после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
-на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
-попытаться установить связи между отдельными блоками или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
-на основе других источников или после обсуждения в группе дополнить кластеры новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для учеников.При объяснении составления кластера можно использовать для объяснение ученикам и правила «Модели Солнечной системы».
Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.
- А сегодня мы с вами будем учиться составлять кластер. Для начала предлагаю вашему вниманию отрывок из песни. После того, как прослушаете отрывок, постарайтесь ответить на вопрос: «О чём сегодня пойдёт речь?» (Звучит песня или стих о России.)
Берегите её тишину и
покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе,
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Дети
определяют тему - Родина. И совместно с учащимися мы составляем кластер,
используя информационные карты и текст о природе родного края.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.