Тема: Климат России. Понятие «солнечная радиация», 8 класс
Цели:
Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и Содержание урока
1.Орг.момент
2. Беседа по вопросам.
- Что такое климат? В каких климатических поясах находится Россия?
- Назовите компоненты климата?
- Назовите климатические рекорды России. (Показать на физической карте России)
Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)
- Задайте вопрос, на который сегодня на уроке вы хотели бы получить ответ. (Почему климат России такой разнообразный?)
3.Изучение нового материала
1. Климатообразующие факторы.
- Вспомните схему «КФ» (Климатообразующие факторы). Используя символы, составляем схему: географическая широта, течение, рельеф, атмосферная циркуляция, удалённость от океана.
- Т.о. сегодня на уроке мы должны выяснить, как эти факторы оказывают влияние на климат России.
- Какой фактор, по-вашему, самый главный? (ГШ)
2. Солнечная радиация.
ГШ - угол падения солнечных лучей - солнечная радиация. (Дополняется схема на доске)
Даётся определение солнечной радиации, затем рассматривается схема в учебнике «Виды солнечной радиации: прямая, рассеянная, отражённая, поглощенная, отражённая, суммарная».
- Анализ карты суммарной солнечной радиации.
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(-Какая закономерность наблюдается в распределении суммарной солнечной радиации по территории нашей страны? -Где приход суммарной солнечной радиации больше?)
- Какой вид радиации вы наблюдаете сегодня?
3. Подстилающая поверхность.
- Где в нашей стране больше отражённой радиации, а где поглощенной?
- Как это влияет на радиационный баланс?
- На какой климатический показатель будет оказывать влияние суммарная солнечная радиация? (На температуру воздуха)
4. Анализ климатических карт:
Работа по климатической карте «Изотермы июля». Что общего в распределении суммарной солнечной радиации и температуры июля?
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(- Как идут изотермы июля? Где теплее всего?)
На настенной контурной карте в условных обозначениях размещены значки- символы , которые нужно будет разместить по контурной карте в ходе усвоения новых знаний.
- Какие значки можно разместить на картосхеме?
Размещение значков:
Работа по климатической карте «Изотермы января».
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(- Как идут изотермы января? -Почему изотермы июля идут с запада на восток, а изотермы января с севера на юг)
- Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?
5. Атмосферная циркуляция: западный перенос на западе - общепланетарная циркуляция атмосферы, муссоны на востоке – местная циркуляция атмосферы.
Размещение значков:
- Чем объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм?
- Почему действие дальневосточного муссона ограничено? (Влияние рельефа).
6. Влияние рельефа: на востоке хребеты: Черского, Верхоянский, Джугджур, Сихотэ-Алинь,
на юге Сибири горы: Алтай, Саяны, в Европейской части – Кавказ и Уральские.
Размещение значков:
7. Удалённость от океана. (размеры территории – зимой Азиатский антициклон)
Размещение значков:
8. Распределение осадков. Как вы думаете, где на территории России выпадает много осадков, а где мало? Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя их полученными знаниями.
В результате моделирования на настенной контурной карте создаётся схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны.
9. Климатический образ России.
«Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши — ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха»
4.Закрепление знаний и умений
1. Назовите климатообразующие факторы, влияющие на климат России.
(Ещё раз обращаются к схеме «Климатообразующие факторы»)
5.Итог урока
6.Дом.задание.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.