Климат России

  • docx
  • 26.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Климат России.docx

Тема: Климат России. Понятие «солнечная радиация», 8 класс

Цели:

Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.

Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и Содержание урока

1.Орг.момент

2. Беседа по вопросам.

- Что такое климат? В каких климатических поясах находится Россия?

- Назовите компоненты климата?

- Назовите климатические рекорды России. (Показать на физической карте России)

Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)

- Задайте вопрос, на который сегодня на уроке вы хотели бы получить ответ. (Почему климат России такой разнообразный?)

3.Изучение нового материала

1. Климатообразующие факторы. 

- Вспомните схему «КФ» (Климатообразующие факторы). Используя символы, составляем схему: географическая широта, течение, рельеф, атмосферная циркуляция, удалённость от океана.

- Т.о. сегодня на уроке мы должны выяснить, как эти факторы оказывают влияние на климат России.

- Какой фактор, по-вашему, самый главный? (ГШ)

2. Солнечная радиация.

ГШ - угол падения солнечных лучей - солнечная радиация. (Дополняется схема на доске)

Даётся определение солнечной радиации, затем рассматривается схема в учебнике «Виды солнечной радиации: прямая, рассеянная, отражённая, поглощенная, отражённая, суммарная».

- Анализ карты суммарной солнечной радиации.

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(-Какая закономерность наблюдается в распределении суммарной солнечной радиации по территории нашей страны? -Где приход суммарной солнечной радиации больше?)

- Какой вид радиации вы наблюдаете сегодня?

3. Подстилающая поверхность.

- Где в нашей стране больше отражённой радиации, а где поглощенной?

- Как это влияет на радиационный баланс?

- На какой климатический показатель будет оказывать влияние суммарная солнечная радиация? (На температуру воздуха)

4. Анализ климатических карт:

Работа по климатической карте «Изотермы июля». Что общего в распределении суммарной солнечной радиации и температуры июля?

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(- Как идут изотермы июля? Где теплее всего?)

На настенной контурной карте в условных обозначениях размещены значки- символы , которые нужно будет разместить по контурной карте в ходе усвоения новых знаний.

- Какие значки можно разместить на картосхеме?

Размещение значков: 

Работа по климатической карте «Изотермы января».

Какие вопросы можно задать по этой карте?

(- Как идут изотермы января? -Почему изотермы июля идут с запада на восток, а изотермы января с севера на юг)

- Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?

5. Атмосферная циркуляция: западный перенос на западе - общепланетарная циркуляция атмосферы, муссоны на востоке – местная циркуляция атмосферы.

Размещение значков: 

- Чем объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм?

- Почему действие дальневосточного муссона ограничено? (Влияние рельефа).

6. Влияние рельефа: на востоке хребеты: Черского, Верхоянский, Джугджур, Сихотэ-Алинь,

на юге Сибири горы: Алтай, Саяны, в Европейской части – Кавказ и Уральские.

Размещение значков: 

7. Удалённость от океана. (размеры территории – зимой Азиатский антициклон)

Размещение значков: 

8. Распределение осадков. Как вы думаете, где на территории России выпадает много осадков, а где мало? Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя их полученными знаниями.

В результате моделирования на настенной контурной карте создаётся схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны. 

9. Климатический образ России.

«Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши — ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха»

4.Закрепление знаний и умений

1. Назовите климатообразующие факторы, влияющие на климат России.

(Ещё раз обращаются к схеме «Климатообразующие факторы»)

5.Итог урока

6.Дом.задание.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также