Конспект урока по литературному
слушанию.
Класс: 1 «а»
Тема урока: Сутеев В.Г. «Ёлка»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель:
создать условия для ознакомления со сказкой Сутеева В.Г. «Ёлка», для развития
осознанности восприятия литературного произведения, расширения представлений об
авторской сказке.
Задачи:
1) формировать читательские умения через аналитическое чтение (анализ сюжета),
выборочное чтение (по вопросам, иллюстрациям); 2) понимать точку зрения автора
и выражать свое мнение о произведении; 3) уметь добывать знания из различных
источников;
Планируемые результаты (УУД):
Предметные:
научатся читать вслух произведения разных жанров (сказка) и отвечать на вопросы
по содержанию, правильно называть произведение, моделировать обложку книги:
указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему ( о Родине, о детях, о природе,
о животных).
Метапредметные:
регулятивные
– принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя, осознают важность
планирования своей деятельности;
познавательные
- понимают фактическое содержание текста, формулируют ответы на вопросы по
содержанию прослушанного произведения, сравнивают сказки детских писателей,
определяют тему прослушанной сказки;
коммуникативные –
используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с учителем, сверстниками;
Личностные:
высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим
авторитетным мнением.
Методы и приёмы обучения:
по источнику получения знаний:
словесные, наглядные.
по характеру познавательной деятельности:
объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, работа с
учебной книгой, слушание.
по организации деятельности:
метод стимулирования учебной деятельности.
по форме контроля:
самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная,
групповая.
Конспект занятия «Учусь читать»
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
- Сегодня на уроке, я надеюсь, вы будете не просто внимательными слушателями, но и активными участниками. Вы согласны со мной?
-Какое у нас занятие? «Учусь читать»
-Чему же мы
учимся на занятии «Учусь читать»? (ответы детей)
Вывод: мы учимся работать с книгой, с литературным произведением.
2.
Актуализация опорных знаний
-Ребята, главного героя нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.
Он гуляет во дворе
Дни и ночи в январе.
Вместо глаз - два уголька,
Шарфик с окантовкой,
И видна издалека
Рыжая морковка. (Слайд 2)
-Наши ребята подготовили для вас дополнительный материал о Снеговике, им хочется поделиться с вами своими знаниями. (Рассказы детей).
Ученик 1
Какой он – снеговик? По одной из легенд,
снеговики – это ангелы. Ведь снег – это дар неба. А если снеговик – это ангел,
то он может передавать Богу просьбы людей. Передавали свои просьбы так - лепили
маленького снеговичка из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое
желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет
доставлено на небеса и вскоре исполнится.
Ученик 2
18 января - Всемирный День Снеговика. Почему именно этот день? Все очень
просто и символично. Цифры 8 и 1 очень смахивают на силуэт снеговика с метлой,
поэтому их легко запомнить. Идея создания Дня Снеговика принадлежит немецкому
коллекционеру снеговиков Корнелиусу Грэтцу, в коллекции которого было около
3000 снеговиков.
Ученик 3
В России тоже празднуется День Снеговика, правда, он ещё не очень распространён. Отмечается он 28 февраля.
-Итак, ребята, я не просто так завела разговор на уроке о снеговике, ведь снеговик - не только гость нашего урока, но и главный персонаж произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
3. Постановка учебной задачи.
- Откройте по закладке учебные хрестоматии на стр.89
-Прочитайте, кто написал это произведение?
-А мы знакомы с этим писателем?
-Прочитайте название.
-Что может связывать нашего гостя и название?
-сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
-Что мы будем делать?
- Прочитаем
-Подумаем
-Сделаем выводы
-Зная тему, зная цели, давайте составим план нашего урока. В этом вам помогут
условные знаки. (Выходит ученик к доске и составляет план работы над произведением.)
1. Познакомимся с произведением.
2. Моделирование. (Определить жанр и тему прочитанного произведения)
3. Работа над произведением. Творческое задание.
4. Вывод (что узнали нового).
4. Усвоение новых знаний и проверка понимания изученного: знакомство с текстом произведения, анализ содержания.
Первичное слушание произведения (включаю аудиозапись) (Слайд 8)
-Ребята, а вам интересно, что будет дальше? (читают дети)
Первичная беседа
– Ребята, понравилось ли вам произведение? Чем?(Ответы детей)
Моделирование:
– Переходим к следующему пункту плана это моделирование.
-Ребята, а теперь положите перед собой листы и смоделируйте обложку книги.
-Итак, проверяем!
-Определите жанр произведения (сказка)
-Докажите, что это сказка.
-Как вы показали на модели, что это сказка?
-О ком сказка, которую вы слушали? (о животных и детях)
-Как вы показали это на модели?
-Если есть автор, то какая сказка это? (Авторская)
- Название сказки приклеили внизу.
Итак, сравните с образцом.
Вывод : Итак произведение послушали, обложку смоделировали, Выполнили первый и второй пункты плана? + +
5. Первичное закрепление во внешней речи.
-Чему нас учит эта сказка? (сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, преданными и смелыми).
-А какие ещё были герои? (на доске картинки животных)
Схематический план (развитие сюжета).
− Новогодний праздник связан с ёлкой – лесной красавицей. Как ёлка оказалась во дворе у ребят?
Рассказывание по плану.
6. Творческая работа. Работа в группах.
Сейчас я каждой группе на парту положу игрушку – героя из сказки Сутеева. Каждой группе нужно обсудить поступки данного героя и найти у него хороший и плохой поступок. Чему бы вы хотели научиться у этого героя, а каких поступков никогда бы сами не совершали и другим не советовали?
Каждая группа называет хорошие и плохие поступки доставшейся им игрушки – героя сказки.
Герой сказки |
Хорошее |
Плохое |
1 группа Снеговик |
Готов помочь ребятам достать елку к новому году, он решительный, храбрый, выполнил свое обещание, не подвел друзей, не побоялся трудностей |
Волновался, торопился, шел не теми дорогами, рассыпался от этого |
2 группа Щенок Бобик |
Помог другу, спугнул лису, чем выручил зайца. Очень переживал, плакал от того, что потерял друга. Не побоялся идти со снеговиком вечером в дремучий лес. |
Бросил друга, когда побежал за зайцем, напугал зайца |
3 группа Заяц |
Успокоили Бобика, помогли собрать снеговика |
Трусишка, побоялся щенка, немного нагрубил щенку, когда он плакал, сказал: «Так тебе и надо» |
4 группа Белки |
Помогали зайцам собирать снеговика, лапками похлопывали, хвостиками обмахивали, отвели снеговика с Бобиком к медведю, помогли разбудить медведя. |
|
5 группа Медведь |
Проснулся зимой ради того, чтобы помочь снеговику и щенку, отвел их к Деду Морозу, помогал снеговику, когда он за пень зацеплялся, с горки скатывался, заступились перед Дедом Морозом за снеговика и щенка. |
Без письма не хотел вести друзей к Деду Морозу, заревел. |
6 группа Сорока |
Помогла вернуть письмо к деду Морозу |
Любопытная, полетела за Лисой и волком сначала |
7 группа Лиса |
Больше не стала мешать снеговику и щенку, мстить им и пакостничать |
Гоняла зайца по лесу, злая, украла письмо, не захотела делиться с волком. |
Подумайте:
-А смог бы снеговик в одиночку доставить письмо Деду Морозу?
-Можно ли их назвать друзьями? Почему?
(Благодаря своим друзьям, их помощи, снеговик смог выполнить просьбу детей.)
7. Итог урока. Рефлексия
-Назовите автора произведения
-Назовите главного героя
-Предложите своё окончание этой сказки (инсценировка)
-Итак, с каким произведением познакомились?
-Выполнили намеченные цели?
-Справились со всеми заданиями по плану?
-Тогда можно сказать, что мы с вами молодцы!
-Скажите, кому было трудно?
-А кому – легко?
-Урок закончен! Всем спасибо!
Подготовила: Гасанова Р.А.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.