"Кодекс чести купцов Хусаиновых"
Оценка 4.8

"Кодекс чести купцов Хусаиновых"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
другое
11 кл
10.03.2023
"Кодекс чести купцов Хусаиновых"
В данной работе рассматривается благотворительная деятельность оренбургских купцов Хусаиновых
эссе-Никита.docx

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

 

 

Конкурс эссе школьников и студентов

номинация

«Меценантство и благотворительность в истории России»

 

Тема работы:

«Кодекс чести купцов Хусаиновых»

 

 

 

 

 

Подготовил:

Мезенцев Никита Сергеевич

учащийся Университетский  колледж ОГУ

21ОСАТП-3

Руководитель:

педагог дополнительного образования

МАУДО «МЦДОД»

Ермизина Галина Ивановна

 

                                                                    

 

 

 

 

г. Оренбург

2023г

           

 

Кодекс чести купцов Хусаиновых

Люди нашей страны имеют чуткую душу и отзывчивое сердце. Будучи по природе своей сострадательными и милосердными, они всегда были склонны к благотворительности. Даже в языческие времена наши предки безвозмездно заботились о своих старых и больных близких.

Благотворительность - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Благотворительностью  богатые люди занимались издавна.

Однако символом благотворительности  стал приближенный императора Августа, древнеримский государственный деятель Гай Цильний Меценат. Меценат покровительствовал лучшим поэтам своего времени – Горацию, Вергилию, Проперцию. Он и сам пы­тался заниматься искусством, но художественный уровень его произведений был не очень высоким. А вот поддержка и всяческое способствование развитию талантов сделало имя Мецената нарицательным.

Отсюда благотворительность стали называть меценатством, а людей, которые занимались благотворительностью, меценатами.

История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам.

Почему же люди становятся меценатами?

Конечно же, не потому, что им некуда девать свое богатство. И в прошлом, и в настоящем не все богатые люди становились меценатами, потому что    поделиться с ближним  — не всякому по силам.

Но они были.  Эти люди принимали чужую беду близко к сердцу и не могли не откликнуться на зов о помощи.

Вся история развития меценатства в России подтверждает, что его представителям был присущ истинный патриотизм и милосердие. Характерное для россиян милосердие тесно связано с чувством глубокой религиозности, духом соборности, которые проявились в поддержке отечественной культуры в целом и так же отдельных представителей  от искусства.

Русское меценатство — это соединение  экономики с просвещением. Именно пожертвования промышленников и  купечества способствовали развитию искусства и науки, росту культурного, образовательного уровня общества. Русское дворянство  и купечество  стали подлинными хранителями традиционной национальной народной культуры. 

Природная щедрость, «широта души» стимулировали тот «чисто русский размах», которым отличалось отечественное меценатство.

Благотворительность была необходимым условием нравственного здоровья нации.

Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты…

 Чтобы подробно рассказать обо всех, нужен формат не статьи, а целой книги и наверное  не одной.

Хочется  остановиться только на некоторых именах, которые навечно вписаны в историю Оренбургского края.

Оренбург на рубеже  18-19 века  был крупным торговым центром и связывал рынки Европы и Азии. Так же он был славен своим купечеством

Благотворительность в Оренбурге, развивалась в общероссийских традициях . 

Оренбургские меценаты-купцы   добровольно жертвовали личные денежные средства и порой целое свое состояние на построение общественных сооружений (храмов, больниц, учебных заведений), и поддержку специалистов культуры и искусства.

Остановимся  на одном ярком примере купеческого меценатства в нашем  оренбургском крае.

Это братья Хусаиновы – Ахмед, Махмуд и Абдулгани. Они были самыми успешными из всех местных купцов. Оборот их торговли достигал четырех миллионов рублей!

Целый квартал в Оренбурге напоминает горожанам о купцах Хусаиновых.

В него  входило бывшее медресе Хусаиния, шестая соборная мечеть, дома для преподавателей медресе и хозяйственные постройки, ограниченный Малоторговым переулком и улицами Кирова, Кобозева и Бурзянцева. И все это дело рук братьев Хусаиновых.

Хусаиновы были  щедрыми благотворителями. Братья возвели десятки мечетей в различных губерниях России. В Оренбургской губернии они открыли  на свои средства и содержали около 100 мужских и более 20 женских «новометодных» учебных заведений для мусульман.

С именем Хусаиновых была связана организация в Оренбурге товарищества печатного дела «Каримов, Хусаинов и Ко», Оренбургского мусульманского музыкально-драматического общества. Хусаиновы выступили одними из учредителей Общества скорой медицинской помощи в Оренбурге. Купцы планировали открыть «Восточное коммерческое собрание в Оренбурге» - место общения мусульманской интеллигенции и деловых кругов, элитарный клуб и культурный центр.

Так же стоит упомянуть и о даровой  столовой, которую  открыл известный в Оренбурге купец первой гильдии А.Г.Хусаинов.

Хроникёр «Оренбургского листка» в начале 1892 года извещал:

 «Ещё одна столовая с 1 февраля открыта для татар и вообще для мусульман на тысячу бедняков средствами купца Ахмета Галиевича Хусаинова, известного здесь благотворителя среди мусульман.

 До 1 февраля магометане обедали в столовых вместе с христианами, а теперь в нанятом  двухэтажном доме, где была гостиница «Москва» и имеет ту особенность, что верхний её этаж приспособлен под богадельню для калек, безродных и бесприютных, тут же совершающих и молитвы  свои, как в мечети. Столовой заведует брат учредителя Махмуд Галиевич Хусаинов».

Купцы Хусаиновы построили и содержали десятки каменных мечетей со школами при них.

На протяжении всей жизни братья Хусаиновы активно участвовали в общественной жизни, как родного им Оренбургского края, так и тех регионов, на территории которых они проживали.

Об этих достойных людях написаны книги: «Край Оренбургский. Праведной дорогой ислама» (Оренбург, 2007), «Ахмед Бай» Р.И. Фахретдина

(Оренбург, 1997), «Лица во времени» Н. Ермашовой (Оренбург, 2014). 

Братья Хусаиновы стали олицетворением уникального опыта социального лидерства татарской буржуазии в деле изменения традиционного уклада жизни татарского общества.

Так что же это за особенный кодекс чести купцов  Хусаиновых?

Почему они вошли на века в историю нашего края?

В чем же отличительная особенность их купеческой деятельности ?

Существовал своеобразный кодекс чести купца- коммерсанта, включавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, стремление честно и добросовестно служить своему делу.

Репутация купца в деловом мире ценилась очень высоко, а их благотворительность не знала границ.

Но обратимся к народной  поговорке, которая гласит :  «Продешевил — так не купец». 

Как к этому относиться? Это скупость или бережливость? Не будем спешить с ответом. А просто обратимся опять к историческим данным.

Приведу пример из жизни оренбургского  купца Ахмеда Галиевича Хусаинова. Какой же он был человек  Ахмед Хусаинов?

Ахмеду Хусаинову были присущи черты, характерные для коммерсантов и промышленников, а так же неимоверное трудолюбие, личный талант и упорство, что и помогало ему  добиваться невероятных результатов в своих  коммерческих делах.

Известная исследовательница оренбургского купечества М. Рахимкулова писала по этому поводу: «По рассказам современников, Ахмед-бай в торговых делах был чрезвычайно неуступчив, но в платежах честен.  Старался выгадать хотя бы копейку; для своих столовых и харчевен. И когда приглашаемые замечали, что от их посещения Ахмед-бай получит лишь копейку прибыли, он говорил, что самая надежная прибыль приходит по копейке».

Ахмед Хусаинов, проведший молодость за тяжелым трудом мелкого торговца, промышлявшего продажей саманных кирпичей, шкурок сусликов, за что навсегда получил прозвище Суслик, хорошо знал цену трудовым деньгам. Поэтому его, уже преуспевающего купца, владевшего значительной недвижимостью в различных городах империи, отличала удивительная бережливость и скромность. Он одевался как простой крестьянин, ездил в вагонах четвертого класса или на дешевых пароходах, при этом никогда не пользовался ресторанами, возя с собой нехитрую снедь в обычном холщовом мешке. Миллионер экономил даже на почтовых марках, отправляя корреспонденцию с нарочными. Он всегда говорил: «Копейка рубль бережет».

Но что же являлось для Хусаиновых  главным в своей купеческой деятельности?

Вот один случай, который позволит понять  их  кодекс  чести.

Остался в памяти народной  и другой брат , Махмуд  Хусаинов,  тем, что наказал чванливых и хитрых немцев.

Рассказывают такую историю. Продал он как-то в Германию крупную партию шерсти, а немцы решили его надуть, заявив, что не рассчитаются с ним, пока он не оплатит стоимость доставки.

Хусаинов поехал в Германию, нанял рабочих, всю шерсть свезли в овраг, где она была сожжена. Толпы прибежали смотреть на «безумного азиата». Покупатели тоже посмеялись и через какое-то время послали своих агентов в Монголию, Сибирь, Китай, Среднюю Азию, чтобы приобрести шерсть напрямую. И услышали там: «Хусаиновы закупили всю шерсть на год вперёд».

Это они сделали ещё перед поездкой Махмуда в Германию.

Немецкие купцы проиграли подчистую! Их поджимали контракты с суконными фабрикантами, и приходилось платить огромные неустойки. Им ничего не оставалось делать, как пойти к Хусаиновым на поклон и больше никогда не пытаться их обманывать…

Он поступил как настоящий патриот своей страны. Нельзя к русским купцам так относиться.

Торговля с Россией должна быть честной и открытой и без всякой корысти.

Разве можно назвать этого человека скупым и черствым?  Конечно же нет.

И я сейчас это докажу на примерах из  жизни братьев.

В 1897–1902 гг. Габдулгани  Мухаммадгалиевичем было открыто около
 100 новометодных учебных заведений, а так же свыше 20 женских школ в селах и деревнях Оренбургской губернии. Он еще финансировал женскую школу Фатимы Адгамовой.

Вот следующий   эпизод из купеческой  жизни братьев. Рассказывают, что как-то к Ахмед-баю пришел имам построенной им мечети и пожаловался на бедность и плохое внутреннее убранство храма. Купец ответил просителю прямо и недвусмысленно: «Мечеть построена — хорошо. Теперь пусть деревенские женщины соткут паласы, ковры, кошмы и украсят мечеть изнутри. Я не такой жадный человек, чтобы только самому совершить все богоугодные дела. Ограду мечети, хазрат, поставь сам… Я боюсь того, что, если все это сделаю я один, вы придете ко мне и скажете: «Бай абзый, и молитву соверши вместо нас».

Особо следует сказать про  завещание А.Хусаинова, где  «свыше 500 000 руб. в недвижимостях и капиталах было отписано на различного рода дела просвещения и благотворительности среди магометан» (ГАОО. Ф.10. Оп.4. Д.420. Л.61). Для выполнения всех этих условий духовного завещания А.Хусаинова и ведения дел было предписано создать Попечительский совет, в который должны были войти 12 человек (ГАОО. Ф.10. Оп.4. Д.420. Л.62 об.; Фәхретдин, 1911, б. 44 һ.б.).

По своим масштабам, размерам оставленных капиталов и широте финансируемых направлений завещание А.Хусаинова стало уникальным яв-лением для мира татар-мусульман России.

         Так неграмотный татарский торговец заложил прочную основу для новой национальной школы, дал путевку в жизнь десяткам талантливых мусульманских юношей, составивших впоследствии гордость и славу нашей культуры.

В истории  оренбургского народа навсегда останутся имена братьев Хусаиновых, как богатейших предпринимателей и выдающихся меценатов.

В наши дни благотворительность и волонтерское движение стали не только актуальным и масштабным проявлением бескорыстной помощи, но и внутренней потребностью каждого человека, неравнодушного и чуткого к чужой боли.

Творить добро- это благое дело.

Я считаю, что среди современных успешных и богатых россиян найдутся продолжатели   исконно русских традиций купеческого меценатства, потому что  необходимо сохранять и приумножать культурное

наследие прошлого, чтобы оставить своим потомкам наше видение мира и культурное наследие , как это сделали поистине выдающиеся просветители – братья Хусаиновы.

 

Литература:

1. Р.Р. Шайдуллина

«Об общественной деятельности братьев Ахмета, Габдулгани и Махмута Хусаиновых (к 180-летию Ахмета Хусаинова)»

2. М. И. Роднов

«Предпринимательская элита Оренбурга на рубеже 1880—1890-х годов»

 Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального

исследовательского центра РАН, Уфа, Россия.

Интернет-источники:

1.https://realnoevremya.ru/articles/116798-zhizn-dorevolyucionnogo-tatarskogo-bogacha-ahmed-baya-husainova

2.http://www.islam-portal.ru/novosti/104/5023/

3.https://inde.io/article/2064-dom-s-istoriey-kak-zhivetsya-v-osobnyake-kuptsa-husainova-na-beregu-kabana

4.https://infourok.ru/blagotvoritelya-deyatelnost-orenburgskogo-kupechestva-v-xix-veke-5682588.html

5.https://orenhistory.ru/kupechestvo


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Многопрофильный центр дополнительного образования детей»

Кодекс чести купцов Хусаиновых

Кодекс чести купцов Хусаиновых

Природная щедрость, « широта души » стимулировали тот « чисто русский размах », которым отличалось отечественное меценатство

Природная щедрость, « широта души » стимулировали тот « чисто русский размах », которым отличалось отечественное меценатство

Оренбурге» - место общения мусульманской интеллигенции и деловых кругов, элитарный клуб и культурный центр

Оренбурге» - место общения мусульманской интеллигенции и деловых кругов, элитарный клуб и культурный центр

Ахмеду Хусаинову были присущи черты, характерные для коммерсантов и промышленников, а так же неимоверное трудолюбие, личный талант и упорство, что и помогало ему добиваться невероятных…

Ахмеду Хусаинову были присущи черты, характерные для коммерсантов и промышленников, а так же неимоверное трудолюбие, личный талант и упорство, что и помогало ему добиваться невероятных…

Хусаиновым на поклон и больше никогда не пытаться их обманывать…

Хусаиновым на поклон и больше никогда не пытаться их обманывать…

Творить добро- это благое дело

Творить добро- это благое дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2023