Конспект урока по окружающему миру в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Тема: Когда появилась одежда?
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формировать представления учащихся об истории появления одежды, познакомить с разнообразием современной одежды, её назначением (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, национальная).
Формирование УУД: Познавательные: умение прослеживать историю появления одежды и развития моды; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, презентация на тему: «Когда появилась одежда?», картинки с изображением людей в различной одежде, кроссворд.
Литература: учебник «Окружающий мир» А. А. Плешаков, 2 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.И. Дмитриева, Т.В. Максимова, интернет ресурсы
Оформление доски
|
Число. Когда появилась одежда?
|
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы и методы работы |
Формирование УУД |
||||||
1. Организационный момент (3 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки; |
- Встали красиво, выровнялись. Садитесь. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
- Ребята, какое у вас сейчас настроение? Покажите мне на ваших смайликах. - Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока. |
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
|
Фронтальная работа с классом
|
Личностные: Самоопределение (мотивация учения) |
||||||
2. Актуализация знаний (5 мин) Цель: - актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
|
- На прошлом уроке мы с вами говорили о птицах. Вспомните, на какие две группы можно разделить всех птиц.
- Каких птиц называют зимующими?
- Каких – перелётными?
- Каких перелётных птиц вы знаете?
- Какие птицы зимуют в наших краях?
- Легко ли этим птицам зимой? - Почему?
- Как вы можете помочь зимующим птицам?
- Молодцы, ребята! Теперь давайте разгадаем кроссворд. 1. Как называются птицы, которые осенью улетают на юг, а весной возвращаются на родину?
2. Какая из этих птиц зимует в наших краях? 3. В каком районе Земли круглый год жарко? 4. Чем питаются белые медведи?
5. Какие из этих животных не живут в жарких странах?
6. Животные, тело которых покрыто перьями? 7.Уменьшенная модель Земли?
- Молодцы! |
- Все птицы делятся на зимующих и перелётных. - Зимующие – птицы, которые не улетают в тёплые страны, а остаются зимовать у нас. - Перелётные – птицы, которые улетают в тёплые страны. - Перелётные птицы - ласточка, соловей, скворец, журавль. Дятел, сова, воробей, синица, галка. - Нет, зимующим птицам трудно пережить зиму, так как очень холодно и приходится искать пищу. - Зимующим птицам можно помочь, построив кормушки.
- Птицы, которые летают на юг и весной возвращаются называются перелётными. - В наших краях зимует дятел. - Круглый год жарко в саванне. - Белые медведи питаются рыбой. - Не живут в жарких странах слоны, медведи, зебры, крокодилы. - У птицы тело покрыто перьями. - Уменьшенная модель Земли – глобус. |
Фронтальная беседа
Игровой метод Кроссворд на доске
Фронтальная работа
|
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. |
||||||
3. Постановка учебной задачи (4 мин) Цель: - постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения; - уточнение и согласование темы урока; - определение средства (алгоритм); - формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
|
- Скажите, а кто же сегодня снова пришел к нам на урок за знаниями? - Он, как всегда принёс нам загадки. 1. Дождик льётся не на шутку, Надевают дети…
2. Если мёрзнут даже зубы, Значит, надевайте…
3. Мы зимою по привычке Надеваем… - Молодцы, ребята! - Назовите эти предметы, одним словом.
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- А Мудрая Черепаха опять приготовила вопрос, в котором и подсказала вам тему урока. Прочитайте тему сегодняшнего урока.
Прочитайте, какие учебные задачи мы будем выполнять. 1. Узнаем, когда появилась одежда и как она менялась с течением времени. 2. Научимся подбирать для каждого случая подходящую одежду. - Ребята, давайте попробуем заполнить таблицу:
- Что вы уже знаете на тему «Когда появилась одежда?» - Что бы вы хотели узнать? - Я надеюсь, что в течение урока мы ответим на все интересующие вас вопросы. |
- Сегодня к нам снова пришёл Муравьишка Вопросик.
- куртку
- шубы
- рукавички
Все эти предметы можно назвать одеждой. - На данном уроке мы будем говорить об одежде.
- Учащиеся читают тему урока на доске На доске открывается тема урока
Учащиеся читают задачи, которые будут решаться на уроке. Учебные задачи на доске Организация постановки цели урока детьми. Таблица на доске и у каждого ребенка Совместное заполнение 1 и 2 столбиков таблицы
|
Фронтальная работа
Разгадывание загадок
Формулировка темы урока детьми.
Фронтальная работа |
Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно). Планирование (определение последовательности промежуточных целей). Прогнозирование. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
|
||||||
4 этап. Изучение нового знания (10 мин)
Цель: - реализация построенного проекта в соответствии с планом; - фиксация нового способа действия в речи; - фиксация преодоления затруднения; - уточнение общего характера нового знания;
|
- Совсем недавно вы были совсем маленькие. Закройте глаза и представьте, что вы только что родились. Вы крошечные малыши. Какая же на вас будет одежда? - Через некоторое время вы стали подрастать. Какая теперь нужна одежда?
- Но малыши растут не по дням, а по часам! Какая одежда совсем скоро понадобится? - Вот как меняется одежда одного человека за короткое время.
- Сегодня мы попробуем заглянуть в прошлое и узнать историю одежды. - Рассмотрите рисунки на стр. 20. Что объединяет всю эту одежду? Правильно, это одежда из прошлого. - Как вы думаете, какая одежда появилась самой первой, и из чего она была сделана?
- Почему люди делали одежду из шкур? - Шло время, и люди научились делать ткань. - Давайте посмотрим, из чего состоит ткань? Ткань состоит из нитей. Посмотрим на ткани сквозь увеличительное стекло: всюду переплетены нити. - А кто же переплел эти нити. Это сделал ткацкий станок. - Да, ткань появилась в более позднее время. Посмотрите на человека, обёрнутого в кусок ткани. - Кто так одевался? - Эту одежду делали из большого прямоугольного куска ткани, который искусно оборачивали вокруг тела, а на одном плече (а иногда и на двух) закрепляли брошью или просто завязывали узлом. -Легко ли было вам так одеться, как одевались древние греки? - Почему? - Правильно, потому что, мы с вами привыкли к современной одежде.
- Рассмотрите остальные фигуры людей. Как выглядела одежда женщин и девочек в прошлые времена?
- Одеваются ли современные мужчины так, как одеты мужчины на рисунках? - Менялись времена, менялась и одежда. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Но во все времена одежда подчёркивала достоинства человека, его красоту. Про одежду все понятно, а что же носили на ногах? - В XX на Руси люди носили лапти, они сплетены из лыко – это природный материал для плетения, который использовался нашими предками для плетения (часть коры молодых лиственных деревьев). Определение назначения одежды - Посмотрите, а во что одет Муравьишка?
- Кто из людей на рисунке в учебнике имеет одежду для защиты в бою?
- Из чего делали такую одежду?
- Почему?
- А какая одежда на Мудрой Черепахе?
- Всегда ли мы одеваемся одинаково?
- Какая одежда нужна нам для разных случаев? - По одежде можно узнать, где живёт человек, кем работает. Для каждого случая нужна определённая одежда. |
- Мы будем закутаны в пеленку.
-Теперь нам будут нужны ползунки и рубашечка
- Когда мы подрастаем нам нужны рубашки, брюки, платья, футболки.
- Вся эта одежда из прошлых времён. -Самая первая - Вся первая одежда была из шкур животных. - У человека не было другого материала, чтобы делать одежду.
- Всё это сделал человек
- Так одевался самый первый человек.
Ответы учащихся
- Пышные платья с широкими юбками, кокошники на голове, русские женщины ходили в сарафанах. Ответы учащихся
На доске открываются костюмы XIX века
- Муравьишка идёт в доспехи рыцаря. - Для защиты в бою одежду имеют мужчины. - Такую одежду делали из металла. - Она предназначалась для защиты. - На Мудрой Черепахе современная, спасающая от дождя одежда. - Мы одеваемся всегда по-разному в зависимости от случая.
Ответы учащихся
|
Рассказ учителя
Знакомство с историей одежды
На доске появляется картинка первобытного человека Наглядный метод
Наглядный метод Жители Древней Греции. Открывается рисунок древнего грека
Работа с учебником
Беседа
Работа с учебником |
Регулятивные УУД: Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
||||||
5. Физ. минутка. (2 мин) |
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу. Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем. И ножками потопаем, потопаем, потопаем. Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся. И навсегда подружимся, подружимся, подружимся. |
Учащиеся повторяют движения за учителем |
|
|
||||||
6. Первичное закрепление (5 мин) Цель: - организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы; |
- Теперь, ребята, давайте с вами составим таблицу. Вам необходимо на против каждой графы написать пример того вида одежды, который указан. Виды одежды: 1. Деловая 2. Спортивная 3. Специальная 4. Домашняя 5. Праздничная 6. Национальная - Для этого вам необходимо отгадать загадки о видах одежды: 1. Рукава длинней чем руки, Значит, вы надели… 2. Ноги в них быстры и ловки, То спортивные … 3. Победит огонь коварный 4. Всегда шагаем мы вдвоём, 5. У меня они все разные: Ситцевые и атласные, И для дома, и для сада, Для театра, и парада, Для зимы есть и для лета Так во что же я одета?... 6. Как называются костюмы, представляющие какую-либо национальность? |
Учащиеся составляют таблицы Виды одежды: 1. Деловая - брюки 2. Спортивная - кроссовки 3. Специальная - пожарный 4. Домашняя - тапочки 5. Праздничная - платье 6. Национальная - кимоно
- брюки
- кроссовки
- пожарный
- тапочки
- платье
- национальный |
Индивидуальная работа |
Регулятивные УУД: Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе (10 мин) Цель: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы; - организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;
|
- Сейчас, ребята, откроем тетради на странице 15 и выполним задание №1). - Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задание. - В каких районах Земли живут люди, изображённые на первой картинке?
- Почему вы так решили? - Что вы скажете о других картинках?
- Молодцы, ребята, теперь откройте страницу 16 задание №2 - Посмотрите на картинки и подумайте, кто хозяин этих костюмов. Соедините линиями рисунки и названия профессий. - Молодцы, ребята. - Подумайте, а стоит ли одежду беречь? - Как нужно ухаживать за своей одеждой?
- Ребята, теперь давайте с вами заполним третий столбик в нашей таблице. Итак, что же вы узнали на сегодняшнем уроке. |
- На первой картине люди живут в районе Северного Ледовитого океана или Антарктиде. ответы учащихся - На других картинках люди живут в теплых районах (Саванна, тропический лес)
Врач Водолаз Клоун
- Одежду нужно беречь: гладить, стирать, бережно носить и так далее.
Заполняется третий столбик |
Работа в парах
Практическая работа в тетрадях
Беседа о бережливом отношении к одежде
|
Регулятивные УУД: Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном) Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона) |
||||||
8 этап. Подведение итогов (рефлексия учебной деятельности) (6 мин) Цель: - фиксация нового содержания, изученного на уроке; - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
|
- Итак, ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель ставили на уроке? - Достигли ли цели? Преодолели ли возникшее затруднение? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке? знаю Я хотел узнать Узнал и научился - Ребята, у вас у каждого на парте есть шкалы, вам нужно поставить плюсик в соответствии с вашей работой сегодня на уроке. Если вы всё поняли и не испытывали никаких трудностей при выполнении заданий, то ставите плюсик в самом верху. Если вы что-то недопоняли, и выполнение заданий было для вас несколько затруднительным, то плюсик ставьте в середине шкалы. Если же вы совсем ничего не поняли, и выполнение заданий было для вас тяжелым, то ставьте плюсик в самом низу шкалы. - Вы очень хорошо поработали, все молодцы! - Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах. - Спасибо за работу на уроке! |
- Сегодня на уроке мы узнали, когда появилась одежда. - Узнать, когда появилась одежда и виды одежды. Ответы учащихся
Учащиеся показывают с помощью смайликов своё настроение. |
Фронтальный опрос |
РегулятивныеУУД: Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном). Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения) |
Учитель:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.