коллекционирование как средство развития познавательной активности детей (из опыта работы)

  • docx
  • 10.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала колекционирование.docx

 

 

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Снегирек»

г. Белоярский»

 

 

http://www.biblio-klin.ru/uploads/posts/2015-07/1437389868_image00001.jpg

Коллекционирование

как средство развития познавательной активности детей

(Из опыта работы)

 

 

 

                  Воспитатель

                                                       первой квалификационной категории

                                                  Филипповой Натальи Валентиновны

 

                                                                      2014год

 

                                     Пояснительная записка

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможностиребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Важным для личности образованием выступает познавательный интерес, который, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой:

·        избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира;

·        стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

·        мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

·        особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру.

Занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, психологи выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Постниковой П.К., Сорокиной А.И., Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Не менее важным является взаимосвязь между познавательной активностью и познавательной деятельностью детей.

Анализ психолого-педагогических исследований проблемы формирования у детей познавательного отношения к окружающему позволяет говорить о том, что это понятие включает в себя деятельностный компонент.

M.H. Лисина и А.М. Матюшкин разделяют точку зрения, что познавательная активность есть состояние готовности к познавательной деятельности, то состояние которое предшествует деятельности и порождает ее.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

                                       во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».

                                      во-вторых, есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые. Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

                                       в-третьих, коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знании, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

 

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование - одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

И чего только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману.

Дошкольники тоже способны создавать коллекции. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, фантики от конфет, тачки и т.д. Современные дети, тоже собирают коллекции. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое, поддавшись на очередной рекламный трюк производителей товаров. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждого ребенка, отыщется сумочка или коробочка, с ненужным на наш взгляд, хламом: тряпочками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками крышечками, фантиками. Для ребенка по самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство можетперерасти в увлекательное и полезное занятие - коллекционирование - полезное увлечение.

Особенность и новизна данного пособия заключается:

- в отсутствие специализированной литературы по методики работы с коллекциями в ДОУ;

- в направленности коллекционирования на развитие ключевых компетентностей дошкольников:   информационная, деятельностная, коммуникативная,социальная;

- в соответствии принципу интеграции, то есть связь различными образовательными областями;

- в соответствии основным требованиям ФГТ и ФГ'ОС;

- в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

- в направленности разработки на новые образовательные результаты:

-  инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

-  способность к принятию и реализации собственных решений;

Направленность разработки: развивающая

Цель: способствовать формированию познавательной активности (интерес и деятельность) через создание мини-коллекций.

Задачи:

                                       способствовать проявлению избирательных интересов:

                                       развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

                                       прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала

                                       расширять кругозор ребенка;

                                       формировать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;

                                       формировать умение классифицировать, группировать, обобщать:

                                        активизировать речетворчество в процессе придумывания рассказов и сказок;

                                       активизировать участие родителей в образовательном процессе;

Ожидаемые результаты:

                                                   Сформированность ключевых компетентностей детей: социальной, деятельностной, коммуникативной и информационной;

                                                Сформированное представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций;

                                                 Проявление у детей активности, инициативности, раскрепощенности;

                                                 Проявление творческих способностей в различных видах детской деятельности.

                                                Включенность родителей в образовательный процесс (по создании и

презентации коллекций детей);

·                        Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса;

 

                                   Содержательная часть

Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми.

Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют  следующие группы коллекций:

·        Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временнойвыставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиции, объединение поколений.

·        Индивидуальные - детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.

·        Временные - по коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Что нам осень подарила», «Что зима нам принесла», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно-прикладного искусства.

·        Длительные- это «интерактивные» коллекции, экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и даже при большом желании можно взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. Это могут быть коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д.

 

                     Рекомендации к размещению коллекций

- группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции;

- целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, аобъектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать,экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размешать коллекциитак, чтобы они были доступны детям;

- коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид;

- все объекты должны быть систематизированы по категориям;

 

Этапы работы с коллекцией

Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап - подготовительный:

·        накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;

·        индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;

2 этап - основной:

·        побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

·        чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;

·        включение коллекций  в организацию совместной    деятельности с

·        детьми;

·        работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.

3 этап - заключительный:

·        организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;

·        презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом;

 

Выбор тем коллекций, последовательность и сроки их реализации не регламентируются. Педагог планирует деятельность в зависимости от:

- интересов и потребностей детей;

- возрастных и индивидуальных возможностей детей;

- собственных желаний и возможностей;

- тем реализации образовательной программы;

Вариантов тем коллекций бесчисленное множество, это могут быть узкие темы, например «Динозавры», «Шишки», «Мир ракушек», «Конфетные фантики» и т.д. А могут быть объемные темы: «Удивительные животные», «Богатство осени» «Что зима нам подарила» и т.д.

 

Использование коллекции в работе с детьми

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности:

·               Познавательная:

- развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация);

- развитие математических представлении - временные представления, счетные операции;

- ознакомление с окружающим миром - расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций;

·                   Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры;

·                   Продуктивная - реализация различных детских проектов (индивидуальный, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций;

·                   Коммуникативная - тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

·                   Трудовая - при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд;

·                   Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу;

·                   Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.)

 

Возможные формы работы с детьми:

- Групповая (фронтальная);

- Подгрупповая (небольшими группами по интересам);

         - Индивидуальная;

Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться:

- в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время)

- в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, занятия, проекты)

- в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды)

 

Роль педагога:

Использование коллекционирования в образовательной деятельности не является обязательным для педагога с точки зрения каких-либо норм, но дает возможность для внесения разнообразия в свою деятельность, педагогического творчества и построения интересной и насыщенной деятельности с детьми. И если педагог выбирает эту технологию для работы, то, прежде всего:

- он должен быть искренне заинтересован и увлечен такой деятельностью;

- максимально предоставлять детям возможности справиться самому, оказание помощи только по необходимости или соблюдение принципа «Дай мне возможность сделать это самому»;

- безоценочно подходить к детскому результату;

Роль педагога также изменяется в зависимости от этапа работы с коллекцией, поставленных задач и возможностей детей. Педагог может выступать как:

- организатор

- источник информации

- партнёр по деятельности

 

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тематический план

Темы коллекций

Работа с родителями

Продуктивная деятельность деятельности

«Пуговичка»

Анкетирование родителей по внедрению новой формы работы.

Сбор и пополнение копилки. Помощь в проектной деятельности.

Учатся классифицировать пуговицы по разным | признакам.

Тренинги: «Подбираем по цвету», «Опиши по признакам». Морфологическая таблица. Создание шкатулок к празднику мам.

С.И. «Ателье»

Рисуем пуговицами картины.

Проектная деятельность

«На дне морском»

(камни)

Подбор материала.

 

Реклама мероприятия для родителей (мотивация на активное сотрудничество). Оформление фотовыставки для родителей «Маленькие коллекционеры »

 

На прогулке раскопки в песочнице. Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства). Развиваем интерес к камням, умение обследовать и экспериментировать. Конструирование по замыслу из ракушек: Д/игра «Что лишнее», «На дне», «Чудеса, да и только...».Чтение художественной литературы А. Гайдара “Чук и Гек”,

Лепка «Ракушечный ежик». Моделирование из ракушек с использованием материалов других коллекций:

Оформление сухого аквариума, поделки детей.

Проектная деятельность.

Работа в мини-лаборатории простейшие опыты

«Собака – друг человека»

Знакомство с историей разных парод собак. Пополнение фотографий Сочинение творческих рассказов о питомцах;

 

Экскурсии: «Наш друг - собака», «Они такие разные» (породы собак)

беседы о правильном содержании собак

Интегрированные занятия

Работа по «Системному оператору» Ребусы. Конкурсы КВН

«Конфетные фантики»

Изготовление поделок, оформление выставки Информационный лист «Знаю ли я своего ребёнка?».

Фотосессия «Наши коллекции».

С И. «Мастерицы»

Игры «Найди половинку», « Выложи так же», «Разноцветный дождик». Выложи такой же рисунок. «Заплатка». «Опиши свой фантик» Конструирование из фантиков «Подарок маме» «Декоративный коллаж», (аппликация). «Салфетки для мамы» (фантики, бумага). «Корона для мамы» (фантики, картон).

«Бусы из фантиков»

«Киндер -  сюрприз»

Самостоятельный поиск с детьми интересующейинформации в коллекции;

Консультация «По дороге домой».

Анкета для родителей

С И. «Мы пришли в музей», « Угадай, про кого я рассказываю»

- расскажи, а я покажу;

-кого не стало;

- четвертый лишний (докажи)

«Мини- календари»

Выставка личных коллекций Систематизация коллекции Консультации: «Коллекционируйте вместе с детьми»

 

Классификация календарей по темам. Самостоятельный поиск детьми интересующей информации в коллекции.

Д/игра «Угадай по описанию».

Д/игра «Разложи по временам года»

« В мире насекомых»

Составление загадок Пополнение коллекций друг друга, обмен экспонатами

Рисование нетрадиционным способом «Бабочки», (с использованием природного материала).

Лепка «Загадочный жук». (С использованием природного материала).

«Опиши и нарисуй бабочку по

памяти».

«Кто чем питается» - упражнять в употреблении существительных в творительном падеже.

Рисование нетрадиционным способом «Бабочки», (с использованием природного материала).

Лепка «Загадочный жук» (с использованием природного материала). «Опиши и нарисуй бабочку по памяти». Игровые занятия Наблюдения на прогулке и в уголке природы Проблемные ситуации

«Природа»

Овощей и фруктов, (в виде поделок из них)

Фото - сессия

«Я - коллекционер».

 Сбор и оформление гербария. Рисуем вместе с детьми. Участие в создании коллекций.

Круглый стол с участием родителей «Мой мир увлечений»

Участие в выставке

«Сказочный урожай из Летнего сада»

Закрепляем названия овощей и фруктов. Целевые прогулки по группам «Соберем коллекцию для творчества» (сбор природного и бросового материала). Беседа на Тему: овощи- фрукты - полезные продукты.

Игры «Где что растет?» «Какого цвета, формы.», «Узнай по описанию» «Назови ласково», «Чудесный мешочек» (муляжи овощей и фруктов), «Собираем урожай.» Игровые занятия "Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”, “Узнай по описанию”, «Угадай по вкусу».Рассказ, из чего сделана поделка. Оформление гербария.

Изготовление «Фисташкового дерева».

Пополнение и оформление коллекции.

«Такие разные косточки» - сбор и систематизация косточек фруктов. Изготовление и украшение вазочек с помощью различных круп и косточек.

Выставка детских работ с использованием природного материала: «Зелёная планета». Тематическая выставка книг об овощах«Бабушкин огород».

«Книги – наши помощники»

Пополнение коллекции Встреча с интересными людьми.

Консультация «Коллекции в вашем доме»

С.и. «Библиотека». «Книжный магазин» уголок «Книжкина больница»;

Экскурсия в детскую библиотеку.

Работа с волшебником увеличение и уменьшение, экспозиция «Путешествие в прошлое»: игра-исследование «Что такое книга», игра «Путаница»; иллюстрации из литературных произведений; портреты детских писателей;

«Дерево загадок», «Системный оператор» Беседы: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги»,«Книги о природе» — и другие»

«Авто»

Выставки личных коллекций в детском саду.

Вечера интересных встреч.

Выходной день в авто городке. Оформление наглядного материала «Экспериментируем с папой».

Участие в выставке «Автомобиль будущего»

Беседы с детьми; Загадки про транспорт. Развивать интерес к машинам, умение обследовать и экспериментировать. Строительные игры. Системный оператор. Проблемные ситуации.

П.и. «Автомобили». «Красный, синий, зеленый», «Мы механики»

Экскурсии «Наш любимый город»

Посещение авто городка

Моделирование машин. Аппликация «Транспорт на улицах нашего города» Конструирование «Замечательная дорога» Творческая деятельность:Лепка «Светофор»;

конструирование «Моя улица»; аппликация +рисование «Моя Улица»

 Коммуникативная деятельность:составление рассказа «Интересный случай на дороге». Чтение художественной литературы С.Михалков «Светофор»

Я. Бесшумова «Машины»

«Солдатики»

Мотивация родителей на сотрудничество.

 Посещение музея в З школе

 Деловая игра «Коллекционирование как средство развития познавательной активности»

Чтение художественной литературы.

Знакомить детей с героическими подвигами

солдат во время боевых действий.

Рисование: «Будущие воины», «Мой папа-

солдат»

КВН «Богатыри»

Спортивные старты «Папа, мама я спортивная семья»

Мнемотаблицы по теме «Строение солдата»

«Динозавры»

Мастер класс оригами - фигурки динозавров из бумаги.

Оформление выставки детских энциклопедий

Конструирование макет доисторического мира с динозаврами.

Беседы. Знакомство с историей появления динозавров.

Чтение научной литературы.     

Просмотр     слайд -презентаций..

 

Приложение 2

 

Почему люди увлекаются коллекционированием? По мнению авторов «Американской энциклопедии, выбор хобби происходит по разным причинам, но в первую очередь - потому, что оно позволяет расслабиться и отдохнуть от повседневных хлопот. Многим людям доставляет удовольствие проводить время за рассматриванием коллекции предметов, которыми они дорожат.

 

 

Виды коллекционирования

 

 

 

Бонистика(бумажные денежные знаки)

Нумизматика (монеты, в том числе памятные)

Сигнуманистика(нашивки и шевроны)

Миллитария - коллекционирование военных предметов

Мундироведение -  коллекционирование мундиров и униформы.

Фалеристика (ордена, медали, значки)

Филобутонистика(пуговицы).

Филателия (почтовые марки)

Филокартия (почтовые открытки)

Филотаймия (карманные календарики).

Филумения(спичечные этикетки)

Библиофильство - коллекционирование книг

Перидромофилия(билеты на транспорт)

Футболофилия(билеты и программки с футбольных матчей)

Кампанофилия (коллекционирование колокольчиков)

Филофония (аудиозаписи)

 

 

 

 

Фромология (этикетки от сыра)

Гумофилия (обёртки и вкладыши от жевательной резинки)

Гелатофилия (обертки от мороженого)

Лепидоптерофилия - коллекционирование бабочек

Конхиология (морские раковины)

Фитофилия - коллекционирование комнатных растений

Кактусофилия -  коллекционирование кактусов различных видов

Плангонология (куклы)

Киндерфилия (фигурки из киндер-сюрпризов)

Барбифилия(игрушки Барби)

Легофилия (игрушки Лего)

Коноклефилия - коллекционирование брелоков для ключей

Ганофилия - коллекционирование огнестрельного оружия

Найфофилия- коллекционирование ножей

Мемомагнетика -  коллекционирование магнитов на холодильник

Вексиллология - коллекционирование флагов и знамён

Диджитабулизм - коллекционирование напёрстков

Мылофилия - коллекционирование мыла

Шандалофилия - коллекционирование свечей

Стилофилия - коллекционирование карандашей и ручек

Филоботия - коллекционирование обуви

 

 

      

                                                                                          

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru