Комбинаторика для дошкольников.
Оценка 4.7

Комбинаторика для дошкольников.

Оценка 4.7
docx
13.01.2020
Комбинаторика для дошкольников.
Комбинаторика для дошкольников.docx

Статья «Комбинаторика для дошкольников».                                    Авторы: Матросова Лариса Геннадьевна, Фролова Ирина Владимировна.

         

 

Многие согласятся, что в жизни часто возникают ситуации, когда нужно быстро найти самый эффективный способ решений той или иной проблемы. Для взрослого человека это, например, быстро выбрать оптимальный вариант обмена квартиры, найти подходящую работу, распределить правильно деньги на покупки. Ситуаций может быть очень много, и сталкиваемся мы с ними ежедневно как в быту, так и в профессиональной деятельности.

Как правило, победителем выходит тот, у кого присутствует гибкость мышления. Ребёнку, как и взрослому также постоянно приходится сталкиваться с необходимостью того или иного выбора. И здесь возникает ряд трудностей. Многие согласятся, что очень часто педагоги и родители замечают определенную скованность мышления у детей. Детям гораздо легче действовать по готовым стереотипам. Дошкольники, в большинстве случаев, воспроизводят только один способ решения мыслительной задачи, не видят других вариантов.

Конечно, невозможно подготовить ребёнка к каждой ситуации, которая может с ним произойти. Но мы хотим научить его думать гибко, нешаблонно, вариативно.

А поможет в этом развитие комбинаторных способностей уже с дошкольного возраста. Комбинаторные способности включают умение:

a)        Находить оптимальную комбинацию, отвечающую требованиям ситуации;

b)       Видеть все разнообразие вариантов, которые построены на основе всех имеющихся данных;

c)        Прогнозировать как можно более полно возможные последствия комбинаций;

Дети, у которых были плохо развиты такие способности в дошкольном возрасте, часто в школе плохо справляются с комбинаторными задачами, которых очень много в современных учебниках по математике.

Формирование гибкости мышления дошкольников напрямую зависит, от  того, с какими упражнениями организована работа с детьми.  Наибольшего внимания заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько.

Изучая труды известных педагогов и психологов, можно встретить противоречивые высказывания по вопросу развития комбинаторных способностей дошкольников.

Так, швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что находить все возможные комбинации даже небольшого числа элементов способные лишь взрослые и подростки. Однако позднее другие исследователи стали пересматривать взгляды Пиаже. Так, австралийский педагог и математик Лиин Инглиш сумел доказать: уже 6-7 летние дети могут находить все возможные комбинации нескольких элементов, если предложить им материал наглядный и понятный.  Например, фигурки медвежат, которые следует одеть в наряды разных цветов: майки, штанишки, обувь.

В основе «Адаптированной методики» по комбинаторике для дошкольников» лежит комбинирование – сочетание различных элементов в необычных комбинациях. Эта методика строится на базовой технике воображения, которая гласит о том, что если посмотреть вокруг, то вся окружающая нас предметная среда: автомобили, мебель, посуда и т.д. – это результат комбинирования формы, размера, цвета.

Исследования по развитию комбинаторных способностей детей дошкольного возраста проводит А.И. Поддьяков, доктор психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Проведя свои исследования, он пришёл к выводу, что занятия, стимулирующие комбинаторное мышление детей, можно организовать в детском саду старшего дошкольного возраста. Занятия могут проходить как в индивидуальном порядке, так и в групповой форме, чтобы дети могли соревноваться, создавая разные комбинации.

Необходимое условие для этого – наглядность. Для групповых занятий необходимо большое количество наглядности. Так как каждый предмет подбирается в нескольких разновидностях, необходимо изготовить не менее 12 каждого из них. Например, по 12 чашек жёлтого, синего, зелёного, цветов, по 12 блюдец каждого цвета, может разной формы так же по 12.

Хочется отметить, что  современные дети более развиты, они уже с двух – трехлетнего возраста обладают навыками общения с компьютерами, планшетами и другой техникой, поэтому можно пробовать проводить занятия по комбинаторике с более раннего возраста.

Только начинать надо с просто - два на два, то есть, например, брать только чашки и ложки или только чашки и блюдца и только двух цветов. Тогда количество комбинаций будет равно четырём. Для малышей важно поставить игровую задачу; «Смешарики – Нюша, Крош, Ёжик и Лосяш решили отметить свой день рождения и сделать себе подарок. Они купили чашки двух цветов и блюдца двух цветов. Нужно подарить каждому имениннику по чашке с блюдцем, но сочетание цветов не должны повторяться. Дети вполне успешно справляются с подобным заданием. Когда все усвоят новый материал, переходим к более сложному упражнению «два на три» когда чашки остаются двух цветов, а цветов блюдец стало три. Теперь полученных комбинаций будет шесть. Такие игры можно проводить не только на занятиях, но и в течение всего дня пребывания детей в саду.

Важно продолжить эту работу в школе, так как эти игры развивают логическое мышление, воображение и память детей.

Для развития логического комбинаторного мышления педагогу-дошкольнику помогут логические блоки Дьенеша. Игры с логическими блоками учат малыша не только думать, но и говорить, способствуют развитию речи. В результате дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложения в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетания однородных предметов. Такими блоками могут играть любого возраста: от самых маленьких, до первоклассников.

Итак, в результате всего сказанного можно сделать вывод, что введение в образовательный процесс комбинаторных задач учит детей рассуждать и анализировать. Ведь в жизни устойчивый успех имеет тот, кто мыслит последовательно, делает правильные выводы и действует разумно. Важно воспитывать мышление ребёнка так, чтобы он сам сумел находить нужную для него информацию. А интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске действий  , уже в дошкольном возрасте может быть привычной и естественной, если усилия воспитателей и родителей направлены на формирование у ребёнка потребности, интереса к самому процессу познания, самостоятельному поиску решения и достижению поставленной цели.

Список используемой литературы

 

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе», учебное пособие, изд. центр «Академия», М. 2007.

Мелхорн Х.Г. «Гениями не рождаются. Общество и способности человека». Книга для учителя; М. 1989

Барчан Т.А. «Комбинаторика для детей 5-7 лет». Изд. «Карапуз».

Пиаж Ж. «Избранные психологические труды Ж. Пиаже» , М. Педагогика 1969.

Комбинаторика для дошкольников.

Комбинаторика для дошкольников.

Комбинаторика для дошкольников.

Комбинаторика для дошкольников.

Комбинаторика для дошкольников.

Комбинаторика для дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020