Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "«Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных».
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "«Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
22.05.2020
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "«Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных».
Тема урока: «Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных». Цели урока: 1. Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных» 2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую зоркость. 3. Воспитательные: создать эмоциональную творческую обстановку. 4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся. Тип урока: изучение нового материала.
Открытый урок русского языка в 6 классе.docx

Открытый урок русского языка в 6 классе.

 

Тема урока: «Правописание букв Н-НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных».

Цели урока:

1.      Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы   «Правописание суффиксов прилагательных»     

2.      Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.      Воспитательные: создать  эмоциональную творческую обстановку.

4.      Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

 

    Планируемые результаты:

  • познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
  • личностные УУД:  установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
  • регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса, мультимедийная презентация, раздаточный материал, таблицы, карточки.

                                                       Содержание.

I.Оргмомент.

 - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом:

«Ученику – удача, учителю – радость! Присутствующим пожелаем хорошего настроения!»

2. Работа со словарем.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа, работа со словарем.

Перед Вами слова, правописание которых нужно запомнить. Необходимо составить словосочетания и разобрать их.

Хоккейный…, футбольный…, кухонный…, апельсиновый…, ароматный…

3.Объяснение нового материала.

-К какой части речи относятся слова, написанные на доске.

-Что мы знаем об имени прилагательном.

-Какую роль несут прилагательные в тексте.

-Перечислите известные вам способы образования имён прилагательных.

 Приставочный, суффиксальный, сложение.

 

 

         1).  Работа с текстом.

                                       Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима!

         Ночами  лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, звериными тропами.

    Пушистый иней всё вокруг делает торжественным.    Травинки превратились в белые цветы, искусственные кружева. Шишки сосен напоминают ледяные кудри великана. Берёзки кажутся таинственными призраками.

         Вечереет. Из-за леса появляется серебряный щит луны.

 

 

 

-О чём текст? Какова основная мысль текста? Какую роль играют прилагательные в тексте? (Они придают особую выразительность тексту, точность, эмоциональность).

 

2) Задание

Выписаны имена прилагательные с  –н- и –нн-

Звериные                                           лунные
ледяные                                             сонные
серебряный                                       торжественным

                                                           искусственные

                                                           таинственными

 

-В одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?

Какая тема сегодняшнего урока.

Какие задачи мы будем сегодня решать на уроке.

     - Сейчас вы будете делать открытие, найдете  закономерность правописания имен прилагательных.

 

3) Поиск решения

(дети объединяются в пары, получают карточки с материалом для наблюдений)

Задание: Проведите исследование слов и  проанализируйте их по следующей схеме.                                        

                                               +  ^   …      

Посмотрите,  от какой части речи образовалось прилагательное, при помощи какого суффикса. Сколько букв н пишется в данном суффиксе. Сделайте вывод.

 

 

1)  кожаная ….               2) гусиный…                  3) сонный….         4) клюквенный…

серебряная….               пчелиный                      законный…          информационный…

глиняный….                 журавлиная…               туманный…         искусственный… 

песчаный…                  лошадиный…                 конный…           революционный…

ледяной…                     орлиный…                        длинная…            соломенный

 

4) Вывод:                                                 Н и НН в именах прилагательных

 

 

1.ОНН, ЕНН    

2.ИН,АН,ЯН

3. С основой на Н, при помощи суффикса Н

 

5) Работа с учебником

- Давайте обратимся к учебникам и сравним свои выводы с выводами ученых.

Учебник под редакцией Ладыженской

- Что можете добавить к полученной информации?

(дети: есть ещё слова исключения.  Они заранее записаны учителем на карточках, прикрепить в таблицу)

 

6)      Формулирование окончательных выводов

- Сделайте вывод, от чего зависит выбор написания Н и НН в суффиксах прилагательных?

(ответы детей: количество н зависит от суффикса, при помощи которого это прилагательное образовалось)

 

Лебединый балет

Кожаный плащ

Глиняный горшок

Традиционный метод

Клюквенный сок

Каменный цветок

Осенний день

                                

 

4. Применение полученных знаний

- Вернемся к заданию, предложенному в начале урока, и объясним выбор написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Звериые                                          луые
ледяые                                            соые
серебряый                                      торжествеым

                                                           искусствеые

                                                           таинствеыми

5. .Физкультминутка.

 

6.Закрепление пройденного материала.

 

1)    Песча(н,нн)ый берег

2)    Стекля(н,нн)ый замок

3)    Были(н,нн)ый герой

4)    Гуси(н,нн)ые перья

5)    Деревя(н,нн)ый дом

6)    Авиацио(н,нн)ый перелёт

7)    Мужестве(н,нн)ый человек

8)    Орлиный клюв

 

 

И стоит берёза в со…ой тишине,
И горят снежинки в золотом огне.

                                            С.Есенин

 

Ты любишь ледя…ой январь,
Безветре…ую стужу зверскую.
А я – лютующий февраль,
Метель, позёмку дерзкую.

                                     С.Кирсанов

1) Из словосочетаний составить предложения, вставить нужные буквы, объяснить выбор орфограмм.

 

2) Выполнить упр.

 

Работа в парах у доски.

1) 1 вариант.

Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы, объяснить орфограммы.

  Утре..ий

  мыши..ый

  кожа..ый

   оловя..ый

   тума..ый

 

2 вариант.

Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-.

   Глина

   клюква

   лимон

   петух

   дерево.

 

7.Рефлексия.

 

1.Что означает эта схема? 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. С какой новой орфограммой вы сегодня познакомились?
  2. Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.
  3. Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

 

 

8.Домашнее задание

Придумать текст на тему «Зима», используя имена прилагательные, выделить в них орфограммы.

 

9. Самостоятельная работа.

 день необыкнове…ый,  погода безветре…ая, на  торжестве…ых деревьях,

 

серебря…ый иней,  кусты стекля…ые.

 

Составить текст на тему «Зима», выделить орфограммы  в выделенных словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диктант на замену (самостоятельно).

Образец: Растения, которые собирают для приготовления лекарств – лекарственные  травы.

Охота, которая ведется с помощью соколов(соколиная).

Шкаф для хранения верхнего платья (платяной).

Завод, на котором строятся самолеты (авиационный).

Меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденный).

 

 

 

Карточка.

 

 

Задание: Проведите исследование слов и  проанализируйте их по следующей схеме.                                        

                                               +  ^   …      

Посмотрите,  от какой части речи образовалось прилагательное, при помощи какого суффикса. Сколько букв н пишется в данном суффиксе. Сделайте вывод.

 

 

1)  кожаная ….               2) гусиный…                  3) сонный….         4) клюквенный…

серебряная….               пчелиный                      законный…          информационный…

глиняный….                 журавлиная…               туманный…         искусственный… 

песчаный…                  лошадиный…                 конный…           революционный…

ледяной…                     орлиный…                        длинная…            соломенный

 

 

 

 

Правописание в именах прилагательных

НН               Н

 

 

ИН    АН      ЯН

 

 

ОН     ЕНН

 

 

 

 

ОЛОВЯННЫЙ

ДЕЛЕВЯННЫЙ

СТЕКЛЯННЫЙ

 

 

ВЕТРЕНЫЙ

 

 

…НН


 

Открытый урок русского языка в 6 классе

Открытый урок русского языка в 6 классе

Работа с текстом.

Работа с текстом.

Работа с учебником - Давайте обратимся к учебникам и сравним свои выводы с выводами ученых

Работа с учебником - Давайте обратимся к учебникам и сравним свои выводы с выводами ученых

И стоит берёза в со…ой тишине,

И стоит берёза в со…ой тишине,

Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Диктант на замену (самостоятельно)

Диктант на замену (самостоятельно)

Правописание в именах прилагательных

Правописание в именах прилагательных

ОЛОВЯННЫЙ ДЕЛЕВЯННЫЙ СТЕКЛЯННЫЙ

ОЛОВЯННЫЙ ДЕЛЕВЯННЫЙ СТЕКЛЯННЫЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020