Разработка урока по теме: «Муравьиная кислота, ее особенности». (10 класс)
учителя химии МОБУ СОШ № 21 г. Таганрога
Авдеенко Елены Александровны.
Цели:
1. Закрепление темы карбоновые кислоты, сформировав понятие об особенностях строения и свойствах муравьиной кислоты, нахождении в природе и области применения.
Оборудование: В раздаточных латках: растворы ацетальдегида, уксусной кислоты и муравьиной кислоты (в пронумерованных пробирках без названия), аммиачный раствор оксида серебра(I), карбонат натрия. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение новой темы «Муравьиная кислота, ее особенности».
4. Закрепление материала.
5. Домашнее задание.
6. Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя. Поговорим о веществе, с которым не раз сталкивались в своей жизни. Немного слов о ней из литературных источников. (слайд)
Растет
крапива у забора,
И вы, без лишних разговоров,
Крапиву с корешком сорвете:
Нет места ей на огороде.
Однако же крапива больно жжется,
И вам, конечно же, придется
Перчаткой руку защитить,
От жгучих волосков крапивы оградить.
От волосков тех – маята,
В них муравьиная кислота.
Прилег я как-то возле муравьиной кучи,
Смотрел на муравьёв, как
будто с кручи.
И вдруг – кусают зад! Укусы нестерпимы!
Как мы беспомощны и.... просто уязвимы.
Тот, кто не испытал подобной доли,
Заметьте, он не съел и
пуда соли.
А говорят от муравьиной кислоты,
Уходят всем ненужные панты.
Агата Кристи " Наследство Лемезюрье":
"…Пуаро наклонился и осторожно извлек что-то из его правой руки. Он повернулся ко мне, и я увидел у него на ладони маленький шприц. Я содрогнулся.
- Что в нем? Яд?
- Муравьиная кислота, я полагаю.
- Муравьиная кислота?
- Да. Вероятно, полученная из муравьиного яда. Он же был химиком, как вы помните. Причиной смерти, наверное, сочли бы пчелиный укус."
О чем идет речь в произведениях? Какой можно сделать вывод? Оказывается, не только в листьях крапивы и у муравьев (как средство защиты от врагов), но и у пчел. мышление
2. Актуализация опорных знаний.
Экспресс-опрос класса с включением индивидуальных ответов у доски:
· Вспомните, к какому классу веществ относится это вещество?
· Давайте вспомним номенклатура карбоновых кислот?
· Что вы помните о свойствах свойства карбоновых кислот?
· Качественная реакция на карбоксильную группу?
· Строение муравьиной кислоты (слайд)
3. Изучение материала.
- На столах в раздаточных лотках у вас имеются пронумерованные пробирки с растворами следующих веществ: ацетальдегида, уксусной кислоты, муравьиной кислоты. Предложите метод анализа позволяющий распознать эти вещества.
Экспериментальная работа. В ходе эксперимента возникает проблема. Предложение способов решения.
Результаты эксперимента и выводы:
Особенности химических свойств: Муравьиная кислота вещество с «двойственной функцией». Является адьдегидокислотой и единственной из предельных карбоновых кислот будет давать реакцию «серебряного зеркала», подобную альдегидам
Применение: (слайды) Из текста слайдов записать области применения муравьиной кислоты.
Раньше всех сферу применения муравьиной кислоты нашли медики. Это вещество имеет бактерицидные свойства. Если, например, хирург моет руки не традиционной комбинацией мыла и спирта, потом воды и йода, а 20-30 % - ном раствором муравьиной кислоты, то время подготовки к операции сокращается в пять – шесть раз. Врачи и сегодня приписывают пациентам муравьиный спирт как дезинфицирующий препарат.
Невозможно обойтись без муравьиной кислоты и при дублении кожи. Она является катализатором гидролиза загрязняющих веществ. Каждый, кто имеет изделия из кожи, носит на себе результат деятельности муравьиной кислоты.
Чтобы удовлетворить спрос на кислоту большинство стран обратились к опыту Англии и стран Скандинавии, которые начали применять это вещество как консервант при заготовке силоса. Используют не только саму кислоту, но и смеси на её основе. Если муравьиную кислоту добавлять в зелёную массу прямо во время косьбы, можно обойтись без сушки – массу можно сразу же закладывать на сохранение не опасаясь дождя. Химические процессы, протекающие в силосной яме, связаны не только с процессами гниения.
Это интересно… Интересные и занимательные факты о биологических объектах, содержащих муравьиную кислоту (слайд)
6. Итоги урока. Рефлексия.
В конце урока учитель подводит его итог. Учащиеся отвечают на вопрос (Что мы сегодня нового узнали на уроке?) Каждый учащийся проводит рефлексию занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.