Коменский о работе учителя.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39] Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.
Иконка файла материала Коменский о работе учителя.doc
Коменский о работе учителя. В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой ­ сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по­отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39] Одновременно   учитель   должен   быть   и   проповедником,   человеком,   который   знакомит   учеников   с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели   простому   наемному   служащему.   Но   в   то   же   время,   это   требование   является   отступлением   от собственных принципов Коменского ­ обучение детей независимо от их вероисповедания. Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально: "Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность..." [7, с. 189] "... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности   ­   примером   бодрости   и   трудолюбия,   в   поведении   ­   скромности   и   благонравия,   в   речах   ­ искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с. 155] С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме   того,   учитель   не   должен   быть   обеспокоен   о   собственном   благополучии,   оно   обеспечивается принимающей  общиной.  Община   же,  выделяя  деньги  на наем  учителя,  вернет  их  сторицей  в виде  знаний собственных детей.  Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы хорошо   организованной   школы"   подробно   устанавливаются   порядок   и   приемы   учета   знаний   учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость учащихся   путем   испытаний.   В   конце   каждой   четверти   устраиваются   также   испытания,   а   по   окончании учебного года ­ переводные экзамены из класса в класс. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему­либо полезному". [2, с. 156] Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства". В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.