В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]
Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.
Коменский о работе учителя.
В педагогике Коменского видно место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет
никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский
же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой сам учитель
понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель,
писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен
прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое
дело, относиться к ученикам поотечески, будить интерес учащихся к знаниям. [5, с. 39]
Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с
Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников,
нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от
собственных принципов Коменского обучение детей независимо от их вероисповедания.
Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:
"Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность..." [7, с. 189]
"... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в
деятельности примером бодрости и трудолюбия, в поведении скромности и благонравия, в речах
искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни". [2, с.
155]
С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек
должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных
переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд.
Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается
принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний
собственных детей.
Место учителя в школе четко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате "Законы
хорошо организованной школы" подробно устанавливаются порядок и приемы учета знаний учащихся;
декурионы (своеобразные старосты) ежедневно проверяют знания всех учащихся; учительна каждом уроке
проверяет знания. Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяет успеваемость
учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании
учебного года переводные экзамены из класса в класс.
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не
пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чемулибо полезному". [2, с. 156] Учитель должен
быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради
доставления человеку всецелого совершенства".
В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель
и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с
целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как
одного из главнейших в человеческой жизни.