Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в русскоязычной аудитории
Оценка 5

Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в русскоязычной аудитории

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
дефектология
Взрослым
25.01.2023
Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в    русскоязычной аудитории
Автор в статье рассматривает оптимальные педагогические технологии при изучении татарского языка как неродного в коррекционной школе. Описывает коммуникативную технологию, которая развивает не только учебные, но и творческие способности учащихся.
Статья, Хасанова Л.С..doc

Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в    русскоязычной аудитории

                                                                         Хасанова Лилия Софияновна

                                                           учитель родного языка и литературы

                                     Государственное бюджетное общеобразовательное

                                     учреждение «Набережночелнинская школа № 75

                                     для детей с ОВЗ», г. Набережные Челны, Татарстан        

 

Аннотация. Автор в статье рассматривает оптимальные педагогические технологии при изучении татарского языка как неродного в коррекционной школе. Описывает коммуникативную технологию, которая развивает не только учебные, но и творческие способности учащихся.

Ключевые слова. Компетентность учителя, коммуникативная технология, творческие способности, общедидактические принципы.

Effective ways of working in native (Tatar) language classes in Russian-speaking classes

                                                                                                               Khasanova Lilia Sofiyanovna

                                                                       Tatar language and literature teacher

                                                                   State Budgetary Educational Institution                                   

                                                                   "Naberezhnochelninskaya school № 75

                                                                     for children with disabilities"
                                                                     Naberezhnye Chelny, Tatarstan.

 

Abstract. The author examines the optimal pedagogical technologies when studying Tatar as a non-native language in a remedial school. The author describes the communicative technology which develops not only learning abilities, but also creative aptitudes of students.

Keywords. Teacher competence, communicative technology, creativity, general didactic principles.

 

      Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, эмпатии педагога, о том, что учитель должен быть оптимистом.   Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях. В свою очередь, хочу поделиться с личным опытом работы в коррекционной школе с незрячими и слабовидящими детьми. Начиная свою работу в данной школе, пришлось пробовать много технологий, так как в городе мы были первооткрывателями. Оптимальной для меня и моих коллег оказалась коммуникативная технология.            

     Новая технология является методической структурой новой формы.  Любая учебная технология результативна только для определённой группы обучающихся. Поэтому нужно представить конечный результат технологии.

     Учебный процесс организуется с учетом общедидактических принципов и основных принципов коммуникативной технологии:

- принцип обучения общению через общение;

- принцип личной индивидуализации;

-принцип изучения языка на основе активной мыслительной деятельности;

- принцип функционального подхода к изучению языка;

- принцип учета особенностей родного языка учащихся.

      Учебник построенный на основе коммуникативной технологии обеспечивает многократный повтор лексико-грамматического материала:

          - в материале одного урока;

          - в содержании цикла;

           - в тематическом делении;

           - в преемственности [3]

     Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит творчески работающий человек. Что же такое творчество? Как проявляются творческие способности? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способствовать к глубокому осознанию своего опыта». Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своём труде человека-одна из основных задач, стоящих перед школой. Поздно начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребёнок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. Задатки творческих способностей присущи любому ребёнку.

     Необходимо их развивать с раннего возраста, иначе ребёнку будет нанесён ущерб, невосполнимый в последующие годы. В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с огромным количеством людей и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно, не откладывая на потом. Получается, в школе наши дети учатся жить. Что же мы, педагоги, делаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

     Одной из основной и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей учащихся. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Стремление развить эти качества и движет нами при работе с детьми. В настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей по законам добра, справедливости, любви и т.п. - то есть всего того, что вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идёт о человеке, становлении его личности, закономерно встаёт вопрос о приоритетных соотношениях обучения, развития и воспитания. Ведь самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания является учебная деятельность.

     Главная задача-вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь-роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приёмы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.

     В школе существуют разные формы внеурочной работы: предметные олимпиады, предметные недели, различные занятия по интересам, проведение праздничных мероприятий, театральные постановки, спортивные секции.

      Предметная неделя-это комплекс мероприятий, связанных с определённым учебным предметом или рядом предметов; для учащихся эта форма работы наиболее привлекательна, поэтому они с желанием участвуют во всех проводимых мероприятиях. Составление кроссвордов. Им могут заниматься в любом классе при любом уровне знаний по теме, этот метод обучения удобен при повторении лексических тем. Работая творчески, ученик закрепляет пройденный материал. Написание сочинений, рассказа, эссе, сказки, стихотворения по определённой теме или главе, КВНы хороши тем, что учащиеся могут выразить себя разносторонне, проявить эрудицию, смекалку, художественную самодеятельность, глубокие познания предмета, показать межпредметную связь.

     Конкурсы, викторины, импровизация телеигр-творческий досуг так же разнообразен. Они способствуют сознательной дисциплине, культуре поведения, эстетическому воспитанию.

     Следующая форма работы-внеурочная творческая деятельность. Именно здесь раскрываются, формируются, углубляются и развиваются неординарные способности  учащихся. Внеурочная творческая деятельность позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с коллективной. Сочинение сказок также один из способов развития творческого воображения учащихся. Поэтому учитель предлагает желающим придумать свою сказку, прочитав которую, с удовлетворением можно отметить, что у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

     Праздничные мероприятия-это совместная деятельность педагогов и учащихся. Здесь они выступают на равных, что способствует развитию нормального общения между учителем и учеником. Также, именно в процессе подготовки к тому или иному мероприятию, можно выявить как можно больше талантов среди детей. Подготовка способствует развитию оригинального мышления, ведь разработка каждого номера - это творческий процесс. В каждом из этих мероприятий мы стараемся, чтобы были представлены все жанры: стихи, песни, танцы, театрализованные представления, пародии. В нашей школе в каждом из этих жанров есть свои таланты-они бессменные участники всех культурно-массовых мероприятий.

     Важное значение в развитии личности имеет самообразование. Вырабатываются качества, которое во многом предопределяет дальнейшее развитие личности. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Стараюсь поддерживать непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду.

     С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования  и развития творческих черт во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Прежде чем прививать самостоятельность в творческом развитии, детям необходимо показать, как это делать, личным примером. Поэтому учитель обязан постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство.

     В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребёнка. И если в процессе учебной деятельности формируется умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Работа над развитием творческих способностей учащихся даёт возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. Поэтому задача школы и состоит в том, чтобы поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

                                                     Литература

1. Федеральные государственные образовательные стандарты, 2011г.

2. Рахимов А.З. Психолого-педагогическая концепция школьного учебника / Уфа, 2000г.

3. Хайдарова Р.З., Ахметзянова Г.М. Преподавание татарского языка и литературы в основе коммуникативных технологий при внедрении ФГОС/ Набережные Челны, 2015г.


Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в русскоязычной аудитории

Коммуникативная технология одна из эффективных форм работы на уроках родного (татарского) языка в русскоязычной аудитории

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно

Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит творчески работающий человек

Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит творчески работающий человек

Одной из основной и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей учащихся

Одной из основной и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей учащихся

Предметная неделя-это комплекс мероприятий, связанных с определённым учебным предметом или рядом предметов; для учащихся эта форма работы наиболее привлекательна, поэтому они с желанием участвуют во…

Предметная неделя-это комплекс мероприятий, связанных с определённым учебным предметом или рядом предметов; для учащихся эта форма работы наиболее привлекательна, поэтому они с желанием участвуют во…

Праздничные мероприятия-это совместная деятельность педагогов и учащихся

Праздничные мероприятия-это совместная деятельность педагогов и учащихся

Прежде чем прививать самостоятельность в творческом развитии, детям необходимо показать, как это делать, личным примером

Прежде чем прививать самостоятельность в творческом развитии, детям необходимо показать, как это делать, личным примером

ФГОС/ Набережные Челны, 2015г.

ФГОС/ Набережные Челны, 2015г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2023