Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Оценка 4.8

Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Оценка 4.8
Документация
doc
дефектология
Взрослым
03.03.2020
Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Развитие речи школьников с интеллектуальным нарушением как одно из основных направлений коррекционной школы. Число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей.
Развитие речи младших.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие речи младших

школьников с нарушением

интеллекта на уроках

русского языка.

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Махмутова Э.А.

учитель начальных классов

МС(К)ОУ школа-интернат

VIII вида

 

 

 

 

 

 

г. Усть-Катав.

Развитие речи школьников с интеллектуальным нарушением как одно из основных направлений коррекционной школы.

 

    Число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает. Этому есть ряд причин: дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экономических, экологических условий для будущих матерей и детей разных возрастных групп. У многих детей возникают психическая, познавательная депривация, недостаточность удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей.

     Эти и многие другие патологические факторы приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии.

    Многочисленными психолого-педагогическими исследованиями доказано, что ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главными условиями их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них более тяжёлых нарушений (вплоть до инвалидности) и социальной депривации.

     На начальных этапах развития проблемного ребёнка главным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект. При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребёнка.

    Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально- личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха.

    В настоящее время единых принципов классификации нарушений в развитии не существует. Некоторые исследователи выделяют следующие группы детей с отклонениями в развитии:

1.  Дети с сенсорной деятельностью;

2.  Дети с задержкой психического развития;

3.  Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями;

4.  Дети с психопатоподобными (психическими) формами поведения (эмоциональными нарушениями поведения);

5.  Умственно-отсталые дети (олигофрены в степени дебильности, имбецильности, идиотии);

6.  Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия, истерия).

    Нарушения развития детей могут быть вызваны разными факторами.

    Неблагоприятное воздействие в период внутриутробного развития, в период родовой деятельности, после рождения ребёнка.

    Нарушения развития ребёнка могут быть вызваны и различными прижизненными факторами.

    Дети с отклонениями по всем параметрам отличаются от детей с нормальным развитием.

    Каждый вид аномального развития характеризуются системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения.

    При разных видах отклонений в развитии доминирующим является нарушение речевого общения, когда у ребёнка нарушена способность к приёму и переработке информации. Это общая закономерность для всех аномальных детей.

    Воспитание детей с отклонениями в развитии отличаются своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений.  Особенности воспитания конкретного ребёнка зависят от характера имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических  процессов и функций, от возрастных и компенсирующих возможностей, от характера медико-педагогического воздействия, от условий жизни и воспитания ребёнка и ряда других факторов. Одни дети нуждаются только в психолого-педагогическом воздействии, другим требуется и серьёзная лечебно-оздоровительная помощь. Всё это подчёркивает необходимость ранней диагностической и коррекционной работы, ибо ранее выявление нарушений – залог эффективности их преодоления.

        Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета .

       Коррекционная направленность учебного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, как говорилось ранее, важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

         В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребёнка. На уроках русского языка корригируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления, устраняются неточность и бедность словаря, неправильное употребление грамматических форм, синтаксических конструкций. Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности выделяются на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течении которых у детей корригируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению новых знаний.

       Умственно отсталые дети с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому обучение построено на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентрическое расположение материала даёт возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих на основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков, также создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

    Важное значение имеет практическая направленность материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков. Работа по развитию устной и формированию письменной связной речи продолжается на всех уроках русского языка. Умение говорить умственного- отсталого ребёнка, так же как и у нормально развивающегося сверстника, является результатом эмпирического освоения звуковой системы языка, словаря и грамматических форм. Умственно отсталые дети приходят в школу говорящими. Однако из-за нарушенного интеллекта их речь имеет столь существенные отклонения от нормы, что обучение делается возможным только при условии большой коррекционной работы.

     Таким образом практическая грамматика, нацелена не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призвана научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

    Умственно отсталые дети получают образование только в специальной школе, в связи с чем обучение по русскому языку ориентировано на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объём знаний и умений в области грамматики и правописания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка

Развитие речи школьников с интеллектуальным нарушением как одно из основных направлений коррекционной школы

Развитие речи школьников с интеллектуальным нарушением как одно из основных направлений коррекционной школы

Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально- личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха

Возникают педагогическая запущенность, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально- личностными особенностями на фоне дефицита общения, комфортности и ощущениями неуспеха

Каждый вид аномального развития характеризуются системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения

Каждый вид аномального развития характеризуются системным проявлением, в котором выделяются первичные и вторичные отклонения

Коррекционная направленность учебного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, как говорилось ранее, важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи…

Коррекционная направленность учебного материала в первую очередь проявляется в области речевого развития детей, поскольку, как говорилось ранее, важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи…

В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих на основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков, также создаёт условия для постоянного…

В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих на основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков, также создаёт условия для постоянного…

знаний и умений в области грамматики и правописания.

знаний и умений в области грамматики и правописания.

Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.

Развитие речи младших школьников с нарушением интеллекта на уроках русского языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020