КТП по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе

  • Документация
  • docx
  • 19.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе
Иконка файла материала Кал.тем.ЛексикаПодготов.docx

                                                                                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»        

                                                                                                                                        Заведующий МБДОУ №

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

в подготовительной к школе группе

20__-20__ учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

1

3 неделя

 

 

 

  Осень. Периоды осени.

  Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний об осени и ее приметах. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень». Совершенствование грамматического строя речи.  

 

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.        

 

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, само­стоятельности, инициативности. Учить правильно вести себя на занятии (осанка, положение рук при ответе). Воспитание любви и бережного отношения к природе

Осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, ясный, длинный; идти, желтеть, краснеть, дуть, опа­дать; пасмурно, солнечно, дождливо, ясно

Согласование числительных с существительными.

Винительный падеж с предлогами  в, на.

Родительный падеж, с предлогом с.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». Листья(что делают?- желтеют, опадают, кружатся, засыхают, увядают, летят)

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным, причастием «Подбери слова – признаки» Листья какие(желтые, разноцветные, опавшие, пожелтевшие).

Образование имен существительных при помощи уменьшительно – ласкательного суффиксов -ик, -чик, -очк-, -ечк.

Образование качественных прилагательных от существительных(дождь – дождливый, осень – осенний и т.д.).

Образование множественного числа существительных.

 

Пересказ рассказа «Осень в гости к нам пришла».

Составление предложений по картинкам «Осень».

 

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

2

4 неделя

 

 

 Овощи.  Огород. Труд людей на полях и в огороде.

 

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» Совершенствование граммати­ческого строя речи. Закрепление представле­ний о фиолетовом, красном, желтом, зеленом, коричневом, оранжевом цветах и умения дифференцировать их. Расширить представле­ния детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зри­тельного внимания и слухового восприятия, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, мышления, зрительной и слуховой памяти.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоя­тельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Огород, овощи, картофель, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, бакла­жан, кабачок, помидор, огурец, укроп, петрушка; растить, убирать, копать, дергать, срезать, укладывать, хранить, готовить, варить, жарить, солить, мариновать, тушить, нарезать; вкусный, полезный, сочный, душистый, мягкий, крепкий, гладкий, шершавый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, коричневый).

Категория одушевленности, неодушевленности (кто? что?)

 

Употребление существительных в форме родительного па­дежа.

 

Употребление простых предлогов (в, на, из)

 

Согласование существительных с числительными (один, два, пять).

 

 

Согласование существительных с наречиями много, мало

Образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательного суффикса –чик.

Образование относительных прилагательных (картофельный, томатный, кабачковый и т. д.)

Составление рассказа-описания по плану-схеме.

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

3

1 неделя

 

Фрукты.      Сад. Труд взрослых в садах.

 

 

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о фруктах (цвет, форма, вкус, величина, где и как растут, как готовят и хранят). Закрепление представле­ний о цветах (основных и оттеночных). Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи  Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической и связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движе­нием.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, банан, абрикос, персик, виноград, ананас, косточка, кожура, листья, варенье, джем, компот, сок, спелый, ароматный, сочный, гладкий, мягкий, жесткий, твердый. хрустящий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, зреть, собирать, заготавливать, варить, сушить, замораживать.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе, падеже.

Существительные единственного числа именительного и родительного падежей.

Согласование существительных с числительными (один. два, пять).

 

 

Употребление простых предлогов (в, на, из).

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным, причастием «Подбери слова – признаки». Яблоко (какое?)-спелое, зеленое, ароматное, полезное.

Образование относительных прилагательных (яблочный, фруктовый, апельсиновый).

Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных.

 

Составление описательного рассказа о фруктах (с опорой на план – схему).

 

 

 

 Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

4

2 неделя

 Осень в лесу. Грибы, ягоды.

 

 

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование эле­ментарных математических представлений, навыка счета в пре­делах десяти.

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, ко­ординации речи с движением.

 Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности,

Лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, ли­сичка, мухомор, опенок, сыроежка; ягода, кустик, земляника, чер­ника, малина, клюква, брусника; собирать, заготавливать, пря­таться, висеть; ядовитый, съедобный, спелый, сладкий, кислый, душистый, ароматный, мягкий, гладкий.

 

Согласование числительных с су­ществительными.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с наречиями много мало.

Употребление предлогов в, под, на.

 

Образование однокоренных слов (лес – лесной – лесник – лесополоса.)

Образование относительных прилагательных (клюквенный, ягодный, грибной)

 

Составление описательного рассказа о грибах по плану-схеме.

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

5

 

3 неделя

 Хлеб всему голова!

Коррекционно-образовательные цели. Формирование пред­ставлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб» (кто делает хлеб, где и из чего;

из каких зерновых культур делают муку, какую; кто делает муку и где;  какие бывают виды хлеба (пшеничный, ржаной), названия разных хлебобулочных изделий (батон, булка, пирожные); для чего нужен хлеб; как должен человек относиться к хлебу).
Совершенствование навыков рассматривания картины, форми­рование целостного представления об изображенном на ней.  Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, па­мяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей мото­рики, координации речи с движением. Развитие диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание любви и бережного отношения к природе, бережного отношения к труду людей, к хлебу.

Рожь, пшеница, овес, ячмень, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, отруби, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, слойка, бублик, торт, пирожки, пирожные, рожок, ватрушка, пончик, пекарня, пряник, пе­ченье, каравай, пышка, крошки, корка, мякоть, сухарь, каша, хлебороб, тракторист, пахарь, комбайнер, хлебопродукты; свежий, мягкий, черствый, душистый, ароматный, хру­стящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный, сдобный, тяжелый, выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, моло­тить, резать, боронить.  

Употребление формы родительного падежа имен существительных (рожь - ржи,

зерно - зерна,

пшеница - пшеницы, и т. д.)

 

Согласование имен существительных с числительными.

Образование относительных прилагательных.

Поиск соответствующих понятий, выраженных прилагательным «Назови признак».

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слово – действие».

Образование и употребление однокоренных слов (хлебный, хлебница, хлебушек, нахлебник, хлебороб, хле­борезка, хлебозавод)

Составление предложений  по серии сюжетных картин «Как хлеб на стол попал».

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 6

4 неделя

 

 Домашние животные и их детеныши.

 

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках, детенышах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Учить детей находить сходства и различия  между животными, между животными и птицами. Совершенствование грамматического строя ре­чи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической ре­чи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей мотори­ки, координации речи с движением.      Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Животное, корова, ло­шадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас,  домашний, теплый, полезный, умный, кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, да­вать, приносить, заботиться, ухаживать, мычать, ржать, блеять, лаять, мяукать, хрюкать.

 

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-.

Употребление имен существительных в форме дательного падежа, винительного падежей.

Употребление слов – антонимов.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (кошка (что делает? - сидит, лежит, умывается, ластится, лакает, ловит, мяукает, прыгает, царапается, …)

Образование притяжательных прилагательных. (коровий, козий, лошадиный, собачий, кошачий).

 

Пересказ коротких расска­зов (К.Д. Ушинский «Спор животных») Составление

рассказа – описания о домашнем животном с опорой на план – схему.

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирова-ние системы словообразования

Формирование связной речи

 7

5 неделя

Птичий двор. Домашние птицы.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о домашних  птицах, их строении, образе жизни, повадках, названия их детенышей.  Уточнение  расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование эле­ментарных математических представлений, навыка счета в пре­делах десяти. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движе­нием. Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков, употреблении поставленных на индивидуальных занятиях звуков.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Утка, селезень, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыпленок, хвост,  гребешок, лапки, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, зерно, семечки, крошки, птен­цы, яйца, мясо, курятник, насест, резвый, клюв, зерно, задиристый, сме­лый, разноцветный, домашние, рябая, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, клевать, летать, кудахтать плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, махать, шипеть, выращивать, ухажи­вать, высиживать, кукарекать,

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -ат-, -ят-.

Употребление имен существительных в форме дательного падежа, винительного падежей.

Употребление слов – антонимов.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (курица (что делает?) –кудахчет, несет, квохчет, выводит, высиживает, …)

Употребление предлогов в, на, под, из

Образование притяжательных прилагательных. (куриный, петушиный, утиный, гусиный, индюшачий).

 

Овладение навыками со­ставления простого пред­ложения и описательного рассказа с опорой на план – схему

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 8

1 неделя

 

Перелет-ные птицы.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о птицах, их строении, образе жизни. Уточнение,  расширение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование эле­ментарных математических представлений, навыка счета в пре­делах десяти.

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа­ции речи с движением   Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Стая, гнездо, скворец, грач, ласточка, дик.гуси, дик.утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи. летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть, зяблик, кукушка, аист, яйцо, птенцы, косяк, перья, пух, крыло, клюв, лапы, звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный. прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными и прилагательными (три белых лебедя).

Употребление предлогов в, на, из, над.

Согласование существи­тельных с глаголами в на­стоящем времени: птица (что делает?) летит, поет,

клюет...

Образование глаголов с приставками (под-, по-, вы-, с-, пере-).

Образование существительных множественного числа.(скворец -  скворцы, ласточка – ласточки, …)

Формирование навыка со­ставления короткого рас­сказа.

 

Дата

 

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 9

2 неделя

 

Дикие животные леса.

 

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о диких  животных нашего края, их внешнем виде, образе жизни, повадках, детенышах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные». Учить детей находить сходства и различия  между животными, между животными и птицами. Совершенствование грамматического строя ре­чи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической ре­чи, слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей мотори­ки, координации речи с движением.      Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Животное, зверь, медведь, волк, лиса, бар­сук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берло­га, нора, дупло, логово, лежка, дикий, хищное, травоядное, голодный, злой, менять, линять, спать, добывать, охотиться.

 

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -ат-, -ят-.

Употребление имен существительных в форме дательного падежа, винительного падежей.

Употребление слов – антонимов.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (лиса (что делает?) - сидит, лежит, охотится, ловит, прыгает, тащит, грызет, …)

 

Образование притяжательных прилагательных. (лисий, волчий, медвежий, лосиный, барсучий, заячий, беличий, ежиный,…).

 

Овладение диалогической формой общения (драмати­зация сказки «Теремок»).

Составление

рассказа – описания о диком животном с опорой на план – схему.

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формиро-вание системы словообразования

Формирова-ние связной речи

10

3     неделя

 

Животные жарких стран.

Коррекционно-образовательные цели.                                                                                                                                   Уточнить и закрепить  названия распространенных животных жарких стран. Учить находить характерные внешние признаки животных, их повадки, чисти тела. Закрепить  названия детенышей. Познакомить с условиями жизни животных и их способностью приспосабливаться к этим условиям (добывать пищу и спасаться от врагов). Расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные жарких стран». Совершенство­вание грамматического строя речи Совершенствование слоговой структуры слов.Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Животные, детеныши, крокодил, слон, жираф, бегемот, лев, тигр, носорог, обезьяна, зебра, кенгуру, пища, шерсть, шкура, морда, пасть, клыки, хобот, рога, хвост, кенгуру, змея, бананы, добыча, грива, жало, когти, копыта, охота, засада, водопой, хищник жаркий, знойный, южный, опасный, хищный, хитрый, толстый, неповоротливый, лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберег..

Употребление существительных в уменьшительно – ласкательной форме.

Согласование существительных с числительными.

Употребление существительных в форме дательного падежа.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Предлоги в, на, под.

Образование притяжательных прилагательных.

Образование сложных слов путем сложения основ (толстокожий, длинноногий, короткошерстный и т. д.)

Составление описательного рассказа о животном по предложенному плану-схеме.

Составление предложений с однородными членами (дополнениями- существительные в творительном падеже).

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

11

4 неделя

 Животные севера

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о диких животных севера, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные севера». Совершенство­вание грамматического строя речи Совершенствование слоговой структуры слов.       Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.              Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Животные, детеныши, морж, тюлень, полярный волк, белый медведь, песец, северный олень, (названия детенышей), пингвин, альбатрос, морской котик, пища, хищник, льдина, травоядный, холодный,  ветреный, северный, опасный, хищный, травоядный, хитрый, толстый, неповоротливый, лежать, плыть, нападать, доставать, глотать, носить, жевать, ухаживать, кормить, оберегать.

Употребление существительных в уменьшительно – ласкательной форме.

Согласование существительных с числительными.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

 

 

Образование притяжательных прилагательных.

Образование сложных слов путем сложения основ (толстокожий, длинноногий, короткошерстный и т. д.)

Составление описательного рассказа о животном по предложенному плану-схеме.

Составление предложений с однородными членами (определениями).

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

12

1 неделя

 Зима. Зимние приметы

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о зиме и ее приметах (названия зимних месяцев;

о сезонных изменениях в природе, связанных с зимой;

что последний месяц года — декабрь;

Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Зима». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.        

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование доброжелательности, само­стоятельности, инициативности. Учить правильно вести себя на занятии (осанка, положение рук при ответе). Воспитание любви и бережного отношения к природе

Декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лед, иней, небо, звезды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, снежинки,      сне­говик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озе­ра; хлопья, забавы, холод;              морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студеная, легкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий; метет, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, воет, подмораживает, засыпает, рыщут, лепят, катаются, топят, зяб­нет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, сверкает.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Предоги  из (изо), на, под.

 

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия». (снег (что делает?) идет, падает, кружится, блестит, тает, и т. д.)

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-признаки». (снег (какой?) белый, пушистый, искристый. блестящий, и т. д.)

Образование однокоренных слов (снег, снежный, снеговик, Снегурочка, снегоход, снегокат,  Белоснежка, и т. д.)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Составление предложений по опорным картинкам.

 

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 13

2 неделя

 Зимующие птицы.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представ­лений о птицах, их строении, образе жизни (названия зимующих птиц;

понятие «зимующие птицы» (уметь объяснить);

части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

голоса, повадки птиц, их жилье).

Уточнение,  расширение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование эле­ментарных математических представлений, навыка счета в пре­делах десяти.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа­ции речи с движением  

Коррекционно-воспитательные цели. Форм. навыков сотрудничества, взаимоп., доброжел., само­ст.и, инициат., ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Ворона, сорока, синица, дятел, снегирь, воробей, голубь, гнездо, яйца, птенцы, корм (семена, ягоды, сало, крошки, зерно), крик, туловище, ноги, клюв,  шея, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, стая; Зимующие, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый; летать, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, каркать, стрекотать, заливаться, ворковать, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, опускаться, взлетать, грести, подгребать, чистить.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Согласование числительных с существительными.

Употребление существительных множественного числа.

Употребление существительных в дательном падеже.

Употребление предлогов из ,на, над, за, под, в.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Образо­вание однокоренных слов.

Образование приставочных глаголов (залетела, вылетела, подлетела, перелетела).

Образование сравнительной степени прилагательных.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Составление рассказа-описания по плану – схеме.

Составление сложноподчиненных предложений с союзом а

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

14

3 неделя

Новогодние праздники.

Коррекционно-образовательные цели.                                Закрепление представле­ний о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активи­зация словаря по теме «Новогодний праздник» Авто­матизация правильного произношения поставленных звуков. Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней.  Совер­шенствование грамматического строя речи. Совершенствовать навыки словоизменения.

Коррекционно-развивающие цели.                                      Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артику­ляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с дви­жением. Развитие связной речи. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к окружающему.

Ёлка, хоровод, кар­навал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегуроч­ка, шары, фонари,     гирлянда; веселый, праздничный, новогодний,  веселый, шумный, красивый, радостный, новогодний, разноцветные, нарядные, выступать, зажигать, отмечать, поздравлять, дарить, укреплять, украшать, дарить, получать, вынимать, вешать, праздновать.

Согласование существительных с  прилагательными в роде, числе, падеже

Согласование существительных с числительными.

Предлоги на, под, над, в. Изменение падежных форм существительных в зависимости от предлога.

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

Изменение по числам существительных, прилагательных, глаголов.

 

Образование относительных прилагательных.

 

 

 

 

Составление рассказа по картине, с опорой на наводящие вопросы. Придумывание названия картине.

 

Дата

 

Тема

 

 

 

Цели и задачи

 

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

15

4 неделя

 

Человек. Части тела.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение  расширение и активизация словаря по теме «Человек, Части тела». Совершенствование грамматического строя речи. Закрепление представ­лений о строении тела человека, назначении частей тела.

Коррекционно-развивающие цели.   Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координа­ции речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание культурно – гигиенических навыков.

Рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, рот, нос, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, затылок, челка, усы, борода, ресницы, здоровье, высокий, низкий, толстый, тонкий, длинноволосый, стриженный, кудрявый, светловолосый, темноволосый, рыжий, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, ходить, бегать, класть, брать, прыгать, царапаться, нахмурить, морщить, расчесывать, улыбаться, нести, гладить, кивать, сжимать, согнуть.

Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.

Закрепление навыков употребления слов – антонимов (длинный – короткий, чистый – грязный).

Закрепление навыков употребления приставочных глаголов (чищу – почищу, причешу – расчешу).

 

Образование существительных множественного числа.

Образование сравнительной степени прилагательных (длинный – длиннее, красивый – красивее, чистый – чище)

Образование прилагательных путем словосложения (голубоглазый,  длинноногий, темноволосый).

Образование существительных уменьшительно – ласкательной формы (рученька, пальчик, животик)

Обучение построению сложносочиненного предложения с союзом а.

Заучивание отрывка стихотворения «Мойдодыр» К.И. Чуковского

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

16

 

2-3 неделя

 Моя семья.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о семье, членах семьи, их правах и обязанностях. Учить разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство.

 Уточнение и расширение словаря по теме «Семья».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артику­ляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с дви­жением. Развитие связной речи. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и уважительного отношения к окружающим.

Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра,  дядя, тетя, сирота, родной, любимый, заботливый, взрослый, маленький, ласковый, добрый, трудолюбивый,  строгий, вежливый, послушный, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить.

 

Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мои.

Согласование существительных с  прилагательными в роде, числе, падеже

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

Слова – антонимы (молодой - старый, худой  - полный, высокий, низкий и т. д.)

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Образование сравнительной степени имен прилагательных.

Образование сложных слов путем сложения основ (голубоглазый. длинноволосый.

Составление предложений с союзом потому что.

Составление рассказа «Моя семья»

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразова-ния

Формирова-ние связной речи

17

4 неделя

 

 Дом. Части дома.

Мебель

Коррекционно-образовательные цели.  Расширение и закрепление представлений о доме, видах домов, частях дома, квартиры. (ориентироваться в доме;

знать и называть расположение основных его частей;

уметь сказать, кто на каком этаже живет;

знать, кто и для кого строит дома, что их строить очень труд­но, долго;

знать, какие бывают дома.
 Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Профес­сии на стройке». Расширение представле­ний о  профессии строителя, о строительных специальностях, о необходимости и важности труда строителей. Совершенствование синтаксической стороны речи. Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фоне­матического восприятия, артикуляционной, тонкой и  общей мо­торики, Ориентировки в пространстве. Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание уважительного отношения к труду людей, бережного отношения к окружающим предметам. Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; матери­алах, из которых она сделана. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по  теме «Мебель» (обобщающие понятия мебель, гарнитур – кухонный, спальный, гостиный).  Развивать умение, сравнивать предметы между собой, выделяя их существенные признаки, используя в речи названия целого и частей (сиденье, спинка, ножка, подлокотник и т. д.) Совершенствование грамматического строя речи

Этаж, подъезд, балкон, лоджия, панель, блок, бревно, окно, рама, форточка, лестница, перила, двери, лифт, звонок, крыша, труба, антенна, чердак, подвал, ступеньки, замок, по­рог; каменный, деревянный, белый, серый, желтый, краси­вый, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, высокий — низ­кий, новый — старый, современный, светлый, удобный, нарядный, большой, крепкий, прочный, блочный, кирпичный, панельный, бре­венчатый, соломенный;  строить, красить, открывать, закрывать, стучать, под­ниматься, позвонить, выходить, прибивать, укладывать, жить.

Мебель, шкаф, диван, кровать, крес­ло, стол, стул, комод, стенка, полка, тахта, софа, табурет, дверца, ножка, спинка, сиденье, ручка, подлокотник, дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, мягкий, полированная, деревянный, ставить, отдыхать, спать, работать, убирать, сидеть, лежать, хра­нить, убирать, вешать, протирать, передвигать, покупать, грузить.

 

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Употребление существительных с предлогами (на, в, из, перед, около, за). Изменение падежных форм существительных в зависимости от предлога.

Различение и выделение названий признаков по назначению вопроса (какой? какая? какое? какие?)

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Образование формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа (нет стула, стола; много стульев, столов, кресел, шкафов)Образование и использование относитель­ных прилагательных, образованных от существительных: по назначению (книжный, обеденный, столовый), по материалу (де­ревянный, пластмассовый), по форме (круглый, овальный); а также качественных прилагательных (мягкий, жесткий);Согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными (четыре ножки, одно сиденье, На втором стульчике сидит Петя);

Образование относительных прилагательных (паркетный, бетонный, деревянный).

Образование сложных прилагательных путем словосложения (многоэтажный, пятиэтажный, бетономешалка).

 

Образование приставочных глаголов (вытирать, протирать; выгружать, загружать, и т. д.)

Составление предложений по демонстрируемым действиям.

Составление предложений с использованием предлогов за, под.

Составление описательного рассказа по плану-схеме.

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Форми-рование системы слово-образо-вания

Формирование связной речи

18

5 неделя

Продукты

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о продуктах питания; назначение; где они продаются; что из них можно приготовить; где хранятся и почему; закрепить обобщающие понятия еда, пища.

Совершенствование грамматического строя речи. Уточнение и расширение представлений о профессии повара. Коррекционно-развивающие

цели.  Развитие связной речи, зри­тельного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.         Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив­ности. Уточнение и расши­рение представлений об этикете. Воспитание культурно – гигиенических навыков. Воспитание бережного и уважительного отношения к труду людей.

Мука, хлеб, булочки, пирожки, пирожное, батон, торт, баранки, сухари (хлебобулочные изделия); рыба — фарш, котлеты, консервы; мясо — колбаса, сосиски, ветчина, холодец, пельмени, суп, борщ; молоко — сыр, сметана, простокваша, кефир, масло, творог; бульон, рассольник, сок, варенье, винегрет, салат, щи, плов, каша, холодильник; кислый, пресный, соленый, жареный, вареный, горь­кий, мягкий, жесткий, сочный, сухой, жидкий, свежий, душистый, гу­стой, сладкий, острый, ржаной, пшеничный, вкусный, продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный, конди­терский; резать, чистить, солить, перчить, мешать, жарить, ва­рить, печь, готовить, хранить, 

 Образование и употребление множественного числа существительных в  родительном и винительном падежах.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Согласование существительных с порядковыми числительными (первое блюдо, второе блюдо)

Использование антонимов (густой жидкий, соленыйсладкий — кислый, холодный

Образование качественных прилагательных (жаренный, пареный, вареный, соленый, мороженный).

Образование относительных прилагательных (ржаной, овощной, молочный, и т. д.)

Образование глаголов от существительных (завтракать, обедать, ужинать).

Составление предложений с разными предлогами: с, со (Мама испекла пышный пирог со сладкими яблоками), из (кисель из клюквы, компот из кураги), на (на первое сегодня); С союзом и при однородных членах предложения (Сыр, творог, кефир и сметана это молочные продукты); Сложносочиненных предложений с союзом а (Суп едим из глубокой тарелки, а кашу из мелкой. Суп наливают, а кашу накладывают).

 

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

19

1 неделя

 

Посуда.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие

цели. Развитие связной речи, зри­тельного восприятия и внимания, конструктивного праксиса, общей, мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением. Развитие сенсорного восприятия. Ориентироваться в пространстве и обозначать расположение предметов с помощью предлогов и пространственных понятий.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив­ности. Уточнение и расши­рение представлений об этикете.

Посуда, чайник, чашка, блюдце, тарелка, кастрю­ля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, мас­ленка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, конфетница, молочник, готовить, варить, жарить, кипятить, тушить, наливать, класть, столовый, кухонный, чайный, фарфоро­вый, металлический, стеклянный, серебряный,  пластмассовый, деревянный, эмалированная, чугунная.

 

Образование и употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;

Употребление формы множественного числа имен существительных в родительном падеже;

Употребление существительных единственного числа в творительном падеже   (ложкой, вилкой и т.д.), предложном падеже (в глубокой тарелке).Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.Употребление слов-антонимов (глубокий-мелкий, горячий-холодный, чистый грязный).Согласовывать существительные с числительными.

Образование приставоч­ных глаголов (вытирать, протирать; наливать, разливать, выливать; ставить, поставить, переставить).

Различение глаголов близких по своему значению (жарить-парить-варить-кипятить)

Образование относительных прилагательных (стеклянный, фарфоровый)

Составление предложений с союзом а.

Составление рассказа – описания по плану – схеме.

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Форми-рование системы словообразования

Формирование связной речи

 20

2 неделя

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний об одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда». Закрепление представле­ний об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана. Закрепление представлений о головных уборах, деталях, материала из которого они сшиты.

Учить классифицировать одежду по принципу: детская – взрослая; мужская женская, сезонная. Совершенствование грамматического строя речи

 

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической ре­чи, зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фоне­матического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, координации речи с движением, чувства ритма, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельно­сти, ответственность.

Одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки,  рубашка, кофта, шорты, майка, юбка, свитер, сарафан, обувь, галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок, шерсть, мех, кожа, трикотаж, рукав, капюшон, пуговица, петля; носить, обувать, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать; теплые, кожаный, меховой, трикотажный, зимняя, летняя, демисезонная, удобная, модная, нарядная, резиновые, кожаные, легкие, шерстяной, шелковый, теплый.

Образование и употребление множественного числа существительных в  родительном и винительном падежах.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё, мои.

Слова – антонимы. Глаголы (одевать - раздевать, застегивать -расстегивать, надевать - снимать, завязать - развязать); Прилагательные (длинный -короткий, широкий -узкий, новый -старый).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование относительных прилагательных.

Образование приставочных глаголов.

 

Составление предложений с однородными членами (определениями) Это белое, нарядное, красивое платье. И т.д.

Составление описательных рассказов по плану-схеме.

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирова-ние связной речи

21

3 неделя

Наша армия. Профессии наших пап.

Коррекционно-образовательные цели.  Закрепление представ­лений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Расшире­ние и активизация словаря  по теме «Наша армия»                     Со­вершенствование лексической стороны речи.  Автоматизация  поставленных на индивидуальных занятиях звуках.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие  диалогической  речи,  речевого слуха,  зрительного  восприятия  и  внимания,  артикуляционной,  тонкой  и общей моторики, координации речи с  движением.    

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков самостоятельности, ответственности, доброжелательности. Воспитание  любви  к Родине, уважительного отношения к труду взрослых.

Армия,  Родина,  граница, защита, работа, танкист, летчик, артиллерист, пограничник, моряк;  пехотинец, профессия, воен­ный,  защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести;  трудный, опас­ный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, государственный, внимательный, осторожный;  умело, ловко,  внимательно, осторожно, тщательно, работа, служба, граница, охрана,  пограничник, наряд; собака, овчарка, ошейник, по­водок, след,  форма, оружие, рация, наушники, бинокль, вышка, столб.

Согласование существительных с прилагательными и с числительными (два смелых бойца, пять отважных капитанов и т. д.)

Образование множественного числа существительных в родительном и именительном падежах (танкист, танкисты, много танкистов).

Употребление глаголов будущего времени, прошедшего времени, их дифференциация. (Мой дед был танкистом. Я буду танкистом)

 

 

Образование сложных слов путем сложения основ (самолет, вездеход, вертолет)

Составление рассказа сравнения, с использованием сложных предложений с  противительным союзом а («Самолет – вертолет»)

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

22

4 неделя

Город, в котором я живу. Мытищи

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение  представ­лений о родном городе, как называется город, в котором они живут;  какие в нем находятся достопримечательности, чем он зна­менит; какие памятные места находятся в районе, где они живут;

в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

Совершенствование грамматического строя речи. Упражнять в практическом изменении слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики. Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание чувства патриотизма.

Мытищи, куранты, площадь, ули­ца, герб, памятник, двор, дом, сад, город, проспект, мост, бульвар, тротуар, адрес, храм, церковь, библиотека, стадион, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, широкий,  просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний, смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Образование относительных прилагательных панельный,  кирпичный, деревянный, и т. д.

Предлоги в, за, около, перед.

Образование существительных множественного числа, родительного падежа.

Составление предложений по картинкам.

Работа с деформированным предложением (с предлогами).

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 23

1 неделя

Мамин праздник. Профессии наших мам.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и активизация словаря  по теме «8 Марта». Закрепление представлений о семье, членах семьи, их правах и обязанностях. Учить разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фоне­матического восприятия, артикуляционной, тонкой и  общей мо­торики.

 Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициатив­ности. Воспитание доброжелательного и уважительного отношения к своим близким.

Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка, брат, сестра,  дядя, тетя, родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, ласковая, добрая, трудолюбивая,  строгая, вежливая, послушная, заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, мыть, работать, вытирать, ухаживать, растить, поздравлять.

 

Употребление существительных  и  прилагательных в уменьшительно – ласкательной форме.

Употребление слов – антонимов.

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

 

Множественное число существительных в име­нительном и родительном падежах «Один — много»

(Семья — семьи — много семей,

ребенок — дети — детей, бабушка — бабушки — бабушек,

сын — сыны (сыновья) — сынов (сыновей).

 

 

 

Образование притяжательных прилагательных (мамин, бабушкин, и т. д.)

 

Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку.

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

24

2 неделя

 Весна. Весенние изменения в природе.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле­ний о весне ее приметах. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Весна». Учить дифференцировать признаки времен года (осень — весна, зима — весна, ранняя и поздняя весна).

Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка деления слов на слоги. Расширить представле­ния детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

 

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, творческого воображения.

 

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоя­тельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, подснежник, трава, грач, гнезда, насекомые, гроза, голубое, чистое, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий наступать, таять, пригревать, копать, течь, набухать, расцветать, прилететь, вить, выводить, март, апрель, май, уборка снега, обрезка деревьев, первоцвет, рыхлый, темный, грязный, зернистый, нежный, красивый, пушистый, душистый, просыхать.

 

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

 

Образование уменьшительных форм существительных с различными суффиксами (солнышко, ручеек, листочек, скворушка и др.);

Согласование существительных с числительными.

Образование и употребление множественного числа имен существительных.

Поиск соответствующих понятий, выраженных прилагательным «Назови признак».

Согласование глаголов  с именами существительными в роде, числе;

Образование сравнительной степени прилагательных.

(тепло - теплее, длинный - длиннее и т. д.)

 

Образование относительных прилагательных.

 

 

Образование сложных слов путем словосложения (ледоход, первоцвет).

 

Составление предложений по сюжетным картинкам с использованием однородных определений, выраженных прилагательными.

Пересказ рассказа Г. А Скребицкого «Весна».

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразова-ния

Формирование связной речи

 26

3 неделя

 Транспорт. Наземный. Воздушный

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Закрепление названий видов транспорта. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте». Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движе­нием. Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков, употреблении поставленных на индивидуальных занятиях звуков.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Повторение правил поведения на дороге, на улице, в транспорте.

Машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, мотоцикл, самолет, велосипед, вертолет, колесо, руль, дверца, кабина, грузовой, пассажирский, электрический, удобный, быстрый, перевозить, грузить, едет, мчится, бежит, несется, взлетает, летит, приземля­ется, садится, отходит, поворачивает, останавливается, ждет, выходит, поливает, убирает, тормозит, сигналит, заводит.

 

 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепление навыка упот­ребления слов-антонимов

(быстро — медленно, дале­ко — близко, высоко – низко).

Согласование существительных с числительными

Образование приставочных глаголов (ехала, заехала, приехала, отъехала, выехала).

 

Составление предложений по демонстрируемым действиям.

 

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

26

4 неделя

 Водный транспорт.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и закрепле­ние представлений о транспорте. Закрепление названий видов транспорта. Уточнение, расширение и акти­визация словаря по теме «Транспорт», «Профессии на транспорте».

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, артикуляци­онной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движе­нием. Упражнять в правильном произнесении сохранных звуков, употреблении поставленных на индивидуальных занятиях звуков.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Повторение правил поведения у воды, правил поведения при пользовании водным транспортом.

Лодка, катер, яхта, корабль, парусник, теплоход, пароход, подводная лодка, шлюпка, паром, ледокол, трап, штурвал, трюм, рубка, нос, корма, якорь, палуба, порт, пристань, отходит, отчаливает, отплывает, пристает, раскачивается.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Закрепление навыка упот­ребления слов-антонимов (быстро — медленно, дале­ко — близко, глубоко–мелко).

Согласование существительных с числительными.

Образование приставочных глаголов (отчалить, причалить; подплыть, переплыть, отплыть).

 

Составление предложений по демонстрируемым действиям.

 

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

27

1 неделя

 

 Рыбы. Обитатели водоемов.

 

Коррекционно-образовательные цели.   Расширение представле­ний  об обитателях водоемов, формирование представлений о прес­новодных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Дифференциация речных и морских рыб. Уточ­нение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы» «Морские обитатели».

Совер­шенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, ар­тикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Река, ручей, пруд, озеро, болото, щука, лещ, окунь, карась, плавник, хвост, жабры, чешуя, туловище, лягушка, уж, жаба, улитка, рак, сом, удочка, поплавок, приманка, черви, корм, аквариум, сачок, рыбак, рыболов, уха, икра, усы, молоки, головастик, берег, дно;  Плавать, ловить, клевать, кормить, квакать, прыгать, ползать, прятаться; Красивый, блестящий, скользкий, быстрый, глубокий, мелкий, широкий, узкий, прозрачный, круглый, прямоугольный, длинный, полезный, терпеливый; Быстро, ловко, трудно, интересно, терпеливо, глубоко, мелко, медленно.

Образование и употребление множественного числа имен существительных.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Употребление существительных в творительном падеже («Кто, чем питается?»)

Подбор родственных слов (рыба, рыбный, рыбка, рыбешка, рыбак, рыбачить, рыбалка, рыболов)

Образование приставочных глаголов (приплыла, подплыла, уплыла, и т. д.)

Составление рассказов-описаний по алгоритму (с опорой на иллюстрацию)

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

28

2 неделя

 Космос.

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представ­лений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расшире­ние, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуля­ционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициа­тивности. Воспитание чувства патриотизма.

Космос, космонавт, ракета, корабль, станция, спутник, полет, Земля, Луна, Солнце, планета, звезда, комета, созвездие, скафандр, невесомость, телескоп, астроном, орбита; первый, космический, солнечный, искусственный, орбитальный, лунный, земной, звездный; осваивать, запускать, летать, падать, приземляться, прилуняться.

 

Согласование числительных с существительными.

Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами (к, от, около, за, на).

Согласование существительных с прилагательными.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Образование сложных (космодром, аэродром, космонавт).

Образование и употребление приставочных глаголов.

 

Составление предложений по картине.

Работа с деформированным предложением.

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

29

3 неделя

 БиблиотекаКнига – наш друг.

Коррекционно-образовательные цели. Конкретизировать представления детей о книге (роль в жизни человека, истории ее создания, что такое страница, обложка, переплет, отличие книги от газеты и журнала), о библиотеке (назначение, отличие от книжного магазина), о профессии библиотекаря. Совершенствование граммати­ческого строя речи. Расширить представле­ния детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зри­тельного внимания и слухового восприятия, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, мышления, зрительной и слуховой памяти.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоя­тельности, ответственности. Воспитание бережного отношения к книге, труду людей.

 

Книга, переплет, обложка, страница, иллюстрация, библиотека, библиотекарь, формуляр, читатель, автор, книголюб; читать, писать, пересказывать; интересный,  полезный, трудный.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Предлоги  в, на, под, из-под.

Слова – антонимы.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»

 

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Книжка про книжки».

 

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 30

4 неделя

Цветы.

Насекомые

Коррекционно-образовательные цели.

Познакомить детей с самыми распространенными садовыми и полевыми цветами, учить узнавать их на предметных картинках; с частями цветка (растения), называть основные цвета и оттенки, учить отличать садовые цветы от дикорастущих. Совершенство­вание грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, па­мяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей мото­рики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Коррекционно-образовательные цели.

Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и об­разе жизни (название, части тела, как передвигаются, чем питаются, где живут, пользу или вред приносят). Учить детей узнавать и называть насекомых на предметных картинках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Насекомые»

Сад, клумба, цветок, растение, корень, стебель, листья, бутон, лепесток, серединка, запах, букет, ваза, газон, тюльпан, нарцисс, пион, роза, астра, ирис, ромашка, мак, парк, семена, шипы; Расти, цвести, расцветать, распускаться, пахнуть, ухаживать, сажать, сеять, поливать, дарить, срезать; Красивый, приятный, нежный, названия основных и оттеночных цветов.

Насекомые, бабочка, жук, б.коровка, кокон, муравей, стрекоза, кузнечик, гусеница, комар, муха, пчела, оса, шмель крылышки, головка, брюшко, лапки, спинка, хоботок, личинки, куколка; вредный, полезный, майский; вредить, уничтожать, точить, грызть, помогать, лежать, ползать; летать, прыгать, порхать, выходить, засыпать, поедать, откладывать.

Множественное число имен существительных.

Согласование имен существительных с числительными,

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Использование существительных в косвенных падежах с предлогами из, в, на, у, по.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Согласование существительных с числительными.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Употребление в речи предлогов на, под, за, в, из, из-за, из-под.

 

Образование сложных слов путем словосложения (темно-голубой, желто-красный и т. д.)

Образование приставочных глаголов.

 

Составление рассказов-описаний о цветах с использованием плана-схемы.

Составление предложений с предлогами.

Составление рассказа-описания по плану-схеме.

 

 Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 31

1 неделя

 День Победы

Коррекционно-образовательные цели. Уточнить знания детей о празднике 9 мая, расширять знания детей о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне. Закрепить у детей знания военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии;

какой техникой управляют военные разных профессий;

Расширение словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи Коррекционно-развнвающие цели. Развитие  диалогической  речи,  речевого слуха,  зрительного  восприятия  и  внимания,  артикуляционной,  тонкой  и общей моторики, координации речи с  движением.                Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать детей в духе патриотизма. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Победа, война, мир Армия,  Родина, граница, защита, работа, мир, труд, профессия, воен­ный, пограничник, летчик, моряк, разведчик, партизан; форма, оружие, рация, наушники, бинокль служба, граница, охрана,  защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить, нести;  трудный, опас­ный, интересный, полезным, нужный, необходимый, внимательный, осторожный; 

Согласо­вание прилагательных с существительными.  

Множественное число существительных (именительный и винительный падежи)           

Употребление предлогов в, на, из.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия».

Поиск соответствующего понятия, выраженного прилагательным «Подбери слова-признаки».

 

Образование приставочных глаголов.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

 

 

 Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

32

2 неделя

Деревья и кустарники.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнить и расширить знания детей о деревьях: закрепить названия основных деревьев их классификацию (лиственные, хвойные, фруктовые), названия частей дерева, внешние характерные признаки (форма кроны, листьев и т. д.). Совершенствование граммати­ческого строя речи. Закрепление представле­ний о фиолетовом, красном, желтом, зеленом, коричневом, оранжевом цветах и умения дифференцировать их. Расширить представле­ния детей о трудовых действиях взрослых, важности их труда.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, зри­тельного внимания и слухового восприятия, артикуляционной, тонкой и об­щей моторики, мышления, зрительной и слуховой памяти.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоя­тельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе

 

Деревья, береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, липа, лиственница, лес, листья, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщи­на, высота, цвет, листопад; белоствольная, тонкая, могучий, раскидистый, вечнозеленые, лиственные, хвойные; желтеть, краснеть, опадать, шелестеть,  зеленеть, расцветать, набухать.

 

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с числительными.

Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»  (почка набухает, лопается, раскрывается; лист распускается, зеленеет, растет, желтеет, увядает, опадает).

Слова – антонимы.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Образование относительных прилагательных.

Составление рассказов-описаний по алгоритму (с опорой на иллюстрацию).

Составление сложных предложений с противительным союзом а

 (У березы ствол тонкий, а у дуба ствол  толстый)

Дата

 

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 

33

 

3 неделя

 

 

 

 

 

Скоро в школу!

Школьные принадлежности.

 Коррекционно-образовательные цели. Расширить знания и представления детей о школе, обогащение, уточнение словаря по данной теме. Совершенствование грамматического строя речи. Со­вершенствование синтаксического строя речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного плав­ного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, опрятности и прилежности.

 Школа, школьник, первоклассник, парта, портфель, ра­нец, рюкзак, тетрадь, книги, ручка, карандаш, пенал, учебник, альбом, краска, доска, мел, учитель, директор, класс, дежурный, дневник, от­личник, урок, задание, библиотека, зал, столовая, перемена, звонок, ластик, кисточка, линейка, подставка, форма; домашнее, интересная, нужная, важная, учебная, школьная, спортивный, аккуратный, опрятный, нарядный, чистая, спокойная, прилежная, заботливая, слушать, писать, читать, учить, выполнять, повторять, положить,.

Употребление предлогов в, за, из, из-за, под, из-под.

Согласование существительных с местоимениями, числительными, прилагательными.

Употребление слов –антонимов.

Образование существительных  с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Образование существительных множественного числа в ро­дительном падеже «Один - много» Школа -школ, школьник - школьников, школьница – школьниц.

 

Развитие монологиче­ской речи. Беседа по теме: «Скоро в школу».(Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?)

 

 Дата

Тема

Цели и задачи

Лексика

Грамматические категории

Формирование системы словообразования

Формирование связной речи

 

34

4 неделя

 

 

 

 

 Лето. Правила поведения на отдыхе.

 

 

 

 

 

 

 

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение   и активизация словаря по теме. Повторить названия насекомых, полевых цветов. Беседовать о различных видах деятельности в летний период.

 Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевой активности, фонематического слуха, диалогической речи, зрительного внимания, мыш­ления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.   Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.  Воспитание чувства бережного отношения к живой природе. 

 

Лето, солнечная, жаркая, ясная, дождливое, ветреное, насекомые, полевые цветы, туризм, поход, жаркие страны, огонь, разжигать, круиз, путешествие, солнечные ванны, ожоги, укусы, клещи, купание в водоеме, буйки, лягушатник итд.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Образование относительных прилагательных.     

Предлоги в, за, около, перед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

Образование существительных множественного числа, родительного падежа.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование существительных с числительными.

 

 

Составление предложений по картинкам.

Работа с деформированным предложением (с предлогами).

Пересказ рассказа о лете.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также