Проект по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.8

Проект по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.8
Научные работы
doc
дефектология
Взрослым
03.04.2020
Проект по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует трудности при обучении в школе.
педчтение Турнина С.В..doc

 

МКУ Управление образования. МО ”Намский улус” Республика Саха (Якутия).

МКОУ “Тастахская основная общеобразовательная щкола им.М.В.Петровой”

           

 

 

 

 

 

 

Проект по теме

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Турнина С.В.

Учитель начальных классов

                         

           

 

 

 

 

 

                                                                                               

2019 - 2020 уч. г.

 

Описание проекта по теме

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

 

Актуальность выбранной темы

 

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует трудности при обучении в школе.

Поэтому, именно в школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того настолько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развивают память, внимание, а так же словарный запас.

 

Понятие и значение развития мелкой моторики рук в школьном возрасте

 

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо- двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются пол влиянием импульсов, поступающих от пальцев. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами:

- брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии и их функцией, ложкой, вилкой, совочком и др.;

-  открывать и закрывать коробки и сосуды, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки, завязывать и развязывать и т. д.

 Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено.

Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивая память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У школьника развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Цель работы: развить у детей мелкую моторику и координацию рук у детей школьного возраста через различные виды деятельности.

 

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движения рук, гибкость рук.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3.Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

6. Создать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

 

Основные направления работы с школьниками на уроках и на занятиях.

 

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).

3. Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц, замков.

4. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

5. Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

6. Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

7. Игры в «сухом бассейне», наполненном фасолью или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

 

План работы

 

Месяц

Мероприятия, проводимые с детьми

Сентябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Дружные ребята».

2. Обучение детей «Шнуровка»

3. Конструирование из палочек, камушек «Дорожка»

4. Игра «Чудесный мешочек»

5. Аппликация с детьми «Осенняя красавица березка».

6. Лепка из соленого теста «Грибы».

7. Игра «Прищепки».

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Спрячь в ладошках»

3. Продолжать обучать детей «Шнуровке».

4. Конструирование из палочек «Дорожка», «Заборчик».

5. Настольная игра «Мозаика».

6. Создание с детьми книжки-малышки «Веселый зоопарк» используя способ аппликации.

7. Игра «Я катаю мой орех».

8. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3. Изображение пальцами различных фигур: «очки», «бинокль», «стол», «стул», «замок».

4. Конструктор из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Настольная игра «Найди фигурке место».

6. Настольная игра «Мозаика» (крупная и мелкая).

7. Работа с пластилином

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровки».

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластиковых бутылок).

7. Игры в сухом бассейне (найди заданный предмет).

Январь

1. Разучивание пальчиковой игры «Карандаш», «Орехи», «Дорожка»; повторение пальчиковых игр «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочек (по карточкам-образцам).

3. Пальчиковая игра «Художник» (с помощью волшебной палочки или пальчиком).

4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Настольная игра «Мозаика» (крупная и мелкая).

6. Работа с пластилином.

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста».

2. Научить детей пользоваться ножницами (разрезать по прямой линии)

3. Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровки».

4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации».

6. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками).

Март

1. Закрепление пальчиковой игры «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Игра «Прищепки».

6. Работа с карандашами «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

7. Работа с пластилином.

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна», повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковая игра «Выгладим платочки для мамы и дочки».

4. Изготовление подарков для мам (аппликация) «Бусы из гороха»

5. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», «Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

6. Игры в сухом бассейне (найди заданный предмет).

7. Проигрывание с детьми пальчиковым театром русских народных сказок.

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна».

2. Учить детей инсценировать руками стихи – «Голуби».

3. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочек

4. Конструирование из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию)

5. Учить детей изображать пальчиками разные фигуры (очки, флажок, стол, стул, бочка, крыша).

6. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольник, квадраты).

7. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

8. Работа с карандашами «Обведи по пунктиру рисунок».

 

 

 

Взаимодействие с родителями воспитанников

 

1. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших школьников».

2. Мастер-класс «Совместное творчество школьников и родителей «Книжка своими руками».

3. Привлечение родителей  к созданию картотеки потешек для работы с детьми для применения в режимных процессах.

4. Привлечение родителей к созданию пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МКУ Управление образования. МО ”Намский улус”

МКУ Управление образования. МО ”Намский улус”

Описание проекта по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

Описание проекта по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста»

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено

Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено

Основные направления работы с школьниками на уроках и на занятиях

Основные направления работы с школьниками на уроках и на занятиях

Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек»

Декабрь 1. Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек»

Взаимодействие с родителями воспитанников 1

Взаимодействие с родителями воспитанников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2020