ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Оценка 4.7

ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оценка 4.7
Научные работы
docx
дефектология
4 кл—7 кл
29.11.2023
ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье раскрывается понятие словообразование, в т. ч. у детей с ОНР, а также представлено краткое содержание этапов коррекционно-педагогической работы по его формированию. Ключевые слова: грамматический строй речи, словообразование, общее недоразвитие речи.
СТАТЬЯ продуктивные формы деятельности.docx

ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Харитонова А. Ю.

Учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №132 « Золотая рыбка» города Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация. В статье раскрывается понятие словообразование, в т. ч. у детей с ОНР, а также представлено краткое содержание этапов коррекционно-педагогической работы по его формированию.

Ключевые слова: грамматический строй речи, словообразование, общее недоразвитие речи.

 

Словообразование – важный  механизм овладения богатством лексики родного языка ребенка, а также развития и совершенствования процессов речевосприятия и речепорождения в собственной коммуникативно-речевой деятельности ребёнка. При этом дети не только усваивают нормативные способы словообразования, но и пытаются применить их в словотворчестве.

При общем недоразвитии речи  первоначальные умения словообразования дети начинают осваивать только в результате целенаправленной систематической логопедической работы. Важность изучения словообразовательных процессов подтверждается тем, что они являются одним из главных показателей нормального развития речи ребёнка и являются мощнейшим стимулом, основой развития речи.

Значимость проблемы связана с тем, что дети с последствиями общего нарушения речи, не овладевшие различными способами словообразования, испытывают существенные трудности в понимании морфологического состава слов, в толковании их значений и смыслов, в усвоении правил применения приставок и суффиксов, оценки их роли в составе слова. Развитие навыков словообразования у детей с ОНР требует проведения специальной логопедической работы, содержание которой будет зависеть от выявленных особенностей развития навыков словообразования.

Е.А. Земская, Е.С.Кубрякова, А. Н. Шахнарович описывают словообразование, как процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц [1].

В соответствии с пониманием самого термина «словообразование» его рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, то есть отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития . Таким образом, словообразование теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов.

Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта, как общее недоразвитие речи. Вследствие этого недостатки словообразовательных операций отмечаются у дошкольников с ОНР на разных этапах восприятия и порождения речевого высказывания.

Мы предполагаем, что у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи могут отмечаться трудности в выполнении словообразовательных операций, что обуславливает необходимость разработать специальные задания.

В соответствии с обозначенной целью и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: мы предполагаем, что положительные изменения сформированности словообразовательных навыков у детей с ОНР произойдут в ходе целенаправленной работы с использованием специально разработанных заданий.

Приведем примеры видов работ, которые представлены в разработанной нами программе формирования словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Назови профессии», «Как назвать того, кто…?», «Найти действие», «Что сделал Незнайка», «Назови машину одним именем», «Куда положим». В процессе этих занятий дети научатся образовывать название профессий, дифференцировать глаголы с приставками, образовывать глаголы с помощью приставок.

На основном этапе формирующей работы будут проведены занятия на темы: «Ералаш», «Ответь на вопрос», «Словообразование с помощью суффикса –ис», «Чье крыло?», «Про что можно сказать …», «Что из чего сделано?», «Правильно назови листья», «Машина каша», «С какого дерева листочек?», «Скажи, какой?» , «Сравни предметы», «Ответь на вопрос «Как?», «Чьё, Чьё? – Моё», «Скажи ласково», «Животные и их детеныши». В ходе проведения этих видов работ дети  с ОНР научатся закреплять в речи названия детенышей животных, образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, образовывать притяжательные прилагательные, образовывать относительные прилагательные, образовывать качественные прилагательные, образовывать притяжательные местоимения.

На заключительном этапе планируется проведение занятий на темы: «От каких слов получились названия профессий?», «Назови спортсмена», «Найти общую часть в словах», «Что делают дети?», «Один-много», «Веселый счет». Таким образом, дети научатся согласовывать существительные с числительными, образовывать существительные в множественном числе, образовывать глаголы с помощью приставок.

В результате организованной таким образом коррекционно-педагогической работы у старших дошкольников с ОНР формируются навыки словообразования разными способами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. - М.: Наука, 2009. - 323 с.


 

ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОДУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.А. Земская, Е.С.Кубрякова, А

Е.А. Земская, Е.С.Кубрякова, А

На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Назови профессии», «Как назвать того, кто…?», «Найти действие», «Что сделал

На подготовительном этапе будут проведены занятия на темы: «Назови профессии», «Как назвать того, кто…?», «Найти действие», «Что сделал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023