Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики
Оценка 4.8

Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики

Оценка 4.8
Научные работы
docx
дефектология +1
27.02.2024
Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики
Самсостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики.docx

 

«Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики »

       Содержание

Введение

Глава 1. Самостоятельная работа учащихся на уроках

1.1. Понятие “Самостоятельная работа учащихся”

1.2. Формирование самостоятельной деятельности у учащихся с нормальным уровнем развития

1.3. Формирование навыков самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью

Глава 2. Варианты самостоятельных работ для учащихся с умственной отсталостью по математике (5-9 класс)

Заключение

Список литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Руководство и организация самостоятельной работы — это очень важная, ответственная и сложная работа каждого дефектолога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания всех учащихся, в особенности учащихся с умственной отсталостью. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Целью данной курсовой работы является изучение организации самостоятельной работы школьников с недоразвитием интеллекта и условий их успешной реализации на уроках математики. Для рассмотрения данной цели мы прибегли к изучению различных направлений в исследовании природы самостоятельности учащихся в обучении, ознакомились с множеством определений и выяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельность учащихся и почему она так необходима для формирования личности умственно отсталых.

Говоря о формировании самостоятельности у "особых" школьников, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Объектом изучения является самостоятельная работа школьника на уроках математики, а предметом – условия ее реализации.

Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий.

 И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является мотивационно-стимулирующая функция, ведь она прививает учащимся интерес к предмету, а интерес в свою очередь концентрирует внимание учащихся и обеспечивает повторение, и воспроизводство полученной информации, к чему и стремиться учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Самостоятельная работа учащихся на уроках

1.1. Понятие “Самостоятельная работа учащихся”

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал. Между тем в школе еще редко можно видеть самостоятельные работы, которые были бы направлены на формирование приемов познавательной деятельности, школьников мало обучают способам и приемам самостоятельной работы, в частности приемам развернутого и свернутого описания, объяснения, выведения правил и предписаний, выхода на формулирование идей и их предварительного развертывания по смыслу и содержанию, т.е. тем приемам, которые составляют основу учебно-познавательной деятельности школьника.

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое:

в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

Уровни самостоятельной деятельности школьников

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует. Дать самостоятельное задание ученику уровнем выше — это в лучшем случае напрасно потерять время на уроке.

Естественно, что программа-максимум для любого творчески работающего учителя — довести как можно больше детей до четвертого уровня самостоятельности. Однако следует помнить, что путь к нему лежит только через три предыдущих уровня. Соответственно строится программа действий учителя при организации самостоятельной работы на уроке.

Типы самостоятельных работ

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишит ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу — бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Виды самостоятельных работ в обучении

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Подготовка докладов и рефератов.

Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Техническое моделирование и конструирование.

Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действия и способа действий. От этого во многом зависит эффективность всей работы.

Изучение опыта работы передовых учителей показывает, что одним из главных признаков, отличающим уровень их мастерства, является умение использовать в работе разнообразные, дополняющие друг друга самостоятельные работы, которые учитывают учебные возможности школьников.

Чтобы ученики могли самостоятельно описать тот или иной объект или явление при выполнении учебного задания, решении учебной задачи и правильно выполнить все операции, надо:

четко сформулировать задание на описание с указанием его границ — свернутое или развернутое;

предъявить объект для наблюдения — в натуре или модели, на схеме, чертеже, рисунке; если изучается явление, то дать общую картину его протекания — словесно, с помощью карты, рисунка, схемы;

дать все необходимые ранее изученные опорные понятия, а также предъявить в готовом виде карту языка описания — названия объекта и его составных частей, в том числе термины, условные обозначения, кодовые знаки;

определить границы и дать ориентиры для самостоятельного распознавания существенных признаков сходства и отличия; если необходимо, дать подсказку - где, как и какие признаки искать.

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия для эффективной реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:

постепенность введения разных по степени сложность и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;

обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий (сообщение исходных знаний и обучение общеучебным умениям);

разнообразие видов самостоятельности работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;

подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению, содержащих посильные трудности;

ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;

оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;

обучение учащихся приемам самоконтроля при выполнении работы;

обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.

 

 

1.2. Формирование самостоятельной деятельности у учащихся с нормальным уровнем развития.

Согласно определению, самостоятельность это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Целью моей работы становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения.

Моя задача заключается в том, что все уроки по математике построить таким образом, чтобы предоставить учащимся возможность планировать собственную деятельность, выявлять ошибки, допускаемые в ходе собственных познавательных действий, вносить необходимую коррекцию в процесс осуществления своей деятельности.

Активными методами обучения – являются методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль.

Использование активных форм обучения позволяет погрузить учащихся в активный образовательный процесс

Также полагаю, что активные формы и методы организации обучения позволяют:

1.       Сохранить интерес учащихся к математике.

2.       Развить навыки самостоятельности.

3.       Добиться усвоения учебного материала всеми учащимися.

4.       Развивать чувство ответственности за качество знаний

Актуальность рассматриваемой проблемы, как средства повышения качества образования бесспорна, так как умение самостоятельно работать является залогом предоставления каждому учащемуся шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития ребенка с самыми разными способностями и направлениями интересов.

При выборе форм организации обучения важно помнить те недостатки, которые есть в каждой форме, и его достоинства. Так при фронтальной форме работы можно добиться хороших результатов в развитии умения учащихся аргументированно рассуждать, использовать индивидуальный подход, опрашивая на разных ступенях обобщения, прививать умение слушать, спрашивать, находить ошибки. Существенным недостатком фронтальной формы является сложность в организации активной и полезной работы всего класса.

Групповая форма эффективна, т. к. осуществляется активное взаимодействие учащихся, как между собой, так и с учителем, однако имеет свои трудности при разделении класса на группы.

Индивидуальная форма организации обучения дает возможность учителю адаптировать степень сложности, трудности заданий, оказывать помощь с учетом знаний, умений и личностных качеств учащихся. Однако целенаправленная работа в такой форме требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени для изготовления достаточного количества карточек — заданий.

Формы организации необходимо варьировать и использовать в сочетании, что позволит учителю использовать достоинства и в какой-то степени компенсировать недостатки каждой из них.

В своей практике использую групповой контроль, который является разновидностью группового задания. Контроль проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют все члены группы. Перечень вопросов к такому занятию составляется заранее.

На уроках использую и групповую познавательная деятельность, такую как общественный смотр знаний. В его организации самым главным является подготовительный период, когда учащиеся разбиваются на группы. Результаты общественного смотра знаний зачитываются перед всем классом. Вместе с индивидуальными оценками сообщаются данные, характеризующие работу групп.

Для эффективного проведения групповых занятий необходимо очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе) и систематически заниматься с консультантами (проверять их качество знаний, давать им методические советы и т. д.). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку консультантов компенсируются большим педагогическим выигрышем.

Самостоятельная работа  в обучении математике не самоцель. Она необходима  для перевода знаний, извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности  и познавательной активности  обучающихся, привития навыков учебного труда.

Самостоятельная работа как прием обучения может применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются  на  работах, выполняемых под руководством преподавателя.

Проводя анализ своих уроков, я пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 15 до 80 процентов времени занятия.

Поэтому для управления процессом познания выделяю конкретные задачи:

разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;

осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.

Поэтому в своей работе часто использую различные виды самостоятельной работы учащихся.

На своих уроках ориентируюсь не только на группы, но и на каждого ученика в отдельности. Считаю, что такой подход побуждает к работе сильного учащегося и двигает к работе слабого. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения применяю тесты с выбором ответа и различные карточки-задания. В таких работах стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении математики дети должны знать и понимать математические обозначения, термины, понятия. Для этого использую математические диктанты, которые позволяют ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. В таких случаях удержать внимание учащихся помогают тесты с выбором ответов. На первый взгляд, кажется, что выбрать из нескольких ответов правильный гораздо проще, чем выполнить решение по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объемную работу, нежели при обычном решении. Интерес же к непривычному виду деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке. Использую на уроках и разноуровневые задания. Это очень удобно. Во-первых, предлагая задания разного уровня, каждый обеспечивается достаточно интересной и, главное, выполнимой работой как слабого, так и сильного ученика. Во-вторых, у учеников вырабатываются устойчивые умения и знания. В-третьих, можно легко увидеть общую картину: какова подготовленность, как усвоена тема в группе, на чем стоит заострить внимание по этой теме.

Самостоятельная работа достаточно эффективна как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если она организована в системе уроков. Методы организации самостоятельной работы надо видоизменять с тем, чтобы постепенно предоставлять учащимся больше самостоятельности.

  Рассмотрю некоторые формы самостоятельной деятельности на уроках и способы развития самостоятельности учащихся.

Самостоятельные работы по образцу - это один из видов обучающих самостоятельных работ, которые проверяю немедленно и не ставлю за них плохих оценок. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Самостоятельные работы по образцу представляют собой первую ступень формирования умений и навыков самостоятельной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на овладение школьниками основными умениями и навыками, способами работы. Например, я показываю образец решения уравнения 2х2-5х-9=0 с помощью формулы корней квадратного уравнения, после чего учащимся предлагаю решить уравнения: 3хa+7х-12<0; 5х2-х-14=0 и т.д.

Другой вид самостоятельных работ, тренировочные. К тренировочным относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. Например, самостоятельная работа по карточкам - заданиям с выборочной формой ответа по теме.

Карточки-задания с выборочной формой ответа способствуют выработке у учащихся устойчивых навыков в усвоении различных математических понятий, их свойств, правил, действий и т.д. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, так как позволяет выработать основные умения и навыки и тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. Разрешаю пользоваться и учебниками, и записями в тетради, таблицами и т.п.

К работам такого типа я отношу самостоятельную работу по индивидуальным карточкам, которую организую следующим образом. После изучения темы отвожу два урока для самостоятельной работы по карточкам. Они составляются в нескольких вариантах по системе нарастающей трудности.

Например, по теме «Действия над рациональными дробями», карточки составляются следующим образом:

сложение;

вычитание;

умножение;

деление;

сложение и вычитание с умножением;

сложение и вычитание с делением;

возведение в степень;

совместные действия с дробями;

нахождение числового значения алгебраического выражения.

В связи с развитием учебной самостоятельности учащихся возникает проблема привития школьникам навыка самоконтроля. Умение самостоятельно контролировать свою учебную деятельность складывается из умений контролировать результаты решения отдельных задач в целом и основных этапов решения, планировать учебные действия, предвидеть трудности и намечать пути их преодоления. Для того чтобы привить учащимся привычку контролировать получаемые ими результаты решения задач, вначале знакомлю со специальными приёмами проверки результатов. Выполняя преобразования многочленов, имеет смысл проверить результат выполнением обратного действия. Например, правильность разложения многочлена на множители методом вынесения общего множителя за скобки или методом группировки проверить раскрытием скобок. Также раскрытием скобок можно проверить результат выделения двучлена в квадратном трехчлене. Если при изучении темы «Квадратные уравнения» первые сведения о теореме Виета сообщить сразу после вывода общей формулы корней, то этот удобный способ проверки решения можно включить в алгоритм решения и закрепить его через постановку заданий:

С помощью теоремы Виета проверьте, являются ли корнями квадратного уравнения 2х2-3х+1=0 числа 0,5 и 1.

Перечислите возможные способы проверки решения квадратного уравнения 2x2 -3x-2=0

Для привития учащимся самоконтроля важно, чтобы и сама их критическая деятельность получала оценку. Поэтому, во время уроков всегда даю возможность дополнить ответы одноклассников, поощряю рецензирование. Иногда исправление ошибок, допущенных учащимися при выполнении самостоятельной работы, полезно провести в классе, обсудив ход решения аналогичных задач, т.е. по сути дела, прогнозируя возможные ошибки. Проделав это, могу попросить школьников ещё раз вернуться к своим тетрадям и найти ошибки. Тут же намечается и соответствующая индивидуальная работа.

Во всех видах деятельности ученика проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. Поэтому, считаю, что дидактическая игра и самостоятельная работа - самые совместимые средства организации обучения.

В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике знать наизусть. Чтобы формулы лучше запоминались, а так же для контроля, за усвоением их использую на уроках дидактические игры.

Игры можно применять на всех ступенях обучения, но совершенно необходимо – в работе среднего звена.

Эффективно решение задач на готовых чертежах. Такие задачи позволяют увеличить темп работы на уроке, так как данные задачи находятся перед глазами на протяжении всего решения; активируют мыслительную деятельность учащихся; помогают запомнить теоретический материал.

Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся, дидактические игры. Как один из видов занимательной игры с успехом применяю  учебные кроссворды. Например, криптограммы. Правильно отгадав все слова по вертикали, можно прочесть слово по горизонтали и наоборот.

 Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое средство, с помощью которого организуется деятельность ученика как на уроке и при выполнении домашнего задания.

В качестве творческого домашнего задания можно предложить учащимся самостоятельно составить криптограмму

Каждая игра помогает решить определенные задачи: дать знание, сформировать умение, развить функции мозга (внимание, память, мышление, речь), воспитывать черты личности (сообразительность, находчивость, коллективизм и т.д.

Эффективность любой самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, когда он еще не успел послать ошибочную информацию на хранение в память.

Проводя уроки математики с использованием различных видов самостоятельной работы учащихся, мною в течение учебного года проводилось исследование роста познавательного интереса учащихся.

Школьникам предлагалась анкета, проанализировав которую, я смогла сделать следующие выводы: мониторинг показал значительный рост самостоятельности, умения анализировать, систематизировать, обобщать информацию, активной жизненной позиции, способности проводить самоанализ, давать самооценку своей деятельности.

Обобщая выше изложенное, можно сказать, что самостоятельная работа стимулирует процесс обучения, направлена на развитие функциональной грамотности школьников, способствует развитию логического мышления учащихся и улучшению качества математической подготовки.

 

1.3 Формирование навыков самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью.

Самостоятельность определяется в педагогике как, умение действовать отдельно, независимо от чьей-либо помощи, т.е. способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное без посторонней помощи.

Для детей с умственной отсталостью при посещении специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения становится актуальным приобретение навыка самостоятельности, что позволяет им быть независимыми в быту, поддерживать познавательный интерес к предметам окружающего мира.

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации. Включение/выключение электроприборов, открывание/закрывание крана, дверцы холодильника и т.д. Однако, самостоятельность в игровой и коммуникативной деятельности, а также в навыках самообслуживания и гигиены отсутствует, не сформирован навык опрятности. Это связано с особенностями их психофизического развития: поздним развитием произвольности психических функций; недоразвитием общих движений, координации, несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, а в целом на становлении культурно-гигиенических навыков.

Часто из виду выпускается главное, именно то, что воспитанникам необходимо показать последовательность (алгоритм) как выполняется та или иная трудная операция. Вместе с ним выполнить ее. Научить детей самостоятельно проделывать эти операции.

Например, по выращиванию и уходу за растениями. Конечно, большинство воспитанников, не могут сразу включиться в необходимый процесс, долгое время не проявляют нужной самостоятельности при выполнении учебных и трудовых заданий. Но особенно большие трудности для воспитанников коррекционных школ представляют определение последовательности деятельности и описание процесса выполнения задания. Такие пробелы в знаниях ограничивают их возможности выполнять различные задания самостоятельно. Чтобы правильно осветить поставленный в данной работе вопрос, в частности выяснить причины неумения воспитанников работать самостоятельно.

Отсутствие у обучающихся самостоятельности в выполнении заданий по трудовой деятельности, возникает в силу того, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои навыки и знания, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и требует дополнительного времени для отработки этих навыков. Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться.

Отметим, что специально организованное целенаправленное обучение детей самостоятельности способствует появлению у каждого ребенка положительного отношения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирование личности ребенка в целом. Ученики становятся более спокойными, уверенными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к самой деятельности и ее результату.

Формирование самостоятельности у детей с умственной отсталостью в специальном (коррекционном) учреждении необходимо для их успешной социальной и трудовой адаптации.

Внеурочная деятельность является одним из продуктивных звеньев коррекционно-образовательного процесса. Четкое планирование внеклассной деятельности позволяет воспитанникам сознательно выполнять все виды самостоятельных работ. Участие педагога следует направлять на то, чтобы с его помощью найти пригодные для данных воспитанников формы, методы и приемы обучения и воспитания.

В специальной (коррекционной) школе используются методы и приемы обучения, принятые в общеобразовательной школе.

В педагогике нет строго научной классификации методов по какому-то одному основанию. Самой простой и старой является традиционная классификация методов: словесные, наглядные, практические.

Условно можно выделить методы прямого и косвенного педагогического влияния:

·        методы прямого педагогического влияния - немедленная или отсроченная реакция обучающихся и его соответствующие действия, направленные на самовоспитание.

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца.

·        методы косвенного педагогического влияния – создание такой ситуации в организации деятельности; в которой у ребенка формируется соответствующая установка на самосовершенствование, выработку определенной позиции в системе его отношений с воспитателем, товарищами, обществом.

При косвенном влиянии на формирование самостоятельности усилия ребенка должны быть направлены на поиск новых сочетаний, комбинаций, вариантов пока в знакомой обстановке. Педагог побуждает и направляет ребенка, помогает организовать работу, довести начатое до конца. Этому способствует вовремя заданный вопрос, напоминание, совет, оценка работы, чтение литературного произведения соответствующего содержания, специально продуманная беседа.

Следует сказать, что любой метод воспитания тесно связан со всей воспитательной системой образовательного учреждения, что нет каких-то особых, уникальных, «волшебных» методов, которые решают все проблемы.

В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы воспитанники: участвуют ли в воспитательном процессе весь класс (группа), отдельные обучающиеся, небольшие группы обучающихся.

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа.

В своей работе используем разнообразные формы, методы и приемы. Работа по алгоритму является наиболее эффективной в формировании самостоятельности в самообслуживании, познавательной и трудовой деятельностях.

Глава 2. Варианты самостоятельных работ для учащихся с умственной отсталостью по математике (5-9 класс)

5 класс.

«Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд»

1.      

       Найти сумму чисел 400 и 9, 700 и 6, 500 и 5, 800 и 9.

       Найти разность чисел: 806 и 6, 409 и 9, 904 и 4, 309 и 9.

       На фабрике работает 100 женщин, а мужчин на 28 человек больше. Сколько мужчин работает на фабрике?

2.       

       Найти сумму чисел 400 и 85, 600 и 25, 200 и 35, 900 и 45, 300 и 35.

       Найти разность чисел: 645 и 45, 235 и 35, 475 и 75, 828 и 28.

       Увеличить на 54 числа: 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

       В куске 238 м. ткани. Покупательнице отрезали 27 м. Сколько ткани осталось в куске?

3.      

       Вставь знак + или –:

          348…200 = 548         873…173 = 700

          424…124 = 300         500…268 = 768

“Сложение с переходом через разряд в двух разрядах

(единиц и десятков)”

1.       

248 + 175               395 + 235

156 + 307               389 + 71

413 + 258               528 + 164

2.      

В библиотеке 347 книг для взрослых, а для детей – на 138 книг больше. Сколько всего книг в библиотеке?

6 класс.

«Преобразование чисел полученных при измерении. Сложение и вычитание.»

Тест.

 

1.Выполните преобразование:

5м = …дм

а) 50дм б) 500дм в) 5дм

 

 

5ц 6кг = …кг

а) 56кг б) 560кг в) 506кг

 

3т 5ц = …

а) 305ц б) 35ц в) 35т

 

600см = …м

а) 60м б) 6м в) 600м

 

504к= …р…к

а) 50р 4к б) 5р 4к в) 5р 40к

 

865кг = …

а) 8ц 65кг б) 86ц 5кг в) 8т 65кг

 

 

2. Решите примеры.

3см 9мм + 5см 8мм

а) 8см 7мм б) 9см 7мм в) 9см 17мм

 

 

25р 37к + 6р 5к

а) 31р 42к б) 31р 97к в) 21р 42к

 

 

6р 00к - 1р 9к

а)4р 9к б) 4р 91к в) 5р 10к

 

 

9т 45кг - 6т 345кг

а) 8т 700кг б) 2т 700кг в) 2т 105кг

 

« Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки»

 

1. Решите примеры.

2486 : 2

а) 1243 б) 10243 в) 1234

 

 

9420 : 6

а) 1570 б) 157 в) 1750

 

 

5224 : 4

а) 136 б) 1036 в) 1306

 

 

8048 : 8

а) 106 б)1006 в)16

 

 

1260 : 20

а) 603 б) 63 в) 630

 

 

2. Во сколько раз 3880 больше 4

а) 97 б) 907 в) 970

 

 

7 класс.

“Умножение целых чисел на круглые десятки.”

1.     Решите примеры и поставьте букву под правильный пример.

  1. 346 х 60 = __________ У
  2. 623 х 30 = __________ Н
  3. 283 х 20 = __________ А
  4. 873 х 40 = __________Ы
  5. 137 х 70 = __________ Л
  6. 482 х 40 = __________ И
  7. 569 х 50 = __________ К
  8. 586 х 30 = __________ К

 

17 580

5660

18 690

19 280

28 450

20 760

9 590

34 920

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Величины, единицы измерения.”

1.     Во сколько раз дециметр больше сантиметра? Обведи правильный ответ.

     1) 2      2) 5       3) 10    4) 6

 

            2.        Вырази в более крупных мерах 50мм = ... см. Укажи верный ответ.

1.     5см              3) 0,5см

2.     500см          4) 50см

    3.        Отметь, какой измерительный инструмент используют для измерения

углов?

1.     линейка        3) циркуль

2.     весы             4) транспортир

       4.        Укажи правильный ответ в решении примера 2 р.27 к. • 30 =

1)  68р.10к.        3)  681 к.

2)  681 р.            4)   6810 р.

      5.        Реши задачу и отметь правильный ответ.

Дизель расходует 25кг нефти за 5 часов работы. Сколько нефти израсходует этот   двигатель за 20 часов работы?

 

1) 200кг.        3) 50кг.

2) 100кг.        4) 150кг.

 

 

 

 

8 класс.

“Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями”

 

 

 

1.

а) hello_html_7166412b.gif б) hello_html_m15f70116.gif в) hello_html_m431b7d45.gif; г) hello_html_m73f4db73.gif

2.

 а) hello_html_m119ff309.gif б) hello_html_mf95e881.gif в) hello_html_820b88a.gif; г) hello_html_m7fb4db1d.gif

 

3.

 а) hello_html_2342bfdd.gif б) hello_html_m67a7acc3.gif в) hello_html_m1ffe4a5b.gif; г) hello_html_57002a5a.gif

 

 

 

4. Решите задачу: 

В школьной библиотеке было  2 008 учебников.

Закупили и привезли в библиотеку сначала 1 250 новых учебников, затем ещё 600. В начале учебного года школьникам выдали 3 200 учебников. Сколько учебников осталось в библиотеке?

5. Решите примеры:

        49 271 + 2 089        1 384 · 21

        31 400 – 28 514        42 288 : 12

        810 443 – 560         3,64 + 0,17

        6 294 + 193 156        6 ,17 – 2,5

6. Выполните действия:

        3 км 836 м · 13

        80 кг 528 г : 4

        4 т 56 кг · 5

7. Геометрический материал.

Постройте ломаную линию, состоящую из трёх отрезков:

3 см 8 мм; 7 см 4 мм; 2 см 5 мм.

Вычислите её длину.

“Сложение и вычитание именованных  чисел, выраженных в десятичных дробях”

1. Замените более крупными долями.

0,230;        21,030;                 0,260;              58,120;                0,370;

6,400;        9,200;                   0,070;              9,600;                  8,400.

2. Замените данные дроби дробями с одинаковыми знаменателями.

6,384   и   15,1                             35,25  и  6,3                       

0,96    и    14,3                             0,008  и  15,4                     

3. Запишите целые числа в виде десятичных дробей и выполните  действия.

52 м 14 см – 49 м 83 см

4 ц 96 кг + 18 ц 9 кг

35 к. + 30 р. 74 к.

14 км 26 м – 9 км 93 м

4. Решите примеры с неизвестным компонентом.

Х + 82,3 = 100                           Х – 54,7 = 88,09

5,03 + Х = 12,1                         16,2 – Х = 0,396

 

“Умножение и деление десятичных дробей”

1) Решите примеры: 

6,8 · 100        1,2  : 100

0,39 : 10        13,1 · 10

17 : 1000        0,396 · 100

0,2 · 1000        74,1 : 100

2)  Решите задачу:       

Купили 100 тетрадей  по 4,5 р. Сколько заплатили за покупку?

3) Решите примеры:

28 500 : 30                                  305,7 · 400

16,25 : 50                                    0,9 : 300

1 824 · 600                                   0,086 · 800

4) Решите задачу:

На 60 автомашин погрузили поровну 3 600 ц груза.

Сколько центнеров груза грузили на одну автомашину?

5)

Постройте прямоугольник со сторонами 8 см и 6 см. Вычислите периметр   прямоугольника.

Постройте квадрат со стороной 7 см 5 мм. Вычислите периметр квадрата.

9 класс.

“Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей”

1  Решите задачу: 

Комбайнёр собрал с трёх участков 670,1 т зерна. С первого участка он   собрал 294,5 т зерна, со второго участка – на 95,87 т меньше. Сколько тонн зерна комбайнёр собрал с третьего участка?

 

2 Решите примеры:    

349,07 + (892,3 – 107,9)            75,86 м + 46,9 м

8012,01- (6,785 + 53,07)            247,07 кг – 46,928 кг

27,096 + 123,104  – 85,079        508,5 т + 34,98 т

18 км 200 м – 9 км 82 м + 4 км 920 м

15 ч – (2 ч 35 мин + 9 ч 40 мин)

3 Найдите неизвестные компоненты:

Х + 0,075 = 1

Х – 12,09 = 295,91

373,7 – Х = 127,05

“Проценты”

1  Решите задачу: 

В сберкассе начисляют 12 % от величины вклада за год. Сколько денег будет начислено вкладчику, если у него на сберегательной книжке лежал в течение года вклад   9 500 рублей?

2  Найдите: 

20% от 185 км         5% от 25 000

50% от 1 780 кг        10% от  7,8

25% от 35,36 км       75% от 1 800

3 Решите задачу:

В сквере высадили 15 кустов сирени, что составило 1% всех цветущих

кустов. Сколько цветущих кустов растёт в сквере?

4 Выполните действия: 

17,008 · 29 + 14 085 : 15

8,307 кг + 130,07 кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Необходимо помнить, что увеличение количества самостоятельных заданий нужно сочетать с их разнообразием. Выполнение подряд значительного числа упражнений одного того же типа снижают умственную активность учащихся, т.к. под воздействием однообразных раздражителей аналитико-синтетическая деятельность мозга притупляется, возникает торможение. Во избежание этого необходимо в процессе работы  с классом обеспечить вариативность упражнений, чтобы исходные связи и ассоциации, полученные в процессе обучения, приобретали более высокое качественное содержание.                Эффективность самостоятельной работы будет более высокая, если учитель использует четкие инструкции. Они должны усложняться постоянно и постепенно, быть доступными и учитывать индивидуальные особенности учащихся. Особенно это важно на этапе объяснения нового материала. Помощь учителя должна быть вначале деятельная и дифференцированная, затем  постепенно сокращаться и сводиться к организации и управлению самостоятельной работой детей. От степени развития самостоятельности зависит, насколько ребенок в жизни сможет применять полученные знания и адаптироваться в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

            2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.-М.1980.

            3. Выготский Л.С. Педагогическая психология.

            4. Данилов М.А. Самостоятельная работа учащихся // Хрестоматия по педагогике. Уч. Пособие для студентов пед. Ин-тов. Под ред. Д-ра пед. Наук,проф. З.И. Равкина. М., “Просвещение”, 1976.

            5. Ёсипов Б.П. “Самостоятельная работа учащихся на уроках”. - М.: Учпедгиз, 1961.

            6. Зимняя И.А. “Основы педагогической психологии” - М, 1980.

7. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.1985 г.

8. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и воспитателей /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Педагогика, 1986.

9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003.

10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999.

11. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е. Настольная книга педагога-дефектолога. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.

12. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2003.

13. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.

14. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей особенности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов //Дефектология. - 2001. - N 6.

15. Мозговой В.М. Основы олигофренопедагогики. – М.: Академия, 2006.

16. Осколкова Л.А. Индивидуализация учения младших школьников с учётом особенностей развития их познавательных процессов. Автореф. Канд. Дис. Челябинск, 1998.

17. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

18. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М: Просвещение, 1985.

19. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Москва, 1990.

20.  Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Москва,2008.

21.  Кондратьева С.Ю. Познаём математику в игре. – СПб.: ЦДК проф.Л.Б. Баряевой, 2011.

22. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. Просвещение. Учебная литература. Москва, 1996.

23. Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2009.

24.  В.В., Перова М.Н. Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе. Москва, 2007.

25. Гиршович В.С. Виды самостоятельных работ. Журнал «Математика в школе» 2014.         

26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /         Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.:        Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005

27. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в           обучении. – М, 1980.

28. Хуторской А.В. Деятельность как содержание       образования // Народное образование 2003 – №8

29. Гиршович B.C. «Виды самостоятельных работ» журнал «Математика в школе» № 3, 1998.


 

Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики »

Самостоятельная работа учащихся с умственной отсталостью на уроках математики »

Введение Руководство и организация самостоятельной работы — это очень важная, ответственная и сложная работа каждого дефектолога

Введение Руководство и организация самостоятельной работы — это очень важная, ответственная и сложная работа каждого дефектолога

Актуальность этой проблемы бесспорна, т

Актуальность этой проблемы бесспорна, т

Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности

Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует у обучающегося на каждом…

Следовательно, самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое: в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; формирует у обучающегося на каждом…

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам

Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы

Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений…

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений…

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия…

Итак, учитывая значение самостоятельной работы учащихся в учебном процессе современной школы, задача учителя заключается прежде всего в том, чтобы на уроке были созданы необходимые условия…

Целью моей работы становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения

Целью моей работы становится выявление педагогических условий развития навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики через использование активных форм и методов обучения

При выборе форм организации обучения важно помнить те недостатки, которые есть в каждой форме, и его достоинства

При выборе форм организации обучения важно помнить те недостатки, которые есть в каждой форме, и его достоинства

Результаты общественного смотра знаний зачитываются перед всем классом

Результаты общественного смотра знаний зачитываются перед всем классом

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся

Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся

Использую на уроках и разноуровневые задания

Использую на уроках и разноуровневые задания

Карточки-задания с выборочной формой ответа способствуют выработке у учащихся устойчивых навыков в усвоении различных математических понятий, их свойств, правил, действий и т

Карточки-задания с выборочной формой ответа способствуют выработке у учащихся устойчивых навыков в усвоении различных математических понятий, их свойств, правил, действий и т

Для того чтобы привить учащимся привычку контролировать получаемые ими результаты решения задач, вначале знакомлю со специальными приёмами проверки результатов

Для того чтобы привить учащимся привычку контролировать получаемые ими результаты решения задач, вначале знакомлю со специальными приёмами проверки результатов

Во всех видах деятельности ученика проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий

Во всех видах деятельности ученика проявляются два связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий

Эффективность любой самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных…

Эффективность любой самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных…

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации

У школьников 1-2 классов самостоятельность часто отмечается в условиях привычной бытовой ситуации

Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться

Сознательно выполняя практические трудовые поручения, дети приучаются самостоятельно трудиться

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца

При прямом обучении самостоятельности дети подражают определенным эталонам действий, хотя и проявляют при этом некоторое отклонение от образца

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа

С учетом этого раскрываются такие формы: фронтальная работа; групповая работа (с постоянным или меняющимся составом обучающихся); индивидуальная работа

В библиотеке 347 книг для взрослых, а для детей – на 138 книг больше

В библиотеке 347 книг для взрослых, а для детей – на 138 книг больше

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» 1

Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» 1

Величины, единицы измерения.” 1

Величины, единицы измерения.” 1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями” 1

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями” 1

Выполните действия: 3 км 836 м · 13 80 кг 528 г : 4 4 т 56 кг · 5 7

Выполните действия: 3 км 836 м · 13 80 кг 528 г : 4 4 т 56 кг · 5 7

Решите задачу: Купили 100 тетрадей по 4,5 р

Решите задачу: Купили 100 тетрадей по 4,5 р

Найдите неизвестные компоненты:

Найдите неизвестные компоненты:

Заключение Необходимо помнить, что увеличение количества самостоятельных заданий нужно сочетать с их разнообразием

Заключение Необходимо помнить, что увеличение количества самостоятельных заданий нужно сочетать с их разнообразием

Список литературы: 1. Перова

Список литературы: 1. Перова

Певзнер М.С. Дети-олигофрены. Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения

Певзнер М.С. Дети-олигофрены. Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2024