Расширение зрительно - пространственной активности.
Оценка 4.7

Расширение зрительно - пространственной активности.

Оценка 4.7
Документация
doc
дефектология
Взрослым
03.03.2020
Расширение зрительно - пространственной активности.
Известно, что расширение зрительно- пространственной активности в режиме школьного урока предупреждает развитие близорукости. Поэтому на уроках необходимо, чтобы дети работали и в режиме дальнего зрения. При чтении в режиме дальнего зрения текст пишется на листе ватмана. При этом каждый ученик находится строго на своей зрительной дистанции (если ему отойти на шаг назад, то чёткость изображения начнёт исчезать). Читая, дети шаг за шагом подходят к тексту, затем возвращаются на исходную позицию и вновь начинают очередной «речевой маршрут». Особенность работы в режиме дальнего зрения, или «зрительных горизонтов», - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см, а размер самых крупных изображений не должен превышать 3 см.
расширание зрительной активности.doc

Подготовила:  учитель начальных классов МахмутоваЭ.А.

Расширение зрительно - пространственной активности.

 

         Известно, что расширение зрительно- пространственной активности в режиме школьного урока предупреждает развитие близорукости. Поэтому на уроках необходимо, чтобы дети работали и в режиме дальнего зрения.

При чтении в режиме дальнего зрения текст пишется на листе ватмана. При этом каждый ученик находится строго на своей зрительной дистанции (если ему отойти на шаг назад, то чёткость изображения начнёт исчезать). Читая, дети шаг за шагом подходят к тексту, затем возвращаются на исходную позицию и вновь начинают очередной «речевой маршрут».

Особенность работы в режиме дальнего зрения, или «зрительных горизонтов», - размер предъявляемого дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, цифровой материал). Самые мелкие детали должны быть по высоте не менее 1 см, а размер самых крупных изображений не должен превышать 3 см.

При соблюдении индивидуальной зрительной рабочей дистанции и размера учебного материала предъявляемые учителем изображения видны учеником на пределе зрительного различия. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц. Общая продолжительность таких упражнений в течение учебного часа составляет не менее 10 минут. На уроках русского языка это работа по сюжетным картинкам, составление по ним рассказов, чтение написанных на картинках предложений.

На уроках чтения проводится речевая разминка, в которую включены скороговорки, поговорки, стихи, небольшие тексты, которые читаются в разном темпе выразительно или заучиваются наизусть в зависимости от цели, поставленной перед детьми. Эта работа проводится в режиме пошагового алгоритма. При этом текст для разминки дети фиксируют на специальной ручной  «держалке». Ребята берут в правую руку держатель, отодвигают его вперёд на максимально возможное расстояние и начинают медленно двигаться по классу, подбирая под каждый шаг отдельный слог. В процессе такой работы у детей повышается автоматизм и скорость восприятия. Улучшаются внимание и память.

Практикуется проведение физкультминуток по методике сенсорно – координаторских тренажей. В четырёх верхних углах класса фиксируются сюжетные изображения. Это могут быть иллюстрации из народных сказок, былин, пейзажи из природы, из жизни животных и т.д. Вместе все картины составляют единый сюжетно- образный комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1- 2- 3- 4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного стояния и под команду учителя «1- 2- 3- 4» начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется 4- 3- 2- 1; 1- 3; 4- 2 и т.д., при этом ученики совершают синхронно движения глазами, головой и туловищем. Но дети должны не просто «пробежать» глазами, но и успеть осознанно увидеть все 4 сюжета и ответить на вопрос учителя. Продолжительность тренажа – 1,5 минуты.

Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно- моторной реакции, в том числе скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.     

Игры-физкультминутки

 Цель — снятие утомления глаз

 

Дождик

Капля первая упала — кап!

Дети сверху пальцем показывают траекторию ее дви­жения.

И вторая прибежала — кап!

То же самое.

Смотрят вверх.

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица.

Вытирают лицо руками.

Мы их вытирали.

Туфли — посмотрите —

Мокрыми вдруг стали.

Показывают руками на ноги и смотрят вниз.

Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

Выполняются движения плечами.

От дождя убежим,

Под кусточком посидим.

Дети приседают.

Жук.

В домик к нам жук влетел,

Зажужжал он и запел: «ж-ж-ж».

Дети складывают Ладони рук под углом крыша «до­мика».

Вот он вправо полетел —

Каждый вправо посмотрел,

Указывают рукой направление и прослеживают взглядом.

Вот он влево полетел —

Каждый влево посмотрел.

Указывают рукой направление и прослеживают взгля­дом.

Жук на нос нам хочет сесть.

Не дадим ему присесть.

Правой рукой выполняется движение к носу со стороны.

Жук наш приземлился,

Направление движения вниз и приседание.

Жужжа, закружился:

Ж-ж-ж-ж.

Делают вращательное движение руками типа волчка и

встают. и

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Поочередно протягивают руки и смотрят на них.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят на них.

На носочки мы привстали –

Но жука мы не достали.

Приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх.

Хлопнем вместе —

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлопки над головой,

Чтобы улететь он смог.

Ж-ж-ж-ж.

Имитируют полет жука.

Прогулка по зимнему лесу

Мы пришли в зимний лес.

Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!

Дети удивленно разводят руками.

Справа — березка в шубке стоит,

Отводят указанную руку в сторону, прослеживают дви­жение взором.

Слева на нас елка глядит.

Отводят указанную руку в сторону, прослеживают дви­жение взором.

В небе снежинки кружатся,

На землю красиво ложатся.

Выполняются вращательные движения руками над го­ловой.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Прыжки на месте.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Наклоны вперед «волк ищет добычу».

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Дети приседают, прячась.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Имитация сна.

Пролетают снегири,

Как красивы все они!

Имитация движений птиц в полете.

В лесу красота и покой,

А нам с тобой пора домой.

Тише, тише

Как на горке — снег, снег,

Поднять обе руки вверх и посмотреть на кончики пальцев.

И под горкой — снег, снег,

Опустить руки, посмотреть на кончики пальцев.

И на елке — снег, снег,

Вновь руки поднять вверх и посмотреть на них.

И под елкой — снег, снег.

Опустить руки и посмотреть на них.

А под снегом спит медведь.

Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»).

Тише, тише. Не шуметь!

Приложить указательный палец ко рту («тс-с-с»).

Самолет

Пролетает самолет, С ним собрался я в полет.

Дети смотрят вверх, ведя пальцем за пролетающим са­молетом.

Правое крыло отвел,

Посмотрел.

Левое крыло отвел,

Посмотрел.

Отводят попеременно руки и прослеживают взором.

Я мотор завожу И внимательно гляжу.

Делают вращательное движение перед грудью и просле­живают взором.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

Приподнимаются на носочки, имитация полета.

Цель снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук

Апельсин

Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька — для кота,

Эта долька — для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну а волку — кожура.

Замок

На двери висит замок.

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»

Кто открыть бы его смог?

Повторение движений.

Потянули,

Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, потом в  другую сторону.

Покрутили,

Движения кистями рук со сцепленными пальцами о{И себя к себе.

Постучали

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

И — открыли!

Пальцы расцепить, ладони — в стороны.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев («крыша дома»).

Ну а к дому путь закрыт.

Большие пальцы обеих рук — вверх, внутренняя сторона  ладоней к себе, остальные пальцы, в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.

Мы ворота открываем,

Ладони поворачиваются параллельно друг другу.                                                                                                                                                                                                                 

В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко рас­ставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев.

Братья-ленивцы

Спят в избушке пятеро братьев.

Ладонь лежит на столе.

Утром проснулся брат старший,

 Потянулся, а самому вставать лень.

Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол.

Брат-указка проснулся, потянулся.

Вверх тянется указательный палец.

Стал будить брата-середку:

—  Вставай, середка, утро на дворе! —

А сам — в кровать.

Указательный палец постукивает по среднему и ложит­ся на стол.

Потянулся брат-середка, поглядел —

И впрямь вставать пора!

Поднимается средний палец.

Разбудил второго братца-указку:

—  Ну-ка, брат, поднимай семью! —

А сам досыпать улегся.

Стучит по безымянному и ложится на стол.

Трудней всех братцу-ленивцу вставать,

Трудней всех потянуться.

Безымянный палец с усилием тянется вверх.

Будит он брата младшего:

—  Мизинчик, подними всех! —

Безымянный постукивает по мизинчику и ложится па стол.

Проснулся мизинчик, потянулся...

Мизинец тянется вверх.

Да как закричит:

—  Вставайте, братцы! Пора за дело браться!

Мизинец в такт словам барабанит по столу.

Разбудил брата четвертого, самого ленивого.

А сам — под одеяло.

Мизинец ложится на стол.

Тут все братья и проснулись.

Все пальцы, тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к дру­гу, большие пальцы вверх. Приходили прямо к дому

Соединить под углом кончики пальцев обеих рук (крыша домика).

Указательный и средний,

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Безымянный и последний.

Называемые пальцы поочередно соединяются с большими на двух руках одновременно.

Сам мизинчик-малышок

Пальцы в кулак, выставить вверх только мизинцы.

Постучался о порог.

Все пальцы сжаты в кулаки, постучать кулачками друг о друга.

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмичное сгибание-разгибание пальцев обеих руках.

Мы учимся письму

Мы учимся письму.

Для чего? И почему?

Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков,

Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Из кружков, из кружков

Пальцы рук складываются колечками.

Сможем буквы написать,

Имитация в воздухе движений, как при письме.

Если будем мы стараться -

Буквы будут получаться.

Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем!

Энергичное встряхивание кистей рук.

Дружба

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики.

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинай считать опять.

Поочередное касание пальцев обеих руках, начиная с ми­зинца.

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы закончили считать.

Опустить руки вниз, встряхнуть кистями.

Прогулка

Пошли пальчики гулять,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,  большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Ритмичные движения по столу указательными  пальцами.

Третьи пальчики бегом,

Движения средних пальцев в быстром темпе.

А четвертые пешком,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Медленное движение безымянных пальцев по  поверхности стола.

Пятый пальчик поскакал                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Ритмичное касание поверхности стола обоими  мизинцами.

И в конце пути упал.

Хлопок обоими кулаками по поверхности стола.

Засолка капусты

Мы капусту рубим,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

 Мы морковку трем,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение  кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Движение пальцев, имитирующее посыпание  солью из щепотки.

Мы капусту жмем.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.

Уф, устали!

Энергичное встряхивание обеих рук.

Дружные пальчики

По ходу стихотворного текста палъцы одной руки, сжатые в кулак, медленно разгибаются по одному, начиная с мизинца. В конце игры пальцы снова сжимаются в кулак, но большой палец при этом кладется сверху.                                                                                                                 

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный — кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.


Подготовила: учитель начальных классов

Подготовила: учитель начальных классов

Продолжительность тренажа – 1,5 минуты

Продолжительность тренажа – 1,5 минуты

Посиди на ней немножко. Поочередно протягивают руки и смотрят на них

Посиди на ней немножко. Поочередно протягивают руки и смотрят на них

Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»)

Присесть, сложить ладони вместе у щеки («уснуть»)

Утром проснулся брат старший,

Утром проснулся брат старший,

Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки

Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки

Уф, устали! Энергичное встряхивание обеих рук

Уф, устали! Энергичное встряхивание обеих рук
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020