КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

  • docx
  • 13.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЛД Саенко педакадемия зелен.docx

 

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 

Саенко Л.Д.,

учитель-дефектолог,

СП ОГБУ «БРЦ ПМСС»

МЦ ПППД Ракитянского и

Краснояружского районов

 

Аннотация. В статье описаны коммуникативные игры для детей с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: ребенок, расстройства аутистического спектра, взрослый, подрожать, имитация.

Способность к коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС) развивается иначе, чем у сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных аспектах [3]. Ключевое условие успешной коммуникации – умение говорить по очереди, которое также нередко приходится отрабатывать на примере различных ситуаций. Необходимо научить ребенка вести вежливую взаимную беседу, а не утомлять собеседника вопросами или бесконечными монологами. Дети, испытывающие трудности в общении, могут уходить от социальных ситуаций или использовать социально неприемлемое (часто очень эффективное) поведение, чтобы донести свои мысли до других. Осознание подобных сложностей и использование стратегий поддержки и развития рецептивного и экспрессивного языка помогут снизить уровень тревоги и поддержать устойчивое эмоциональное состояние ребенка. Поэтому очень важно обеспечить развитие коммуникативной сферы у детей с РАС. Решить эту проблему помогают коммуникативные игры:

1)                «Подражая касаться частей тела».

Цель: ребенок должен научиться касаться трех собственных частей тела. Материал: отсутствует.

Обучение: взрослый, садиться за стол напротив ребенка, обращая его внимание на себя. Как только ребенок посмотрит на взрослого, то взрослый говорит ребенку: «Миша, где нос?» и касается при этом указательным пальцем своего собственного носа. Если ребенок не реагирует, взрослый берет своей рукой указательный палец ребенка и касается им его носа, повторяя: «Миша, где нос?» и далее касается также своего собственного носа. Необходимо поддержать ребенка, например, улыбаться ему, хвалить его, или давать что-то сладкое. Занятие следует повторять несколько раз, чтобы ребенок начал правильно реагировать без поддержки. Каждый раз, когда взрослый побуждает ребенка касаться носа, он обращает внимание на то, чтобы ребенок смотрел на него. За каждую правильную реакцию взрослый вознаграждает ребенка. Если ребенок правильно реагирует, по меньшей мере, 9-10 случаях, то взрослый упражняется с ним и с другими частями тела в следующем порядке: волосы, рот, глаза, уши. Тренировать ребенка надо сначала на одной части тела, а затем переходить к следующей только тогда, когда ребенок правильно реагирует поочередно на усвоенные требования в 9-10 случаях.

2)                «Рисовать, подражая».

Цель: ребенок должен научиться 2-3 секунды рисовать (царапать) карандашом на большом листе бумаги.

Материал: большие карандаши, бумага.

Обучение: взрослый садится напротив ребенка. Кладет перед ребенком один карандаш, а другой оставляет себе. Затем кладет большой лист бумаги между собой и ребенком так, чтобы он мог хорошо дотянуться до бумаги и карандаша. Затем в течение 2-3 секунд пишет каракули на бумаги. Потом вкладывает в руки ребенка карандаш в кулак и помогает писать также каракули на бумаге. Взрослый хвалит ребенка и кладет новый лист бумаги на стол. Повторяет эти действия вместе с ребенком, однако на этот раз старается, чтобы ребенок самостоятельно царапал на листе. Если ребенок не пытается это сделать самостоятельно, то взрослый берет его руку и помогает ему. Если ребенок начинает регулярно подражать взрослому, то можно изменять формы каракуль, например, круговые движения, точки, горизонтальные линии.

3)       «Имитационные упражнения с пластилином».

Цель: ребенок должен научиться подражать трем обычным действиям с использованием пластилина.

Материал: пластилин.

Обучение: взрослый делит пластилин на 4 равных больших части (куска). Затем кладет 4 куска на ту сторону стола, которая хорошо видна ребенку. Потом дает один кусок ребенку, в то время как сам взрослый берет второй. Важно, чтобы ребенок наблюдал за взрослым. Если ребенок наблюдает за взрослым, то взрослый раскатывает на столе свой кусок пластилина так, чтобы он приобрел форму змеи. Во время катающих движений взрослый говорит: «Посмотри, Миша! «Сделай это также!».

Если ребенок не пытается подражать взрослому или же неправильно раскатывает пластилин, взрослый направляет его руку соответствующим образом. Как только ребенок будет раскатывать пластилин самостоятельно,

необходимо хвалить его и положить обе «змеи» на другую сторону стола. Процесс повторяется и с другими кусками, но необходимо изменять задание пластилин нужно придавливать ладонью так, чтобы получился «блинчик». Если ребенок справился с заданием, то взрослый кладет «блинчик» в сторону и упражнение заканчивается на этом. Повторять необходимо многократно это упражнение и, если ребенок становится более ловким, можно использовать больше кусков пластилина и варьировать движения.

4)       Восприятие «Строить по образцам из кубиков».

Цель: ребенок должен научиться складывать по образцу фигуру из пяти кубиков.

Материал: 10 кубиков.

Обучение: взрослый садится с ребенком за стол. Дает ему 5 кубиков, а остальные оставляет у себя. Говорит: «Посмотри!» и складывает из кубиков простой образец (дорога, башня). Важно, чтобы ребенок разглядывал образец. Взрослый указывает на свои кубики и говорит: «Сделай также!». Потом берет руки ребенка и помогает ему сложить кубики в правильную позицию. Необходимо повторить это действие с тремя различными образцами. Взрослый должен ограничивать свою помощь, когда ребенок начнет самостоятельно складывать по образцу. Ребенка необходимо хвалить за каждое правильное действие.

5)       «Распознавать и воспроизводить последовательность шумов».

Цель: ребенок должен научиться распознавать последовательность шумов (стимулирование слухового внимания).

Материал: отсутствует.

Обучение: взрослый садится с ребенком за стол и говорит ему: «Миша, слушай!» – и 2 раза ударяет по столу. После каждого удара делает короткую паузу, чтобы количество звуков было четко различимо. Затем говорит: «Делай также!» – и рукой ребенка ударяет 2 раза по столу. Пусть ребенок стучит не более 2 раз. Взрослый должен похвалить его за это. Потом взрослый стучит 3 раза по столу. Берет опять руку ребенка, чтобы сделать то же самое и опять хвалит его. Наконец взрослый ударяет только 1 раз и ребенок с помощью руки взрослого делает так же. А потом взрослый начинает все сначала. Взрослый стучит 2 раза, но теперь не берет руку ребенка. Если он пытается стучать чаще, то говорит ему: «Нет!» и стучит сам 2 раза, помогая ему сделать также. Повторять этот процесс следует, пока ребенок не усвоит правильное количество движений.

Когда ребенок станет увереннее, можно стучать под столом, чтобы ребенок мог слышать количество звуков, не видя движений взрослого. Если это изменение дается ему с трудом, то взрослый указывает ему на ухо, когда стучит, затем касается его руки и стучит еще раз.

6)       Тонкая моторика «Тянуть за веревочку».

Цель: ребенок должен научиться тянуть за веревочку игрушку (часы). Материал: игрушечные часы.

Обучение: взрослый показывает ребенку машинку и говорит: «Смотри, машинка!» Убедившись, что ребенок смотрит, взрослый показывает ему, как сам тянет за веревочку и приводит в действие часы. Когда мелодия отзвучит, взрослый дает ребенку часы и начинает тянуть его рукой веревочку. Затем хвалит его. Потом взрослый побуждает ребенка тянуть за веревочку самостоятельно при помощи часов. Необходимо ребенку помочь, если он не справляется. В итоге взрослый должен научить ребенка держать одной рукой часы, а другой тянуть без помощи веревочку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подобные игры являются источником развития когнитивной, эмоциональной и социально- коммуникативной сфер ребенка с РАС. Для детей с РАС, так же как и для нейротипично развивающихся детей, совместная игра позволяет раскрыть коммуникативный потенциал ребенка с РАС, развить эмпатию, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие спонтанной и диалоговой речи.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.       Баранова, Ю. Ю. Программа коррекционной работы. Рекомендации по разработке. Начальная школа / Ю. Ю. Баранова, М. И. Солодкова, Г. В. Яковлева. – Москва : Просвещение, 2019. – 127 с.

2.       Виневская, А. Развитие ребенка с аутизмом. Коррекционно- развивающая программа Птичка-невеличка и материалы к ней : методическое пособие для работы с детьми, имеющими аутизм / А. Виневская. – Москва : Издательские решения, 2019. – 278 c.

3.       Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 332 с.


 

Скачано с www.znanio.ru