«Коммуникативные компетентности
и речевая культура педагога.
Технологии педагогического общения».
Важной отличительной особенностью современного образования является компетентностно-ориентированный подход, согласно которому в качестве целей и результатов образования рассматриваются ключевые компетенции.
Под компетенцией принято понимать результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Привычный перечень результатов образования (знания, умения, навыки) представляют собой качества, приобретенные через присвоение информации и воспроизведения действий, тогда как компетентность включает в себя качества, приобретенные через опыт проживания ситуаций, способность человека применять имеющиеся знания, умения и навыки адекватно ситуации и цели.
Приоритетное место в профессиограмме современного педагога отводится коммуникативной компетентности, так как для педагога именно общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.
Коммуникативная компетентность - «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми», а так же «способность педагога получать в диалоге необходимую информацию о собеседнике, уметь его слушать и понимать сказанное».
Коммуникативная компетентность включает в себя способность брать на себя и исполнять различные социальные роли, умение адаптироваться в различных социальных ситуациях.
Коммуникативная культура педагога - это культура его профессионально- педагогического общения с другими субъектами учебно –воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует не только передаче информации, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, налаживанию отношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направлена на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки. Коммуникативная деятельность выражается через жесты, мимику, слова и побуждается соответствующими мотивами: познать учащихся как субъектов учебно- познавательной деятельности, осуществить индивидуальное или групповое, коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество.
Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли- важная сторона коммуникации, поэтому успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения.
С коммуникативной компетенцией тесно связана и Речевая компетенция (культура речи) - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка, заключающееся в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, которая свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, воспитании.
Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых
обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются:
1. Содержательность.
2. Логичность.
3. Доказательность.
4. Убедительность.
5. Ясность.
6. Понятность.
7.Выразительность.
Важными составляющими культуры речи является качество голоса и дикция педагога.
Педагоги- люди, которые всегда на виду, ведь рядом с ними находятся родители, коллеги, воспитанники.
В связи с этим педагог должен владеть, помимо всего вышеперечисленного, и нормами устной и письменной речи, т. е. правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления. Обычно с этих позиций оценивают речь как правильную или неправильную, а употребление выражений – как допустимое или недопустимое.
Технологии педагогического общения.
Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.
В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, накопленного опыта, формирование и развитие личности ребенка, поддержание интереса ребенка к учебно-воспитательному процессу.
Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от уровня овладения педагогом технологиями педагогического общения. Большинство проблем, возникающих при решении задач педагогического процесса, возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Несмотря на большое количество, методов и средств обучения и воспитания, основным является процесс непосредственного общения с ребенком.
Процесс воспитания и обучения будет эффективен только в том случае, если у ребенка складывается положительное взаимодействие с педагогом. Необходимость овладения технологией педагогического общения так же обусловлена тем, что именно она определяет отношение ребенка к педагогу и соответственно переносится на предмет обучения. Исходя из этого, перед каждым педагогом стоит задача овладеть технологией педагогического общения в полной мере.
Технология педагогического общения – это умение передавать информацию, понимать состояние ребенка, в процессе организации взаимоотношений с детским коллективом, искусство воздействия на ребенка в процессе общения и искусство управлять своим психологическим состоянием.
Понимание технологии педагогического общения осуществляется через понимание коммуникативной задачи. Объясняется это тем, что процесс педагогического общения, по своей сути, это комплекс коммуникативных задач. Коммуникативная задача – это педагогическая задача, переведенная на язык коммуникации, представляет собой результат ориентировки на основную проблемную ситуацию, цель которой заключается в воздействии на партнера (партнеров) по общению. Выделяют следующие виды коммуникативных задач:
1. Общие задачи – планируются педагогом заранее, нацелены на предстоящую деятельность. Заключаются в повествовании и побуждении.
2. Текущие задачи – возникают непосредственно во время педагогического взаимодействия.
Основные цели, реализуемые педагогом, в процессе решения коммуникативных задач: передача детям сообщения и побуждение их к действию. Решение коммуникативных задач предусматривает ряд этапов:
1. Ориентация в условиях педагогического общения – процесс подгонки своего собственного стиля педагогического общения к складывающейся учебной ситуации и учета особенностей детского коллектива.
2. Привлечение внимания детского коллектива (ребенка) – осуществляется посредством различных приемов (вербальных, визуальных и т.п.).
3. «Зондирование» душевного и психологического состояния ребенка –определяется уровнем готовности детей к продуктивному общению, настрой на восприятие ими учебной и иной информации.
4. Непосредственно вербальное общение – предусматривает наличие у педагога развитой вербальной памяти, владение коммуникативными навыками, языковыми методами и средствами.
5. Организация обратной связи с детьми – направлена на определение уровня усвоения детьми переданной им информации.
Технология педагогического общения предусматривает динамичность общения, определенную логикой воспитательно-образовательного процесса. Выделяют следующую технологию организации педагогического общения: Моделирование – стадия подготовки к предстоящему общению, которое педагог планирует реализовать во время проведения занятия или урока. Непосредственное общение – начальный период реализации педагогического общения, называемой иначе «коммуникативной атакой». Предполагает осуществление общения, при котором педагог берет на себя инициативу, предоставляющую ему преимущество в управлении процессом общения. Управление общением в процессе его осуществления – суть данного этапа заключается в том, что педагог использует наиболее эффективные методы воздействия, в зависимости от характера общения и складывающейся ситуации. Анализ реализованной технологии педагогического общения – основная цель данного этапа – диагностически-коррекционные мероприятия, направленные на выявление эффективности технологии педагогического общения и при необходимости ее корректировка.
Владение технологией педагогического общения помогают педагогу правильно организовать собственное поведение в различных учебных ситуациях. Большое значение в педагогическом общении, имеет такая технология как «приспособленность в общении».
Приспособленность в общении – это умение педагога верно подобрать систему приемов общения, с целью организации структурно адекватного общения, исходя из поставленной педагогической цели и сложившейся ситуации. Коммуникативные приспособления в процессе педагогического общения подразумевают хорошее владение педагогом коммуникативными умениями и навыками, технологиями общения. Это связано с тем, что педагогический процесс по своему течению динамичный, ситуации стремительно развиваются и сменяются, что требует от педагога незамедлительного реагирования.
Говоря о технологии педагогического общения не стоит забывать о педагогическом такте.
Педагогический такт -это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Тактичность совсем не предполагает то, что педагог будет всегда добреньким или бесстрастным, не реагирующим на негативное поведение и поступки детей. Педагогический такт заключается в сочетании уважения к личности ребёнка и с разумной требовательность к нему.
Действия педагога не должны унижать достоинство личности. По мнению А. С. Макаренко педагогический такт представляет собой умение «нигде не переборщить».
Педагогу важно уметь:
- по внешним признакам определять состояние ребенка;
- поддерживать мимикой высказывание собеседника;
-выслушивать с вниманием и уважением;
- не прерывать собеседника;
-владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);
-управлять голосом (интонация, дикция);
-управлять мимикой, жестом;
- уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога.
Уметь управлять своим состоянием, чувствами - вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания, установка на положительное восприятие собеседника, владение приемами длительного включения положительных эмоций.
Педагогу необходимо владеть технологией разрешения конфликтов. Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию их взаимоотношений.
Овладение технологией педагогического общения необходимо для организации продуктивного педагогического общения. Исходя из того, что педагогический процесс подвижен, педагогу следует постоянно развивать и совершенствовать свое профессиональное мастерство в области общения и взаимодействия с детьми.
И в заключении хотелось бы сказать, что культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.
Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию, но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее. Поэтому для педагога, одной из особенностей которого является воспитательное воздействие, культура речи приобретает особое значение.
Уважаемые коллеги, совершенствуйте свою речь, читайте хорошую литературу, и тогда вы будете обладать красивой правильной речью.
А свое выступление хочу завершить высказыванием выдающегося советского педагога-новатора, писателя – Василия Александровича Сухомлинского «Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.