Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса
Оценка 5

Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса

Оценка 5
docx
22.03.2024
Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса
самостоятельная работа 2.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная практическая работа

По дисциплине: «Психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательного процесса»

на тему: «Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения. Схема публичного выступления. Коммуникатор. Сообщение. Канал. Аудитория. Эффективность сообщения. Барьеры коммуникативного процесса».

 

 

 

 

 

 

 


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

3

Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения…

5

Схема публичного выступления…………………………………………….

8

Коммуникатор…………………………………………………………………

11

Сообщение…………………………………………………………………….

15

Канал…………………………………………………………………………..

17

Аудитория……………………………………………………………………

18

Эффективность сообщения………………………………………………….

19

Барьеры коммуникативного процесса……………………………………..

21

Заключение…………………………………………………………………..

24

Список использованных источников……………………………………….

26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Из всех направлений работы практических психологов, независимо от того, какой вуз они закончили, самым слабым звеном их работы является психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение - «раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания»[2].

Отчасти это объясняется недостаточной теоретической разработкой этого направления и отсутствием методических рекомендаций в справочной литературе для практических психологов. Отчасти — отсутствием контроля и отчетности по данному направлению работы. Отчасти — неподготовленностью специалиста-психолога к этому направлению их деятельности.

Место психолого-педагогического просвещения в структуре основных направлений деятельности практического психолога по-разному определяется в научно-методической литературе. В частности И.В.Дубровина выделяет психологическое просвещение в отдельное направление [1]. В то же время существует и точка зрения, где психолого-педагогическое просвещение рассматривается составной частью психопрофилактической работы [2]. психолого-педагогическое просвещение выполняет важнейшую функцию по формировании психологической культуры, осознанию потребности в психологической помощи у нуждающегося в ней и созданию благоприятного положительного имиджа психолога, как специалиста. Это своеобразное возделывание почвы земледельцем для получения более высокого урожая в будущем.

Психолого-педагогическое просвещение выполняет следующие четыре основные задачи:

1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [2];

2) информирование населения по вопросам психологического знания;

* Публикация на основе тезисов несостоявшейся научно-практической конференции: «10 лет направлению «Психология» СГА: психологическую науку - в практику». - М.: СГА, 2008. [5].

3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

4) профилактика дидактогений (ятрогений).

По своей сути психолого-педагогическое просвещение — это вариант чисто педагогической работы, выполняемый практикующим психологом, аналогичный такому направлению работы специалиста системы здравоохранения, как санитарно-гигиеническое просвещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения.

Содержание психолого-педагогического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, где работает практический психолог и общей ситуации с состоянием психологической культуры в социуме.

Формы психолого-педагогического просвещения - индивидуальные, групповые, эстрадные представления, публичные выступления и др.

Средства психолого-педагогического просвещения разнообразны. Это вербальные средства (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), а также публицистика (печатные и электронные СМИ). Наглядные средства (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п.

При осуществлении психолого-педагогического просвещения необходимо учитывать возрастные и социально-психологические характеристики тех по отношению к кому осуществляется эта работа. Так для детей школьного возраста целесообразно включение этих вопросов в сам учебный процесс. Эффективным является просвещение тогда, когда в нем принимают активное посильное участие сами учащиеся или их сверстники.

При работе с родителями это направление деятельности практического психолога уместнее осуществлять через систему родительского педагогического всеобуча. При этом необходимо учитывать их общекультурный и образовательный уровень, возможности и опыт в воспитании детей (педагогический потенциал семьи).

Разнообразные формы работы с родителями должны быть взаимосвязаны и представлять единую стройную систему (лекции, практикумы, семинары, беседы, консультации и др.) предусматривают ознакомление родителей с основами теоретических знаний, с новаторскими идеями в области педагогики и психологии, в большей степени с практикой работы с детьми.

Формы психолого-педагогического просвещения могут использоваться как традиционные (родительские собрания, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты, дни открытых дверей), так и нетрадиционные (деловые игры, регламентированные дискуссии, обмен родительским опытом).

Психолого-педагогическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам - это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы» практического психолога вне зависимости от того, где и в каком из учреждений он работает. Как и каждая из «активных форм» оно имеет свои ограничения. Неправильная подача материала, даже психологом, может приводить к явлениям, сходным с дидактогениями. В то же время следует учитывать и реакцию на проведение психолого-педагогического просвещения со стороны своего непосредственного начальства (администрации образовательного учреждения, чиновников управления образования). Вероятно, когда этого требует ситуация в системе муниципального или регионального образования, осуществлять такой вид работы следует с известной осторожностью. За «четвертой властью», которой являются СМИ, с прежних времен закрепился стереотип органа где «гласность разрешается свыше, а не исходит с низов». Сами же представители СМИ, особенно регионального калибра, не всегда способны сформулировать адекватный и грамотный запрос к психологу. В большинстве случаев у них просто отсутствует необходимый объем специальных познаний по психологии и способности «видения психологической проблемы». Поэтому при условии благоприятного стечения обстоятельств в области психологической публицистической деятельности в СМИ, практический психолог самостоятельно формирует необходимый запрос к самому себе и своим коллегам. В частности, такого плана опыт имел место в просвещенческой работе черногорских психотерапевтов [2].

Психолого-педагогическое просвещение в системе психологической службы образования не должно замыкаться в периметре стен образовательных учреждений. Так называемые наглядные формы просвещения, используемые широко в системе медицинского санитарного просвещения в психолого-педагогическом просвещении малоэффективны. Эффективность психолого-педагогического просвещения в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации от психолога к населению. Включение в процесс психолого-педагогического просвещения каналов печатных и электронных СМИ способствует не только большему доступу населения, особенно молодежи, к психологической информации, но и позволяет реально фиксировать результат этой работы.

В более ранней публикации специально было акцентировано внимание на традиционных формах проведения психологического просвещения, общих для медицинской и психологической практики[2]. Такие формы, давно разработанные и апробированные в процессе санитарного просвещения в медицине, не утратили своей эффективности при работе с взрослыми реципиентами информационного сообщения (учителями, родителями)[4]. В известной степени, психолог сам сможет внести элемент творчества в разнообразие этих форм и разработку новых при осуществлении психологического просвещения среди учащихся и воспитанников учреждений образования. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для психологического просвещения предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т. п.) [3].

Одним из первых шагов в этом направлении, вероятно, должна стать разработка нормативных документов по психолого-педагогического просвещению (по оценке, отчетности и контролю) в практической деятельности психолога. В то же время, следует учитывать не только опыт конкретных педагогов-психологов в этом направлении, но и то, что в той или иной мере психолого-педагогическим просвещением занимаются любой педагог-психолог, хотя бы на уровне индивидуальных бесед, участия в совместном проведении с классным руководителем классных часов и т.п.

Схема публичного выступления.

Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена не только на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями подачи материала по своему предмету, но также и навыками публичного выступления.

Навык публичного выступления приобретается в процессе подготовки к семинарам, к педагогическим конференциям, педагогическим советам. Для того чтобы выступление учителя было понятным для аудитории, учитель обязан знать технику ораторской речи, её особенностей, виды речи, требования к подготовки к речи, структуру публичного выступления.

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого - убедить слушателей в правильности тех или иных положений.

Существует довольно много классификаций публичных выступлений. Учителя и воспитатели нашей школы используют следующие классификации видов публичного выступления: виды выступления по определяемой цели, виды публичных выступлений по форме.

По определяемой цели бывают такие виды речи публичного выступления: информационная, развлекательная, убеждающая.

Речь называется информационной, когда цель — сообщить некоторую информацию. Используется в научном докладе, сообщении, на родительском собрании – анализ статистических данных.

Развлекательное выступление. Цель — развлечь слушателей. Такова, например, задача ведущего в процессе организации и проведения какого либо развлекательного мероприятия.

Убеждающая речь. Цель — убедить. Направлена показать правильность занимаемой учителем позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по данному вопросу. Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах.

Цели, в зависимости от темы, выступления могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно-этикетных, информационно-развлекательных, информационно-убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.

Виды публичных выступлений по форме. К ним относятся:

Доклад — развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую проблему, на определенную тему. Доклады заранее готовят, в них подводят итоги и намечают задачи, они строятся по строгому плану. Чтобы самому подготовить доклад, надо прочитать специальную литературу по данной теме, изучить проблему. В докладе обычно рассматривают историю проблемы, рассматривают тему всесторонне, дают оценки разным подходам и точкам зрения. По времени доклады могут длиться от 10 — 15 мин до 2 — 3 ч. Доклады используются на педагогических советах, заседаниях методического объединения.

Сообщение — небольшое по времени (5—10 мин) выступление, в котором рассматривается один небольшой вопрос или проблема. Обязательно должно быть короткими, содержать конкретную информацию, наглядные примеры и исчерпывающе раскрывать тему. Делаются разными выступающими, чтобы вместе раскрыть какую-нибудь большую проблему. Каждое сообщение посвящено частному аспекту проблемы. Сообщения готовят заранее, их надо продумать, прочитать литературу. Сообщения содержаться в представлении практического опыта педагога.

Выступление — краткое, обычно подготовленное сообщение при обсуждении какого-либо, заранее объявленного вопроса. Выступления всегда кратки — 3 — 5 мин, тема может быть выбрана заранее, либо сформулирована в ходе обсуждения проблемы. Выступления, как и сообщения, часто планируются так, чтобы они дополняли друг друга при обсуждении проблемы, раскрывали разные стороны или точки зрения на проблему.

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом. Научно-популярные лекции читают для широкого круга слушающих. В лекции все должно быть логично, понятно для слушателей, все сложные термины и слова необходимо объяснить. В лекции обязательно надо выделить отдельные пункты. Лекции обычно бывают по длительности от 20—30 мин до 1 —1,5 ч.

Беседа — развернутый, подготовленный диалог со слушателями. Беседа может включать достаточно продолжительные отрезки речи оратора (монологи), но предполагает обязательное задавание вопросов слушателям, выслушивание, анализ и комментирование их ответов. Беседа используется в публичной речи тогда, когда аудитория небольшая (не более 30 человек) и слушатели заинтересованы в информации, которую им сообщают. Это в основном классный коллектив. Определившись с видом публичного выступления, его целевой направленности, педагог должен подготовить свою речь.

Основные этапы подготовки публичной речи:

¾               сбор материала,

¾               отбор материала и его организация,

¾               обдумывание материала,

¾               подготовка тезисов или плана,

¾               стилистическое оформление,

¾               написание текста выступления,

¾               мысленное освоение,

¾               проба речи.

 

 

Коммуникатор.

В любом из вариантов просвещенческой работы личность коммуникатора (индуктора) занимает центральное место. В системе социальной коммуникации коммуникатор выступает как обобщенный субъект, с присущими ему личностными характеристиками. Он воспринимается одновременно и как представитель определенной группы (в данном случае практических психологов), и как конкретный человек. Последнее играет немаловажную роль в ситуации публичного выступления психолога в образовательном учреждении, где его все хорошо знают. Эффективность любого публичного выступления зависит целиком и полностью от доверия конкретной аудитории (слушателей) к тому, кто выполняет просветительскую функцию. Авторитет коммуникатора может и не служить пользе психологического просвещения и психологической службы в целом. Это нередко бывает, когда к педагогической общественности приглашается какой-нибудь авторитетный преподаватель университета или ученый, но не знающий ни конкретного состояния дел в системе психологической службы региона, ни существа вопроса по запланированному выступлению, либо вообще не имеющий в силу специфики своей основной деятельности отношения к психологии. Как правило, такого рода "гастролеры", идя на поводу у заказчика, выступая на психологические темы, рассуждая об "уровне актуального" и зоне "ближайшего развития", оставляют после себя только ворох проблем. Не всегда преподаватель кафедры психологии является специалистом в практической психологии или в психологической диагностике, в вопросах судебно-психологических экспертиз и т. п.

К сожалению, сегодня, когда появилось множество "академий", а их "действительные члены" не имеют ни одной опубликованной научной или популярной работы даже по своему "академическому профилю" - это уже проблема. Слушатель ориентируется на титул, а не на компетентность и информированность его обладателя: "встречает по одежке". К сожалению так и провожает. На процесс социальной перцепции в этом случае оказывает влияние такая типичная ошибка восприятия как "эффект ореола" ("гало-эффект"). Профессия психолога относится к так называемым "коммуникативным сферам" практической деятельности, поэтому психолог должен быть специалистом по общению. Правда, если в профессиональном психологическом общении присутствуют только желание, экспрессия, но нет мысли и компетентности - большой пользы от такой работы не будет. Именно хорошее владение материалом, эрудиция, способность донести даже самый сложный материал до самого неподготовленного слушателя (реципиента) в конечном итоге определяет эффективность просветительной работы. Собственно большого ораторского искусства в психологическом просвещении не требуется. Если нет дара, зажигающего аудиторию, оратора-лектора, можно заменить это приемом лектора-собеседника, вовлекая в общение и актуализируя опыт конкретных членов из аудитории. Манера подачи материала и само отношение коммуникатора к аудитории также играют не последнюю роль. Любой член аудитория не любит когда коммуникатор ведет себя с ним и аудиторией в целом высокомерно, подчеркивая свою исключительную компетентность, принижая интеллектуальные возможности слушателей. Довольно часто коммуникатор допускает такую типичную ошибку, характерную для вузовских преподавателей, заверяя присутствующих в аудитории, что "этого вы нигде больше не найдете". В ситуации неограниченного доступа к любой информации, которая имеется сегодня, да и была возможна при желании в прежние времена, - такое утверждение воспринимается как рисовка и не более. Раздражает любую из аудиторий и подчеркивание "личного знакомства с авторитетными современниками". Как правило, именно такую манеру подачи материала предпочитают демонстративные личности. У невротической личности такая манера выступления может свидетельствовать об использовании глубинного защитного механизма личности "идентификации".

Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура).

Структура написания текста

Написание текста для выступления обычно строится по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет именно такой композиции. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Остановимся на каждом этапе построения речи для выступление подробнее:

Вступительная часть. Во вступлении подчеркивается актуальность проблемы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением публичной речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами говорящего, глубже осмыслить высказанное положение.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.

Основная часть. Наиболее ответственная часть выступления. Её задача не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Учителю необходимо умело расположить все эти компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение.

Структура публицистического материала (лекции, беседы, методического сообщения) должна отвечать основным дидактическим требованиям построения выступления. Они общие как в педагогике образования, так и в просветительной работе. В частности, этот вопрос уже обсуждался ранее применительно к специфике санитарного просвещения среди родителей учащихся [2]. Существенно затрудняет восприятие информации наличие в сообщении специальной терминологии. Любой неизвестный реципиенту термин воспринимается лишь как информационный шум. При этом непосредственно при восприятии самого сообщения реципиент часто не догадывается о том, что ему непонятна мудреная дефиниция, но по окончании публичного общения реципиент бывает не в силах вспомнить, о чем собственно шла речь. Труден для восприятия и очень лаконичный текст. Из-за краткости страдает сам материал - он менее понятен, поэтому совет: "Говори более пространно, если хочешь быть правильно понятым". Труден для восприятия и очень загруженный информацией текст (или сообщение). В этой связи уместным будет процитировать небольшой отрывок из книги Г. Селье: "Напутствуя меня на мое первое публичное выступление, мой учитель профессор Бидль сказал: "Никогда не используйте в лекции более трех процентов ваших познаний"[6, С. 344]. Кстати, Г. Селье описывает пять "смертных грехов" при чтении лекции, о которых следует помнить любому начинающему лектору, будь то преподаватель кафедры или рядовой практический психолог. Среди этих "грехов", в частности, Г. Селье выделяются следующее:

1) неподготовленность;

2) многословие;

3) невнятность;

4) углубленность в себя (интроверсия);

5) манерность [6, С. 345].

Многие личностные особенности коммуникатора проявляются как в устном сообщении, так и фиксируются в самом тексте. Это хорошо заметно при письменном сообщении. "Отклонения во внутренней психической жизни, - пишет М. Критчли, - несомненно, проявляются в необычном использовании языка. Поэтому любые существенные нарушения мышления или личности отражаются на различных уровнях артикулированной речи - фонетической, фонематической, семантической, синтаксической и прагматической" [1, С. 174].

Преобладание в сообщении глаголов придает тексту и устной речи динамичность, прилагательных - эмоциональной выразительности. Большое количество личных местоимений выявляет черты социальной интроверсии. Очень негативно влияют на восприятие и понимание сообщения, повторяющиеся обороты, фразы и слова - итерации. Это не только характеристика ограниченного словаря и плохого владения материалом, и ограниченного интеллекта, но и расстройства мышления на уровне понятий. Плохо воспринимаются цитаты в устном сообщении, поскольку требуют специального обращения внимания: "Цитирую" и "Конец цитаты". Лучше устные обращения к авторитетам заключать не в форму прямого, а косвенного цитирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канал.

Информация (сообщение) поступает к реципиенту по определенному каналу. В качестве канала может выступить теле- и видео-экран, монитор компьютера, газетная или журнальная полоса, или мембрана радиорепродуктора, или пространство между коммуникатором и реципиентом информационного сообщения в конкретном помещении. По этому же каналу может осуществляться в той или иной степени (насколько это позволяют особенности канала передачи сообщения) и обратная связь. При непосредственном общении двух субъектов в качестве дополнения к "каналу пространства" выступают их органы чувств (слух, зрение, обоняние). Чем большее количество субъектов включается в коммуникативный процесс, тем в большей степени оказываются, задействованы уже психолингвистические и социальные механизмы коммуникативного процесса. Если в процессе непосредственном общения использование возможностей основного канала целиком зависит от умения коммуникатора им пользоваться, то при опосредованном общении коммуникатора и аудитории на первое место выступают уже социально-психологические закономерности коммуникативного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аудитория.

Характеристика реципиента сообщения (аудитории, слушателя) также зависит от того, выступает ли он на данный момент как принимающий информацию индивид, как член сплоченной или как член диффузной группы. Чаще всего аудиторию принято рассматривать как "обобщенного субъекта", учитывая в данном случае "обобщенные" характеристики. Важным фактором выступает и информированность субъекта коммуникации. В одном из психологических исследований (Я. Яноушек, 1981) было установлено, что в диадах (коммуникация двух субъектов) наиболее продуктивно общение в ситуации "И-Н" (где "И" - информированный субъект, а "Н" - мало информированный участник общения). Неодинаковая информированность субъектов общения выступает как фактор стимулирующего влияния.

Большая по численности аудитория, воспринимающая информацию, почти всегда неоднородна. Известно три подхода к получению информации слушателями (читателями), присутствующие в любой из аудиторий:

- одна их часть склонна воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с их собственной точкой зрения (типична для авторитарных и претендующих на лидерство субъектов); - для другой части аудитории характерна, склонность получать максимальную информацию обо всех сторонах вопроса (самая продуктивная); - для третьей - склонность получать любую информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме (распространена среди бюрократов, чиновников и методистов).

Учет этих характеристик аудитории со стороны коммуникатора в значительной степени повышает эффективность его публичного выступления.

 

 

 

 

Эффективность сообщения.

Эффективность любого сообщения чаще бывает отсроченной, поэтому не следует повторять ошибку многих организаторов публичных выступлений, когда они запрашивают мнение о выступлении сразу по окончании его. Это манипуляционный прием и не более. Материал должен отложиться. Помнится, был я как-то на курсах преподавателей психологических дисциплин в Институте повышения квалификации преподавателей АПН СССР в 1982 г. и в разговоре с профессором М. С. Певзнер высказал свое первое впечатление о качестве "повышения", на что услышал в ответ: "Давайте об этом поговорим при следующей встрече". Она оказалась права - спустя некоторое время я изменил свое мнение о своем "повышении" в лучшую сторону. Прав и поэт Сергей Есенин, оставивший такие строки: "Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии".

Эффективность беседы или публичного выступления во многом зависит от учета коммуникатором характеристик реципиента информационного сообщения (слушателей, читателей). Для более эффективного восприятия слушателями информации их необходимо к этому подготавливать заранее, будь то психологическое просвещение или какое-либо другое. В частности, будущего педагога к такому сотрудничеству необходимо готовить еще на студенческой скамье [6; 56]. Этому же в ситуациях работы с другим контингентом слушателей (родители, учащиеся, воспитанники) способствует систематичность и плановость просветительной работы, а также использование наряду с устными формами других каналов передачи информации, например, психологической публицистики в местной прессе. Эффективность любого живого выступления на аудитории в немалой степени зависит и от того, как было это выступление организовано. Собственно за успех любого публичного выступления ответственны и коммуникатор, несущий информационное сообщение в массы и организатор публичного выступления. При способе передачи информационного сообщения посредством СМИ - эта ответственность лежит на сотруднике, подготовившем и выпустившем сообщение в номер (в эфир).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барьеры коммуникативного процесса

Коммуникативный барьер - это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Согласно Н. И. Шевандрину, можно говорить о существовании барьеров понимания, барьерах социально-культурного различия и барьерах отношения [4, С. 100]. В социально-психологических исследованиях вопрос о барьерах коммуникативного процесса общего плана достаточно хорошо изучен. В психологическом просвещении существуют барьеры двух типов. Это, прежде всего, общие для любой коммуникации и частные (специфические), формируемые искусственно. В категории барьеров коммуникации общего плана принято рассматривать в первой группе фонетическое непонимание, семантические барьеры, стилистические, логические. В какой-то степени разговор о них шел в разделе "Сообщение".

Барьеры второй группы - социально-культурных различий - социальные, политические, религиозные и профессиональные различия. Применительно к психологическому просвещению, как впрочем, и в отношении санитарного просвещения, таких исследований в доступной литературе обнаружено не было. Вполне возможно, что социологические и социально-психологические исследования в этой плоскости могут принести интересные для практических психологов данные. В диссертационном исследовании М. В. Воропаева представлена одна из моделей формирования коллектива с типом индуктивной индивидуальности, названной автором как "феминная", неблагоприятная для развития коллектива: "Она ведет к регрессу не только коллектива в целом, но и к вырождению индуктивной индивидуальности до латентного уровня" [7, С. 14]. Предметом этого исследования были классные коллективы подростков, но такого рода "феминные" коллективы среди педагогического состава образовательных учреждений скорее реальность, чем теория. Как показывает опыт, существование в таких учреждениях атмосферы "девичника" не позволяет реализовывать какие-либо задачи психологической службы вообще, что уж говорить о психологическом просвещении в частности. Несколько слов об искусственно формируемых барьерах. Коммуникация, где одним из ее участников является практический психолог, также имеет свои "подводные рифы". Среди таковых один из феноменов, подмеченный еще первыми новосибирскими практическими психологами [4] и Р. В. Овчаровой, когда практический психолог приходит работать в школу, где недавно работал учителем и адаптация в новой профессиональной роли часто тормозится из-за сложившихся ранее стереотипов отношений и соответствующих им социальных ожиданий [5].

Система образования - это социальный институт не прошедший в своем историческом становлении периода "института цеховости" подобно медицине, юриспруденции и др., отсюда и известная свобода в механизмах взаимоотношений типа ординиции и субординации. Если в медицине врач общетерапевтического приема прошел специализацию или переподготовку по кардиологии - коллеги его воспринимают именно врачом этого профиля, а не бывшим участковым. Участковый врач-терапевт при обнаружении патологии со стороны сердечно-сосудистой системы у больного не станет самостоятельно курировать больного. Он обязательно проконсультирует его с терапевтом-кардиологом, не задаваясь при этом вопросом изучения "родословной" его теперешней специализации, а врач не будет лечиться у фельдшера.

 настоящему времени в психологическом просвещении, как в медицине и медицинской психологической деятельности в частности, так и в образовании накоплен большой арсенал конкретных форм его проведения. В частности, в литературе, адресованной для практического психолога, перечисляют следующие из них: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. В то же время, конкретные формы психологического просвещения, эффективно используемые в одном направлении практической деятельности, могут быть не эффективными или даже неуместными в другом. Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Довольно часто мы бываем свидетелями того, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно оправдывться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать.

Каким же должно быть заключение?

Рекомендуется в заключении повторить основную мысль, ради которой произносится речь, суммировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Итак, подготовка публичного выступления и написание текста речи завершены, остался 1 вечер до начала выступления.

Психологи предполагают, что каждый преподаватель перед встречей с аудиторией (со слушателями) должен подготовить себя к этому как морально, так и физически.

1). Перед началом выступления необходимо отдохнуть, побыть одному;

2). Желательно еще раз мысленно представить план занятия (выступления), продумать наиболее ответственные его места, можно проговорить часть материала про себя или вслух, не напрягая, однако, голоса;

3). Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление. Это будет способствовать преодолению излишнего волнения;

4). До начала занятия, по возможности, следует оценить условия (помещение) в которых предстоит говорить. Размер аудитории (помещения) должен соответствовать количеству слушателей, т.к. управлять компактной аудиторией гораздо легче, чем рассредоточенной. Да и весь характер речи преподавателя зависит от количества слушателей. Одно дело вести доверительную беседу (дискуссию) с 10-15 слушателями, и совсем другое читать лекцию для 50 -100 человек в большом актовом зале.

5). Перед входом в аудиторию должны быть закончены все приготовления: на ходу не рекомендуется застегиваться, перебирать свои записи, поправлять прическу, галстук.

6). Может возникнуть вопрос: “Какое место выбрать для выступления (чтения лекции)?”. Следует учитывать следующее, что трибуна неизбежно уменьшает возможность воздействия на аудиторию, она сковывает движения и жесты, отдаляет от слушателей. Поэтому, чтобы достичь тесного контакта со слушателями, можно расположиться перед трибуной или сбоку от нее.

В заключении сказанного, важно заметить, что публичная речь учителя должна служить образцом, который воспринимает либо ребёнок либо его коллегам. Поэтому публичное выступление должна быть тщательно продумана, отвечать всем перечисленным выше требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.                  Деловые коммуникации в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева, С. А. Ваторопин, А. С. Ваторопин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 171 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13964-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496745 (дата обращения: 15.11.2022).

2.                  Корягина, Н. А.  Самопрезентация и убеждающая коммуникация : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 225 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11562-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494962 (дата обращения: 15.11.2022).

3.                  Культура речи и деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. В. Химик [и др.] ; ответственные редакторы В. В. Химик, Л. Б. Волкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07792-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494489 (дата обращения: 15.11.2022).

4.                  Леонов, Н. И.  Психология делового общения : учебное пособие для вузов / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09235-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494141 (дата обращения: 15.11.2022).

5.                  Леонов, Н. И.  Психология общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 193 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10454-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494394 (дата обращения: 15.11.2022).

6.                  Неумоева-Колчеданцева, Е. В.  Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03666-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492362 (дата обращения: 15.11.2022).

7.                  Педагогическая психология : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 493 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15257-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495734 (дата обращения: 15.11.2022).

8.                  Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под редакцией И. В. Дубровиной. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 237 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08176-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490544 (дата обращения: 15.11.2022).

9.                  Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса : учебник и практикум для вузов / А. С. Обухов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 422 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02531-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489219 (дата обращения: 15.11.2022).

10.             Тульчинский, Г. Л.  Логика и теория аргументации : учебник для вузов / Г. Л. Тульчинский, С. С. Гусев, С. В. Герасимов ; под редакцией Г. Л. Тульчинского. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 233 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01178-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489635 (дата обращения: 15.11.2022).

11.             Турик, Л. А.  Педагогические технологии: дебаты : учебное пособие для вузов / Л. А. Турик, Д. П. Ефимченко ; под общей редакцией Л. А. Турик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10826-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494750 (дата обращения: 15.11.2022).

12.             Фесенко, О. П.  Академическая риторика : учебник и практикум для вузов / О. П. Фесенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 181 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13769-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491791 (дата обращения: 15.11.2022).


 

13.             Скачано с www.znanio.ru

Самостоятельная практическая работа

Самостоятельная практическая работа

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Содержание Введение……………………………………………………………………… 3

Введение Из всех направлений работы практических психологов, независимо от того, какой вуз они закончили, самым слабым звеном их работы является психолого-педагогическое просвещение

Введение Из всех направлений работы практических психологов, независимо от того, какой вуз они закончили, самым слабым звеном их работы является психолого-педагогическое просвещение

Публикация на основе тезисов несостоявшейся научно-практической конференции: «10 лет направлению «Психология»

Публикация на основе тезисов несостоявшейся научно-практической конференции: «10 лет направлению «Психология»

Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения

Коммуникативный процесс психолого-педагогического просвещения

Психолого-педагогическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам - это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы»…

Психолого-педагогическое просвещение и информирование населения по специальным вопросам - это одна из форм психопрофилактической работы практического психолога и является одним из вариантов «активных методов работы»…

Эффективность психолого-педагогического просвещения в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации…

Эффективность психолого-педагогического просвещения в большей степени зависит и от того, как психолог использует помимо традиционных бесед, лекций, семинаров и другие формы, и каналы передачи информации…

Схема публичного выступления.

Схема публичного выступления.

Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах

Например, выступления в научных конференциях, теоретических и практических семинарах

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом

Лекция — связное, развернутое научное или научно-популярное изложение какого-либо вопроса специалистом

Коммуникатор. В любом из вариантов просвещенческой работы личность коммуникатора (индуктора) занимает центральное место

Коммуникатор. В любом из вариантов просвещенческой работы личность коммуникатора (индуктора) занимает центральное место

К сожалению так и провожает. На процесс социальной перцепции в этом случае оказывает влияние такая типичная ошибка восприятия как "эффект ореола" ("гало-эффект")

К сожалению так и провожает. На процесс социальной перцепции в этом случае оказывает влияние такая типичная ошибка восприятия как "эффект ореола" ("гало-эффект")

Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура)

Самым важным и сложными этапом подготовки к предстоящему выступлению перед аудиторией является этап написания текста, в котором должна быть чётко выстроена композиция (структура)

В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала

В основной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала

Сообщение. Структура публицистического материала (лекции, беседы, методического сообщения) должна отвечать основным дидактическим требованиям построения выступления

Сообщение. Структура публицистического материала (лекции, беседы, методического сообщения) должна отвечать основным дидактическим требованиям построения выступления

Многие личностные особенности коммуникатора проявляются как в устном сообщении, так и фиксируются в самом тексте

Многие личностные особенности коммуникатора проявляются как в устном сообщении, так и фиксируются в самом тексте

Канал. Информация (сообщение) поступает к реципиенту по определенному каналу

Канал. Информация (сообщение) поступает к реципиенту по определенному каналу

Аудитория. Характеристика реципиента сообщения (аудитории, слушателя) также зависит от того, выступает ли он на данный момент как принимающий информацию индивид, как член сплоченной или как…

Аудитория. Характеристика реципиента сообщения (аудитории, слушателя) также зависит от того, выступает ли он на данный момент как принимающий информацию индивид, как член сплоченной или как…

Эффективность сообщения. Эффективность любого сообщения чаще бывает отсроченной, поэтому не следует повторять ошибку многих организаторов публичных выступлений, когда они запрашивают мнение о выступлении сразу по…

Эффективность сообщения. Эффективность любого сообщения чаще бывает отсроченной, поэтому не следует повторять ошибку многих организаторов публичных выступлений, когда они запрашивают мнение о выступлении сразу по…

При способе передачи информационного сообщения посредством

При способе передачи информационного сообщения посредством

Барьеры коммуникативного процесса

Барьеры коммуникативного процесса

Несколько слов об искусственно формируемых барьерах

Несколько слов об искусственно формируемых барьерах

Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно

Различают наглядно-вербальные формы и чисто вербальные, хотя, памятуя о разнообразии способов сочетания живого слова педагога и наглядности, такое деление условно

Заключение Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи

Заключение Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи

Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление

Надо отбросить все, не имеющее отношение к теме занятия, целиком переключиться на предстоящее выступление

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Образовательная платформа Юрайт [сайт]

Образовательная платформа Юрайт [сайт]

Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01178-4

Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01178-4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024