Глобализация и информатизация общества оказывают существенное влияние на систему обучения в связи с вступлением России в Совет Европы, интеграцией российской экономики в мировую, созданием единого европейского образовательного пространства (Болонский процесс) и вхождением в него России. Профессиональный уровень владения информационными технологиями становится макроэкономическим фактором, что способствует формированию спроса на специалистов с высоким уровнем профессиональной коммуникативной компетентности.
Доклад.docx
Компетентность студентов СПО в сфере ИКТ
В конце XX в. история человечества достигла новой фазы формирования
информационной цивилизации. В условиях глобализации поликультурного
образовательного пространства становится актуальным решение ряда проблем,
среди которых сближение систем профессионального образования, а также
поиск языка, который сделал бы возможным межкультурное взаимодействие
благодаря своему коммуникативному потенциалу.
Глобализация и информатизация общества оказывают существенное
влияние на систему обучения в связи с вступлением России в Совет Европы,
интеграцией российской экономики в мировую, созданием единого европейского
образовательного пространства (Болонский процесс) и вхождением в него
России. Профессиональный уровень владения информационными технологиями
становится макроэкономическим фактором, что способствует формированию
спроса на специалистов с высоким уровнем профессиональной
коммуникативной компетентности.
Компетенция – это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного
государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором
данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность
устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.
На современном этапе развития образования понятие «информационная
компетентность» является ключевым термином образовательных стандартов
нового поколения.
ИКТкомпетентность
является
важной
составляющей
профессиональной компетентности будущего специалиста. Как отмечается
это умение, способность и готовность решать профессиональные задачи,
используя распространённые в данной профессиональной области средства
ИКТ. Общее толкование термина «ИКТкомпетентность» определено как
«совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и
самообучения информатике и информационным технологиям, а также
способность к выполнению профессиональной деятельности с помощью
информационных технологий».
Сжатые сроки обучения, большие объемы информации и жесткие
требования к образовательным результатам – вот современные условия
образовательного процесса. Такие высокие запросы невозможно осуществить,
основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических
технологий. Поэтому используются новые подходы к организации обучения,
опирающиеся на прогрессивные информационные технологии.
Для преподавателя СПО современные информационные технологии
имеют особую роль, так как они должны подготовить обучающихся к изучению
постоянно усложняющегося курса информатики, оказать помощь в процессе
социализации.
Таким образом, ИКТкомпетентность студентов должна гарантировать
реализацию:
новых целей образования;
нового содержания образовательной деятельности;
новых форм организации образовательного процесса.
Из вышеизложенного под ИКТкомпетентностью можно понимать
мотивированное желание, готовность и способность эффективно использовать
информационные и коммуникационные технологии в условиях многопредметной
и полифункцинальной профессиональной деятельности в условиях включения в
информационнокоммуникационную среду.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам
среднего профессионального образования обучающийся должен:
уметь использовать программные средства, ориентированные на решение
задач в различных сферах деятельности; проводить сбор, обработку и накопление технической, экономической и
других видов информации для реализации инженерных и управленческих
решений и оценки экономической эффективности производственной
деятельности участка с применением информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ);
осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития;
использовать информационнокоммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Процесс формирования информационной компетентности начинается в
курсе «Информатика и ИКТ». Анализ состояния подготовки будущих
специалистов среднего звена по данному учебному курсу показывает, что
существующая её организация имеет следующие недостатки:
слабая профессиональная направленность;
недостаточная информационнометодическая обеспеченность учебного
процесса;
использование традиционных для всех специальностей содержания,
методов, средств и форм подготовки, не учитывающих специфику данной
образовательной области и потребностей личности обучающегося.
Обеспечивая учащихся большим объемом предметных знаний,
существующая система среднего профессионального образования не
способствует развитию у студентов умения выходить за пределы учебных
ситуаций, в которых формируются эти знания. Изучая способность выпускников
колледжей применять полученные знания, умения и навыки в профессиональной
деятельности, большинство исследователей отмечают, что она не появляется
сама собой, этому нужно обучать.
Одним из способов реализации основных требований к современной
системе образования, таких как обеспечение уровня компетентности специалистов, а также непрерывности и индивидуализации образования,
является внедрение инновационных образовательных технологий.
При использовании новых информационных технологий в рамках
предметных занятий преподаватели должны знать дидактические возможности
программноприкладных средств, и, исходя из своего опыта и рекомендаций,
«встраивать» их в учебный процесс.
Но формирование ИКТкомпетенций зависит от ряда факторов, которые
необходимо учитывать в образовательном процессе:
Статус образовательной организации (слабая или продвинутая)
Зависимость уровня компетентности студентов от типа населенного
пункта
Зависимость уровня компетентности студентов от использования
компьютера на занятиях
Зависимость уровня ИКТкомпетентности студентов от их
социальной защищенности
Деятельность педагога, является одним из основных факторов,
определяющим успешность студента в той или иной предметной области
Зависимость уровня ИКТкомпетентности студентов от различных
аспектов их учебной деятельности и досуга
На сегодняшний день ясно одно – образование не может не учитывать, что
обучающиеся, переступающие порог образовательной организации, уже знакомы
на практике с современными технологиями передачи и обработки информации,
а в будущем должны стать гражданами информационного общества. ФГОС
является отражением социального заказа и представляет собой общественный
договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей,
обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности
развивающегося информационного общества.
Компетентность студентов СПО в сфере ИКТ
Компетентность студентов СПО в сфере ИКТ
Компетентность студентов СПО в сфере ИКТ
Компетентность студентов СПО в сфере ИКТ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.