Компетентностно-ориентированный подход к обучению.
Оценка 4.6

Компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Оценка 4.6
docx
13.03.2020
Компетентностно-ориентированный подход к обучению.
Компетентностно.docx

Компетентностно-ориентированный подход к обучению.

Определение понятий «компетенция» и «компетентность»

Характеристика ключевых компетенций. Пути формирования компетентности учащихся.

Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Стандартной схемы «знания — умения — навыки» для определения соответствия выпускника школы запросам общества уже недостаточно, традиционные ЗУНы уступают позиции компетенциям.

Понятие «компетентностный подход» пришло в сферу отечественного образования в 90-х годах XX в. в ходе освоения Россией Европейского пространства высшего образования (ЕПВО).

В 1999 г. в Болонье двадцатью девятью странами Европы (позднее тридцатой была включена в список страна Лихтенштейн) подписана декларация «Зона Европейского высшего образования», долгосрочной целью которой стало создание общеевропейского пространства высшего образования с целью повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского высшего образования.

Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции 2003 г. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования, в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход.

Термин «подход» в педагогике

«Подход» - совокупность принципов, определяющих стратегию обучения или воспитания.

Для общего сведения:

Основными методологическими подходами в педагогике являются:

· Системный

· Личностный

· Деятельностный

· Полисубъектный (диалогический)

· Аксиологический

· Культурологический

· Антропологический

· Этнопедагогический

· Компетентностный

· Традиционный

· Гуманистический

Понятия «компетенция» и «компетентность»

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность — это обладание определённой компетенцией, то есть знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить объективные суждения и принимать точные решения.

Понятие компетентности является более широким, чем знания или умения - компетентность включает в себя знания, умения, учебный и жизненный опыт, ценности, интересы, которые самостоятельно реализуются учеником и используются им в определенной конкретной ситуации.

Знания – только лишь основа компетентности. Основное отличие грамотности от компетентности заключается в том, что грамотный человек лишь знает, понимает, как действовать в конкретной ситуации, а компетентный - реально и эффективно использует эти знания.

Компетентностный подход к образованию означает то, что образование дается чтобы научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных жизненных ситуациях, обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности.

Сущность компетентностно ориентированного подхода:

· В отношении цели образования: образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития, для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

· Развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

· В отношении к содержанию образования: содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

· В отношении форм и методов педагогического процесса: использование таких форм и методов обучения и воспитания, чтобы формировать у обучаемых опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Школьное образование можно сравнить с процессом строительства: нужны строительные материалы и умение строить. «Знаниевый» подход ориентирован на накопление строительных материалов. В результате мы получаем склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. Компетентностный подход ориентирован на строительство дома, на развитие умения эффективно использовать строительные материалы. В результате мы получаем строителей, способных построить дом.

Пути формирования компетентности учащихся.

Компетентностный подход на практике может быть реализован при помощи замены традиционного репродуктивного обучения на технологии, поддерживающие компетентностно-ориентированное обучение:

· Технология проблемного обучения;

· Технология проектного обучения;

· Технология развития критического мышления;

· Технология когнитивного обучения;

· Технология обучения в глобальном информационном сообществе;

· Технология решения изобретательских задач.

· Технология личностно ориентированного образования

При использовании этого подхода в процессе обучения и воспитания у детей формируется творческое мышление, креативность, умение учиться, интерес ко всему неизвестному, развиваются такие важные качества, как толерантность и умение сотрудничать с другими людьми. Таким образом, применение компетентностно-ориентированного подхода на всех стадиях образования способствует всестороннему развитию личности человека и успешной его социализации в современном обществе.

Условия формирования компетентности учащихся:

Компетентности формируются, если:

· Обучение носит деятельностный характер.

Идёт ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. (для этого необходимо увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера).

· Если создаются условия для приобретения опыта и достижения цели.

Применяются такие технологии преподавания, в основе которых лежат самостоятельность и ответственность учителя за результаты своих учеников (проектная методика, реферативный подход, рефлексия, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, КСО).

· Усиление практической направленности школьного образования (через деловые, имитационные игры, творческие встречи, дискуссии, круглые столы).

Ключевые компетенции – результат образования, выражающийся в овладении универсальными по отношению к любому предмету воздействия способами деятельности

Характеристика ключевых компетенций

· Ценностно-смысловые компетенции.

Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

· Общекультурные компетенции.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

· Учебно-познавательные компетенции.

Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

· Информационные компетенции.

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон,

телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

· Коммуникативные компетенции.

Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми (событиями); навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

· Социально-трудовые компетенции.

Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

· Компетенции личностного самосовершенствования

направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Различие традиционного и компетентностного подходов

(для общего сведения)

Традиционное обучение (подход, основанный на знаниях) Новые реалии системы образования (компетентностный подход)

Процесс передачи знаний Процесс приобретения

Что объясняем, то и спрашиваем. Заданный

результат предполагает точное Эталон не задается. Обучение и проверка ведутся на нестандартных задачах. Готовность к продуктивному

воспроизведение образца, успешность определяется сопоставлением эталоном. самостоятельному действию на следующем этапе.

Традиционная 5-ти балльная шкала. Для

учителя схема “выполнено – не выполнено”

Такая система оценивания не стимулирует к

решению нестандартных задач, так как их

невозможно оценить однозначно. «Портфель достижений ученика», накопительные системы оценивания как инструмент для предоставления учеником себя своих достижений вне школы.

Педагогики требований. Для успешного

ученика предполагается сочетание

активности и послушности. Педагогика возможностей. В основе мотивации компетенции лежат мотивация соответствия и ориентация на перспективные цели развития личности.

Позиция учителя – инициативное и

ответственное лицо, судья, позиция

старшего, носителя “сакрального знания”,

передающего фрагменты этого знания

лучшим. Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс.

Позиция ученика – подчиненная,

безответственная, объект педагогических

воздействий. Сам отвечает за собственное продвижение, он субъект собственного развития.

Урок. Традиционное обучение носит

репродуктивный характер. Знания и

способы действий передаются учащимся в

готовом виде. Урок как одна из возможных форм обучения, но упор делается на расширении внеурочных форм работы – группа по проекту, самостоятельная работа в библиотеке, компьютерном классе и пр.

Традиционный подход к определению

целей образования ориентирует на

сохранение экстенсивного пути развития

школы. С позиций этого подхода, чем

больше знаний приобрёл ученик, тем

лучше, тем выше уровень его

образованности. Уровень образованности,

особенно в современных условиях, не

определяется объёмом знаний, их

энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

При традиционном подходе к определению

целей исходят из того, что личностных

результатов можно достичь за счёт

приобретения необходимых знаний.

Решение проблем рассматривается как

способ закрепления знаний. В качестве основного пути рассматривается получение опыта самостоятельного решения проблем. Решение проблем рассматривается как смысл образовательной деятельности

При традиционном подходе к определению целей образования педагогические цели на практике концентрируются на непосредственных результатах обучения — усвоении сведений, понятий и т.д. Эти результаты могут и не иметь особой ценности для учеников, поэтому их цели могут концентрироваться на достижении некоторых формальных показателей (отметка, медаль, способность сдать экзамен и т.д.). Определение целей школьного образования с позиций компетентностного подхода означает описание возможностей, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности

Сторонники традиционного подхода к

школьному образованию, который часто

называют «знаниевым», заявляют о том, что

необходимым базисом образования

является объём обретённых учащимися

знаний. Компетентностный подход к решению проблем школьного образования совсем не отрицает значения знаний. Но при этом надо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.


 

Компетентностно-ориентированный подход к обучению

Компетентностно-ориентированный подход к обучению

Культурологический · Антропологический ·

Культурологический · Антропологический ·

В отношении к содержанию образования: содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем

В отношении к содержанию образования: содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем

Компетентности формируются, если: ·

Компетентности формируются, если: ·

Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности

Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании…

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и в соответствии со своими возможностями, что выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании…

Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс

Учитель не претендует на обладание монополией знания, он занимает позицию организатора, консультанта, он лишь организует (регулирует, направляет) процесс

При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний

При традиционном подходе к определению целей исходят из того, что личностных результатов можно достичь за счёт приобретения необходимых знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2020