КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ
А. А. Ломакин,
учитель физической
культуры
МБОУ «Лицей
№1»
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной задачу воспитания физически и духовно здоровой личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от формирования этого понятия в его сознании, т. е. является результатом определенного образовательного воздействия. Поэтому, как учитель физической культуры, я считаю своей важнейшей задачей передать своему ученику знания и навыки здорового образа жизни, а также потребности беречь свое здоровье как индивидуальную и общественную ценность. Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни будет влиять на улучшение их здоровья.
Воспитание направленности школьников на здоровый образ жизни формирую на основе ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно-смысловые компетенции. Для формирования ценностно-смысловых ориентиров ученика на здоровье решающую роль играет мотивация. Стараюсь, чтобы каждый ученик осознавал ценность здоровья, понимал решающую роль здорового образа жизни и формировал индивидуальное поведение на этой основе. Предлагаю учащимся ответить на вопрос: «Для чего мне нужно здоровье, от чего оно зависит?» Подводим к выводу о том, что здоровье человека зависит от его образа жизни. Для старшеклассников актуальна привлекательность. Желание понравиться противоположному полу мотивирует ребят на здоровый образ жизни, развитие силы, ловкости, красивой фигуры. Информирую учащихся о способах укрепления и сохранения своего здоровья, о роли физических упражнений, закалке, режиме дня, формах активного отдыха и досуга, питании и т. д.
2. Общекультурные компетенции. Включаю в воспитательный процесс формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
3. Учебно-познавательные компетенции. Поощряю учащихся за умение учиться и оперировать знаниями. Например, за умение самостоятельно провести разминку, дать самооценку состоянию своего здоровья, умение контролировать свое физическое состояние при выполнении различных упражнений, отбирать величину индивидуальной физической нагрузки, планировать скорость прохождения дистанции и т.д.
На уроках использую вопросы разноуровневого характера, решение ситуативных задач. Например: 1) Ивану 15 лет. Вместе с другом он посещает тренажёрный зал. Друг Ивана стал употреблять стероидные препараты, мышечная масса у него заметно увеличилась. Иван тоже хочет достигнуть такой же физической формы. Каким путём правильнее и безопаснее идти к этому? 2) Жил-был мальчик Витя. Ему было 9 лет. Витя учился на 4 и 5, был добрым и отзывчивым мальчиком. Однажды Витя возвращался со школы домой и нёс в одной руке тяжёлый портфель, а во второй – пирожок, который Витя ел на ходу. Бабушка Вите всегда пекла пирожки в школу. Вдруг Витя увидел бездомного кота. Он подошёл к коту и взял кота на руки, а потом даже дал несколько раз откусить пирожок. Через 2 недели у Вити сильно заболел живот. На лбу появилось большое пятно, которое сильно чесалось. Мама Вити вызвала врача. Врач поставил диагноз: Хронический гастрит. Микроспория кожи (лишай). Нарушение осанки. Почему Витя заболел? Правильно ли Витя питается? Какую опасность представляют бездомные животные? Правильно ли носить рюкзак в одной руке? Почему нагрузка на позвоночник должна быть равномерной?
4. Информационные компетенции. Предлагаю ученикам задания с использованием информационных ресурсов. Например, с помощью интернета найти информацию об опасностях малоподвижного образа жизни, или о воздействии допинговых препаратов на организм человека, или принципы здорового питания и т. д.
5. Коммуникативные компетенции. Работая с детьми, включаю в содержание урока спортивные игры, подвижные игры, легкоатлетические эстафеты. Они требуют от обучающихся не только спортивного мастерства, но и содействуют общению, взаимодействию, сотрудничеству, выполнению чётко разграниченных обязанностей, чувству коллективизма.
6. Социальные компетенции. Организовываю творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой, которое воспитывает такие качества межличностного общения, как уважение, доброжелательность, толерантность. Сопровождаю учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека. В социальное взаимодействие учащиеся включаются в игре. Использую профориентационные тесты.
7. Для формирования личностных компетенций в своей работе учитываю личностные особенности каждого ребёнка. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, оказание первой помощи при травмах, профилактика вредных привычек. Предлагаю ученикам задания для развития индивидуальных способностей и талантов. Например, придумайте необычное упражнение, составьте свою формулу здоровья. Использую комплексы лечебной физической культуры, дыхательные упражнения. В конце урока провожу рефлексию: «Что получилось на уроке? Что не получилось? Где могут пригодиться полученные знания?»
Для реализации компетентностного подхода важно учитывать, что компетентности формируются не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, культуры, в которой живет и развивается школьник. Главное то, чтобы знания, полученные на уроках, помогли им в повседневной жизни. Я считаю что, если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем во всем.
Список литературы
1. Волкова И. В. Ситуационные задачи для школьников 10-15 лет как метод мотивировать детей к ведению здорового образа жизни //Молодой ученый. – 2019. – №2 (240). – https://moluch.ru/archive/240/55449/
2. Иванов Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов //Завуч. – 2008. – №1.
3. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия. https://khutorskoy.ru/be/2016/0922/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.