Проблемы воспитания молодежи во все времена волновали любое общество. Отечественная культурно-педагогическая традиция придавала проблемам воспитания значение важнейших вопросов, и особенно остро они вставали в условиях радикальных социальных перемен.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Особую актуальность это положение приобретает в систем НП и СП образования. Условия глобальной конкуренции требуют усиления практической направленности образования».
повышение требований к профессиональному образованию — профессиональному в широком смысле этого слова, включающему не только передачу знаний и профессиональных умений,
но и …
формирование ценностей;
гибкого и нестандартного мышления;
критического отношения к себе;
гражданской ответственности и правового сознания;
духовности и культуры, инициативности и самостоятельности;
толерантности;
способности к успешной социализации в обществе;
активной адаптации на рынке труда.
Именно в период обучения в ССУЗе у молодого человека продолжает активно складываться гражданская позиция и отношение к жизни, профессиональное самоопределение и способность ориентироваться на современном рынке труда
Профессиональное обучение и воспитание должны слиться в органичный процесс становления профессиональной компетентности специалиста с высоким уровнем культуры и личностными качествами выпускника.
В основе организации воспитательной работы в ГОУСПО ВТСиТ лежит
компетентностный подход, так как он, на наш взгляд, более всего отвечает задачам воспитательной работы на каждом уровне, затрагивает результативно-ценностную основу и содержание учебно-воспитательного процесса, позволяет организовать непрерывный процесс воспитания и обеспечивает возможность формирования общепрофессиональных и социальных компетентностей с учётом особенностей каждого уровня.
Компетентность – это "основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная характеристика личности", т.е. это - выраженная способность применять знания, умения и навыки в решение жизненных и профессиональных задач. Компетентность как обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в социальной жизнедеятельности человека формируется на основе компетенций - знаний, умений, опыта.
Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.
Молодые специалисты не могут успешно применить полученные знания и умения
Почему?
Им не хватает соответствующих качеств.
Им не хватает опыта.
Они «не в теме», поскольку среда, в которой они «варились» в процессе обучения – это студенты и преподаватели, а не профессионалы.
Они не хотят быть профессионалами!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТАЛОПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ И СТАЛО ОБРАЗОВАНИЕМ?
РАЗДЕЛ | ЦЕЛЬ | |
1. | Профессиональное обучение. | Освоение профессиональных знаний |
2. | Профессиональная тренировка. | Освоение профессиональных умений и навыков |
3. | Профессиональное воспитание. | Воспитание свойств личности, необходимых для успешного применения профессиональных знаний, умений и навыков. |
4. | Профессиональная практика. | Приобретение профессионального опыта |
5. | Погружение в профессиональную среду. | Формирование профессиональной культуры |
6. | Актуализация профессионального выбора. | Мотивация на профессиональное становление и профессиональную деятельность. |
СТРУКТУРА СИСТЕМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итак, как строится система спортивной подготовки? Вот основные ее разделы:
1) Техническая подготовка* - освоение двигательных действий.2) Тактическая подготовка* - отработка их применения.3) Физическая подготовка**
4) Психическая подготовка**
5) Участие в соревнованиях
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ, КАК ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Компетенция – это комплекс индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях и на заданном уровне качества
ЭЛЕМЕНТ | ОПИСАНИЕ | |
1. | Алгоритм (технология) эффективной деятельности | Последовательность «шагов» и их характер, оптимальные для достижения запланированного результата в данных условиях, а точнее, набор таких последовательностей, в целом похожих друг на друга, но различных для различных условий и для различного уровня качества.Ключевые вопросы: «Из каких этапов состоит моя деятельность?», «Какие задачи каждого этапа?», «Что, в каком случае, как делать?». |
2. | Теоретические знания | Систематизированная информация о выполняемой деятельности, а также об условиях этой деятельности, ее объектах и субъектах. Необходимы для осознанного формирования навыков, а также для формирования и вариативного применения алгоритма эффективной деятельности.Ключевой вопрос: «Как это все устроено?» |
3. | Психологические установки | Понимание смысла осуществляемой деятельности, позитивное отношение к ней, уверенность в своих силах. Интегративными характеристиками компетенции с точки зрения установок являются МОТИВАЦИЯ и ЦЕЛЬ.Ключевые вопросы: «Как я отношусь к этой деятельности?», «Что она мне дает?», «Что я хочу добиться в результате?». |
4. | Умения и навыки | Набор «программ», позволяющих эффективно реализовывать алгоритм эффективной деятельности.Ключевой вопрос: «Что (и насколько качественно и автоматизировано) мне необходимо уметь делать для того, чтобы реализовывать алгоритм эффективной деятельности во всех необходимых мне вариациях?». |
5. | Личностные и профессиональные качества | Обеспечивают качество, а зачастую и саму возможность реализации всех выполняемых действий. От умений и навыков отличаются своей относительной неспецифичностью.Ключевой вопрос: «Каким мне нужно быть, чтобы успешно применять все необходимые мне навыки и умения?» |
6. | Профессиональный опыт | Обеспечивает стабильность и экономичность реализации выбранного алгоритма деятельности, особенно в сложных условиях (на фоне усталости, при наличии помех, после долгих перерывов и т.д.). |
Дополнительные элементы компетенции
7. | Методика тренировки | «Что и как мне делать для совершенствования всех основных компонентов своей компетенции (знаний, умений и навыков, установок и т.д.)?». |
8. | Методика внедрения | «Что и как мне делать для внедрения новых форм в свою деятельность без ошибок и потери качества?» |
для эффективной подготовки практически всех специалистов необходимы компенсирующие механизмы:
основной
бизнес-тренинг -
развитие компетенций участников тренинга до необходимого им уровня.
Этот подход позволяет облегчить работу и бизнес-тренера (давая ориентир при постановке учебных задач), и заказчика (помогая выявлять потребности в обучении), и участников тренинга (мотивируя их на полноценное участие в тренинге).
1. Для того чтобы определить профиль компетентности, следует:
- Четко определить цель.- Определить возможные способы ее достижения и, исходя из результатов анализа внешних и внутренних ресурсов, выбрать оптимальный.- Смоделировать деятельность по достижению данной цели данным способом – т.е. создать алгоритм данной деятельности.
2. Для того чтобы померить «тонкие» составляющие компетенции необходимо найти относительно несложные виды деятельности, результаты которой измеримы и коррелируют с тестируемым параметром компетенции (т.е. подобрать или создать систему тестов).
При некоторой настойчивости и креативном подходе можно померить даже такие «тонкие» качества как эмпатичность (например, с помощью метода семантического дифференциала), энергичность и стрессоустойчивость (подходит метод задержки дыхания) и т.д. К тому же всегда можно воспользоваться методом экспертной оценки – главное точно сформулировать эксперту задание и выработать адекватную и удобную измерительную шкалу.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ
Элемент | Оптимальный метод | |
1. | Алгоритм эффективной деятельности | Консалтинг. |
2. | Теоретические знания | Интерактивная лекция, семинар, изучение специальной литературы. |
3. | Установки | Коучинг. |
4. | Умения и навыки | Тренинг. Последующая самостоятельная тренировка. |
5. | Личностные качества | |
6. | Опыт | Деловая или имитационная игра. |
7. | Методика саморазвития | Консалтинг. |
8. | Методика внедрения |
Первый вывод:
Более масштабные цели, как правило, требуют для своего достижения более сложной деятельности. А более сложная деятельность требует более высокой компетентности специалиста. А приобретение более высокой компетентности требует времени, зачастую значительного. Ведь даже простой навык формируется в среднем за 21 день, а необходимых навыков может быть несколько. К тому же развитие личностных качеств требует гораздо большего времени - иногда на это уходят годы!
Пути решения
1. Внедрять в организации систему стратегического управления и систему стратегического управления персоналом. И тогда, зная какие цели будут стоять перед сотрудником через несколько лет, и каким образом он будет их достигать, можно планировать долгосрочную программу его обучения и развития.
2. Рассматривать текущую деятельность сотрудника не только как практическую, но и как учебную. Возвращаясь к опыту большого спорта, мы можем увидеть, что любые соревнования кроме главных (Чемпионат Мира, Олимпийские Игры) являются подготовительными для более крупных соревнований. Т.е. они являются УЧЕБНЫМИ! И задача спортсмена не только их выиграть, но и повысить свой уровень мастерства. Более того, давно уже ушла в прошлое установка на выигрыш ВСЕХ соревнований – выгоднее на простых соревнованиях проигрывать, но при этом учиться и готовиться, с тем, чтобы выигрывать главные соревнования.
Применив эту концепцию, можно сказать
пусть мой сотрудник делает ошибки, если это ошибки учебные, а не по халатности. Ущерб от этих ошибок многократно покроется в будущем. Ведь когда сотрудник поднимет свою компетентность, то он начнет приносить прибыль, неизмеримо большую, чем он приносит сейчас (даже если сейчас он не делает никаких ошибок).
Второй вывод, который вытекает из компетент-подхода, связан с, так называемым, «управлением талантами». Вывод этот можно сформулировать так:
Если компетенция талантливого сотрудника превышает компетенцию его должности хотя бы по одному из параметров, то сотрудник чувствует себя не удовлетворенным, а его компетентность начинает снижаться.
Подведем итоги:
1. Современное профессиональное образование имеет крен в сторону обучения, причем обучения теоретического. Выходом из кризиса может стать переход от «учебного» образования к образованию компетентностному, которое значительно более эффективно, что убедительно показывает опыт профессионального спорта и ряд других удачных примеров.
2. До кардинальной реформы профессионального образования выходом могут стать компетентностноориентированные бизнес-тренинги.
Для успешного проведения таких тренингов необходимо иметь удобную универсальную модель компетенции. Такой моделью может стать модель ПУСК – Полная Универсальная Структура Компетенции.
3. При моделировании компетенции необходимо соблюдать последовательность «цель-деятельность-компетенция». Для более точной оценки компетентности специалиста необходима система тестов или наличие квалифицированных экспертов.
Направления воспитательной деятельности
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности
Гражданская компетенция включает в себя знание и соблюдение прав и обязанностей человека и гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн), готовность проявления гражданской позиции в общественной жизни, отношение к статусу гражданина как к ценности, способность принимать участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Познавательная компетенция включает в себя способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности
умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации
4. Для развития каждого элемента компетенции есть свой – наиболее эффективный метод педагогического воздействия (для работы с навыками – тренинг, с установками – коучинг, с технологией – консалтинг и т.д.).
5. Компетент-подход позволяет повысить эффективность управления персоналом, причем не только в области подбора, расстановки, оценки и обучения кадров. Дополнительными привлекательными возможности могут стать: внедрение системы непрерывного обучения персонала, эффективное управление талантами, нематериальное мотивирование сотрудников, повышение их вовлеченности, а также многое другое.
6. Анализ, моделирование и развитие компетенций является необходимым условием для успешного внедрения системы стратегического управления организацией и стратегического управления персоналом, а также для эффективного управления культурой организации.
Личность
компетентного
специалиста
Профессиональная
компетентность
Социальная
компетентность
Общекультурная
компетентность
Компетентностная модель личности выпускника ГОУСПО ВТСиТ
политические и социальные компетенции
межкультурные компетенции
коммуникационные компетенции
компетенции здоровьесбережения
Компетенции профессиональной деятельности
Гражданственные компетенции
Ориентировка в нормах трудовых взаимоотношений
Способность оценивать собственные профессиональные возможности
Ориентация в ценностях культуры
Познавательная компетенции
Культурно-досуговая компетентность
Политические и социальные компетенции
Способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов.
Валеологическая компетентность
Под валеологической компетенцией понимается «Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни. Опыт и готовность реализации этих знаний и жизнедеятельности, принятие сбережения как ценности, регулирование психоматического и эмоционального состояния здоровья». Формирование валеологической компетенции включает в себя также семейно-бытовое воспитание молодёжи, которое должно иметь комплексный характер, формируя при этом культурно-нравственные ценности семейной жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.