Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.
Для осуществления своей миссии учителю необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности. Информационные возможности ученика сегодня расширены за счет «всемирной паутины» Internet. Сегодня важно идти от ученика: его проблем, потребностей, интересов, особенностей возраста.
Существует много компетентностей: Помимо ключевых, могут быть выделены компетенции, общие для цикла учебных предметов, например, здоровьесберегающая и природоохранная в естественнонаучном цикле предметов.
Выполнил: Учитель биологии и химии МОУ «Нестеровская СОШ»
Руднева Ольга Григорьевна
Учитель живет, пока учится.(К.Д. Ушинский)
Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию
индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах
его жизненного пути.
Для осуществления своей миссии учителю необходимо обладать готовностью к решению
профессиональных задач,
то есть уровнем профессиональной компетентности.
Информационные возможности ученика сегодня расширены за счет «всемирной паутины»
Internet. Сегодня важно идти от ученика: его проблем, потребностей, интересов, особенностей
возраста.
Вхождение мирового сообщества в эпоху информации, достижения телекоммуникационных
технологий требуют от учителя информационной компетентности. Особенность сегодняшнего
положения определена спецификой конфигуративной культуры (М. Мид), когда взрослые и
дети учатся вместе, осваивая новое знание и компетенции. Современный ученик зачастую
может быть более компетентен в области информатики, чем учитель. Таким образом,
педагогическая компетентность включает в себя методологическую информационную,
коммуникативную, социальную и культурологическую компетенции.
Педагогическая проблема, над которой работаю : «Компетентностный подход в обучении
химии и биологии».
Считаю биологию основой основ современного школьного
образования. Её цель – привить любовь ко всему живому, бережное отношение к красоте
природы, показать её ранимость. Большое место на уроках биологии химии отводитсяэкологическому воспитанию учащихся, привитию любви к природе, родному краю через
использование краеведческого материала; гражданскоправовому и патриотическому
воспитанию, экономическому образованию, использованию теоретических знаний на практике.
Из урока в урок, ведётся экологическое воспитание и обучение учащихся. Можно
считать новацией проведение части урока биологии или географии на природе. Этот
метод применяю в 57 классах.
Существует много компетентностей: Помимо ключевых, могут быть выделены компетенции,
общие для цикла учебных предметов, например, здоровьесберегающая и природоохранная в
естественнонаучном цикле предметов.
Так как мы живем в мире веществ и материалов, также непрерывно протекающих химических
реакций, то выделяют химическую компетентность, Без химической компетентности
невозможно формирование компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение здорового
образа жизни, правил личной гигиены, понимание опасности курения, алкоголизма, наркомании,
СПИДа, физическая культура человека,.
При проверке знаний в качестве ведущего метода использую логикоаналитические задачи, при
контроле сформированности практических навыков
использую проектный или
исследовательский метод. Данные технологии имеют богатые дидактические возможности –
кроме средства обучения можно применять для организации системы контроля: в качестве
конспекта при изучении нового материала, как основа для проекта или учебной дискуссии на
стадии повторения и обобщения материала. В этом состоит новизна применения этих методов.
В процессе работы над проектом учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из
разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают
исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.),
системное мышление.
Система контроля, созданная на основе логикоаналитических задач и проектов, позволяет
оценить качества компетентности ученика через
создание проблемных ситуаций;
метод экспертной оценки;
развернутые тесты, психологическую диагностику;
Я считаю что
модульная технология как нельзя лучше позволяет реализовать
компетентностный подход . Так как весь материал разбит на блоки темы, то на различных
этапах урока, ученики не пассивные слушатели, а деятельные его участники. В теме «Семейства»
я объясняю строение цветка, соцветия и причины его образования. Учащиеся в это время должны
указать стрелками взаимосвязь различных видов растений. Когда заканчивается тема, я
предлагаю указать логическую связь с другими изучаемыми предметами. Или представить тему в
схематических рисунках, где четко просматривается уровень подготовленности ученика.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует
поэтапного внедрения.
На первом этапе внедрения компетентного подхода целесообразно научить учащихся
управляться со временем и объемом знаний, который должен усвоить каждый.. Каждому
задается определенное количество терминов, которые он должен запомнить, устанавливается
время . Поначалу не все успевают за классом, так как привыкли отсиживать урок, считая, что их
не спросят. Однако, убедившись, что большинство с заданием легко справляются, принимают
решение поучаствовать в изучении терминологии. Как поощрительный этап в этой деятельностиидет игра, в которой каждому даются названия терминов, а их определения нужно подобрать из
готовых вырезок. Такая сборка правильных терминов и их определений приводит к
заинтересованности работой и как бы невзначай приводит к познанию терминологии данной темы.
На последующих уроках проводимые минутки «Объясни термин», вызывают у учеников
внутреннее удовлетворение своих познаний, а так же вызывают интерес к познанию и преодолению
трудностей. Умение в новой ситуации дать определение термина , это уже практико
ориентированный характер усвоения предмета. В моей практике нашли применение такие методы,
как самостоятельное добывание знаний при работе в группе из 4 человек.
В начале урока называю тему. Спрашиваю: «сколько времени понадобиться на изучение темы?» По
окончании обязательно предлагаю защитить свою работу перед классом. Это в основном для
учащихся, которые хорошо освоили тему, ведь им всегда хочется показать свои знания..
У человека открываются другие возможности , о которых он даже не догадывался. Становится
понятно, что «компетентность» включает не только когнитивную и операционную –
технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую.
Но все эти составляющие очень трудно оценить и отследить одновременно, нужны специфические
измерители.
Главным надо считать то, что на каждом уроке ученик выполняет работу, вернее объем работы
такой какой ему под силу и какой он сам себе намечает на выполнение. В тоже время ученик
должен видеть результат своего труда за каждый урок.. Удовлетворенность самим собой на
каждом уроке, это и есть та возможность, которая позволит ввести учителю компетентностный
подход к обучению. Анализ своей деятельности должен проводить сам ученик, при
консультативной помощи учителя. Он должен понять, что задание было для всех одинаково, но
выполнили его по разному , так как не достаточно приложили усилий..
Недостаток:
Внедрение компетентностного подхода в предметы естественнонаучного цикла чревато
опасностью разрушения их предметного содержания и его обезличивания вследствие подмены
знаний общеучебными умениями; действующие учебники по биологии слабо ориентированы на
реализацию компетентностного подхода к образованию.
Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует
учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый
быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное – это желание учителя работать над
собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими
знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Спасибо за внимание!