Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики, пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

  • docx
  • 19.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционная гимнастика.docx

 

 

 

  Комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики, пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
Подготовительная к школе группа.

                                                                                                 

 

 

 

 

Подготовила: Трухина Полина Вадимовна

Воспитатель МАДОУ “МАЯЧОК” СП ДС № 110

 

 

 

 

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти), необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

- развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

- развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Планируемый результат: выработаны правильные и полноценные движения артикуляционных органов необходимых для правильного произношения звуков.

Временной ресурс: 5 -7 минут

Теоретическое обеспечение: интернет – ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем и

заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

 

 

 

 

 

 

 


«Улыбка»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

* * *

Наши губки улыбаются, зубки появляются.

Раз, два, три, четыре, пять -

Улыбку можно убирать.

*  * *

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губки прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки -

Я увижу ваши зубки.

 

 

 

 

 

«Маленькая качель»

Рот открыт, как при звуке [а]. Движения языка - вверх, кончиком языка задеть бугорки за верхними зубами, вниз - кончиком языка задеть бугорки за нижними зубами. И снова вверх - вниз – Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

* * *

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

                                                                                                             

 

 

 

 

 


«Дятел»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. Язык прыгает по бугоркам.

* * *

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук —

Раздаётся громкий звук.

 

«Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Следить, чтобы бока и кончик языка задевали зубы.

* * *

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

 

 

 

 

 


«Трубочка»

Губки сильно мы смыкаем и вытягиваем сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

* * *

             Губы трубочкой тяну: "Ду-ду-ду-ду"

Губы трубочкой тяну.

 

 

 

 

 

«Хоботок»

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.

* * *

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

 

 

 

 

 

 

 


«Горка»

Покажи, как с горки зубки съезжают и поднимаются, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

* * *

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

 

 

                  

«Лопатка»

Рот открыт как при звуке [а]. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет от 3 до 10.

Следить, чтобы верхняя губа не задевала язык, бока языка задевали уголки рта.

* * *

Язык лопаткой положи

И спокойно так держи.

Раз, два, три , четыре, пять -

Язычок в рот можно убирать.

 

 

 


«Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка», а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным, слышится звук [с].

* * *

                                  С горки дует ветерок,

                                    И несет он холодок.