Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей
Оценка 4.9

Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей

Оценка 4.9
docx
04.05.2023
Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей
Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей.docx

Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Слуховое стимулирование имеет целью положить начало речевому общению логопеда с больным. Помимо стимулирования понимания речи на слух, уже с самого начала работы следует стремиться вызывать у больных элементарную собственную речь. С этой целью приводятся примеры положительных и отрицательных ответов, а также простейшие словосочетания и предложения. Использование приема повторения больным слов и словосочетаний вслед за логопедом должно быть подчинено главной цели — развитию активной речи.

 В начале в упражнения вводятся самые элементарные до артикуляции слова: «покажи», «дай», «на» и др., которые по мере развития речи больного расширяются до более сложных грамматических форм: «дайте», «нате».  

Упражнение № 1 «Мой дом»

           Цель: стимулировать понимание речи на слух.

           Оборудование: бланк упражнения с рисунками (рисунки подбираются логопедом).

           Инструкция:

            1) -  Покажи на картинке:  шкаф, кровать, стол, окно, шкаф, диван, картину, стакан, графин;

           2)  - Ответь на вопросы словами «да» или «нет»: - Это стол? Это шкаф? Это диван? Это стакан? и т.д.

           3)  - Покажи в комнате: стул, стол, окно, дверь, шкаф, пол, потолок.

           4) – Дай мне книгу и скажи  - «нате»…

           Бланк упражнения представлен в Приложении 10.

Упражнение № 2 «Сад - огород»

           Цель: восстановление понимания значения слова.

           Оборудование: бланк упражнения с вопросами и ответами, картинки овощей, цветов, ягод.

           Инструкция: задание читает логопед-афазиолог.

           1) –  Каким  общим  можно назвать следующие предметы:

           - огурец, свекла, морковь, картофель, помидор;

           - незабудка, роза, фиалка, ромашка, колокольчик;

           - клубника, малина, смородина.

           Слова для справок: овощи, цветы, ягода.

           2) – Ответь на вопросы:

           1) Клубника растет в саду? (Да)

           2) Где цветет ромашка? (В саду)

           3) Где растет картофель (В огороде)

           4) Где сажают помидоры (В огороде)

           Упражнение № 3 «Веселые картинки»

           Цель: восстановление понимания фразовой речи.

           Оборудование: бланк упражнения с рисунками.

           Инструкция: задание читает логопед-афазиолог

           1) – Прочитай предложение с помощью картинок.

           2) – Посчитай, сколько слов в предложении.

           3) – Ответь на вопросы используя картинки.

           Бланк упражнения представлен в Приложении 11.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Упражнение № 1 «Диалог»

           Цель: Растормаживание и стимулирование диалогической речи.

           Оборудование: бланк упражнения с рисунками (рисунки подбирает логопед).

           Инструкция: посмотри на картинки и ответь на вопросы словами «да» или «нет».

           Бланк упражнения представлен в Приложении 12.

Упражнение № 2 «Азбука»

           Цель: преодолеть апраксию артикуляционного аппарата и предупредить литературные парафазии.

           Оборудование: бланк упражнения.

           Инструкция: задание читает логопед-афазиолог.

           1) – Повтори за мной,  назовите самостоятельно звуки: а, у, м, ы, т, и, о, в, с, э, н, к, й, п, л, е, ш, д, я, б, ю, з, х, ч, г, ж, р, т, ц, щ.

           Восстановление произношения звуков дается в определенной последовательности. Причем каждое упражнение на тот или иной звук включает лишь уже отработанные на предыдущих занятиях звуки.

           2) – Повтори с разными интонациями за мной, прочтите слоги, слова и простейшие предложения, сложите их из азбуки:

           -  А:  АА? А! УУ! У? У!

           -  М: мА, му, мама, ау, уа, ам, ум, ау, уа, мама, ма, му, ам, ум, мама, ма, ам, му, ум, ам, мама, ау, уа, уа, ау, ам, ум, мА, му, мама;

           -  Ы: мы, ма, му, ма, му, мы;

           -  Т: та, ту, ты, ма, му, мы, ау, ма, ам, ум, му, ма, ту, ты, ат, от, ут, мама, Тата, тут, мы, тут, ты, там; мама тут, а мы там; мы тут, а Тата там; мама там, а Тата тут;

           -  Мама там, а мы тут; мы тут, а мама там. Ау, Тата! Ау, мама! Мы тут и т.д.

Упражнение № 3 «Найди слово»

           Цель: преодолеть глагольный и номинативный аграмматизм.

           Оборудование: бланк упражнения с предложениями.

           Инструкция: логопед-афазиолог предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

           Употребление глаголов.

           1) – Прочитай предложение, найди в нем глагол и подчеркните глаголы.           17 сентября я получил много писем и телеграмм. Мои друзья поздравили меня с днем рождения. Я ответил на письма моих друзей. Я встал в 7 часов утра, быстро умылся и оделся. В 8 часов 30 мин все ушли на работу, и я остался дома один. Я достал с полки интересную книгу, открыл ее, забыл о делах и начал читать.

           2) – Вставьте недостающие слова по смыслу.  Володя, . . . одежду из чемодана. Зина, . . . рубашки и . . . их в шкаф. Николай, . . . под ножку стола кубик. Женя, . . . компресс к больному месту.

           Слова для справок: положите, приложите, подложите, выложите, сложите.

           Употребление существительных.

           1) – Прочитай, спешите, вместо точек вставь нужные слова. Наступили холода. Выпал пушистый … . Ударил … . Широкая … замерзла.

           Слова для справок: река, снег, мороз.

           2) – Допиши окончания существительных. Девочка уронила корзинк… . В корзинк… нет … (ягоды). Мальчик ушел в аптек… . Дома нет … (мама). Мальчики ушли в лес. На реке нет … (мальчики).

           Методический материал: подбирается логопедом-афазиологом.

           Таким образом, нами была составлена программа коррекционно-восстановительного обучения детей больных афазией, мы подобрали ряд индивидуальных разнонаправленных методов и приемов для коррекции речевых и неречевых функций.

         Восстановительные занятия не содержат искусственных приемов, которые по необходимости допускались бы.  Задачи, которые мы ставили перед детьми, мы брали непосредственно из жизни, и их разрешение счи­тается удовлетворительным только тогда, когда больной научился использовать приобретенное слово, ту или иную связь в жизненной практике. Для преодоления суженной направленности больных в упражнения включили  и специальные задания по нахождению разнообразных связей — ближайших признаков, разносторонне ха­рактеризующих один объект. Такие наглядные схемы способствуют оживлению знаний и представлений и вместе с тем содействуют расширению круга признаков, по которым может быть найдено слово.

         Задания подбирались в зависимости от индивидуальных особенностей личности боль­ного. Упражнения в построении предложений организовывались либо по методу открытых вопросов («скажите что вы видите на картинке»), либо по методу «незаданных отношений» («скажите в одной фразе о яблоке и груше»). Дети, легко продуцировали связи, стимули­ровались к нахождению общих признаков в «незаданных отноше­ниях»; при тугоподвижности формирования связей использовались открытые вопросы.

            В процессе занятий по построению предложений достигались и постепенное преодолевались парафазические нарушения, выражаю­щиеся как в аграмматизме, так и в искажениях звукового состава слов.

Таким образом, логико-грамматические правила усваиваются не в процессе изучения грамматики, а в развитии наиболее близких для больного монологических суждений.


 

Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей

Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей

Инструкция : задание читает логопед-афазиолог

Инструкция : задание читает логопед-афазиолог

Оборудование : бланк упражнения

Оборудование : бланк упражнения

Вставьте недостающие слова по смыслу

Вставьте недостающие слова по смыслу

Задания подбирались в зависимости от индивидуальных особенностей личности боль­ного

Задания подбирались в зависимости от индивидуальных особенностей личности боль­ного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023