Комплекс коррекционных мероприятий по профилактике и устранению афазии у детей
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
1.Слуховое стимулирование имеет целью положить начало речевому общению логопеда с больным. Помимо стимулирования понимания речи на слух, уже с самого начала работы следует стремиться вызывать у больных элементарную собственную речь. С этой целью приводятся примеры положительных и отрицательных ответов, а также простейшие словосочетания и предложения. Использование приема повторения больным слов и словосочетаний вслед за логопедом должно быть подчинено главной цели — развитию активной речи.
В начале в упражнения вводятся самые элементарные до артикуляции слова: «покажи», «дай», «на» и др., которые по мере развития речи больного расширяются до более сложных грамматических форм: «дайте», «нате».
Упражнение № 1 «Мой дом»
Цель: стимулировать понимание речи на слух.
Оборудование: бланк упражнения с рисунками (рисунки подбираются логопедом).
Инструкция:
1) - Покажи на картинке: шкаф, кровать, стол, окно, шкаф, диван, картину, стакан, графин;
2) - Ответь на вопросы словами «да» или «нет»: - Это стол? Это шкаф? Это диван? Это стакан? и т.д.
3) - Покажи в комнате: стул, стол, окно, дверь, шкаф, пол, потолок.
4) – Дай мне книгу и скажи - «нате»…
Бланк упражнения представлен в Приложении 10.
Упражнение № 2 «Сад - огород»
Цель: восстановление понимания значения слова.
Оборудование: бланк упражнения с вопросами и ответами, картинки овощей, цветов, ягод.
Инструкция: задание читает логопед-афазиолог.
1) – Каким общим можно назвать следующие предметы:
- огурец, свекла, морковь, картофель, помидор;
- незабудка, роза, фиалка, ромашка, колокольчик;
- клубника, малина, смородина.
Слова для справок: овощи, цветы, ягода.
2) – Ответь на вопросы:
1) Клубника растет в саду? (Да)
2) Где цветет ромашка? (В саду)
3) Где растет картофель (В огороде)
4) Где сажают помидоры (В огороде)
Упражнение № 3 «Веселые картинки»
Цель: восстановление понимания фразовой речи.
Оборудование: бланк упражнения с рисунками.
Инструкция: задание читает логопед-афазиолог
1) – Прочитай предложение с помощью картинок.
2) – Посчитай, сколько слов в предложении.
3) – Ответь на вопросы используя картинки.
Бланк упражнения представлен в Приложении 11.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Упражнение № 1 «Диалог»
Цель: Растормаживание и стимулирование диалогической речи.
Оборудование: бланк упражнения с рисунками (рисунки подбирает логопед).
Инструкция: посмотри на картинки и ответь на вопросы словами «да» или «нет».
Бланк упражнения представлен в Приложении 12.
Упражнение № 2 «Азбука»
Цель: преодолеть апраксию артикуляционного аппарата и предупредить литературные парафазии.
Оборудование: бланк упражнения.
Инструкция: задание читает логопед-афазиолог.
1) – Повтори за мной, назовите самостоятельно звуки: а, у, м, ы, т, и, о, в, с, э, н, к, й, п, л, е, ш, д, я, б, ю, з, х, ч, г, ж, р, т, ц, щ.
Восстановление произношения звуков дается в определенной последовательности. Причем каждое упражнение на тот или иной звук включает лишь уже отработанные на предыдущих занятиях звуки.
2) – Повтори с разными интонациями за мной, прочтите слоги, слова и простейшие предложения, сложите их из азбуки:
- А: АА? А! УУ! У? У!
- М: мА, му, мама, ау, уа, ам, ум, ау, уа, мама, ма, му, ам, ум, мама, ма, ам, му, ум, ам, мама, ау, уа, уа, ау, ам, ум, мА, му, мама;
- Ы: мы, ма, му, ма, му, мы;
- Т: та, ту, ты, ма, му, мы, ау, ма, ам, ум, му, ма, ту, ты, ат, от, ут, мама, Тата, тут, мы, тут, ты, там; мама тут, а мы там; мы тут, а Тата там; мама там, а Тата тут;
- Мама там, а мы тут; мы тут, а мама там. Ау, Тата! Ау, мама! Мы тут и т.д.
Упражнение № 3 «Найди слово»
Цель: преодолеть глагольный и номинативный аграмматизм.
Оборудование: бланк упражнения с предложениями.
Инструкция: логопед-афазиолог предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Употребление глаголов.
1) – Прочитай предложение, найди в нем глагол и подчеркните глаголы. 17 сентября я получил много писем и телеграмм. Мои друзья поздравили меня с днем рождения. Я ответил на письма моих друзей. Я встал в 7 часов утра, быстро умылся и оделся. В 8 часов 30 мин все ушли на работу, и я остался дома один. Я достал с полки интересную книгу, открыл ее, забыл о делах и начал читать.
2) – Вставьте недостающие слова по смыслу. Володя, . . . одежду из чемодана. Зина, . . . рубашки и . . . их в шкаф. Николай, . . . под ножку стола кубик. Женя, . . . компресс к больному месту.
Слова для справок: положите, приложите, подложите, выложите, сложите.
Употребление существительных.
1) – Прочитай, спешите, вместо точек вставь нужные слова. Наступили холода. Выпал пушистый … . Ударил … . Широкая … замерзла.
Слова для справок: река, снег, мороз.
2) – Допиши окончания существительных. Девочка уронила корзинк… . В корзинк… нет … (ягоды). Мальчик ушел в аптек… . Дома нет … (мама). Мальчики ушли в лес. На реке нет … (мальчики).
Методический материал: подбирается логопедом-афазиологом.
Таким образом, нами была составлена программа коррекционно-восстановительного обучения детей больных афазией, мы подобрали ряд индивидуальных разнонаправленных методов и приемов для коррекции речевых и неречевых функций.
Восстановительные занятия не содержат искусственных приемов, которые по необходимости допускались бы. Задачи, которые мы ставили перед детьми, мы брали непосредственно из жизни, и их разрешение считается удовлетворительным только тогда, когда больной научился использовать приобретенное слово, ту или иную связь в жизненной практике. Для преодоления суженной направленности больных в упражнения включили и специальные задания по нахождению разнообразных связей — ближайших признаков, разносторонне характеризующих один объект. Такие наглядные схемы способствуют оживлению знаний и представлений и вместе с тем содействуют расширению круга признаков, по которым может быть найдено слово.
Задания подбирались в зависимости от индивидуальных особенностей личности больного. Упражнения в построении предложений организовывались либо по методу открытых вопросов («скажите – что вы видите на картинке»), либо по методу «незаданных отношений» («скажите в одной фразе о яблоке и груше»). Дети, легко продуцировали связи, стимулировались к нахождению общих признаков в «незаданных отношениях»; при тугоподвижности формирования связей использовались открытые вопросы.
В процессе занятий по построению предложений достигались и постепенное преодолевались парафазические нарушения, выражающиеся как в аграмматизме, так и в искажениях звукового состава слов.
Таким образом, логико-грамматические правила усваиваются не в процессе изучения грамматики, а в развитии наиболее близких для больного монологических суждений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.