КОМПЛЕКС ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИИ
Гилязова Гульназ Графитовна
учитель – логопед высшей категории
Муниципального общеобразовательного
автономного учреждения
средняя общеобразовательная школа №9
городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Электронный адрес: gulnazgilyazova1978@mail.ru
Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву “а” зачеркнуть, а букву “о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма.
Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:
1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
2. Придумать предложение с определенным количеством слов.
3. Увеличить количество слов в предложении.
4. Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение.
5. Определить место слова в предложении – какое по счету.
6. Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.
А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:
1. Выделить гласный звук из слога и слова.
2. Определить место гласного звука в слове (начало, середина или конец слова).
3. Назвать гласные в слове.
4. Записать только гласные звуки данного слова.
5. Определить пропущенный слог в слове: __буз, __жа, жа__, ли__.
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).
7. Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.
Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:
1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.
2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
3. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Письменные работы:
1. Вставить пропущенные буквы в слова: па…ка, по…ка, ры…ка, шта…га.
2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).
3. Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: кот, ток, сахар, кошка, барабан, велосипед, гимнастика.
4. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать.
5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: но… (нос, нога, ночь, номер, норка)
6. Подобрать слово с определенным количеством звуков:
А (Аня, агат, арбуз, ананас)
У (Уля, указ, улица, указка)
С (сон, сани, сахар, самолет)
7. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.
8. Преобразование слов:
а) добавить звук: мех – смех; рак – брак, роза – гроза;
б) изменяя один звук слова, составить цепочку слов: сом – сок – сук – суп – сух – сох – сор – сыр – сын – сор;
в) переставить звуки местами: липа – пила, палка – лапка;
9.Какие слова можно составить из букв одного слова: ракета – ракета, огород – город, дорога – гора, рога, род, город.
10. Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: сом – мороз – заяц – цыпленок – кубик – класс – стая.
11. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
12. Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т.д. (с….. – соревнование).
13. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: кот – ток, нос – сон, сор – рос.
14. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: порт, арбуз, ранец, торт, астра. Дети выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (парта).
15. Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.
16. Какой звук убежал (лампа – лапа, речка – река, гроза – роза)?
17. Найти общий звук в словах: платье – лавка, собака – озеро, балет – облако.
Упражнения
1. "Закончи предложение". Ребенку предлагается: "Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово".
У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень). У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка). У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы). У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).
2. "Найди сходство и различия". Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах. Например, соловей - воробей, лето - зима, стул - диван, береза - ель, самолет -автомобиль, заяц - кролик, очки - бинокль, девочка - мальчик и далее.
3. "От частного к общему". Ребенку объясняется, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т. п.
Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например, яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.
Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребёнок подбирает подходящее понятие из второго ряда:
а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро:
б) овощ, время года, сторона горизонта, осадки, ягода, водоём, птица.
4. "Чего больше?" Ребенок должен ответить на, вопрос: "Чего больше: берёз или деревьев земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?" - и обосновать свой ответ.
5. "От общего к частному". Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить "дерево", стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями – более частными, например живая – неживая. Затем от слова живая – соответственно ветви; растения – животные – люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные; домашние – дикие или птицы – змеи – рыбы – насекомые и далее.
6. "Подбери общее понятие". Ребенку предлагается назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:
Яблоко, груша - …; стул, шкаф - …; огурец, капуста - …; ботинок, сапог - …; кукла, мячик - …; чашка, тарелка - …;кошка, слон - …; нога, рука - …; цветок, дерево - …; окунь, щука - …; роза, одуванчик - …; март, сентябрь - …; дуб, береза - …; фонарь, лампа - …; дождь, снег - … .
То же упражнение выполняется с наречиями, прилагательными, глаголами.
7."Классификация по зрительному образцу". Для данного упражнения использовалось детское лото. Картинки были разложены и ребенку предлагалось выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой выбор, чем схожи (отличаются) эти приметы.
Можно выбирать картинки по определенному заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.
8."Разложи по группам". Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившийся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.
9."Классификация по обобщающему слову". По заданному понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые ему будут соответствовать.
10."Лишнее слово" ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для тех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: "Какое слово лишнее? Почему?".
А. Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра.
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.
Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный
11."Ранжирование". Ребенку объясняется, что такое ранжирование, и просят его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия: горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб — рука — шея — палец — нога; снежинка — сосулька — айсберг —л ьдина — сугроб; улица — квартира — город — страна — Земля; младенец — юноша -мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.
12. "Многозначность слов". Игра "Посмотри, как интересно!". Называть ребенку какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1-3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.
13. "Вставь пропущенное слово". Ребенку объясняется, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач. Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой — второго. Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ.
БАГОР (РОСА) ТИСАК ГАРАЖ (...) ТАБАК
(ответ: жаба)
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КОСЯК (...) МИРАЖ
(ответ: кожа)
ВОСК (СОХА) ФРАХТ СКОТ(...) ФРОНТ
(ответ: окно)
КАНВА (ВНУК) УЛИКА ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ
(ответ: слон)
14."Садовник". Надо пройти так, как шел садовник. Он обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.
15. "Полянки". Ребенку предлагается рисунок "Полянки" и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь.
Предложите выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором надо найти домик по инструкции психолога, например: "Вверх, направо, направо вниз, налево вниз" и далее. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно.
16. "Методы Равена и Айзенка". Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка: "Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?"
На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.
17. "Продолжи ряд чисел". Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.
6 9 12 15 18 21 (...) (ответ: 24 27 30 33)
5 10 15 20 25 30 (...) (ответ: 35 40 45 50)
16 12 15 11 14 10 (...) (ответ: 13 9 12 8)
15 12 14 11 13 10 (...)
3 7 11 15 19 23 (...)
11 16 14 19 17 22 (...)
18. "Найди три числа". Ребенку предлагается: "Напиши три следующих числа в каждом ряду".
24 6 8(...)(ответ: 10 12 14)
1 47 10 (...) (ответ: 13 16 19)
21 17 13(...)(ответ:9 5 1)
18 10 6 4(...)
25 8 11 (...)
8 12 16 20 (...)
Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.