Комплекс методик для профессиональной ориентации содержит 4 специальные методики, предназначенных для проведения квалифицированной профориентационной работы. Данный комплекс ставит своей целью оказание помощи молодым людям (учащимся средних школ) и людям, ищущим работу в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом присущих им склонностей и интересов, психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся в каждом временном периоде конъюнктуры на рынке труда.
Список методик:
1. Тест профессионального личностного типа Голланда.
2. Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1.
3. Дифференциально-диагностический опросник ДДО.
4. Определение профессиональных предпочтений Йовайши.
Краткий обзор методик:
Тест профессионального личностного типа Голланда (The Holland Code, The Holland Occupational Themes) – методика, разработанная американским психологом Джоном Голландом (или Холландом, John L. Holland). Модель RIASEC, предложенная Голландом, описывает одновременно тип личности и вид деятельности, к которой человек данного типа имеет наибольшие склонность, предрасположенность, способности. Методика помогает определить тип социально-профессиональной направленности и облегчает дальнейшее определение профессии. Тест рекомендуется для выпускников общеобразовательных школ, определяющих для себя специальность перед поступлением в высшее учебное заведение. Также тест может помочь определиться с новой профессией людям, решившим сменить сферу деятельности.
Методика Коммуникативные и организаторские склонности (КОС), разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным, предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей у подростков и юношей 14-17 лет в процессе первичной профконсультации.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный Е. А. Климовым в 1984 году, предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с авторской классификацией типов профессий. Может быть использован при профориентации подростков и взрослых. Результаты опросника ДДО показывают, к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.
Методика определения профессиональных предпочтений литовского психолога Л. А. Йовайши предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности. Опросник позволяет определить предрасположенность человека к деятельности в сфере умственного или физического труда, технических интересов, искусства, работы с людьми. Методика ориентирована в первую очередь на школьников, подростков.
Протокол диагностики
Цель:__________________________________________________________________
Обследуемый:__________________________________________________________
Пакет методик: Тест профессионального личностного типа Голланда, Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1, Дифференциально-диагностический опросник ДДО, Определение профессиональных предпочтений Йовайши.
Дата и место проведения:________________________________________________
Психолог, проводивший обследование_________________________________________
Результаты (Лист ответов)
Тест профессионального личностного типа Голланда.
Обработка результатов
1а |
5а |
9а |
13а |
17б |
21а |
25б |
29б |
33б |
37б |
2а |
6б |
10а |
14а |
18б |
22б |
26а |
30а |
34б |
38а |
3а |
7б |
11а |
15а |
19а |
23б |
27а |
31а |
35б |
39б |
4б |
8а |
12а |
16а |
20а |
24б |
28б |
32а |
36а |
40б |
41б |
|||||||||
42б |
Интерпретация
В соответствии с моделью Голланда (теория RIASEC), существует шесть типов личности. Каждому типу личности соответствует определенный тип деятельности и определенный вид профессиональной среды. Если человек выбирает профессию и среду, соответствующую своему типу, он будет работать максимально эффективно, сможет достичь выдающихся успехов и получить наибольшее удовлетворение от работы. Чем больше набранное количество баллов, тем сильнее в личности человека выражены черты данного типа.
· Реалистичный – 9
· Исследовательский – 4
· Артистичный – 4
· Социальный – 9
· Предприимчивый – 10
· Традиционный - 6
Коммуникативные и организаторские склонности КОС-1.
Обработка результатов
1- |
5- |
9+ |
13+ |
17+ |
21+ |
25+ |
29+ |
33- |
37+ |
2+ |
6+ |
10+ |
14+ |
18+ |
22+ |
26+ |
30+ |
34- |
38- |
3+ |
7- |
11- |
15- |
19+ |
23- |
27+ |
31 |
35+ |
39- |
4+ |
8+ |
12+ |
16+ |
20- |
24- |
28- |
32+ |
36+ |
40+ |
Интерпретация
Шкала коммуникативных склонностей – 55. Уровень коммуникативных склонностей ниже среднего, оценка 2.
Шкала организаторских склонностей – 65. Уровень организаторских склонностей ниже среднего, оценка 2.
Испытуемый, получил оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Он не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Дифференциально-диагностический опросник ДДО.
Обработка результатов
Интерпретация
Природа – 0;
Техника – 4;
Человек – 7;
Знаковая система – 3;
Художественный образ – 6.
Для испытуемого характерны все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением: продавец, учитель, воспитатель детского сада, няня, преподаватель техникума, вуза; врач; медицинская сестра, официант, администратор.
Определение профессиональных предпочтений Йовайши. Обработка результатов
Интерпретация
Сфера искусства
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Сфера технических интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Сфера работы с людьми
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Сфера умственного труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Сфера физического труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Сфера материальных интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|||
[ 0 |
30 ] |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Диагностический вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.