Министерство общего образования и молодежной политики
Свердловской области
ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»
Кафедра психолого-педагогический дисциплин
5 |
||||
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
|
1 |
1 |
3 |
||
1 |
4 |
Комплекс заданий для развития логического мышления у младших школьников на основе дидактического пособия
«Палочки Кюизенера»
г.Красноуфимск,2019
Комплекс заданий для развития логического мышления у младших школьников на основе дидактического пособия «Палочки Кюизенера» / ГБОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» г.Красноуфимск, 2019 - 27с.
Составила: Дворникова Т.А., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин
Руководитель:
Комплекс заданий для развития логического мышления у младших школьников упорядочен по шести логическим операциям: аназиз, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация.
Использование в упражнениях цветных палочек Кюизенера обеспечит их развивающих характер, бедет способствовать развитию самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Комплекс заданий предназначен для учителей начальных классов, родителей, студентов специальности «Учитель начальных классов».
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………….. |
5 |
1. Задания на анализ………………………………………………………… 1.1. «Веселые палочки» 1.2. «Посчитай-ка» 1.3. «Кубики» |
8 |
2. Задания на синтез……………………………………………………......... 2.1. «Угадай-ка» 2.2. «Составь картинку» 2.3. «Поезд» 2.4. «Диктант» 2.5. «Веселый счет» |
9 |
3. Задания на сравнение……………………………………………….......... 3.1. «Помоги зайчикам добраться до домика» 3.2. «Чей домик» 3.3. «Мосты» 3.4. «Дорога» 3.5. «Подснежники» 3.6. «Лесенки» 3.7. «Догадайся кого нет» 3.8. «Измерь палочкой предмет» 3.9. «Построй дорожку» 3.10. «Сравни предмет» |
10 |
4. Задания на обобщение……………………………………………………. 4.1. «Сушим полотенца» 4.2. «Мастерим стул» 4.3. «Хвойный бор» |
14 |
5. Задания на классификацию……………………………………………... 5.1. «Бегите ко мне» 5.2. «Разноцветные вагончики» 5.3. «Подбери предмет по цвету, форме, величине» 5.4. «Назови предметы одним словом» 5.5. «Четвертый лишний» |
18 |
6. Задания на сериацию……………………………………………………... 6.1. «Числовая лесенка» 6.2. «Раскрась по порядку» 6.3. «Назови правильно» 6.4. «Лента» 6.5. «Допиши» 6.6. «Четные числа» 6.7. «Размести пассажиров» 6.8. «Елка» |
21 |
Информационные источники……………………………………………… |
27 |
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества наша страна находится в сложной ситуации, переживает трудные времена. Общество стоит на пороге новой идеологии, нового строя и новой политики.
Большое внимание общество в этот трудный период должно уделять воспитанию подрастающего поколения, которое через несколько лет придет на смену настоящему. Необходимо обратиться к проблемам школы, в частности, к начальной. Школа I ступени обеспечивает начальный этап становления личности, развития всех познавательных процессов, формирует умение и желание учиться. Обучение в школе не только вооружает знаниями, умениями, навыками, развивает школьников. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Логические приемы и операции являются основными компонентами логического мышления, которое начинает интенсивно развиваться именно в младшем школьном возрасте.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Учителя начальной школы в первую очередь зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как глубина, критичность, гибкость. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведенный анализ показывает, что именно в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительных действий.
Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Специальная педагогическая работа по развитию логического мышления детей младшего возраста дает благоприятный результат, повышая в целом уровень их способностей к обучению в дальнейшем.
Проблемами мышления детей младшего школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер и др.) и отечественные (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, и др.) исследователи.
Имеется ряд педагогических исследований (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Н.Б. Истомина и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте.
Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по развитию логического мышления младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, А.А. Столяр, Л.М. и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса развития логического мышления младших школьников зависит от способа организации специальной развивающей работы. Особая роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. По моему мнению, наиболее эффективным пособием для развития логического мышления детей являются палочки, разработанные бельгийским математиком X. Кюизенером.
Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении абстрактных математических понятий в доступной форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у младших школьников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
В мышлении ребенка отражается, прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и достаточно обобщенное представление о понятии. Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
Каждое задание относиться к своему направления, а их пять: Количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, во времени.
1. Задания на анализ:
1.1. «Веселые палочки»
Дайте ребенку третью и четвертую палочки (голубую и красную). Пусть он определит большее числовое значение и проверит правильность, измерив длину обоих белым кубиком.
1.2. «Посчитай-ка»
Перейдите к простым арифметическим действиям. Сначала на примере покажите, что если положить красный брусочек, а ниже голубой с белым, получатся отрезки одинаковой длины (4=3+1). Постепенно усложняйте задания. Так вы освоите сложение. Затем добавьте примеры, в которых какая-то из двух палочка исчезла. Это будут примеры на вычитание.
1.3. «Кубики»
Выложите 4 кубика белого цвета, чтоб получился квадрат. Познакомьте ребенка с дробями, долями. Спросите его, какая часть больше: четверть или половина.
2. Задания на синтез:
2.1. «Угадай-ка».
Один брусочек спрячьте. Ребенок угадывает, какого он цвета, задавая вопросы. Отвечать можно «да» или «нет». Например, «Недостающая палочка короче желтой?», «Она длиннее черной?».
2.2. «Составь картинку».
Ребенок, с использованием комплекта в качестве конструктора, складывает определенные изображения, начиная с самых простых и потом увеличивая сложность: квадрат, треугольник, забор, домик, елочку и т.д.
2.3. «Поезд».
Пусть ребенок представит, что палочки Кюизенера – это вагончики. Попросите ребенка сложить «поезд» в цветную полоску так, чтобы оранжевый «вагон» был левее бордового, но правее красного.
|
|
|
2.4. «Диктант».
Называйте ребенку цвета, а он достает из общей кучи соответствующие бруски и выкладывает слева-направо.
2.5. «Учитесь умножать».
Перед малышом положите одну белую палочку, ребенок озвучит ее значение «один». Добавьте вторую, спросите, сколько получается. Постепенно вы освоите умножение на два, показывая палочками все длиннее.
3. Задания на сравнение:
3.1. «Помоги зайчикам добраться до домика!»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три домика, палочки Кюизенера, три зайчика.
Содержание: Зайчики идут к домикам по трем дорожкам. Второй зайчик идет по дорожке, которая шире первой, а третья дорожка шире второй. Сложи дорожки из палочек и помоги каждому зайчику дойти до домика. Какая дорожка самая широкая? Какая дорожка шире (уже) первая или третья?
3.2. «Чей домик»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: три матрешки, отличающиеся по величине и цвету, палочки Кюизнера.
Содержание: Построй из палочек домики для каждой матрешки. Домик розовой матрешки выше, чем домик красной, а домик синей матрешки выше домика розовой матрешки. Что можно сказать о домиках красной и желтой матрешек, какой выше, какой ниже?
Примечание: можно сделать силуэты матрешек; можно использовать готовые матрешки.
3.3. «Мосты»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по ширине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Мышка, зайчик, мишка, нарисованная река, палочки Кюизенера.
Содержание: Мышка, зайчик и мишка перебираются через реку. Мышкин мост уже моста зайчика, а мост мишки шире моста зайчика. Сложи из палочек мосты. Что можно сказать о мостах мышки и мишки? Какой уже, шире?
Примечание: мишку, зайчика, мышку можно вырезать из бумаги и приклеить на картон; можно взять игрушки.
3.4 «Дорога»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по длине; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Три машины, палочки Кюизенера.
Содержание: Машины едут в гараж. Дорога, по которой едет первая машина короче дороги, по которой едет вторая машина. А третья машина едет по дороге, которая длиннее дороги для второй машины. Сложи из палочек дороги для машин. Что можно сказать о первой и третьей дорогах?
Какая дорога длиннее (короче) первая, третья?
3.5. «Подснежники»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Палочки Кюизенера.
Содержание: В лесу выросли три подснежника. Второй цветок выше первого, а третий подснежник вырос выше второго. Сложи из палочек подснежники. Какой подснежник выше (ниже) первый, третий?
3.6. «Лесенки»
Задачи: Учить детей самостоятельно выкладывать изображение из палочек Кюизнера в соответствии с заданием; развивать навыки сравнения величин по высоте; развивать умение анализировать текст, выделяя главное.
Материалы: Зайчики, палочки Кюизенера.
Содержание: Зайчики поднялись по лесенкам. Второй зайчик поднялся на три ступеньки. Первый зайчик забрался на одну ступеньку ниже, чем второй. Третий зайчик забрался выше второго зайчика. Построй из палочек лесенки для каждого зайчика. Какой из зайчиков поднялся выше (ниже) первый, третий.
3.7. «Догадайся какой нет»
Спрячьте палочку красного цвета. Скажите ребенку, что та, которую вы скрыли, длиннее голубой, но короче оранжевой. Он попробует догадаться, какая спрятана.
3.8. «Измерь палочкой предмет»
Разными палочками измеряйте небольшие предметы, находящиеся в игровой комнате. Пусть малыш найдет вещи, равные длине, к примеру, оранжевого брусочка.
3.9. «Построй дорожку»
Постройте дорожку, пропуская участки разного размера. Ребенок заполнит их подходящими кусочками.
3.10. «Сравни предметы»
Сравнивайте предметы и бруски по несколько штук сразу, прорабатывая понятия «больше», «меньше», «короче», «длиннее».
4. Задание на обобщение
4.1. «Сушим полотенца»
Цель. Учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее — короче, равные по длине). Материал. Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 5 желтых, 5 красных. Содержание. На подносе лежат палочки двух цветов.
Задания
-Отложите в сторону одинаковые по длине палочки. Какого они цвета?
- Что надо сделать, чтобы узнать, каких палочек больше?
(Положить палочки одного цвета под палочками другого цвета).
— Сколько длинных (коротких) палочек? (Много, столько-сколько,поровну.)
— Положите коричневую палочку перед собой. Это — веревочка. Палочки желтого и красного цвета- «полотенца». Давайте повесим «полотенца» сушиться на веревочке. Сначала повесьте длинное, потом короткое, снова длинное. Какое теперь надо вешать полотенце? (Короткое.) Развесьте все «полотенца». Дотрагиваясь пальцем до «полотенца», называйте его цвет: желтое, красное, желтое... Вопросы
— Сколько желтых «полотенец»? (Много.)
— Сколько красных «полотенец»? (Много.)
— Какого цвета полотенец больше (меньше)? (Поровну, одинаково, столько - сколько длинных, сколько коротких; сколько желтых—столько красных.)
4.2. «Мастерим стул»
Цель. Закреплять умение детей сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (равные, одинаковые по длине); ориентироваться в пространстве (слева, справа, рядом).
Материал. Цветные счетные палочки: 10 палочек одного цвета, карточка.
Содержание: Воспитатель загадывает детям загадку:
Я с ножками, но не хожу,
Со спинкой, но не лежу,
Садитесь вы – я не сижу. (Стул)
Педагог говорит: «Вы отгадали загадку. Отсчитайте четыре палочки и сделайте из них стул». Спрашивает: «Какие палочки по длине?» Добивается, чтобы дети по разному отвечали на этот вопрос. (Одинаковые, равные по длине.)
Вопросы
– Какого цвета палочки? Какое число обозначает каждый цвет?
– Сделайте из палочек стул.
– Рядом сделайте другой такой же стул так, чтобы сидящие на стульях могли разговаривать друг с другом.
– Какого цвета второй стул?
– Какое число обозначает цвет второго стула?
– С какой стороны находится спинка у второго стула? А спинка первого стула?
Задание
– Уберите один стул.
– Другой стул переделайте так, чтобы, посмотрев на него, можно было бы сказать, для чего он здесь необходим.
Далее педагог дает детям задание сделать другую конструкцию предмета (необычного стула), на котором можно сидеть, и объяснить, где его можно увидеть
4.3. «Хвойный бор»
Цель. Учить детей видеть форму в предметах, воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции, соотношение частей), развитие воображения.
Материал. Цветные счетные палочки; карточка.
Содержание: Воспитатель предлагает детям загадать загадки о елке, после этого загадывает свою загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Вопросы и задания
– Отсчитайте три палочки, каждая из которых соответствует числу три и сделайте из них треугольник. Какого он цвета?
– Что может быть такой формы? (Косынка, кусок торта и др.)
– Выложите под первым треугольником такой же треугольник. Что получилось? (Елка.) Чего у нее не хватает? (Ствола.) Сделайте ствол елки.
– Найдите две самые длинные палочки. Какое число они обозначают? (Число десять.) Возьмите желтую палочку и сделайте из этих трех палочек треугольник. Получилась крона елки. Чего у нее не хватает? (Ствола.) Возьмите две розовые палочки и сделайте из них ствол.
– Можно ли определить возраст больших елок? Как это сделать? (По толщине ствола. У этих елок разные по толщине стволы. Значит, правая елка старше первой.)
– Что за лес у вас получился? (Хвойный бор или лесные посадки елок.)
– Чем похожи все елки? Чем отличаются?
5. Задание на классификацию
5.1. «Бегите ко мне»
Цель: содействовать развитию умения классифицировать фигуры по разным признакам: форме, цвету, размеру; развивать внимание.
Материал: набор геометрических фигур
Содержание: дети сидят на своих местах. Педагог стоит и подзывает к себе:
- Подойдите ко мне те, у кого есть красные большие и круглые фигуры.
Подошедшие дети объясняют, почему оно подошли. Остальные дети объясняют, почему они сидят на своих местах. (их фигура не красная, не большая и не круглая.)
Подойти тем, у кого:
· Четырех угольные синие маленькие фигуры;
· Многоугольные желтые маленькие фигуры;
· Не круглые красные большие фигуры. И т.д.
5.2. «Разноцветные вагончики»
Цель. Учить детей классифицировать предметы по цвету и длине. Учить работать по алгоритму; сравнивать предметы по длине; определять, в каком поезде больше вагонов, без счета («столько – сколько», «поровну»).
Материал. Цветные счетные палочки: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая (на каждого ребенка).
Описание: Дети сидят напротив друг друга.
У каждого ребенка набор палочек: 5 голубых, 5 желтых, 1 розовая.
Вопросы и задания
– Сколько всего палочек на подносе?
– Отложите палочки голубого цвета в одну сторону, а желтого цвета в другую.
– Сколько палочек каждого цвета?
– Загадка: в поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. Что это? (Поезд.)
Педагог предлагает детям выложить из палочек поезд. Розовая палочка – паровоз, вагончики будут чередоваться: голубой – желтый и так до конца.
По окончании работы педагог уточняет:
– Чей поезд длиннее?
– Назовите по порядку цвет каждого вагона.
– Что вы можете сказать о вагончиках, сравнив их?
– Проверьте друг у друга, правильно ли чередуются вагоны по цвету.
5.3. «Подбери предметы по цвету, форме, величине.»
Для обобщения по признаку цвета проводится занятие с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелёные).
Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки) и форме.
5.4. «Назови предметы одним словом».
(Формирование обобщающих понятий)
Задание для ребёнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом».
Перечисляются следующие группы предметов:
· Лошадь, корова, овца, свинья;
· Волк, лиса, медведь, заяц;
· Капуста, картофель, свёкла, помидор;
· Пальто, шарф, куртка, свитер;
· Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;
· Суп, гуляш, каша, кисель;
· Липа, берёза, ель, сосна;
· Автомобиль, трактор, трамвай, метро;
5.5. «Четвёртый лишний»
I. Первоначально детям предлагают сильно отличающиеся друг от
друга по назначению предметы.
1. стол, стул, шкаф, шапка;
2. шапка, шуба, костюм, чайник;
3. огурец, репа, морковь, заяц;
4. лошадь, кошка, собака, щука;
Если ребёнок выполняет задание правильно, но затрудняется его
словесно обосновать, это делает взрослый. Постепенно ребёнок сам научится делать такие выводы.
II. Затем задания усложняются, предлагаются следующие группы
предметов:
1. платье, сарафан, юбка, шуба;
2. сапоги, ботинки, валенки, босоножки;
3. люстра, торшер, настольная лампа, солнце;
4. ландыш, мак, ромашка, гриб;
5. ель, сосна, лиственница, берёза;
6. тарелка с супом, кастрюля, чайник, ваза;
III. Третье задание предполагает наличие конфликтной ситуации,
1. жёлтый шаг, жёлтое яблоко, жёлтая груша, оранжевый
апельсин;
2. большая груша, большая репа, большой лимон, маленькое
яблочко;
3. помидор, свёкла, редиска, красное яблоко;
4. помидор, красное яблоко, свёкла, морковь;
6. Задания на сериацию
6.1. «Числовая лесенка»
Предложите ребенку взять палочку «1» и положить перед собой. Затем палочку «2» (розовая) положить под белую палочку так, чтобы получилась ступенька, под розовую положить палочку «3» (голубая). Далее предложите ребенку посчитать, сколько же ступенек получилось? Ребенок ставит пальчик на первую ступеньку и вместе с вами считает: «Один, два, три», пальчик при этом «шагает» по ступенькам сверху-вниз (от верхней белой- к нижней голубой). Затем посчитайте в обратном порядке: снизу- вверх (от голубой к белой палочке) - ребенок ставит пальчик на нижнюю ступеньку и «шагает», считаем: третья, вторая, первая. Постепенно количество ступенек в лесенке увеличивается и ребенком осваивается количественный и порядковый счет. Когда ребенок освоит цвета палочек и числа, которые они обозначают, ему можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Например, нашли палочку, обозначающую число 5, положили перед собой. Ребенок строит лесенку относительно числа «5» (вверх и вниз). Далее можно перейти к более сложной задаче – называнию смежных чисел. Задайте ребенку вопрос: между какими двумя ступеньками находится ступенька 6? В случае затруднения предложите задание: сравнить два числа 5 и 6, определить, какое из чисел меньше, какое больше. Проверьте ответ с помощью палочки «1». Поясните, что если рядом с желтой палочкой (палочка «5») положить белую (палочка 1), то получится палочка «6».
Так строим лесенку до 10.
- Назовите признак, по которым определена последовательность.
6.2. «Раскрась по порядку»
Карандаш получил задание раскрасить самую высокую башню красным цветом, самую низкую башню – желтым цветом, башню, которая выше всех, кроме красной, - синим цветом, башню, которая ниже всех, кроме желтой, - зеленым цветом.
Правильно ли Карандаш раскрасил башни?
6.3. «Назови правильно»
Назови цвета шаров по порядку слева направо.
Назови цвет каждого шара, начиная с самого большого, а потом наоборот.
6.4. «Лента»
Материал: ленты длинная и короткая, вырезанный из картона круг.
Инструкция:
1. Отложи мерку и измерь длинную ленту. Сколько мерок уложилось?
2. Отложи мерку и измерь короткую ленту. Сколько мерок уложилось?
3. Почему, измеряя ленты одной и той же меркой, число мерок разное?
6.5. «Допиши»
Материал: картинка с изображением сериационного ряда.
Инструкция:
Перед тобой три полоски, на которых нарисованы предметы. Продолжи ряд картинок.
6.6. «Четные числа»
Материал: картинка с изображением натурального ряда чисел от 1 до 10.
Инструкция:
1. Перед тобой ряд чисел. Зачеркни все четные числа. Назови четные числа.
2. Какие числа называют четными?
3. Какие числа остались? Назови их.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.7. Размести пассажиров
Цель: Упражнять в установлении отношений эквивалентности: цвет — это число, число — цвет. Упражнять в соотношении количества и счета.
Материал: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), мелкие игрушки или предметные картинки с изображением животных, человечков.
Содержание: Учитель вместе с детьми строят из палочек поезд. Каждая палочка — вагон. В каждый вагон нужно разместить нужное количество пассажиров (в белый вагон одного пассажира, в розовый — двух, в голубой — трех и так далее).Дети «рассаживают» нужное количество зайцев, белочек, мишек.
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики цветные
Бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук
6.8. «Елка»
Цель:Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения; закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
Материал: Цветные счетные палочки: 1 коричневая, 1 оранжевая, 2 фиолетовые, 2 желтые, 2 красные, 2 голубые, 2 розовые; карточка с изображением елки.
Содержание: Педагог предлагает детям подобрать палочки подлине и положить их на ветки нарисованной елки. Вопросы и задания
· Какого цвета ветки? Назовите их по порядку, начиная сверху.
· Какого цвета самые длинные ветки?
· Назовите цвет тех веток, которые короче самой длинной.
· Сколько самых коротких веток?
· По сколько веток одинакового цвета?
· Отложите в сторону две любые одинаковые по длине ветки. Какие они по длине? (Одинаковые, равные.)
Работа парами
· Сравните ветки и определите, чьи ветки длиннее? Короче?
· Какая елка выше?
Список информационных источников
1. Заднепровская Т. Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления младших школьников[Текст]: учебн.мат / Т. Заднепровская – М., 2016. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-ispolzovanie-palochek-kyuizenera-dlja-razvitija-logicheskogo-myshlenija-doshkolnikov.html
2. Сабирова О. М. Формирование математического мышления через развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера [Текст]: учебн.мат / О. М. Сабирова – М., 2018. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-matematicheskogo-mishleniya-cherez-razvivayuschie-igri-i-zanyatiya-s-palochkami-kyuizenera-2807964.html
3. Палочки Кюизенера – средство развития логико-математического мышления детей младшего школьного возраста [Текст]: учебн.мат.– М., 2018. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/13xacf0.html
4. Палочки Х. Кюизенера – средство развития логико-математического мышления детей младшего школьного возраста [Текст]: учебн.мат.– М., 2018. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/13xacf0.html
5. Развитие логических операций анализа и синтеза у младших школьников на уроках математики Чернова А.Г - М., 2017. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2015/02/11/razvitie-logicheskikh-operatsiy-analiza-i-sinteza-u
6. Палочки Кюизенера как инструмент формирования логики[ Текст]: метод.разр. – М., 2015.. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/22/prezentatsiya-pedagogicheskogo-opyta-na-temu-palochki-kh-kyuizenera
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.