Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников
Оценка 4.8

Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика
1 кл—4 кл
26.11.2023
Комплекс заданий по математике для групповой работы младших   школьников
В работе подобраны задания, которые можно применять на уроках математики с использованием групповой работы
Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников.docx

Комплекс заданий по математике для групповой работы младших   школьников

 

          Учебный предмет «Математика» в начальной школе имеет большие потенциальные возможности для организации групповой работы учащихся. Это связано с большой вариативностью заданий курса математики, которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, создавая способность согласованных действий в группе в соответствии с поставленной целью. Учебные задания способствуют развитию различных логических операций: анализа, сравнения, обобщения, классификации. Отработка этих операций в процессе групповой работы является эффективным средством активизации внимания, мышления, речи. Поэтому групповая работа, в процессе которой легко организовать множество повторений одних и тех же действий, является эффективным средством усвоения предметного содержания урока математики.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, групповое обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий в процессе групповой работы – все это оказывает положительное влияние нa развитие коммуникативных универсальных учебных действий в том числе учебное сотрудничество младших школьников и одновременно способствует формированию стойкого интереса к предмету «математика» .

Я отобрала и составила задания для уроков математики, которые можно использовать при организации групповой работы обучающихся.

Приведем примеры заданий, которые можно применять на уроках математики с использованием групповой работы (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1. Задания, которые можно применять на уроках математики с использованием групповой работы

 

№ п/п

Тип задания

Содержание групповой работы

1.

«Танграм»

Из   геометрических        фигур     составить изображение. Взаимодействие на договоренность.

2.

«Решение примеров»

Решить примеры так, чтобы ответ подходил к другому примеру. Распределение примеров и их решение, совместное обсуждение.

3.

«Решение текстовых задач с составлением краткой записи»

Найти на своем ряду свою пару. Готовность спрашивать, умение вступать в диалог; умение представлять информацию

4.

«Составление решения  задачи»

Взаимодействие с партнерами по совместной деятельности, умение договориться между собой какую задачу составить.

5.

«Заполнение таблиц»

Заполнить пустые столбцы в таблице. Общение и    взаимодействие с партнерами по совместной    деятельности и обмену информацией.

6.

«Расшифровка»

Распределяют работу на группу, и один из членов группы управляет процессом. Организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

7.

«Решение логических задач»

Каждой группе дается своя задача, нужно решить её, организовать «мозговой штурм». Взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности; уважительное                                         отношение к участникам группы.

8.

«Разбитые квадраты»

Ребятам молча нужно составить из кусочков, свой квадрат. Взаимодействие на сплоченность

9.

«Математический алгоритм»

Дети делят задания между собой, выполняют быстро и четко, помогая друг другу. Обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений..

10.

«Цепочки вычислений»

Распределяют работу в группе, и каждый решает свою цепочку. Ограничение по времени 2 минуты. Организация и планирование учебного сотрудничества со сверстниками .

11.

 «Проектные задачи»

Умение работать в группе, вступать в диалог, высказывать свое мнение и убеждать собеседников, умение договариваться и проявлять деловое лидерство. Во многих учебниках УМК «Школа России» встречаются проектные задачи. Детям                                                                                                           предлагается создать альбом «орнаменты и узоры на посуде».

12.

Проект «Великие математики»

Подготовить групповую презентацию  об одном из великих математиков прошлого. За помощью и материалами можно обращаться к учителю. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Рассмотрим задания подробнее.

1. «Танграм». На парте конверт с геометрическими фигурами. Задание: составить из геометрических фигур «рыбку», при этом использовать все части геометрических фигур.

 

https://i.pinimg.com/originals/bb/90/b4/bb90b46d6a53973550c4fc49b2771487.jpg


                                         

 

2. «Решение примеров». 2 класс. Тема: «Сложение и вычитание через разряд».

Каждая группа получает вырезанную кабину паровоза, на ней записан пример без ответа, так же даются вагоны паровоза, где пример начинается с числа, полученного в результате выполнения арифметических действий предыдущего примера (вагона). Дети решают примеры, сцепляя паровоз.

Решите примеры так, чтобы ответ подходил к другому примеру. Должен получиться «локомотив».

 

 

3. «Решение текстовых задач с составлением краткой записи». Учащиеся в каждой группе получают в случайном порядке либо текстовую задачу, либо краткую запись к одной из задач.

Текстовые задачи и краткие записи к ним:

Задача 1. Ира увидела 6 белых и 5 пёстрых бабочек. Когда несколько бабочек  улетело, их осталось 3. Сколько бабочек улетело?

Было-6 б. и 5 б.

Осталось-3 б.

Улетело - ?

Задача 2. В шкафу стоят 2 кастрюли, сковородок на 3больше, а ваз столько, сколько кастрюль и сковородок вместе. Сколько ваз стоит в шкафу?


Задача 3. На школьном участке 6 берез, а лип на 4 меньше. Сколько всего деревьев на  участке школы?

Задача 4. Петя нашёл 4 белых гриба и 6 подосиновиков. 8 грибов пошло на суп.  Сколько грибов осталось?

Задача 5. В пенале лежали карандаши. Когда туда положили ещё 3 простых и 7 цветных карандашей, их стало 22. Сколько карандашей лежало в пенале               сначала?

По сигналу учителя (звон колокольчика) дети с текстом задачи перемещаются по классу в поисках краткой записи своей задачи. Найдя пару, садятся вместе и сообща решают задачу.

4. Составление решения задачи. Каждая группа учащихся получает рисунок к задаче, которая должна решаться в два действия (рисунки одинаковые для всех групп учащихся в классе). Например:

          Проводится совместное обсуждение, придумывание текста задачи и ее решение. Действия могут получиться разные (вычитание или сложение). Работа выполняется в условиях ограничения времени (15 минут), по сигналу учителя (звон колокольчика) группы должны закончить обсуждение и представить свою задачу.

5. Заполнение таблиц. Каждая группа получает таблицу, которую должна заполнить, например:

a

3

5

8

4

5

2

9

4

b

9

6

6

9

9

8

6

6

а b

27

30

48

36

45

16

54

24

 

Но в таблице у каждой  группы есть пропуски (недостающие числа). Каждой группе выдается таблица с разным заполнением ячеек.

          Например, у одной группы таблица имеет вид:

a

 

5

 

4

 

 

 

 

b

 

 

 

 

9

 

6

6

а b

27

 

48

 

 

16

 

 

 

          Другой группе дается такая таблица:

 

a

3

 

8

 

5

 

9

4

b

 

 

 

9

 

8

 

 

а b

 

30

 

 

 

 

 

 

 

6. «Расшифровка». Каждой группе выдается карточка с заданием: решить примеры и расшифровать названия произведений.

https://sun9-34.userapi.com/impg/tPon0RxFi37MHtk4ogJubKK0CBnJ8TbTj06SaA/Metd48CR8uA.jpg?size=604x446&quality=96&sign=42db9c3e13f635fac2a44d4f400f4190&type=album

Выполняя задание, учащиеся учатся продуктивному групповому взаимодействию,  закрепляется навык устного счёта. Учащиеся распределяют роли и  выполняют задание (2 - 3 минуты).

7. «Решение логических задач». Каждой группе даётся своя задача. Участники группы распределяют роли (например: «аналитик», «плановик», «оформитель», «выступающий»). Задание учит умению выслушивать чужую точку зрения и не бояться высказывать свою, эффективно работать в группе.

          Задача. «В школьной столовой приготовили на завтрак плов (П), кашу (К), блины (Б), а из напитков – сок (С), чай (Ч) и молоко (М). Сколько различных вариантов завтрака можно составить?»

Учащиеся в группе составляют таблицу.

 

П

К

Б

С

СП

СК

СБ

Ч

ЧП

ЧК

ЧБ

М

МП

МК

МБ

 

Подсчитав результаты, дети приходят к выводу, что можно составить 9 различных вариантов завтрака.

8. «Разбитые квадраты». Каждой группе выдаются детали пяти квадратов (в зависимости от количества детей в группе). Каждый участник группы должен собрать свой квадрат, но собрать его молча, при этом разрешается использовать жесты. Задание считается выполненным лишь тогда, когда все участники группы собрали свой квадрат.


9. «Цепочки вычислений». Каждая группа получает карточку с заданием. Задания представляют собой примеры, включающие все четыре арифметических действий.

 

Время выполнения ограничено (5 минут). Когда дети решили цепочку, они должны разложить по убыванию карточки с ответами. Карточек с ответами дается больше числа примеров (не все ответы парильные). Представители группы по очереди называют получившуюся в процессе решения цветовую последовательность (например: «зелёный желтый красный – белый»), педагог открывает правильный ответ. Если есть ошибки, группа исправляет их, пока идет проверка ответов других групп. Выполнение задания возможно в том случае, если участники взаимодействия рационально распределили цепочки, каждому участнику группы. Игровой вариант и соревновательный момент позволяют сделать скучное повторение навыков устного счета увлекательным и интересным для детей, а ответственность каждого участника за групповой результат способствует формированию учебного сотрудничества младших школьников.

10. «Проектная задача»

Класс:  4

Тема «Площадь фигур: прямоугольника и квадрата»

Проектная задача «Коврик»

Цель: применение понятия «площадь» в жизненной ситуации

Задача: изготовить коврик площадью 600 смс геометрическим узором (квадратики площадью 25 см2).

Материал: чистый лист для наклеивания деталей (квадратиков), цветная бумага, клей, ножницы, линейка

Ход работы:

1.  Вспомните правила работы в группах.

2.  Высчитайте длину и ширину вашего коврика по данной площади.

3.  Высчитайте длину и ширину вашего квадратика для узора по данной площади.

4.  Подумайте над узором на вашем коврике. Не забывайте, что узор состоит из повторяющихся в определенном порядке элементов (квадратики). 

5.  Выберите цвет квадратиков для узора по вашему желанию.

6.  Распределите работу в группе каждому участнику (чертит, вырезает, приклеивает и т.д.).

7.  Дополнительное украшение вашего коврика (бахрома, пайетки и т.д.)

8.  Подготовьтесь презентовать свой коврик.

Желаю вам успешной работы!

Лист оценивания _____группа:

ФИО

Роль

Оценка

(от 1 до 5)

Совет, рекомендация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание вашего продукта другой группой: 1 2 3 4 5

 

Таким образом, групповая работа органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она дает  каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку. Предметные результаты обучения с использованием групповой работы – качественные знания. Их приобретение достигается за счёт использования методов постановки проблемы (обеспечивают познавательную мотивацию), методов поиска решения (подлинное понимание материала), продуктивных заданий (осознанное воспроизведение).


 

Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников

Комплекс заданий по математике для групповой работы младших школьников

Таблица 1. Задания, которые можно применять на уроках математики с использованием групповой работы № п/п

Таблица 1. Задания, которые можно применять на уроках математики с использованием групповой работы № п/п

Танграм». На парте – конверт с геометрическими фигурами

Танграм». На парте – конверт с геометрическими фигурами

Было-6 б. и 5 б. Осталось-3 б

Было-6 б. и 5 б. Осталось-3 б

Проводится совместное обсуждение, придумывание текста задачи и ее решение

Проводится совместное обсуждение, придумывание текста задачи и ее решение

Выполняя задание, учащиеся учатся продуктивному групповому взаимодействию, закрепляется навык устного счёта

Выполняя задание, учащиеся учатся продуктивному групповому взаимодействию, закрепляется навык устного счёта

Каждый участник группы должен собрать свой квадрат, но собрать его молча, при этом разрешается использовать жесты

Каждый участник группы должен собрать свой квадрат, но собрать его молча, при этом разрешается использовать жесты

Проектная задача «Коврик» Цель : применение понятия «площадь» в жизненной ситуации

Проектная задача «Коврик» Цель : применение понятия «площадь» в жизненной ситуации

Таким образом, групповая работа органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика

Таким образом, групповая работа органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2023