Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей
Оценка 4.8

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
дефектология +2
Детсад—2 кл
27.01.2017
Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей
Комплекс диагностических методик предназначен для проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет. Составлен комплекс на основе материалов: Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. — М., 2003., Психолого-педагогич. диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2005., и др.
комплекс методик.docx
Комплекс диагностических методик для проведения психолого- педагогического обследования детей с ОВЗ 5-8 лет На основе материалов: Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко и С. Д. Забрамной. — М., 2003., Психолого-педагогич. диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2005., Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М., 1981., Ветер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972., Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, — 2012., Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья: /Ред. сост. Г.Н. Лаврова – Челябинск, 2012., Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития — М., 2004 2 Название 1.Восприятие Цель: 2 1 методики 1.«Цветны е кубики» Выявить уровень развития зрительного восприятия, знания основных цветов и соотнесение оттенков. 3 ание: 2 набора цветных кубиков: красный, жёлтый, белый, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый. 4 обследования: Ребёнку предлагаются цветные кубики основных цветов: «Назови, какого цвета кубики». Затем взрослый предлагает ребёнку соотнести кубики по оттенкам. За экраном оставляет по два кубика одного оттенка, предлагая назвать: «Назови, какие кубики одинаковые по цвету?» 5 Оценивается: знание названий цветов и оттенков ребёнок; узнавание их по слову или соотнесение. 1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условия путает названия основных цветов самостоятельно не соотносит оттенки цвета после организующей помощи.. 3 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим соотнесением называет большую часть оттенков. понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой, правильно соотносит и называет все цвета и оттенки. 4 балла: ребенок принимает и Развитие психических функций. 3 Исследуемые параметры: зрительное восприятие свойств предметов (цвет, форма, величина); целостность и осмысленность восприятия Оборудов Проведение Оценка действий ребенка в баллах Если ребёнок не справляется, то взрослый обучает его повторив или указав 2-3 раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Обучение: 2.«Включени е в ряд» экран, шестиместная матрешка. Выявить уровень развития зрительного восприятия, а именно, ориен- тировки на величину. Примечание: Взрослый на глазах у ребенка, разбирает и собирает шестиместную матрешку и выстраивая матрешек в ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. За экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися матрешками. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимания, на принцип построения ряда. Когда матрешка на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку действовать Для детей 5-6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение уже занимает больше места. Попытки поставить кубики без учета цвета являются неадекватными Оценивается: принятие задания; способы выполнения; обучаемость, отношение к результату. условиях обучения действует неадекватно. задание, но не понимает его условия, ставит матрешки без учета их размера, после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину. понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием. 1 балл: ребенок не понимает цель, в 3 балла: ребенок принимает и 2 балла: ребенок принимает 4 В тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного Обучение: признака (величины), то взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет. самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду. 4 балла: ребенок принимает и понимает условия задачи, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой. Примечание: Данная методика дается детям с 5 лет. В этом возрасте допустимы пробы. Включение со зрительным соотнесением указывает на хороший уровень развития. Для детей 6 лет допустимы пробы, но зрительное соотнесение занимает больше места. Попытки поставить матрешек без учета величины являются неадекватными 1 3. «Коробка форм («почтовы й ящик») 2 Выявить уровень развития зрительной ориентировки на форму, обучаемость. Коробка с 3 шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы и двенадцатью объемными геометрическим и фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей 4 На стол перед ребенком ставят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку выполнить это задание самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение. 5 Оценивается: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности. 1 балл: ребенок не понимает цель, действует неадекватно, даже в условиях обучения. 2 балла: ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия или действия силой, после обучения пользуется методом перебора вариантов. 3 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб. 4 балла: ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом практического примеривания, либо методом зрительного соотнесения, заинтересован в конечном результате. Обучение: В зрослый берет одну из фигур и медленно прикладывает ее к раз- ным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем выполняет аналогичное действие вместе с ребенком, используя практическую ориентировку или целенаправленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно Примечание: Дети с нормальным умственным развитием после 5 лет переходят к зрительному соотнесению. Однако сохранение проб у детей 5 лет является допустимым отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи Детям с задержкой психического развития характерно 4. «Сложи разрезну ю картинку » Выявить уровень развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке. Две одинаковые, предметные картинки, одна из них разрезана на четыре части по Взрослый показывает ребенку четыре части разрезанной картинки и просит: «Сделай целую картинку». После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Что Оценивается: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату, результат. 1 балл: ребенок не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения. 2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения, в процессе обучения пытается диагонали (мишка на лошадке). нарисовано на собранной им картинке?» 5 3 балла: ребенок принимает и понимает цель складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания. задания, но самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое, после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения, присутствует интерес к результату деятельности. 4 балла: ребенок принимает и понимает цель задания, самостоятельно выполняет его, собирает путём зрительного анализа, заинтересован в конечном результате своей деятельности. Примечание: Детям с задержкой психического развития характерно отсутствие неадекватных действий и эффективное использование помощи. Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, педагог показывает целую картинку и просит сложить из частей разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую картинку и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно. 1. пространстве Ориентировка в 1 5.Беседа. «Опреде ли правую и левую сторону» 2 Выявить представления детей о частях своего тела, лица, знания об их назначении, умение ориентировать ся в схеме собственного тела по словесной инструкции. 3 Исследуемые параметры: ориентировка в схеме тела, пространственное восприятие. Цветные карандаши, разноцветны е мячи. 4 5 Ребёнку предлагается показать соответствующие части тела по словесной инструкции: ­ покажи правую, левую руку; правую, левую ногу; правый, левый глаз; ­ возьми карандаш правой рукой; ­ подними мяч левой рукой; ­ закрой левый глаз; дотронься рукой до правой брови. Рассказать, для чего нужны человеку нос, руки и т.д. При наличии затруднений использовать образец. После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Где находится у него та или иная часть тела (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку, справа, слева, над, под)?» Оценивается: различение основных 2 балла – ребенок называет и показывает направлений пространства в схеме собственного тела: верх-низ, право-лево; различение основных направлений пространства; знание о назначении частей тела, соответствие представлений нормативным показателям. 1 балл – ребенок называет и показывает части тела, руки не различает, не ориентируется в основных направлениях пространства относительно собственного тела по словесной инструкции. части тела, руки пугает, различает основные направления пространства относительно собственного тела. 3 балла – ребенок ориентируется в схеме собственного тела, руки различает, владеет понятиями впереди - сзади, наверху - внизу, над - под, но испытывает трудности в вербализации пространственных представлений. дифференцирует их местоположение. Знает и называет направления пространства в схеме собственного тела: верх - низ, право - лево. Различает направления пространства относительно собственного тела: сверху - снизу, справа - слева, над 4 балла – ребенок различает руки и 6 - под. Рассказывает о назначении частей тела. Обучение: В тех случаях, когда ребенок не может правильно выполнить задание, можно использовать игру «Прятки» с применением игрушек. Ребёнок выполняет действия (прячет игрушку) по образцу и словесной инструкции. 6. «Полож и верно» Выявить умение ребенка ориентироватьс я на листе бумаги. Лист бумаги А4, геометрическ ие фигуры: 2 квадрата, 2 круга, 2 овала, 2 прямоугольни ка 1 треугольник. Примечание: В 5-6 лет ребенок овладевает ориентировкой «на себе» и использует данную систему отчета в разных жизненных ситуациях, при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам Взрослый по словесной инструкции предлагает: ­ положить круг в левый верхний угол, ­ квадрат в левый нижний угол, ­ в средину листа - треугольник и так далее. Оценивается: понимание инструкции, После выполнения действия ребенку предлагается ответить на вопрос: «где находится треугольник, квадрат и т.д.». 2 балла – доступна ориентировка на листе бумаги сформированность представлений о пространстве листа, их соответствие нормативным показателям: на уровне понимания и показа (импрессивный уровень), словесной инструкции (экспрессивный уровень) 1 балл – ребенок задание принимает, но доступна простейшая ориентировка: вверху, внизу, середина, дать словесный отчет о выполненном действии не может. по образцу, пространственные представления сформированы на уровне понимания и показа, испытывает серьезные трудности в словесном отчете. 3 балла - доступна ориентировка на плоскости листа по словесной инструкции; но затрудняется в использовании пространственных речевых конструкций, и предлогов: «над», «под». листа по инструкции; называет пространственные положения геометрических фигур на листе бумаги, самостоятельно использует пространственные речевые 4 балла – доступна ориентировка на плоскости Итоговый уровень развития процессов восприятия Количество баллов Низкий уровень менее 5 баллов Ниже среднего 6 – 10 баллов Средний уровень 10 – 15 баллов Выше среднего 15 – 20 баллов Высокий уровень более 21 балла инструкции (экспрессивный уровень). Характеристика уровней 7 В целом объем знаний об основных свойствах и качественных характеристиках предметов не сформирован. Не достаточно знаний о воспринимаемых объектах. При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита. Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознаёт то, что воспринимает. Испытывает затруднения при восприятии нестандартных (зашумлённых, силуэтных, наложенных, перепутанных, частичных) изображений. Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в интерпретации по причине малого опыта. Собирает целостное изображение путём перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях. Находит и называет большую часть свойств предметов, их пространственных координат. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями и опытом. Собирает целостное изображение путём целенаправленных проб или практического промеривания и частичного зрительного анализа. Воспринимает несложные целостные изображения по части и умеет включать часть в целое. Соотносит и называет все свойства предметов, их пространственное расположение. Осознаёт воспринимаемый объект, интерпретирует образы восприятия в соответствии со своими знаниями, опытом. Собирает целостное изображение путём зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое. 3.Внимание 1 1.Задани е «Кто спрятался в лесу?» 2 Развитие объёма и устойчивости внимания. 2.Задани е «Найди отличия» Определение объема и степени концентрации внимания. Две картинки, имеющие между собой 5 различий. 4 Ребёнку предлагается рассмотреть изображение и найти, кто спрятался в лесу. После выполнения задания ребёнок должен ответить на вопрос: «Покажи, каких зверей нашёл на картинке. Как узнал изображения зверей?» Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на обе картинки и найти, как можно больше различий между ними. 3.Задани е «Найди и вычеркни» (Лиепинь) Определение уровня продуктивност и, устойчивости, концентрации, переключения и распределения внимания. Таблица с тремя видами чередующих ся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом). Ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий. 3 Исследуемые параметры: объём, устойчивость, концентрация, переключение внимания, работоспособность. Рисунок с изображение м леса и зверей. 2 балла – в процессе выполнения задания 5 8 1 балл–задание принимает, требует неоднократного повторения, внимание непроизвольное. частично удерживает материал, механическое скольжение внимания с одного объекта на другой. 3 балла – в ходе работы может отвлекаться, внимание неустойчивое, воспринимает не более 3-х предметов, ребенок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности. 4 балла – может распределять внимание, объём соответствует показателям возрастной нормы, (до 4-х объектов), работает сосредоточенно. Оценивается: принятие и понимание задания, 1 балл: задание принимает, но выполняя 2 балла: задание принимает, понимает условие количество найденных различий. действует хаотично, внимание непроизвольное. задачи, но в процессе выполнения частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание, находит до 3–х различия 3 балла: задание принимает, понимает условие задачи, в ходе работы может отвлекаться, отмечается недостаточная активность, находит до 4-х различий 4 балла: принимает задание, действует в соответствии с условием, находит 5 различий. Оценивается: принятие и понимание задания, умение последовательно вычёркивать все предметы, время выполнения, количество пропусков. 1 балл – принимает задание, но не может проанализировать условие задачи, действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. 2 балла – принимает задание, условие задачи понимает, но нет активного самостоятельного выбора действий, время выполнения 3,5 минуты, допускает 5-6 ошибок, переключение происходит с большим трудом. 9 3 балла – принимает задание, самостоятельно анализирует условие задачи, время выполнения 2,5 - 3 минуты, допускает 4-5 ошибки, отмечается не- достаточная активность. 4 балла – Возможны проявления недостаточной активности действует самостоятельно, время выполнения 2 – 1,5 минуты, пропусков не допускает. Примечание: С 5 лет продолжается рост устойчивости внимания. Важным показателем развития внимания является то, что появляется действие по правилу - первый необходимый элемент произвольного внимания. Повышается его устойчивость, объём, переключение возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка к всё более направленному сосредоточению. Итоговый уровень развития внимания Характеристика уровней Количество баллов Низкий уровень менее 4 баллов Ниже среднего 4-6 баллов Средний уровень 6-8 баллов Ребенок задание принимает, но требуется неоднократное повторение словесного материала, внимание неустойчивое, непроизвольное. Объём внимания резко снижен (способен воспринимать 1 объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Неспособен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость) Объём внимания ограничен (воспринимает не более одного объекта). Устойчивость резко снижена (частые длительные отвлечения). Концентрация слабая. Переключается с большим трудом, механическое скольжение внимания с одного объекта на другой. Способен к выполнению многоступенчатой инструкции, разбитой на простые звенья. Ребенок в процессе выполнения задания частично удерживает материал, преобладает непроизвольное внимание. Работоспособность недостаточная (утомляемость и истощаемость) Ребенок в ходе работы может отвлекаться, отмечается недостаточная активность, самостоятельность, внимание неустойчивое (возможны отвлечения), и ребенок нуждается во внешней стимуляции и организации деятельности. Объём внимания снижен (воспринимает не более двух объектов). Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции, при напоминании справляется. Выше среднего 8 - 10 баллов Объём внимания незначительно снижен (воспринимает не более трёх предметов одновременно). Внимание устойчивое (малое количество отвлечений), достаточная концентрация и переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4). Достаточная работоспособность. Высокий уровень более 10 баллов Внимание устойчивое (отсутствуют отвлечения). Ребенок может распределять внимание, объём соответствует показателям возрастной нормы, работает сосредоточенно, лёгкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (4-5). Высокая работоспособность. Возможно проявление недостаточной активности и самостоятельности. 10 3.Воображение 1 Задание «Дорисуй до реального предмета» 2 Цель: выявить уровень развития обобщённых представлений о свойствах и качествах предметов окружающей действительност и, элементов воссоздающего воображения. 4 3 Исследуемые параметры: лист бумаги, на котором нарисовано два круга цветными фломастерам и. ребёнку дают лист бумаги и просят его дорисовать эти фигуры, чтобы получились два разных предмета. 5 Оценивается: принятие и понимание задания, 1 балл: принимает задание, но не отношение (заинтересованность) к выполнению задания, анализ рисунков. 0 баллов: не принимает задание, не понимает его условий, карандаш или фломастер не использует по назначению. понимает его условий, пытается изображать предметы, рисуя только их элементы, может рисовать одним карандашом все предметы, либо чиркает. 2 балла: принимает задание, понимает его условия, с помощью может нарисовать только один предмет, либо два одинаковых. условия, рисует только основные части предметов, может выпускать важные детали в изображении. 4 балла: принимает задание, понимает его условия, рисует два разных предмета, используя разные цвета. 3 балла: принимает задание, понимает его Итоговый уровень Количеств Характеристика уровней развития воображения Низкий уровень о баллов 1 балл Ниже среднего 2 балла Средний уровень 3 балла Выше среднего 4 балла Высокий уровень 5 баллов 2.Интеллектуальные умения 1 1.Задание «Сравни предметы » 2 Цель: Выявление умения выделять признаки сходства и различия предметов и явлений. Цель: выявление способности исключать и обобщать на 2.Методика «Классификац ия картинок по функциональн 11 Не воссоздает или неправильно воссоздает незаконченные образы. Не способен воссоздать целое по части, самостоятельно рассказать или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем. Незаконченные образы воссоздает по прямой подсказке взрослого. Самостоятельно не стремиться дополнить образ деталями, выполненную деятельность не оречевляет. Механически рассказывает или пересказывает выделенные сюжеты с одним персонажем. Воссоздает незаконченные образы по небольшому напоминанию, но не всегда вербализирует новые образы. Способен воссоздать целое по части в процессе хаотических проб. Составляет небылицы, сказки, рассказы со значительной внешней помощью. Сюжеты типичны, образы однообразны. Правильно воссоздает незаконченные образы. Составляет небылицы, сказки, рассказы по подсказке, с незначительной помощью взрослого. Доступны развернутые, нетрадиционные образы в самостоятельном речетворчестве, способен развернуть интересный сюжет рассказа, сказки. Воссоздает незаконченные образы (изображения, выражения). Создаёт и вербализирует образы. Способен воссоздать целое из частей (по части). Самостоятельно составляет небылицы, рассказы, сказки. Отмечается необычность, оригинальность сюжетов, образов, разнообразие образов. Исследуемые параметры: Мыслительные операции (анализ, синтез, исключение, обобщение, группировка, сравнение). Логичность, самостоятельность, умение выражать в слове свои действия картинки с изображение м предметов. Ребёнку показывают картинку и просят сказать, что общего между предметами и чем они отличаются друг от друга. 0 баллов: задание не выполняет. 1 балл: затрудняется в сравнении предметов, заменяет его описанием. 2 балла: выделяет явные различия между объектами, выделение сходства вызывает затруднения. 3 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами. 4 балла: выделяет ярко выраженные сходство и различия между предметами и явлениями. 5 3 4 Наборы картинок с изображен ием одежды и Взрослый кладёт перед ребёнком на стол картинку с изображением одежды (пальто) так, чтобы можно было выложить вертикальный ряд. Затем показывает картинку с изображением посуды (чашки) и кладет на стол на некотором Оценивается: понимание и принятие задания, способ выполнения, умение работать по образцу, умение в речевом плане обобщать принцип группировки. 0 баллов: не понимает условия задачи, в условиях обучения действует неадекватно. ому назначению» посуды (по 8 картинок) основе выделения существенных признаков объектов по принципу классификации. а Обучение: Взрослый берёт картинку с изображением шапки, спрашивает у ребёнка, положить её под изображением пальто или чашки, и сам кладёт под изображение пальто. Картинку с изображением ложки располагают под изображением чашки. Цель: 3.Методик выявить уровень «Группиров развития ка картинок наглядно - по способу образного действия» мышления, выяснить может ли обобщить принцип группировки в речевом плане 8 пар предметны х картинок, с одними из которых можно действоват ь, с другими нельзя. вертикальный расстоянии от первой так, чтобы под ней можно было выложить другой ряд (параллельный первому). После этого ребёнку последовательно (по одной) дают в руку картинки, на каждой из которых изображена одежда или предмет посуды, и просят положить картинку в один из столбцов. Если он положил картинку неверно, взрослый не исправляет ошибку. Порядок подачи картинок нужно постоянно менять, чтобы ребенок не ориентировался на порядок предъявления. После того, как ребёнок разложит картинки, его спрашивают: «расскажи, какие в этом ряду, а какие в другом», 12 1 балл: принимает задание, выполняет классификацию без учета основного признака, раскладывает картинки либо по очереди, либо в один ряд; потом в другой. 2 балла: принимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, но не может обобщить в речевом плане принцип группировки. 3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора. 4 балла: принимает и понимает задание, выполняет классификацию по основному признаку, может обобщить в речевом плане. кладет Взрослый перед ребенком рядом две картинки: на одной - ведро с ручкой, на другой - ведро без ручки. Затем взрослый показывает ребенку картинку с изображением машинки с колесом, и спрашивает: «куда ее надо положить?» - и сам кладет под изображение ведра с ручкой. Картинку изображением машинки без колеса кладет под изображение ведра без ручки. После этого ребенку дают по одной картинке, вперемешку, чтобы не ориентировался на порядок предъявления. Далее ребенка просят рассказать, какие картинки в первом ряду, какие во втором. с Оценивается: принятие задания, умение работать по образцу, умение оречевлять принцип группировки. 0 баллов: ребенок задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно. 1 балл: ребенок задание принимает, раскладывает картинки без учета основного принципа. 2 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, но не может обобщить принцип группировки в речевом плане. 3 балла: принимает и понимает задание, выполняя задание на классификацию и обобщение, нуждается в помощи (наводящие вопросы) при аргументации выбора. 4 балла: ребенок задание принимает, раскладывает картинки с учетом основного принципа, может обобщить принцип группировки в своих высказываниях. Примечание: У детей в 5 лет наглядно- образное мышление становится ведущим типом мышления, основным средством решения задач является образ. 1 4.Методика «Серия сюжетных картинок» 3 4 сюжетные картинки с изображени ем последовате льности действий 2 Цель: Выявить понимание ребенком последовательн ости событий, изображенных на картинке, то есть уровень сформированно сти наглядно- образного мышления. 13 4 Перед ребенком выкладывают вперемешку сюжетные картинки и предлагают рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи, что сначала было, что потом и чем все завершилось. А теперь расскажи, что там нарисовано». В процессе раскладывания картинок взрослый не вмешивается. Ребенок может сам исправлять свои ошибки. Оценивается: принятие и понимание задания, умение ребенка понять, что одно событие изображено на всех картинках, а также то, что событие имеет определенную временную последовательность, умение ребенка составить связный логический рассказ. Оценивается: принятие и понимание 5 0 баллов: ребенок не понимает задание, 1 балл: задание принимает, задания , способы выполнения - самостоятельно, по образцу, после обучения, по показу, умение описывать последовательность событий. действует неадекватно инструкции. воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет. Даже после обучения раскладывает картинки без учета последовательности изображенных событий. 2балла: ребенок задание понимает, раскладывая картинки, воспринимает каждую, как отдельное действие. После- довательность событий изображенных на картинках устанавливает с помощью наводящих вопросов, однако составить связный рассказ о данном событии не может. раскладывает картинки, путая действия, но в конечном итоге раскладывает их последовательно, при описании последовательности событий нуждается в помощи (наводящие вопросы) балла: ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определенной пос- ледовательности, объединяя их в одно событие, и может составить рассказ об этом. балла: ребенок принимает задание, 5.Задание «Нелепицы » картинки с изображени ем нескольких нелепых ситуаций с животными Цель: Выявить понимание ребенком логических связей и закономерносте й в окружающем, умения логически рассуждать. Ребёнку показывают «Внимательно картинку: посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте если неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему не так, как на самом деле должно быть?» Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время рассматривания картинки и выполнения задания ограничено 3-мя минутами. 14 Оценивается: принятие и понимание задания, количество найденных неточностей за предложенное время. 1 балл: успел обнаружить меньше 4 из 8 имеющихся нелепиц. 2 балла: не успел заметить 1-4 из имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. нелепицы, но не успел до конца объяснить или рассказать, как на самом деле должно быть. имеющихся на картинке нелепиц, удовлетворительно объяснил, что не так и высказал своё предположение, как должно быть. 4 балла: за 3 минуты заметил все 8 3 балла: заметил все имеющиеся Итоговый уровень развития мышления Количеств о баллов Низкий уровень менее 6 баллов Ниже среднего Средний уровень 6-10 баллов 10-15 баллов Характеристика уровней Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей. Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов (заменяет его описанием). Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Мышление носит непроизвольный характер, действует только на наглядном уровне. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно. Не всегда может выделить существенные признаки предметов и явлений, иногда обобщает по ситуативным или функциональным признакам. Исключает, обобщает и группирует в «грубом» подборе объектов, нуждается в помощи при аргументации выбора. Выделяет явные различия между объектами (выделение сходства вызывает затруднения). Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей и закономерностей. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью. Навыки мыслительной деятельности недостаточно устойчивые. Слабовыраженная способность к установлению элементарных умозаключений. Мышление несамостоятельное. 15 Исключает, обобщает, группирует на основе выделения существенных признаков, но не всегда может аргументировать свой выбор. Испытывает затруднения в тонкой дифференцировке. Выделяет ярко выраженные сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает распространённые причинно-следственные связи и закономерности. Навыки мыслительной деятельности достаточно устойчивые. Умеет, строит элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений. Мышление не всегда самостоятельно. Исключает, обобщает, группирует на основе существенных признаков, аргументирует свой выбор. Способен к тонкой диффернцировке. Выделяет сходства и различия между предметами и явлениями. Имеет хорошие аналитико-синтетические способности, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности. Понимает скрытый смысл выражений и изображений. Умеет строить простые умозаключения. Мышление самостоятельное и произвольное. Навыки мыслительной деятельности устойчивые. Узнаёт предметы на схематических изображениях, доступно понимании причинности. Формируются элементы критичности мышления, ребёнок замечает в небылицах, перевертышах несоответствие с действительностью Исследуемые параметры: Объём памяти, зрительная, слуховая память (прочность, быстрота запоминания, точность и полнота воспроизведения образов). Произвольность мнемических процессов. десять слов: дом, лес, ком, игла, брат, ночь, мост, окно, конь, стол. Оценивается: количество воспроизведённых слов. 1 балл: воспроизводит 1-2 слова. 2 балла: воспроизводит 4-5 слов. 3 балла: воспроизводит 6-7 слов. 4 балла: воспроизводит 8-9 слов. 5 балов: воспроизводит 10 слов. 5 3 4 Ребёнку даётся инструкция: «Сейчас я прочту десять слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Даётся 4 попытки. Каждый раз слова зачитываются снова. Примечание: В 5 лет ребёнок может запомнить 7-8слов, предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках Выше среднего 15 - 19 баллов Высокий уровень более 19 баллов 4. Мнестические процессы 1 2 1.Задание «Десять слов» Определение уровня сформирован но- сти слуховой механической памяти. 3. Задание «Построй из палочек» (лесенка) 20 плоских палочек одного цвета, экран. Выявление уровня развития конструктив ных способносте й, умение ра- ботать по памяти и образцу. Ребенку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребенку сделать такую же по памяти. При затруднениях проводится обучение. Выявление уровня развития смысловой памяти. Обучение: Взрослый строит «лесенку», обращая внимание ребенка на то, как он это делает. Закрывает свою «лесенку» экраном и просит ребенка построить такую же. Если у ребенка отмечаются трудности, задание предлагают выполнить по образцу. 4. Задание «Повтори предложение » зачитываются предложения, которые он должен постараться запомнить. фразы, которые удалось запомнить, при этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять необязательно. Обучение: Если с первого раза ребёнок не смог повторить все фразы, прочитать ещё раз, можно сделать и третью попытку. Предложения: 1.Дети любят играть. 2.В небе летит самолёт. 3.Мальчик помогает своей бабушке. 4.В саду растут яблони и груши. 5.Осенью идут дожди. Ребёнку Повтори те же 5.Задание «Чтение стихов, потешек» Выявление особенностей мнемических процессов (запоминание Ребенку предлагается прочитать любимое стихотворение наизусть. 16 Оценивается: принятие задания; способы выполнения - по памяти, по образцу, после обучения, по показу. 1 балл: ребенок не понимает цель, в условиях обучения действует неадекватно. 2 балла: ребенок принимает задание, но не понимает его условий, раскладывает палочки иначе, чем в образце, не может построить не только по памяти, но и по образцу, выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки. задание, но самостоятельно выполнить сразу не может, после повторного показа ребенок самостоятельно выполняет задание по образцу. 4 балла: ребенок принимает и понимает задание, умеет воспроизвести конструкцию по памяти. 3 балла: ребенок принимает и понимает Оценивается: способность запомнить и воспроизвести фразу, не переставляя слов, сохраняя смысл высказывания. 0 баллов: отказывается от выполнения задания, не принимает условия выполнения задания. 1 балл: путается в грамматических конструкциях, с трудом понимает и воспроизводит текст. 2 балла: понимание текста ребенку доступно , для воспроизведения фразы нужны наводящие вопросы 3 балла: понимание текста, воспроизведение фразы не полностью, но с близким по смыслу значением. 4 балла: четкое понимание текста, понимание грамматических конструкций, запоминание фраз и почти дословное воспроизведение их. выразительность, точность, соблюдение ритма. интерес, но доступно воспроизведение двустишия после неоднократного повторения. 2 балла – ребенок читает любимое стихотворение, но доступно чтение коротких стихотворений, ритм часто нарушен, воспроизводит с персеверациями. Оценивается: самостоятельность чтения стихов, 1 балл – ребенок задание принимает и проявляет , сохранение и воспроизведе ние). Итоговый уровень развития памяти Низкий уровень Ниже среднего Количество баллов менее 3 баллов 4-6 баллов Средний 6-8 баллов Выше среднего Высокий уровень 8 - 10 баллов более 11 баллов 17 3 балла – ребенок читает стихотворение при минимальной помощи взрослого, стремится передать ритмический рисунок, но может опускать или повторять отдельные фразы. смысл, передаёт ритмический рисунок без выразительного оттенка. наизусть стихи, потешки, проявляет интерес к запоминанию, с удовольствием воспроизводит словесный материал, сопровождая жестами и интонацией. 4 балла – ребенок самостоятельно рассказывает Характеристика уровней Объём памяти резко снижен (зрительная в пределах 1-2 образов, слуховая – 1-2 слова). Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями. Смысловое содержание мало доступно или не доступно вообще. Память непроизвольная. Объём памяти низкий (зрительная в пределах трёх образов, слуховая – 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Произвольность памяти низкая. Объём памяти несколько снижен (зрительная в пределах четырёх образов, слуховая – 6-7). Недостаточная быстрота и прочность запоминания, быстрое забывание. Незначительные неточности при воспроизведении. Запоминает простое смысловое содержание. Произвольность памяти снижена. Объём памяти достаточный (зрительная до пяти образов, слуховая – 8-9 образов). Хорошая быстрота и прочность запоминания. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная. Широкий объём памяти (зрительная 6-7 образов, слуховая – десять слов). Точное и прочное запоминание. Полнота воспроизведения. Запоминает смысловое содержание. Память произвольная. Социальный и психолого-педагогический уровень. 18 3.Общий запас знаний и представлений в быту, социуме, природе Назван Цель: ие ие: Исследуемые параметры: знания и представления о природном и предметном окружении, социальная осведомленность, их точность и осознанность, умение отвечать на поставленные вопросы, возможность выражать свои мысли в грамматически правильно оформленных предложениях. Оборудован Проведение обследования: Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы по темам: - Расскажи, что тебе нравится (интересы ребенка), во что ты любишь играть (любимые игры и игрушки); - Покажи и расскажи для чего нужны: лампа, пылесос, телефон, часы, холодильник, радио, видеомагнитофон, телевизор; быта, бытовых осознанны, Оценка действий ребенка в баллах Оценивается: 1 балл: Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, не может рассказать о любимой игрушке, об окружающих предметах; на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматичная. 2 балла: запас сведений и представлений о предметах приборах незначителен (называет 1-2), нет точных знаний о назначении бытовых приборов, существенные признаки предметов по родовым обобщениям не определяет 3 балла: представления ребенка об окружающих предметах конкретны, но затрудняется в назывании функционального назначения 1-2-х предметов 4 балла: знает и называет существенные признаки предметов, лежащие в основе родовых обобщений (игрушки, продукты, обувь, одежда, посуда, материалы, инструменты). Называет бытовые приборы: лампа, пылесос, часы, холодильник, радио, видеомагнитофон: знает их функциональное назначение Оценивается: 1 балл: затрудняется назвать отличительные особенности явлений живой и неживой природы не может рассказать о животных, растениях 2 балла: нет точных знаний о явлениях живой и не живой природы, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов 3 балла: представления ребенка о явлениях живой и неживой природы конкретны, осознанны, но знаний недостаточно для данного телевизор, телефон, 1.Методик а: Беседа. Цель: Выявление запаса сведений о предметном окружении, точность имеющихся представлений Тестовый опросник 2.Методик а: Беседа Цель: Определение соответствия социальных представлений и ориентировок возрастным возможностям  Картинки с изображением растений: дерево, трава, куст, цветы;  Картинки с изображением животных: кошка, жук, собака, червяк, - Назови и покажи эти растения по картинкам; - Назови и покажи этих животных по картинкам; - Назови кто летает, ходит, ползает, плавает, прыгает (использовать картинки); - Назови кто живет в бабочка, змея, лягушка, рыба, птица,  Картинки с изображением явлений неживой природы Тестовый опросник 3.Методик а: Беседа Цель: Выявление уровня социальных представлени й и ориентировок, их точность и осознанность небе, на земле, в земле, в воде; - Покажи и расскажи об этом: снегопад, ледоход, пар град, гроза, туман, вода, лёд, земля, песок, глина, камни; - Расскажи для чего тебе сердце, уши, глаза, нос Проведение обследования: ребенку предлагается ответить на вопросы: фамилия, - возраст, адрес; - семьи, члены понимание родственных связей; места общественного назначения: магазин, аптека, почта, театр, вокзал; - явления общественной жизни (сведения о родной стране, родном городе, праздниках); имя, 19 возраста 4 балла: различает и называет достаточное количество растений, животных, их характерные признаки и определяет их принадлежность к живым существам Имеет представления о некоторых особенностях своего организма (сердце, уши, глаза, нос). Имеет представления о явлениях неживой природы Оценивается: 1 балл: ребенок знает свое имя, фамилию, возраст, но представления о себе не соответствуют возрастным нормативам не может рассказать о членах своей семьи; 2 балла: ребенок знает свое имя, фамилию, но запас сведений и представлений о себе и семье незначителен нет точных знаний о явлениях общественной жизни, а существенные признаки выявлены с помощью наводящих вопросов Ограничены и бессистемны сведения о родной стране, родном городе, праздниках, в ответах на допускает вопросы значительные грамматические ошибки 3 балла: ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес, 4 балла: знает свое полное имя, фамилию, возраст, адрес. Понимает разнообразие людей по полу и возрасту. Находит себя и членов семьи на фото. Различает признаки профессий людей по особенностям одежды (матрос, милиционер, врач и т. д.) Имеет достаточно полные знания о родной стране, столице, о городе и селе. Понимает разницу между городом и селом (транспорт, количество жителей, различия в природе, специфика людей). Имеет сведения о своём родном городе (селе), как называется главная улица, Знаком с достопримечательностями города (памятники, площади, театры, парки). Хорошо знают праздники: Новый год, 8 площадь. Примечание В 5 - 6лет дети знают и называют существенные признаки предметов, лежащие в основе родовых обобщений ребенок знает свое имя, отчество, фамилию, пол, возраст, дату рождения, место жительства, адрес, номер телефона, членов семьи, ближайших родственников, место работы родителей. Понимает, как образуются «взрослое» имя и отчество, последовательность возрастного развития (младенец, малыш, ребенок, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой, старый, старик), родственные отношения. Ребенок знает существенные признаки таких предметов как одежда зимняя, летняя, демисезонная, головные уборы, обувь (кожаная, резиновая), постельное белье, овощи фрукты, транспорт (воздушный, наземный, городской водный). 20 Марта, Масленицу - зимний праздник, дни рождения: свой и родителей. Итоговый уровень осведомлённости общей Количеств о баллов Низкий уровень менее 4 баллов Ниже среднего Средний уровень 4-6 баллов 6-8 баллов Характеристика уровней Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференцирует имя и фамилию, представления о себе, семье не соответствуют возрасту (не может рассказать членах семьи, о любимой игрушке, об окружающих предметах, о животных, растениях), не знает отличительных особенностей явлений живой и неживой природы. Отсутствуют сведения о родной стране, родном городе, праздниках. Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны, на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматична. Ребенок знает свое имя, фамилию, но не дифференцирует имя и фамилию, запас сведений и представлений о себе и семье недостаточен, нет точных знаний о функциональном назначении бытовых приборов и оборудования, о явлениях общественной жизни. Существенные особенности предметов, явлений живой и неживой природы и общественной жизни выявлены с помощью наводящих вопросов. Сведения о родной стране, родном городе, праздниках неточные. Знания об окружающем неполны, в ответах на вопросы допускает системные ошибки. Ребенок дифференцирует свое имя, фамилию, называет членов семьи, понимает и устанавливает родственные отношения, называет адрес, свой возраст с помощью наводящих вопросов. Имеются представления о некоторых существенных признаках предметов, лежащие в основе родовых обобщений, сведения о своём родном городе, представления о животных и растениях, явлениях неживой природы, но знаний недостаточно для формулирования развернутого высказывания. 21 В ответах на вопросы ребенок может допускать ошибки, которые способен исправить после уточняющих вопросов, напоминания. Устойчивые знания своего полного имени, фамилии, возраста, адреса. Представления ребенка о явлениях живой и неживой природы и об окружающих предметах, о явлениях общественной жизни конкретны и осознанны, но требуют некоторой систематизации знаний. При построении высказываний ребёнок допускает незначительные ошибки, неточности в грамматическом оформлении фразы, которые понимает и старается исправить. Представления ребенка о себе, семье и окружающем мире достаточно развернуты и конкретны. Ребенок может рассказать о месте жительства, о животных, растениях, любимых игрушках и занятиях, о явлениях общественной жизни. Объясняет суть происходящих явлений в неживой природе и соотносит их с сезонными изменениями, отвечает на вопросы в правильной грамматической форме. Выше среднего 8 - 10 баллов Высокий уровень более 10 баллов Состояние продуктивных видов деятельности Изобразительные навыки 1 4 Методика «Рисование (дом, дерево, человек)» 2 3 Исследуемые параметры: уровень развития предметного рисунка, целенаправленность предметной деятельности 5 Оценивается: 0 баллов: если ребёнок рисует «головонога». 1 балл: рисунки непредметны, ребенок не способен передать форму в изображении; 2 балла: значительные искажения предмета, пропорции переданы неверно; 3 балла: незначительные искажения формы предмета или рисует основные части заданных предметов, опуская основные детали (человека рисует без шеи); 4 балла: форма передана точно, целостно, соблюдены пропорции, у человека выражено представлен пол; Лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет – дом. проводится. Обучение не 22 То же После этого на том же листе бумаги просят ребёнка нарисовать человека. Обучение проводится. не 1. Форма 2. Цвет Цель: Выявление способности передачи формы предмета. Цель: Выявление умения различать и назвать цвета, сличение и выбор цвета по образцу. 3.Композиц ия То же Цель: Выявление способности передачи композицион ного построения сюжетной линии в рисунке Затем ребенка просят нарисовать – дерево. проводится. Обучение не 4. Методика «Штриховк а» Цель: выявление навыков самоконтрол Лист бумаги с контурными изображениями предметов, Ребенок получает задание определить предмет по контуру (первый этап Оценивается: 0 баллов: цвета не сличает и не осуществляет выбор по названию, помощь не принимает; 1 балл: не выделяет оттенки цвета по слову и не называет, цвет передан в рисунке неверно; 2 балла: основные цвета различает, значительные отступления от реального цвета, не использует цвет как признак определенных свойств предметов или выполняет работу одним цветом; 3 балла: незначительные отступления от реального цвета, использует выразительные средства 4 балла: выбирает соответствующий цвет и использует его как средство изображения (передача реального цвета), передает выразительность рисунка (добрый, злой, красивый, веселый , др). Оценивается: 0 баллов: на одной линии изображены предметы, но связаны единым содержанием; 1 балл: изображение непредметное и не соответствует заданию («каляка - маляка») 2 балла: расположение предметов непродуманно, случайно, без соблюдения пропорций и не связано единым содержанием; 3 балла: на одной линии изображены предметы, но связаны единым содержанием; 4 балла: изображение на всём листе с соблюдением пропорций разных предметов, четко отмечаются тенденции к сюжетному изображению Оценивается: точность выполнения заданного направления линий в пределах контура и правильность нажима 1 балл: ребёнок не пользуется штриховкой; я, пространств енной ориентировк и, простые и цветные карандаши задания) и самостоятельно заштриховать его не выходя за пределы контура (второй этап задания). е 5.Задани «Графическ ий узор». Тетрадный лист в клетку, графический узор карандаши Цель: диагностика внимания, умения действовать по правилу, мелкой моторики Ребенок получает  задание перерисовать  на тетрадный лист в  клетку имеющийся на  образце графический  узор (первый этап  задания) и  самостоятельно  продолжить его до  конца строки (второй  этап задания). 23 2 балла: при штриховке предметов резко заходит за 3 балла: при штриховке предметов может заходить за контур, штрихует с просветами, не определяет предмет по контуру; контур, штрихует с просветами, затрудняется определить предмет по контуру, помощь принимает; 4 балла: заштриховывает предметы и не заходит за контур, штрихи в разных направлениях, штрихует без просветов, штрихует непрерывно, легко определяет предмет по контуру; Оценивается: точность копирования образца и правильность  последующего воспроизведения узора 1 балл: изначально не может скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке. 2 балла: точно срисовывает образец узора, но допускает ошибки  при выполнении его продолжения, что требует развитых навыков  самоконтроля. Наблюдается моторная расторможенность, быстрое  истощение внимания, не может сосредоточиться на целенаправленной  деятельности. 3 балла: успешно выполняет задание, но в их работе присутствуют некоторые неточности, которые ребенок самостоятельно исправляет, сверяя свой результат с образцом. 4 балла: полностью справляется с заданием и не допуская ни одной ошибки. Точно копирует образец и продолжает узор до конца строки. Работает внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. Примечание: В 5 лет ребёнок рисует всё то, что вызывает интерес. У человека появляются объёмные изображения рук и ног в виде цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши), нарушаются пропорции второстепенных частей лица и фигуры, но человека можно узнать и сказать о его настроении, мужчина это или женщина. Появляется сюжетное изображение. У ребёнка в 5 лет рисунки предметны, имеются существенные и незначительные детали, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение Итоговый уровень сенсомоторной координации Количеств о баллов Характеристика уровней Низкий уровень менее 6 баллов Ниже среднего 6-10 баллов Средний уровень 10-15 баллов Выше среднего 15 - 19 баллов Высокий уровень более 19 баллов 24 Знания о цвете и композиции ограничены, изображенные предметы не объединены сюжетной линией. Высказывания о своем рисунке отрывочны, на вопросы ребенок отвечает односложно, фраза аграмматична. Несформированные навыки произвольного внимания и слабая пространственная ориентировка не позволяют ребенку даже приближенно скопировать графический узор с визуального образца. В рисунке отсутствуют отдельные элементы. Детали рисунка расположены отдельно друг от друга или вынесены за контур рисунка. Отмечаются повороты рисунка или его деталей на 90-180°. Рассказывая о рисунке, ребенок допускает ошибки, которые может исправить только после напоминания, практической помощи. Дети практически не пользуются образцом в процессе выполнения задания. Прямое указание на ошибку не приводит к ее исправлению. Количество ошибок — более 6. При копировании образца допускает системные ошибки. У ребенка могут быть грубо нарушены пропорции рисунка и пропорции деталей по отношению друг к другу. Наблюдаются неправильное пространственное расположение деталей рисунка, отсутствие некоторых деталей, смещение рисунка или отдельных его элементов по оси. В рассказе по рисунку ребенок может допускать ошибки, которые способен исправить после уточняющих вопросов. Этим детям свойственно отвлекаться во время выполнения задания. Количество ошибок возрастает до 4 - 5. Исправление ошибок возможно только при прямом указании на них. Устойчивые знания о цвете и композиции может самостоятельно воплотить, но допускает 2 — 3 ошибки или неточности: пропорциональное уменьшение или увеличение рисунка, нерезко выраженная диспропорциональность деталей по отношению друг к другу, недорисованность отдельных деталей и т. д. При проверке результатов своей работы дети замечают ошибки и исправляют их. Рассказывая о своем рисунке, ребёнок допускает незначительные ошибки, неточности в грамматическом оформлении фразы, которые понимает и старается исправить. Представления о цвете и композиции ребенок свободно воплощает в рисунке, выполняя задание практически без ошибок. Все детали рисунка правильно расположены в пространстве и по отношению друг к другу. Ось расположения рисунка не смещена в пространстве листа. Приступая к заданию, дети сосредоточены, внешне собраны. По ходу работы часто обращаются к образцу, сверяются с ним. По содержанию своего рисунка рассказывает в правильной грамматической форме.

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей

Комплекс диагностических методик для проведения психолого-педагогического обследования детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017