Детско-юношеский центр
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Тема :
Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП
Выполнила : Калганова Алина Сергеевна
Педагог дополнительного образования
2020
Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП
Принципы коррекционно-развивающей работы:
1. Системный подход;
2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога;
3. Иерархический принцип – «сверху вниз»;
4. Казуальный принцип (системности развития психической деятельности);
5. «Принцип замещающего онтогенеза»;
6. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.
7. Принцип комплексности;
8. Принцип профессиональной компетентности.
Задачи:
1. Разработка коррекционной программы, направленной на коррекцию высших психический функций у детей с ДЦП;
2. Проведение на основе индивидуальной коррекционной работы ряда коррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления, мыслительных операций, внимания, памяти;
3. Поэтапное развитие психических функций.
1 Занятие
Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Доброе утро, солнце приветливое,
Доброе утро, небо голубое,
Доброе утро, птицы небесные
Я вас приветствую, люблю, уважаю,
Потому что мы живем в родном краю.
Доброе утро всем нам,
И взрослым, и малышам.
Упражнение для развития моторики
Цель: развитие мелкой моторики.
Детям предлагают положить обе руки на стол. Одну, правую, сжимают в кулак, а другая, левая - лежит свободно. По команде положения рук меняется: теперь наоборот, левую сжимают в кулак, а правая - свободна. Постепенно темп ускоряется. Упражнение лучше выполнять под музыку.
Упражнение «Коврик»
Цель: развитие мышления.
Каждому ребенку нужно дать лист бумаги, на котором изображены кружочек желтого цвета, треугольник зеленого цвета, цветок красного цвета и отдельно заплатки таких же цветов и формы.
Задача: найти заплатку к каждому коврику, рассказать, какой она формы и цвета.
Рефлексия
Вот занятию уже почти конец.
Ты молодец!
Что понравилось - хвались,
Огорчило - пожалуйся.
Ход проведения.
Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ему понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.
Упражнение «Дневник занятий»
Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).
Психолог объясняет ребенку суть дневника: «В нем после каждого занятия мы будем записывать то, что ты сегодня делал, чему ты сегодня научился, как тебе было сегодня на занятии. Этот дневник будет для тебя картой, в которую ты сможешь посмотреть и узнать, чему ты уже научился».
Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка.
Ритуал окончания занятия
Цель: осознание окончания общения.
Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
2 Занятие
Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Упражнение «Приветствие»
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики.
Упражнение «Пальчиковая семья»
Дети разгибают согнуты в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:
- Этот пальчик - наш дедушка,
- А этот - бабушка,
- Этот пальчик - наш папочка,
- А этот - мамочка,
- Ну а этот маленький,
- Их сынишка удаленький.
Упражнение «Какая рука?»
Цель: развитие мышления и внимания.
Нужно:
1. Определить, в какой рукой девочка держит флажок;
2. В какой руке девочка держит шар;
3. На какой ноге стоит мальчик;
4. Какой рукой девочка держит ручку.
Упражнение «К чему относится?»
Цель:
Взять картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.
занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, занятие психолога с детьми с дцп, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр, коррекционно развивающая программа для детей с зпр, программа для детей с зпр, работа психолога с детьми с овз, дети овз в доу работа психолога
Упражнение «Угадай лепесток»
Цель: умение различать цвета, форму соотносить их между собой
Перед ребенком кладут карточку с изображением нескольких цветков (ромашка, мак, подсолнечник), в каждой из которых хватает одного лепестка. Они добавляются отдельно. Предложить ребенку найти их цветочек с учетом цвета и формы.
Рефлексия
Вот занятию уже почти конец.
Ты молодец!
Что понравилось - хвались,
Огорчило - жалуйся.
Ход проведения.
Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ей понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.
Упражнение «Дневник занятий»
Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).
Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик.
Ритуал окончания занятия
Цель: осознание окончания общения.
Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.
3. Занятие
Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП
Упражнение - приветствие.
Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.
Я улыбаюсь солнышку:
«Здравствуй золотое!»
Я улыбаюсь цветочку,
Пусть он цветет
Улыбаюсь дождю:
«Лейся, как из ведра!»
И тебе улыбаюсь,
Желаю я добра.
Интересные упражнения для «послушных» пальчиков
Цель: развитие мелкой моторики.
«Пальчиковая семья»
Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:
- Этот пальчик - наш дедушка,
- А этот - бабушка,
- Этот пальчик - наш папочка,
- А этот - мамочка,
- Ну а этот маленький,
- Их сынок удаленький.
«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;
2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.
«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.
«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.
«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.
У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это является выражением врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется значительно дольше.
При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познавательной активности, что наблюдается у детей с задержкой в развитии или с психическим недоразвитием
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 267 с.
2. Клиническая психология: учебник для вузов/ под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. - 861 с.
3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.
4. Павлова О. С. Особенности социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 61–65.
5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.
6. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 350 с.
7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / О.В. Хухлаева; Междунар. акад. наук пед. образования. М.:
Академия, 2011. 202 с. (Высшее профессиональное образование). (Психология).
8. . Шаграева О.А. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / О.А. Шаграева. М.: Академия, 2011. 269, (Высшее профессиональное образование). (Бакалавриат). (Психология).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.