Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП
Оценка 4.9

Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП

Оценка 4.9
doc
27.03.2020
Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП
Ппубликация.doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

 

Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

2020

 

Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих ДЦП

 

Принципы коррекционно-развивающей работы:

1. Системный подход;

2. Принцип единства методологии, диагностической и коррекционной деятельности психолога;

3. Иерархический принцип – «сверху вниз»;

4. Казуальный принцип (системности развития психической деятельности);

5. «Принцип замещающего онтогенеза»;

6. Принцип соотношения направленностей коррекционной деятельности.

7. Принцип комплексности;

8. Принцип профессиональной компетентности.

Задачи:

1. Разработка коррекционной программы, направленной на коррекцию высших психический функций у детей с ДЦП;

2. Проведение на основе индивидуальной коррекционной работы ряда коррекционных мероприятий, направленных на развитие мышления, мыслительных операций, внимания, памяти;

3. Поэтапное развитие психических функций.

1 Занятие

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Доброе утро, солнце приветливое,

Доброе утро, небо голубое,

Доброе утро, птицы небесные

Я вас приветствую, люблю, уважаю,

Потому что мы живем в родном краю.

Доброе утро всем нам,

И взрослым, и малышам.

Упражнение для развития моторики

Цель: развитие мелкой моторики.

Детям предлагают положить обе руки на стол. Одну, правую, сжимают в кулак, а другая, левая - лежит свободно. По команде положения рук меняется: теперь наоборот, левую сжимают в кулак, а правая - свободна. Постепенно темп ускоряется. Упражнение лучше выполнять под музыку.

Упражнение «Коврик»

Цель: развитие мышления.

Каждому ребенку нужно дать лист бумаги, на котором изображены кружочек желтого цвета, треугольник зеленого цвета, цветок красного цвета и отдельно заплатки таких же цветов и формы.

Задача: найти заплатку к каждому коврику, рассказать, какой она формы и цвета.

Рефлексия

Вот занятию уже почти конец.

Ты молодец!

Что понравилось - хвались,

Огорчило - пожалуйся.

Ход проведения.

Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ему понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Психолог объясняет ребенку суть дневника: «В нем после каждого занятия мы будем записывать то, что ты сегодня делал, чему ты сегодня научился, как тебе было сегодня на занятии. Этот дневник будет для тебя картой, в которую ты сможешь посмотреть и узнать, чему ты уже научился».

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка.

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

2 Занятие

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики.

Упражнение «Пальчиковая семья»

Дети разгибают согнуты в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:

- Этот пальчик - наш дедушка,

- А этот - бабушка,

- Этот пальчик - наш папочка,

- А этот - мамочка,

- Ну а этот маленький,

- Их сынишка удаленький.

Упражнение «Какая рука?»

Цель: развитие мышления и внимания.

Нужно:

1. Определить, в какой рукой девочка держит флажок;

2. В какой руке девочка держит шар;

3. На какой ноге стоит мальчик;

4. Какой рукой девочка держит ручку.

Упражнение «К чему относится?»

Цель:

Взять картинки с изображением времени года и картинки с изображением следующих предметов: саней, лыж, лодки и тому подобное. Ребенок должен назвать предмет и подложить к картинкам с изображением временем года.

занятия психолога с детьми зпр, конспект занятия психолога с детьми зпр, коррекционные занятия психолога с детьми зпр, занятие психолога с детьми с дцп, индивидуальное занятие психолога с детьми зпр, коррекционно развивающая программа для детей с зпр, программа для детей с зпр, работа психолога с детьми с овз, дети овз в доу работа психолога

Упражнение «Угадай лепесток»

Цель: умение различать цвета, форму соотносить их между собой

Перед ребенком кладут карточку с изображением нескольких цветков (ромашка, мак, подсолнечник), в каждой из которых хватает одного лепестка. Они добавляются отдельно. Предложить ребенку найти их цветочек с учетом цвета и формы.

Рефлексия

Вот занятию уже почти конец.

Ты молодец!

Что понравилось - хвались,

Огорчило - жалуйся.

Ход проведения.

Психолог дает возможность ребенку высказаться о том, что ей понравилось или не понравилось на занятии. Отмечает его успехи, хвалит, привлекает к новому занятию.

Упражнение «Дневник занятий»

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам).

Ребенок сам рассказывает, что происходило на занятии, что удалось и чем он доволен. Психолог подчеркивает успехи ребенка, наклеивает в дневник смайлик.

Ритуал окончания занятия

Цель: осознание окончания общения.

Ребенок прощается с психологом с соблюдением зрительного контакта.

3. Занятие

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР и ДЦП

Упражнение - приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального настроя, атмосферы доверия и доброжелательности, снятие эмоционального напряжения.

Я улыбаюсь солнышку:

«Здравствуй золотое!»

Я улыбаюсь цветочку,

Пусть он цветет

Улыбаюсь дождю:

«Лейся, как из ведра!»

И тебе улыбаюсь,

Желаю я добра.

Интересные упражнения для «послушных» пальчиков

Цель: развитие мелкой моторики.

«Пальчиковая семья»

Дети разгибают согнутые в кулак пальцы, начиная с большого и приговаривая:

- Этот пальчик - наш дедушка,

- А этот - бабушка,

- Этот пальчик - наш папочка,

- А этот - мамочка,

- Ну а этот маленький,

- Их сынок удаленький.

«Пальчики здороваются»: 1-й вариант - каждым пальчиком по очереди коснуться большого пальца, далее собрать пальцы в пучок сначала на одной руке, потом на второй, потом на обоих одновременно;

2-й вариант - сложить руки ладонями друг к другу, коснуться большими пальцами друг друга, указательными и т. д., затем всеми одновременно.

«Дети бегают» - пальцы как в предыдущем упражнении, но теперь их нужно поставить на стол и «побегать» сначала одной рукой, затем другой, потом обеими.

«Очки» - создать два круга из крупных и указательных пальцев, соединить их.

«Разговор» - сжать пальцы в кулаки, большие вытянуть вверх, свести их. Все эти упражнения можно объединить, выстроив логическую последовательность, это будет способствовать развитию воображения детей. Лучше сделать это на втором занятии.

У некоторых детей с ДЦП отмечается повышенная чувствительность к слуховым раздражителям. Эти дети вздрагивают при любом неожиданном звуке. У многих детей это является выражением врожденного безусловного рефлекса Моро, который при нормальном развитии является физиологическим до 6 месяцев, но у детей с ДЦП сохраняется значительно дольше.

При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители. Если это наблюдается, то возможно нарушение сенсорной функции. Если ребенок слабо реагирует на оба раздражителя, то это может быть связано с нарушением познавательной активности, что наблюдается у детей с задержкой в развитии или с психическим недоразвитием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. - 267 с.

2. Клиническая психология: учебник для вузов/ под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2011. - 861 с.

3. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / [Б. П. Пузанов и др.] ; под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Владос, 2011. - 439 с.

4. Павлова О. С. Особенности социальной адаптации подростков с ДЦП в условиях интегрированного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 20. – С. 61–65.

5. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : учебник для вузов по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [В. В. Ткачева и др.] ; под ред. В.В. Ткачевой. - Москва : Академия, 2014. - 271 с.

6. Специальная дошкольная педагогика: учебник для вузов [Гриф Московского педагогического государственного университета] / [Е. А. Стребелева и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 350 с.

7. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / О.В. Хухлаева; Междунар. акад. наук пед. образования. М.:

Академия, 2011. 202 с. (Высшее профессиональное образование). (Психология).

8. . Шаграева О.А. Основы консультативной психологии: учебное пособие для вузов / О.А. Шаграева. М.: Академия, 2011. 269, (Высшее профессиональное образование). (Бакалавриат). (Психология).

 


Детско-юношеский центр Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детско-юношеский центр Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих

Комплексная коррекция высших психических функций и познавательной сферы в целом, у детей страдающих

Доброе утро, птицы небесные Я вас приветствую, люблю, уважаю,

Доброе утро, птицы небесные Я вас приветствую, люблю, уважаю,

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам)

Цель: развитие навыков самоанализа, формирование позитивного самовосприятия и самооценки (замечать и радоваться своим успехам)

Этот пальчик - наш папочка, -

Этот пальчик - наш папочка, -

Ты молодец! Что понравилось - хвались,

Ты молодец! Что понравилось - хвались,

И тебе улыбаюсь, Желаю я добра

И тебе улыбаюсь, Желаю я добра

При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители

При исследовании зрительного и слухового восприятия необходимо выявить, имеется ли у ребенка диссоциация в реагировании на зрительные и слуховые раздражители

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гонеев А

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гонеев А
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2020