КОМПЛЕКСНАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДА
«ГОВОРУША»
для воспитанников с ментальными нарушениями и ТМНР
I Пояснительная записка
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ментальными нарушениями и ТМНР. К этой категории относятся дети с врожденными или приобретенными в раннем возрасте сочетаниями нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д. имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Сущность воспитания и обучения ребенка с ментальными нарушениями и ТМНР состоит во всестороннем развитии его личности, которое складывается не из коррекции отдельных функций, а предполагает целостный подход, позволяющий поднять на более высокий уровень все потенциальные возможности конкретного ребенка – психические, физические, интеллектуальные. Таким образом, у него появляется возможность самостоятельной жизнедеятельности в будущем.
Рабочая программа логопедического сопровождения разработана для детей с ментальными нарушениями и ТМНР имеет коррекционно-развивающее направление и разработана на основе следующих нормативно-правовых инструктивно-методических документов:
1. Федеральный закон № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 7 марта 2018 года) (редакция, действующая с 1 мая 2018 года)
2. Закон Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 года № 155-з «О социальном обслуживании граждан в Республике Башкортостан»
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 ноября 2014 г.№ 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений"
4. Постановление РБ от 14 апреля 2015 года № 134 «О Порядке предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания поставщиками социальных услуг» (с изменениями на 22 августа 2018 года)
5. Постановление РБ от 22 октября 2007 г. № 296 Об утверждении концепции развития и реформирования системы социального обслуживания населения в Республике Башкортостан
6. Постановление РФ № 8 от 09.02.2015 «Об утверждении СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 мая 2016 г. № 69 “Об утверждении СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания”
8. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 (вступил в действие с 01.09.2016г.).
9. Методические рекомендации по составлению социальных программ Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ от 2017 года
10. Положение о порядке разработки и утверждения социально-реабилитационных программ для ПСУ с умственной отсталостью (ИН) и ТМНР, ГБСУСОССЗН СДДИ Пр. № 157/3 от 19.05.2017 г.;
Основной базой рабочей программы являются:
· Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, Нищева Н.В.
· Образовательная программа ДОО «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
· Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В.Лопатиной. — СПб., 2014. —386 с.
· Коррекционная программа Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
· Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Логопедическая работа с детьми с ментальными нарушениями и ТМНР проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.
Актуальность данной программы
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с ментальными нарушениями и ТМНР. Логопедическое сопровождение, входящее в систему психолого-педагогического сопровождения, необходимо для полноценной компенсации и социализации умственно отсталых детей. Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у воспитанников коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
С принятием Международной Конвенции о правах ребенка, стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. В связи с этим в настоящее время все больше внимания уделяется вопросам коррекционно-развивающего обучения детей с ментальными нарушениями и ТМНР. Находясь на полном государственном обеспечении, эти дети лишены очень важного социального опыта, взаимодействие с социальной средой у них затруднено, и поэтому главное для таких детей - это максимально овладеть навыками коммуникации, самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно.
Реализация данной программы способствует формированию коммуникативных навыков воспитанников СДДИ и формирует умение использовать их в дальнейшей самостоятельной взрослой жизни, в самообслуживании и труде, вселяет уверенность в собственные силы и возможности.
«Программа» обеспечивает коррекционно–развивающую деятельность с детьми, имеющими заключение системное недоразвитие речи тяжелой и средней степени с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Программа определяет возможные пути включения логопеда в работу ГБСУСОССЗН СДДИ с. Серафимовский в условиях ФГОС, помогает проектировать и осуществлять все направления коррекционной и профилактической работы в отношении детской речи в контексте приоритетов развития детей с ментальными нарушениями и ТМНР.
В логопедии проблема диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей, проживающих в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи тяжелой и средней степени мало изучена. Это обусловливает актуальность «Программы» и необходимость ее внедрения в практику. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы ГБСУСОССЗН СДДИ, требований Федерального Государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей, потребностей и возможностей воспитанников ГБСУСОССЗН СДДИ.
Целевая группа
Программа
предназначена для получателей социальных услуг в возрасте от 4 до 25 лет, в
условиях Серафимовского детского дома-интерната для умственно отсталых детей и
составлена с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей развития,
уровня их знаний и умений.
Оптимальное количество воспитанников, участвующих в программе – 30 человек.
Дети, проживающие в ГБСУСОССЗН СДДИ с
логопедическими заключениями с системным недоразвитием речи (СНР) тяжелой и
средней степени. Занятия предусматривают индивидуальные
и подгрупповые формы работы.
Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи: тяжелая, средняя и легкая.
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
— полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);
— грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
— ограниченный словарный запас (до 50 слов);
— выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
— несформированность словообразования;
— отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие;
— грубое нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
— полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение произношения;
— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);
— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
— нарушение сложных форм словообразования;
— недостаточная сформированность связной речи; выраженная дислексия, дисграфия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц органов речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального
характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще всего дизартрия возникает
вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом
этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний.
Цель программы
Основная цель логопедической работы с детьми – формирование вербальной коммуникации, обеспечение специализированной помощи детям с ментальными нарушениями и ТМНР, проживающих в условиях детского дома –интерната для умственно отсталых детей.
Задачи программы
- создавать условия для возникновения речевой активности ребенка и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках – занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- учить понимать обращенную речь, которая отражает повседневный быт и уклад жизни ребенка;
- формировать предпосылки развития речи на основе ознакомления с окружающей действительностью;
- учить поддерживать зрительный контакт с говорящим, реагировать на обращение к нему;
- привлекать внимание к эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям;
- формировать у ребенка невербальные формы коммуникации;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
- учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением;
- создавать у ребенка предпосылки к развитию самостоятельной устной речи;
- развивать звуковую культуру речи;
- учить понимать и выполнять простейшие инструкции;
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- развивать общие речевые навыки (дыхание, артикуляция);
- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом.
Формы работы
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю
Подгрупповые занятия 2 раза в неделю
Продолжительность одного занятия 15– 30 минут
Этапы и сроки реализации программы
Срок реализации программы - один учебный год.
Общее количество часов - 1820 ч.
I – организационный этап, составляет 2 недели (3, 4 недели августа), направлен на диагностику воспитанников, выявление актуального состояния их возможностей и индивидуальных особенностей.
II – практический этап, составляет 11 месяцев (сентябрь - август), направлен на реализацию программы по формированию вербальной коммуникации детей с ментальными нарушениями и ТМНР.
III – диагностический этап, составляет 2 недели (3, 4 недели февраля), направлен на проведение промежуточной диагностики.
IV - заключительный этап, составляет 2 недели (3, 4 недели августа), направлен на мониторинг результатов программы, внесение корректив, согласно полученных результатов.
Количества часов рассчитано на 30 детей с заключением СНР тяжёлой и средней степени.
II. Содержание программы
Основные направления деятельности логопеда:
- диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья воспитанников с ментальными нарушениями и ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими коррекционно развивающей программы;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию воспитанников, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания программы;
- консультативная работа консультирование педагогов и родителей по решению проблем в речевом развитии воспитанников;
-информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанными с особенностями речевого нарушения и коррекции обучающихся с ментальными нарушениями и с ТМНР.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание работы
|
Количество часов |
1 |
Мониторинг |
140 |
2 |
Подгрупповые занятия и индивидуальные занятия |
1680 |
Всего |
1820 |
Программа представлена следующими разделами:
1. Формирование понимания и использования вербальных и невербальных (альтернативных) компонентов коммуникации
· вербальные компоненты коммуникации: звуки, слова, предложения;
· невербальные (альтернативных) компоненты коммуникации: движения собственного тела, взгляд, жесты, мимика, таблицы, книги, электронные устройства, графические символы или картинки звучащие предметы.
В данном разделе ведется работа по формированию у обучающихся потребности к общению, установления эмоционального и зрительного контакта, слушать обращенную речь, реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Привлечение к себе внимания. Выражение своих желаний. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия (несогласия). Выражение благодарности. Ответы на вопросы. Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему. Прощание с собеседником. Понимать простые и сложные инструкции. При этом ведущим способом обучения является совместная деятельность и подражание.
2. Лексико-грамматическое обогащение импрессивной, экспрессивной речи
В раздел входит формирование, обогащение и активизация словарного запаса, формирование и развитие связной речи. Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) слов, обозначающих: предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.); обобщающих понятий; действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.); признак предмета (цвет, величина, форма и др.); признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.); признак (я, он, мой, твой и др.); число, количество предметов (пять, второй и др.); взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание слов, использование графического, предметного символа или мануального знака, называние (употребление) простых и сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки).
3. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
Раздел включает в себя развитие подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической моторики, тонкой моторики пальцев рук и общей моторики. Выработка амплитуды движений губ, нижней челюсти и языка. Упражнения для губ: «Заборчик» - «Хоботок» - «Бегемотик». Для языка: «Лопатка» - «Иголка», «Лопатка» - «Трубочка», «Лопатка» - «Чашечка», «Часики», «Качели», «Дятел», «Барабан», «Пулемётик», «Кучер». Развитие изолированных движений пальцев рук в работе с мелкими предметами (прищепки, горошины, скрепки, счетные палочки). Обучение навыкам самообслуживания (шнуровки, завязывание узлов). Мозаика. Лепка, штриховка, рисование по пунктиру. Пальчиковые игры, массаж пальцев. Элементы крупотерапии: пересыпание крупы пальцами, переминание, рисование на манке букв. Катание игольчатого шарика (Су-джок терапия). Учить ловить и бросать мяч, прыгать на двух ногах, имитировать движения в соответствии с лексической темой (движения животных, трудовые действия и т.д.)
4. Формирование фонематического слуха, развитие функций голоса и речевого дыхания.
Раздел включает в себя развитие умения узнавать неречевые и речевые звуки, активизацию целенаправленного ротового выдоха, увеличение объёма дыхания и ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса. Упражнения, направленные на выработку плавной, широкой воздушной струи: «Футбол», «Паровозик гудит», «Прокати карандаш», поддувание снежинок, сдувание бабочки с цветка. Надувание воздушного шарика, вертушка. Игра на губной гармошке, дудочке, свистульках.
5. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков.
Задачами данного раздела являются: создание условий, обеспечивающих мотивацию к речевому общению, стимулирование речевой активности, развитие речевого подражания, вызывание звукоподражаний и формирование на их основе слогов, слов, словосочетаний, предложений; коррегирование звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова.
6. Формирование психологической базы речи
Раздел включает в себя развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка. В свою очередь, речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Классификация предметов, упражнения: «Разложи предметы», «Четвертый лишний», «Найди четвертого», аналогии – закономерности. Упражнения: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Найди отличия на картинках», «Подчеркнуть в ряду букв заданную букву». Использование в коррекционной работе кубиков «Сложи по образцу».
7. Формирование графомоторных навыков
Раздел включает формирование умения изображать предметный рисунок и знакомство с написанием букв, дифференциацию понятий «звук» - «буква», формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.
Ресурсы
1. Материально-технические ресурсы:
1. Мебель: столы, стулья, шкафы для хранения методических пособий, инструментов и подручных средств;
2. Материалы: карандаши, фломастеры, краски, альбомы, раскраски, обводилки, пластилин, лото, игрушки, материалы;
3. Учебно-методический комплект: папки с дидактическим материалом, наглядно-иллюстративные материалы, шаблоны.
2. Информационные ресурсы:
Для реализации программы используются следующие виды информационных ресурсов:
-средства массовой информации.
-электронные библиотеки.
-сайты.
3. Материально-технические ресурсы:
Кабинет, в котором проводятся логопедические занятия, соответствует общим требованиям, предъявляемым к организациям: соблюдения санитарно-гигиенических норм; обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдения пожарной и электробезопасности; соблюдения требований охраны труда. Кабинет оборудован современной мебелью, специально подобранной как для младших, так и для старших детей, имеющей возможность изменять высоту под рост ребёнка, включает рабочую, игровую зоны для оптимальной организации коррекционно-развивающей деятельности и отдыха.
Оформление кабинета логопеда создает для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта и соответствует требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в кабинете создает рабочий настрой и мотивирует ребенка на учебную деятельность. В кабинете имеются следующие зоны:
учебная зона (включает в себя мебель, маркерную доску, коврограф, настенное зеркало);
игровая зона (имеется ковровое покрытие, на котором дети могут заниматься конструированием, играть в игрушки);
двигательная зона (обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал.
Инструменты и материалы для предметно–практической деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, влажные салфетки, бросовый материал для изготовления поделок, крупы, природный материал (кофейные зерна, ракушки, шишки), мягкая и плотная бумага.
Магнитофон, компьютер, видеоматериалы, презентации, видеозаписи.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Профессии», «Деревья», «Птицы», «Человек и его тело», «Комнатные растения», «Одежда и обувь».
Набор пиктограмм; мнемокартинки.
Дидактические игры по лексическим темам. Лото, пазлы, пирамидки, конструктор лего, логопедические кубики, матрешки, тактильные шарики. Тематические наборы. Компьютерные развивающие игры, презентации. Игровые пособия различных видов. Рабочие тетради. Ноутбук, телевизор.
Результаты
Ожидаемые результаты реализации программы:
Основным ожидаемым результатом является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.
У воспитанников будут сформированы:
1. Потребность в коммуникации.
2. Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм.
3. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использовать предметы для выражения потребностей путем указания на них жестом;
- использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
- использовать графические изображения (пиктограммы) объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом.
4. Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Умение использовать вербальные средства коммуникации.
Основные требования к умениям воспитанников.
Воспитанники должны научиться:
- понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм и тд.;
- уметь использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд, мимику, графические изображения, пиктограммы, коммуникативные тетрадями;
- уметь использовать вербальные средства общения (слово);
- уметь использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях;
- понимать слова, обозначающих объекты/субъекты (предметы, материалы, люди, животные и т.д.);
- уметь различать звуки окружающей действительности;
- уметь различать речевые и неречевые звуки;
- уметь подражать речевые звуки;
- выполнять задания по словесной инструкции логопеда;
- правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
- уметь выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- уметь выполнять развивающие упражнения для рук;
- уметь выполнять графические упражнения.
Критерии оценки эффективности
Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий. В индивидуальном мониторинге каждого обучающегося обозначается динамика речевого развития (Приложение 2): отрицательная, положительная, статичная. Контроль уровня речевого развития проходит в форме устного опроса и письменных проб.
Для отслеживания результативности реализации программы используются следующие виды контроля:
· Начальный контроль: выявление уровня речевого развития детей выполняется в течение третьей и четвертой недель августа, индивидуально с каждым воспитанником. Результаты диагностики фиксируются в речевой карте и мониторинге отслеживания динамики развития речи.
· Промежуточный контроль: проводится в феврале (2 недели) индивидуально с каждым ребенком. Ведется наблюдение за выполнением заданий в процессе ежедневных занятий, тем самым оценивается уровень усвоения программы. При необходимости корректируются список детей для индивидуальной и подгрупповой работы.
· Итоговый контроль: выполняется в последние 2 недели августа индивидуально. Ведется целенаправленное наблюдение за выполнением заданий в ходе ежедневных занятий и текущим работам, тем самым оценивается уровень развития речи, вербальной и невербальной коммуникации.
Диагностика результативности реализации программы осуществляется по результатам наблюдений и фиксируются в мониторинге отслеживания динамики развития.
Список литературы
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Москва, Владос, 2004г
2. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
3. Ахутина Т.В., Фотекова А.Н. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М, 2002. - 120 с.
4. Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961. - 365с.
6. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
7. Е.Д. Худенко, Т.С. Мельникова, С.Н. Шаховская Как научить ребёнка думать и говорить? НПФ «Унивсерв» Москва, 1993
8. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
9. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
10. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985345с.
11. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 160 с.
12. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
13. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб., 2001.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1. - 392с.
15. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. Учебное пособие / Под ред. Л.С. Волковой. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. - 208 с.
16. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
17. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Просвещение, 1989.
18. М.М.Безруких, С.П.Ефимова. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
19. М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
20. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.: Мысль, 2001. - 212с.
21. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018. – 240.
22. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. - СПб.: Союз, 2001. - 79 с.
23. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
24. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
25. Хватцев М. Е, Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 1997. - С.113-120.
26. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. Нарушение и восстановление. - М.: "Юристь", 1997. - 256 с.
27. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. / Изд.2-е. - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.