КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПОВЕРЬ В СЕБЯ»
Пояснительная записка
Для веселия планета наша мало оборудована.
Надо вырвать радость у грядущих дней.
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский («Сергею Есенину»)
Актуальность проблемы
Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. Наиболее чувствительным к подобного рода изменениям является подростковый возраст, который протекает под знаком биопсихосоциальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Данный возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая суицид. По данным ВОЗ за последние 45 лет показатели распространенности суицида увеличились на 60%, и сегодня по причине суицида каждый год умирает почти один миллион человек.
Суицид является второй причиной смертности молодых людей (после несчастных случаев) в возрасте от 15 до 18 лет.
В городе суициды совершаются более часто, чем в деревне. Максимум их приходится на май, минимум — на декабрь.
Таким образом, все сказанное выше, безусловно, доказывает глобальность этой проблемы для общественного здоровья, ее мировой масштаб, а также указывает на ее значимость и острую необходимость разработки мер, которые позволили бы каким-то образом изменить в положительную сторону
сложившуюся тенденцию.
Ключевые слова: суицидальное поведение, суицидальные попытки
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. При её разработке опирались на Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”, книгу Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006
Цель программы: формирование у обучающихся позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
2. Выявление обучающихся , нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности , снятие стрессового состояния.
3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого обучающегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
4. Создание системы психолого-педагогической поддержки обучающихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе лицея и в период трудной жизненной ситуации.
5. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Работа с обучающимися , ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с обучающимися, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
1. Причины и типология суицидального поведения.
Суицид (от лат. sui — сам себя + caedes — убийство) — преднамеренное лишение себя жизни, самоубийство.
Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Д.Д. Федотов - отечественный психиатр, выдающийся организатор научной и практической психиатрии. отмечает , что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным.
Истинный суицид - осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).
Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются "свернутостью" и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т.п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли.
Демонстративно-шантажное суицидальное поведение - сознательная манипуляция индивидом жизнеопасными действиями при сохранении для него высокой ценности собственной жизни с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Личностный смысл демонстративно-шантажных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для себя сторону (вызвать к себе жалость, сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). При демонстративно-шантажных попытках человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и для этого предпринимает все меры предосторожности.
По
данным А.Е. Личко, лишь в 10% случаев у подростков имеется истинное
желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90% суицидальное
поведение подростка – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершается
дома, притом в дневное или вечернее время, т.е. крик этот адресован прежде
всего к ближним .
Невозможность удовлетворения насущных потребностей приводит молодых людей
к депривации и аутодеструктивным действиям.
Ю.В. Попов, А.В. Бруг дают оценку одной из форм
суицидального поведения у подростков – аддитивного. По их мнению, так как в
большинстве случаев суицидальное поведение – это своеобразный «крик о помощи»,
то в ситуации хронического стресса, негативного эмоционального климата в семье,
в отсутствие позитивного опыта решения стрессовых ситуаций – суицидальное
поведение может закрепляться как способ хотя бы временного (либо очень быстрого)
разрешения семейных и личных проблем. И поскольку у детей и подростков
аффективное реагирование, особенно если оно приобретает патологический
характер, характеризуется стереотипным повторением, реакциями «клише», то в
дальнейшем уже на любые проблемы подросток дает привычную реакцию. Он
становится зависимым от привычной формы реагирования.
По мнению А.Г. Амбрумовой к особенностям суицидального поведения в
молодом возрасте относятся:
1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. В отличие от взрослых у детей и подростков отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения.
2. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
3. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д. При этом в детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых.
По данным исследований В.В. Нечипоренко, для суицидентов-подростков характерны следующие особенности: обидчивость, ранимость; снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам; низкая самооценка; отвержение социальным окружением, чувство покинутости; переживание собственной несостоятельности, физического отставания; избегание «нагрузочных» ситуаций и пассивность в разрешении трудных ситуаций .
Е.М. Вроно отмечает, что подросток часто переживает проблемы трех «н»: непреодолимость трудностей, нескончаемость несчастья, непереносимость тоски и одиночества. При этом он должен бороться с тремя «б»: беспомощностью, бессилием, безнадежностью.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки
- Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном
состоянии:
«я собираюсь покончить с собой»;
«я не могу так дальше жить».
«я больше не буду ни для кого проблемой»;
«тебе больше не придется обо мне волноваться».
- Много шутит на тему самоубийства.
- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
- Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, мирится с давними
врагами.
- Демонстрирует радикальные перемены в поведении такие, как:
в еде – ест слишком мало или слишком много;
во сне – спит слишком мало или слишком много;
во внешнем виде – становится неряшливым;
в привычках – пропускает занятия.
-Проявляет признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния, замыкается от семьи и друзей и т.д.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга),
чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном состоянии (серьезный кризис в семье – в
отношениях к родителям или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или
семейная проблема).
3. Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или
эмоционального.
4. Предпринимал попытку суицида ранее.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось
кем -то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе
5. Прогнозируемый результат:
· Уровень тревожности в пределах нормы
· Сформированная адекватная самооценка
· Ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью
· Снижение напряженности
· Осознание собственных чувств, мыслей
· Принятие собственной уникальности (создание чувства своего собственного «Я» с соответствующими границами).
6. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЕРЬ В СЕБЯ"
Мониторинг ККРП разделяется на три блока: 1) мониторинг реализации; 2) мониторинг качества исполнения программы; 3) мониторинг эффективности.
Мониторинг реализации программы.
Документами реализации программы являются:
- список участников программы;
- журнал учета мероприятий;
- индивидуальные карты участников;
- фотографии.
На основании документов мониторинга реализации программы создаются ежемесячные и годовой отчет о проведенной деятельности.
Мониторинг качества исполнения программы.
Документами оценки качества реализации программы являются:
- анкеты - отзывы участников программы;
На основании анкет - отзывов создается краткий анализ о субъективном восприятии участниками качества реализации программы. Анкеты заполняются участниками после проведения каждого модуля программы.
Мониторинг эффективности программы.
Эффективность реализации программы оценивается на основании сравнения результатов входных данных и стартовых по проведенным психодиагностическим мероприятиям.
Используемые методики:
· метод цветовых выборов (тест Люшера): позволяет выявить степень выраженности переживаний, тип реагирования, жесткость установок, зоны конфликта, способы и возможность самостоятельного выхода из конфликта;
· методика неоконченных предложений (НИИ психоневрологии им. Бехтерева): дает информацию о личности обучающегося , позволяет оценить его отношение к себе, семье, сверстникам, к переживаемым страхам и опасениям, отношение к прошлому и будущему, к жизненным ценностям;
· методика Дембо-Рубинштейна: позволяет изучить самооценку;
· методики выявления личностных особенностей - опросник Шмишека ;
· проективная методика суицидальных наклонностей З. Королева
· опросник депрессивности Бека
· методика определения уровней ситуативной и личностной тревожностей "ШРЛТ";
· методики выявления личностных особенностей: проективные методики "ДДЧ", "Несуществующее животное"
· методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества д. Рассела и м. Фергюсона
· шкала безнадежности Бека
· документы внешнего наблюдения.
1. По окончанию каждого модуля программы (которые могут реализоваться последовательно и/или параллельно) создаются аналитические отчеты, отражающие количественную и качественную стороны реализации программы.
2. По окончанию программы проводится полный анализ данных мониторинга с итоговым заключением о качестве и эффективности программы.
3. По окончанию программы создаются творческий отчет (фотографии и другие свидетельства деятельности).
7. СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЕРЬ В СЕБЯ»"
Сроки реализации |
Название модуля |
Целевое предназначение модуля |
Количество занятий |
Блок психолого - педагогического сопровождения |
|||
Сентябрь- Октябрь |
Организационный модуль |
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении; Выявление обучающихся «группы риска»; Проведение психодиагностического исследования всех обучающихся Определение состава группы |
|
Ноябрь |
Диагностический модуль |
Проведение психодиагностического исследования для дальнейшего мониторинга эффективности ККРП |
|
Декабрь-Январь |
Модуль «Команда» |
Развитие группового доверия, преодоление скованности и снижение напряженности группы |
6 занятий |
Февраль- Март |
Модуль «Эмоции судьбы» |
Коррекция негативных эмоций, коррекции повышенной тревожности и напряженности; обучение навыками эмоциональной регуляции; Демонстрация чувства злобы на чувство успокоения |
6 занятий |
Март-апрель |
Модуль «Познай самого себя» |
Развитие самопознания, позитивного самоотношения; Познание собственных сильных и слабых сторон Отработка умения анализировать свои личностные особенности Формирование более верного представления о себе посредством соприкосновения с теми сторонами личности, которые не осознавались полностью. Развитие навыков анализа конфликтной ситуации |
6 занятий |
Апрель-Май |
Модуль «Зеркало души» |
Осознание своего внутреннего мира; Развитие активной личностной позиции, направленной на построение созидательной жизненной позиции |
6 занятий |
1р. в месяц |
Модуль «Мы выбираем жизнь» |
Формирование в сознании обучающихся понятий ценности здоровья и здорового образа жизни |
|
Июнь |
Модуль «Мониторинг эффективности реализации программы» |
Проведение психодиагностического исследования для мониторинга эффективности ККРП |
|
Согласно плана работы педагога-психолога |
Модуль «Сдаю экзамены» |
Коррекция повышенной тревожности и напряженности.
|
|
Работа с педагогами |
|||
|
Подростковый суицид и меры его профилактики |
Формирование в сознании педагогов понятий подросткового суицида и мерах его профилактики |
|
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
||
|
Подростковый суицид и меры его профилактики |
Формирование в сознании родителей понятий подросткового суицида и мерах его профилактики |
|
|
|
|
|
Литература
· Нечипоренко В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте. Саморазрушающее поведение у подростков. Сб. науч. трудов. Л., 1991; с. 36–40.
· В. Ф.Войцех. Что мы знаем о суициде. Под редакцией профессора В.С.Ястребова. -М.:, 2007.
· Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Составители: А.Г.Амбрумова и В.А.Тихоненко. М.,1980.
· Психологическое сопровождение личности / И.Е. Марина- Спб.: Речь.2012
СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ
1.ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.
2.ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом – большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы. Беседы не могут усугубить состояние клиента, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность к психологу.
3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать психолога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.
4.ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.
5.ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны – узнайте, чем Вы можете помощь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.
6.Если Вам необходимо уехать, назначьте четкое время встречи по возвращении. Можно использовать открытки, письма, телефонные звонки.
ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО КЛИЕНТА
1.НЕ ВПАДАТЬ В ПАНИКУ.
2.ВЕЖЛИВО И ОТКРЫТО ПРИНЯТЬ КЛИЕНТА КАК ЛИЧНОСТЬ.
3.СТИМУЛИРОВАТЬ БЕСЕДУ, НЕ УПУСКАЯ НИКАКУЮ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ.
4.ТАКТИЧНО ИСКАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ КЛИЕНТ ЛЮБИМ И НУЖЕН.
5. ВОЗРОЖДАТЬ НАДЕЖДУ И ИСКАТЬ АЛЬТЕРНАТИВЫ СУИЦИДУ, ВОЗМОЖНОСТИ ВЫХОДА ИЗ СИТУАЦИИ.
6. НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ДАЖЕ ТЕНИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.
7.РАЗРЕШАТЬ КЛИЕНТУ ПРОЯВЛЯТЬ ЖАЛОСТЬ К СЕБЕ И ДРУГИМ.
8. БЛОКИРОВАТЬ СУИЦИДАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ИНТЕРВЕНЦИЮ.
9.БЫТЬ УВЕРЕННЫМ, ЧТО ПРЕДПРИНЯТЫ ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
10.ОБСУДИТЬ БЕСЕДУ И СВОЕ СОСТОЯНИЕ С СУПЕРВИЗОРОМ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.