Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
03.04.2018
Статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. В ней рассказывается о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, также автор данной статьи дает некоторые советы по организации работы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями обучения в общих образовательных учреждениях.
Комплексная помощь.doc
Одной из основных функций государственных образовательных стандартов общего
образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное
образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее
возможности его развития.
В настоящее время в Казахстане складывается модель инклюзивной практики
обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями
включаются в общеобразовательный процесс, но не спонтанно, а при создании в
образовательной организации специальной программы сопровождения.
Включение детей с особыми образовательными потребностями в среду
общеобразовательной школы требует значительных изменений в организации
процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для
безбарьерного доступа детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательные учреждения, но обеспечение их права на получение
образования и полноценное участие в общественной жизни, предусматривающая
создание условий для совместного обучения детейинвалидов и детей, не имеющих
нарушений в развитии. Необходимо обеспечение психологопедагогического
сопровождения таких учащихся на протяжении всего периода обучения в
общеобразовательном заведении.
Следовательно, психологопедагогическое
сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это
комплексная система психологопедагогической помощи ребёнку и родителям в
решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны
специалистов разного профиля, действующих сообща.
Действующее законодательство в настоящее время позволяет
организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных
учреждениях, главное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не
отличались в правах и возможностях от обычных детей.
Согласно Закону об образовании, ребёнок и его родители могут
самостоятельно выбирать форму образования и образовательное учреждение. C
каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые
нуждаются в оказании им специализированной помощи при освоении
образовательной программы.
На основании базисного учебного плана составляется индивидуальный
учебный план инклюзивного обучения с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей детей с ОВЗ. Часть предметов изучается индивидуально с
педагогом, часть при посещении обычных уроков. Часть предметов изучается
дистанционно.
Инклюзивное образование это обучение в совместной образовательной
среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями
здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не
снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых
ограничений в классе. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – это
получение им образовательного и социального опыта вместе со учителейдефектологов,
объединяющую учителей,
сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования
должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем –
профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей инвалидов.
Процесс сопровождения детей с ОВЗ осуществляется службой
сопровождения это объединение специалистов разного профиля в единую
команду,
психологов,
социальных педагогов, представителей родительского комитета и администрации
школы
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным
категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:
1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. дети с нарушением речи (логопаты);
4. дети с нарушением опорнодвигательного аппарата;
5. дети с умственной отсталостью;
6. дети с задержкой психического развития;
7. дети с нарушением поведения и общения;
8. дети с выраженными расстройствами эмоциональноволевой сферы, включая
9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые
дети с умственной отсталостью).
РАС;
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты
обучения детей особыми образовательными потребностями:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в
воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни,
социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации
образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном
случае является наличие у детей с ОВЗ возможности участвовать во многих
школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а
также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели
образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним
занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило,
обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного
учреждения, однако в Казахстане существуют и специализированные школы
надомного обучения детей с ОВЗ. Домашнее обучение может вестись по общей
либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего
образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых
детям с ОВЗ с помощью специализированной информационнообразовательной
среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии
(спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления
дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер,
принтер, сканер, вебкамера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться
связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса
проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и
выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с
последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает
аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Ребёнок может быть прикреплён
для прохождения аттестаций к любой школе.
Список литературы:
Нормативные документы:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007г. № 319
III с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 г.
2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан
на 2011 2020 годы (Указ Президента РК от 07.12.2010 года № 1118 )
3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева
«Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы,
единое будущее», 17 января 2014г.
4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК (Приказ
МОН РК от 16 ноября 2009 №529)
5. Закон РК «О социальной и медикопедагогической коррекционной
поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г. №
343II.
Основная литература:
1 Жайтапова А.А.. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С. Педагогика
21го века на пороге школы.Алматы. 2009.
2 Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 //
Обращение к ресурсу 29.12.2006. 7. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1.
9. Практическая психология образования: учеб.пособие для студ. психол. Фак.
Университетов / Р.В. Овчарова. – 3е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 448 с.
10. Романов П. В., ЯрскаяСмирнова Е. Р. Политика инвалидности:
Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Издво
«Научная книга», 2006.
11. Лошакова И. И., ЯрскаяСмирнова Е. Р. Интеграция в условиях
дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детейинвалидов //
Социальнопсихологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов:
Издво Пед. инта СГУ, 2002.
12. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций
опорнодвигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.
13. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности
ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и
образование. 2010. №2. – C. 638.
Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.