Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Оценка 4.6

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Оценка 4.6
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
03.04.2018
Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Статья посвящена психолого-педагогическому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями. В ней рассказывается о категориях детей с ограниченными возможностями здоровья, также автор данной статьи дает некоторые советы по организации работы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми потребностями обучения в общих образовательных учреждениях.
Комплексная помощь.doc
Одной из основных функций государственных образовательных стандартов общего образования   является   реализация   права   каждого   ребёнка   на   полноценное образование,   отвечающее его   потребностям   и   в   полной   мере   использующее возможности его развития. В   настоящее   время   в   Казахстане   складывается   модель инклюзивной   практики обучения,   при   которой   дети   с   особыми   образовательными   потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не спонтанно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. Включение   детей   с  особыми   образовательными   потребностями  в   среду общеобразовательной   школы   требует   значительных   изменений   в   организации процесса обучения. И подразумевает не только создание технических условий для безбарьерного   доступа   детей   с  особыми   образовательными   потребностями  в общеобразовательные   учреждения,   но   обеспечение   их   права   на   получение образования и полноценное участие в общественной жизни, предусматривающая создание условий для совместного обучения детей­инвалидов и детей, не имеющих нарушений   в   развитии.   Необходимо   обеспечение   психолого­педагогического сопровождения   таких   учащихся   на   протяжении   всего   периода   обучения   в общеобразовательном   заведении.   Следовательно,   психолого­педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) – это комплексная система психолого­педагогической помощи ребёнку и родителям в решении   задач   развития,   обучения,   воспитания,   социализации   со   стороны специалистов разного профиля, действующих сообща.                       Действующее   законодательство   в   настоящее   время   позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных образовательных учреждениях, главное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.                     Согласно   Закону   об   образовании,   ребёнок   и   его   родители   могут самостоятельно   выбирать   форму   образования   и   образовательное   учреждение. C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые нуждаются   в   оказании   им   специализированной   помощи   при   освоении образовательной программы.                 На   основании   базисного   учебного   плана   составляется   индивидуальный учебный план инклюзивного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей   детей   с   ОВЗ.   Часть   предметов   изучается   индивидуально   с педагогом,   часть   при   посещении   обычных   уроков.   Часть   предметов   изучается дистанционно.            Инклюзивное образование ­ это обучение в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений,  посредством   обеспечения   детям   с  ограниченными   возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих   в   целом   уровень   образования   для   детей,   не   имеющих   таковых ограничений в классе.  Главное в инклюзивном образовании ребенка с ОВЗ – это получение   им   образовательного   и   социального   опыта   вместе   со учителей­дефектологов,   объединяющую   учителей, сверстниками. Основным   критерием   эффективности   включающего   образования должна   стать   максимальная   социальная   адаптация,   а   в   дальнейшем   – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей ­ инвалидов.                   Процесс   сопровождения   детей   с   ОВЗ   осуществляется   службой сопровождения   ­   это   объединение   специалистов   разного   профиля   в   единую команду,   психологов, социальных педагогов, представителей родительского комитета и администрации школы По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся: 1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); 3. дети с нарушением речи (логопаты); 4. дети с нарушением опорно­двигательного аппарата; 5. дети с умственной отсталостью; 6. дети с задержкой психического развития; 7. дети с нарушением поведения и общения; 8. дети с выраженными расстройствами эмоционально­волевой сферы, включая 9. дети   с   комплексными   нарушениями   психофизического   развития,   с   так называемыми  сложными  дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). РАС;                Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей особыми образовательными потребностями: Спецшколы   и   интернаты   –   образовательные   учреждения   с   круглосуточным пребыванием   обучающихся,   созданные   в   целях   оказания   помощи   семье   в воспитании   детей,   формирования   у   них   навыков   самостоятельной   жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.  Коррекционные классы общеобразовательных школ  – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными   возможностями   здоровья.   Положительным   фактором   в   данном случае   является   наличие   у   детей   с   ОВЗ   возможности   участвовать   во   многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Домашнее обучение – вариант обучения детей с ОВЗ, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение   осуществляется   силами   педагогов   ближайшего   образовательного учреждения,   однако   в   Казахстане   существуют   и   специализированные   школы надомного обучения детей с ОВЗ. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Дистанционное обучение  – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям   с   ОВЗ   с   помощью   специализированной   информационно­образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб­камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь   ребенка   с   центром   дистанционного   обучения.   В   ходе   учебного   процесса проходит   как   общение   преподавателя   с   ребенком   в   режиме   онлайн,   так   и выполнение   учащимся   заданий,   присланных   ему   в   электронном   виде,   с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.                   При успешном прохождении  итоговых  аттестаций  учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию. Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе.  Список литературы: Нормативные документы: 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007г. № 319­ III с изменениями и дополнениями от 24 октября 2011 г. 2. Государственная Программа развития образования Республики Казахстан  на 2011 ­ 2020 годы (Указ Президента РК от 07.12.2010 года № 1118 ) 3. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева  «Казахстанский путь –                 2050: Единая цель, единые интересы,  единое будущее», 17 января 2014г. 4. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК (Приказ  МОН РК от 16 ноября 2009 №529) 5. Закон РК «О социальной и медико­педагогической коррекционной  поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 г. №  343­II. Основная литература: 1 Жайтапова А.А.. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С. Педагогика 21­го века на пороге школы.Алматы. 2009. 2 Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 //  Обращение к ресурсу 29.12.2006. 7.   На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007  8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и       проблемы внедрения // Социальная педагогика. ­ 2010. ­ № 1. 9. Практическая психология образования: учеб.пособие для студ. психол. Фак.  Университетов / Р.В. Овчарова. – 3­е изд., стер. – М.: Издательский центр  «Академия», 2007. – 448 с. 10. Романов П. В., Ярская­Смирнова Е. Р. Политика инвалидности:         Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд­во  «Научная книга», 2006. 11. Лошакова И. И., Ярская­Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях         дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей­инвалидов //        Социально­психологические проблемы образования нетипичных детей.     Саратов:  Изд­во Пед. ин­та СГУ, 2002. 12. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций  опорно­двигательного аппарата: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с. 13. Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности  ребенка с интеллектуальной недостаточностью // Психологическая наука и  образование. 2010. №2. – C. 63­8.

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП

Комплексная помощь в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ООП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018