Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»
Оценка 4.9

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история +2
3 кл—4 кл
03.04.2017
Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Целью данной программы внеурочной деятельности «Чудесный город» является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Чудесный город 3-4 класс.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района Санкт­Петербурга «Рассмотрено» на заседании МО учителей Дорофеева Г.А. _________________ Руководитель МО Протокол № ___ от «___» августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 Иентш С.В. ____________________ «__»  августа  2016 г. «Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е. ______________ Приказ № ___ от «__» августа 2016 г. Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город» составлена   классным  руководителем ГБОУ средняя школа № 511 Булавиной Ириной Германовной Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ___ от «    »    августа 2016 г. 1 2 Пояснительная записка Внеурочная   деятельность   школьников  –   понятие,   объединяющее   все   виды   деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно   ФГОС   организация   занятий   по   направлениям   внеурочной   деятельности   является неотъемлемой частью учебно­воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени   учащихся.   Внеурочная   деятельность   понимается   сегодня   преимущественно   как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном   досуге,   их   участии   в   самоуправлении   и   общественно   полезной   деятельности. Правильно   организованная   система   внеурочной   деятельности   представляет   собой   ту   сферу,   в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.  Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые   образовательные   педагогические   и   информационные   технологии,   тем   самым   вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель  программы  внеурочной   деятельности    «Чудесный   город»:  создание   условий   для позитивного   общения   учащихся   в   школе   и   за   ее   пределами,   для   проявления   инициативы   и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. Задачи: ­ формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности; ­ развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей; ­ создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; ­ создание условий для поддержания стабильного здоровья обучающихся; ­формирование   культуры   общения   учащихся,   осознания   ими   необходимости   позитивного общения со взрослыми и сверстниками; ­ передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, опыта поколений; ­ знакомство с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений; ­ воспитание силы воли, терпения при достижении поставленной цели. Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье ­ это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит 3 от   желания   постоянно   работать   над   собой,   стать   образованным,   духовно   ­   воспитанным   и трудолюбивым.  Система внеурочной воспитательной работы представляет  собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся: 1. Принцип   гуманизации   образовательного   процесса,   предполагающий   очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей. 2. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся. 3. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования. 4. Принцип целостности. 5. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования. 6. Принцип личностно ­ деятельностного подхода. 7. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно,   но   и   в   соответствии   с   требованиями   мировой,   отечественной,   региональной культур. 8. Принцип   взаимодействия,   предполагающий   координацию   всех   образовательных социокультурных   институтов   в   оказании   педагогической   помощи   и   поддержки   детям   разного уровня социализации Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих 9. Данная программа рассчитана  на детей младшего школьного возраста. Она предполагает участие учащихся, родителей, классного руководителя,   педагогов­предметников. Программа направлена на развитие  и совершенствование  положительных  качеств  личности  ребёнка.               Ключевыми   являются:  понятиями, «индивидуальность»,   «творчество»,  которые   одновременно   выполняют   роль   принципов   классного «активность»,   «коллектив», сообщества, а затем превратятся в ценностные ориентации личности каждого ребенка.    характеризующими   сущность   воспитательной   системы   класса,   «самостоятельность»,   «доброта»,   «дружба», По направлению общекультурной деятельности реализуются программа:  «Чудесный город» ­ формирование  исторического сознания, приобщение детей  к занятиям краеведением как активной, познавательной, оздоровительной и досуговой деятельности. Планируется посещение экскурсий, проведение выставок, участие в конкурсах. Особенностью   занятий по программе  «Мой   мир» является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной   на   развитие   навыков   общения,   взаимодействия   и   сотрудничества.   Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей. 4 Направления   внеурочной   деятельности   способствуют     сплочённости   классного   коллектива, выявлению одарённых детей, социализации и адаптации детей в социуме. Предполагаемые результаты внеурочной деятельности: Результаты   первого   уровня  (приобретение   школьником   социальных   знаний,   понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение   школьниками знаний   об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах   конструктивной   групповой   работы:   об   основах   разработки   социальных   проектов   и организации коллективной творческой деятельности. Результаты   второго   уровня  (формирование   позитивного   отношения   школьника   к   базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Лаконичная  формулировка трех уровней результатов внеурочной  деятельности школьников: 1­й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь; 2­й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3­й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:  ­   формирования   коммуникативной,   этической,   социальной,   гражданской   компетентности школьников; ­ формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной  и др.  В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках  отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные  результаты   понимаются   как   «освоенные   обучающимся   на   базе   одного, нескольких   или   всех   учебных   предметов   способы   деятельности,   применимые   как   в   рамках образовательного   процесса,   так   и   при   решении   проблем   в   реальных   жизненных   ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений 5 обучающихся   к  себе,  другим  участникам  образовательного  процесса,  самому  образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.  Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса I. Личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно­смысловую  ориентацию учащихся в окружающем мире. Формируемые умения: формирование у детей мотивации к обучению,  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,  ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого  мышления. Средства формирования: организация на занятии парно­групповой работы. II. Регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащихся своей  учебной деятельности. Формируемые умения: учитывать выделенные учителем ориентиры действия для нового учебного  материала (в сотрудничестве с учителем); планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять  итоговый и пошаговый контроль по результату. Средства формирования: задания на постановку новых учебных задач (в сотрудничестве с  учителем), преобразование практической задачи в познавательную; упражнения на проявление  познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. III. Познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические  действия и действия постановке и решению проблем. Формируемые умения: умение учиться (навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и  интерпретации информации); добывать необходимые знания и с их помощью выполнять  конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных  заданий с использованием учебной литературы; формировать основы смыслового чтения  художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;  организация возможности осуществлять расширенный поиск информации с использованием  ресурсов библиотек и Интеренета. II. IV.  Коммуникативные  универсальные   учебные   действия,   обеспечивающие   социальную компетентность   и   учет   позиции   других   людей,   партнера   по   общению   или   деятельности. Формируемые умения: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формировать   умение   координировать   свои   усилия   с   усилиями   других;   учить   формулировать собственное мнение и позицию; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,   в   том   числе   в   ситуации   столкновения   интересов,   формировать   навык   задавать вопросы; учить понимать, что возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе   не   совпадающих   с   собственной   и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в   общении   и взаимодействии; учиться учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в рамках в сотрудничества; учить учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную 6 позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. Внеурочная   деятельность   ориентирована   на   работу   с   интересами   учащихся,   развитием   их личностных компетенций, профориентацию.  Модуль по общекультурному направлению деятельности «Чудесный город».(34 часа) Идея содержания программы Название   программы   соответствует   его   идеи.   Ребенок   в   знакомом,   привычном   для   него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса». Цель программы: способствовать   эмоционально­ценностному   восприятию   ребенком   города   как   «своего   мира», представляющего   значимость   (ценность)   для   него   при   условии   грамотного   взаимодействия   с объектами городской среды и людьми. Задачи программы: 1. Пробудить у детей познавательный интерес к изучению своего города,  предоставив каждому ребенку возможность открыть «новое в знакомом» окружении.   2.   Помочь   учащимся   получить   представление   о   ценности   (значимости)  объектов   городской среды для них и других жителей. Для этого необходимо обогатить повседневный опыт знаниями: ● о целесообразности составных частей города, их пользе для горожан при условии грамотного взаимодействия с ними (на примере ближайшего окружения); ● ● об уникальности, неповторимости природного и культурного наследия нашего города (на примере важнейших памятников природы, культуры – достопримечательностей Петербурга и района проживания); о неповторимости ансамблей исторического центра (ядра) города, которые являются символами Петербурга; 3. Способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни. ● Умение ориентироваться в пространстве города: 7 ­ ориентироваться по карте­схеме; ­ ориентироваться в реальном городе (по городским ориентирам: табличкам с названием улиц, номерами домов); ­ выполнять правила поведения горожанина (в общественном месте, в отношении к природным и культурным объектам; ­ «использовать»  культурный  потенциал  города  в  реальной  жизни  (посещение  музея, театра, библиотеки, прогулки по городу и т.д.). ● Умение «добывать» информацию из разнообразных источников краеведческих знаний: ­ из письменных источников, доступных возрасту детей  (учебника, справочников, краеведческой литературы);   ­ из изобразительных источников; ­ из реальных городских объектов (сооружений, монументальных памятников);  ­ от «носителей устной информации»  4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся; 5. Содействовать выражению учащимися впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению.  Прогнозируемые результаты освоения программы Выпускники 3 класса: ­ грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, указанные в программе;  отвечают   на   вопросы,  предложенные   учителем,   сформулированные   в   учебных   пособиях, показывая степень сформированности представлений;  ­ о назначении города, его функциях, о продуманности его структуры, о специфике поведения в городе, о взаимосвязи города и горожан;  ­ об удивительных природных особенностях Петербурга, об уникальном облике центра города, о значимости (ценности) памятников, достопримечательностей, символов Петербурга; ­ о важности и нужности созидательного труда горожан (образцы вопросов в учебном пособии «Чудесный город», ч. 1, 2);  Ориентируются по упрощенной схеме города; ­ читают ее «легенду»; ­ находят основные географические ориентиры: река, исток, устье, правый, левый берег; остров; 8 ­ находят объекты по природным и городским ориентирам.  Ориентируются в реальном городе: ­ на улице, в своем районе, в центре города по природным и городским ориентирам (река, сквер, таблички с названием улиц, №  домов, названием учреждений; вывески; известные по повседневной жизни здания аптеки, магазина, школы  и др., а также изученные на уроках ранее объекты). Объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанина; Регулярно посещают музеи вместе с классом, совершают учебные прогулки и экскурсии.  Умеют: ­   самостоятельно   находить   нужную   информацию   в   учебнике   по   истории   и   культуре   Санкт­ Петербурга, с помощью библиотекаря и родителей пользоваться краеведческими справочниками, рекомендованными учителем; ­   узнавать   по   изображению   достопримечательность,   называя   признаки,   по   которым   узнал памятник (согласно программе и отобранных учителем памятников своего района);  ­   узнавать   изученные   на   уроках   объекты   в   реальном   городе;   рассматривать   их   и   видеть «говорящие»   детали   ­   вывески,   украшения;   а   также   замечать   детали   зданий,   памятников, придающих им неповторимый вид;  ­ слушать рассказы родителей, экскурсоводов и «слышать» их, фиксируя услышанное в рисунке или словесно. ­ комментировать текст, выделять опорное слово в тексте, составлять простой план;  ­ устно описывать объект, используя  памятку;  ­ составлять письменный рассказ об объекте или человеке; ­   извлекать   необходимую   информацию   из   рассказа   учителя,   одноклассника,   отвечая   на познавательное задание.  Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся проявляется  ­ в словесном выражение собственного впечатления от объекта (Какой? Какая? Какое?);  ­   в   форме   и   содержании   выполненного   по   желанию   творческого   задания   (рисунка, стихотворения, сказки или др.); ­ в объяснении необходимости бережного отношения к городским объектам.   Программа   разработана     с   опорой   на   общие   принципы:   актуальности,   системности, последовательности, преемственности и массовости, конкретности (учет особенности учреждения, возраста,   детей   их   интеллектуальных   возможностей),   направленности   (выделение   главного, существенного в образовательной работе), оперативности, гибкости, мобильности, коллективного характера. 9 В связи, с чем разработанная программа является действенным механизмом, объединяющим процесс образования в целостную систему: получения детьми  необходимых теоретических знаний в краеведческом направлении. Программа состоит из  тематических  разделов. Внутри каждого раздела несколько локальных тем.  В программу включены цикл лекций, бесед, игровых программ дополняющие знания детей по различным   краеведческим   темам,   знакомим   детей   с   историей   края   и   города.   Широкое использование принципа наглядности, эстетического восприятия и установки на живое впечатление от объекта изучения. Программа   составлена   на   основе   допущенной   программы   «Санкт­Петербург­город   музей» (Л.К.Ермолаева «Система краеведческого образования в школах Санкт­Петербурга». СПб, СМИО Пресс, 2002).  Возраст детей, участвующих в реализации программы Программа   предназначена   для   обучения   детей   от   9   до   11   лет.   Возрастные   особенности   детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребенку. Учебная группа формируется на основании свободного выбора детьми образовательной области, при наличии письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья.  Учебный   материал   и   условия   реализации   программы   соответствуют   СанПиН   2.4.4.   1251­03   от 20.06.2003. Сроки реализации образовательной программы 1 год – 34 часа. Численный состав группы: от 5 до 15 человек, занятия проводятся раз в неделю по 40–45 минут  в помещении, один раз в месяц ­ однодневный поход или экскурсия.  Основные формы и методы проведения занятий. Интерактивные занятия. Интегрированные занятия. Беседы. Тематические экскурсии. Познавательные прогулки по городу. Семейные экскурсии выходного дня. Семейный исследовательский проект. Выполнение творческих домашних заданий. 10 Работа с картой города, планом участка города. Ведение краеведческой тетради, словарика архитектурных понятий. Коллективные рассказы – эстафеты. Организация школьных и классных тематических выставок. Содержание программы Раздел I. Мир города Тема 1. Город «живой» Отличия   города   от   деревни.   Главная   функция   города.   Структура   города:   дом   —   семья, квартира, жилой дом; общественные дома; улицы; «подземное» хозяйство; реки, каналы; сады, парки, скверы. Польза этих частей города для горожан. Большие «клетки» города — кварталы и районы. Необходимость деления города на кварталы и районы. «Санкт­Петербург – чудесный город» Что такое город?  Главная "клеточка" города – дом. Главная "клеточка" города – дом. "Руки" и "ноги" города. (Какую пользу приносят улицы и подземное хозяйство города?) «Сосуды» и «легкие» города («Синее» и «зеленое» на карте города) Тема 2. Город и горожане Взаимосвязь города и горожан. Горожане — «помощники» города. Горожане — «разрушители» города. «Болезни» города (причины, обусловливающие состояние города). Взаимосвязь горожан. Правила поведения горожан. Горожане – создатели города, горожане – разрушители города Горожане­соседи. Раздел II. УДИВИТЕЛЬНЫЙ САНКТ­ПЕТЕРБУРГ Содержание   второго   раздела   раскрывает   уникальные   особенности   города   Санкт­ Петербурга,   отличающие   его   от   любого   другого   города   (на   примере   объектов   района,   в котором   расположена   школа,   живут   дети,   и   исторического   центра).   Раскрывается эстетическая,   общественная   значимость   достопримечательностей  нашего   города   и 11 ценность труда. Тема 3. Визитная карточка города Имя города. Дата рождения города. Герб Санкт­Петербурга. (*) Учебная прогулка к «ровеснику» города. Тема 4. Природные особенности Санкт­Петербурга Местоположение города. Особенности климата. Санкт­Петербург — город на воде. Санкт­Петербург — город на островах. Изменение природы невских берегов петербуржцами. Сохранившиеся памятники природы. (*) Прогулка  с родителями «Знакомство с уголками природы в городе». Тема 5. Сказочный наряд Петербурга Петербургские   набережные,   их   необходимость   и   особенности.   Создатели   набережных. Петербургские   мосты   —   их   необходимость   и   особенности.   Мастерство   создателей   мостов. Чугунные   решетки,  ограды  —  их   необходимость,  особенности.  Украшения   фасадов   старинных петербургских   домов:   колонны,   пилястры,   декоративное   убранство.   Создатели   петербургских зданий:   архитекторы,   строители,   декораторы.   Сказочные   существа   в   Петербурге.   Скульптура, статуя, барельеф. Старинные петербургские фонари — их необходимость, особенности. (*) Прогулка  с родителями «Знакомство со сказочным нарядом Петербурга». Тема 6. Богатый и щедрый Санкт­Петербург Богатства Петербурга. Заводы, фабрики, порты, вокзалы, банки, магазины. Учебные заведения. Научные учреждения. Библиотеки. Музеи. Театры. Храмы разных вероисповеданий. «Щедрость» Петербурга: богатства Петербурга доступны его жителям, многим россиянам. Тема 7. Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы Настоящие петербуржцы – создатели и «пользователи» богатств Петербурга. Правила поведения настоящих горожан. Городские традиции. Мужество и героизм настоящих горожан в годы блокады. Коренные петербуржцы. Знаменитые петербуржцы. Почетные граждане Петербурга.  Повторение и обобщение раздела II. Раздел III. «Блистательный Санкт­Петербурга» Третий  раздел  знакомит  учащихся с  главными достопримечательностями, символами Санкт­ Петербурга. Раскрывается их эстетическая, историко­культурная, общественная значимость, а также ценность труда людей, создавших эти объекты. Указываются некоторые традиции, связанные с   этими   объектами.   Подчеркивается   значение   объектов   как   символов,   опознавательных   знаков города.  Тема 8. Зимний дворец – дворец «славы российской» 12 Местоположение   дворца.   Название   дворца.   Облик   дворца   (планировка,   цвет,   украшения фасадов). Создатели дворца: Ф. Б. Растрелли, строители.  Обращение к природе при создании дворца; изобретательность, мастерство создателей. Жизнь и служба дворца: царский дворец, музей. Внутреннее убранство дворца: Главная лестница, Малахитовый зал. Другие помещения дворца (отбор материала по усмотрению учителя). Центр науки и образования. Состояние дворца (от кого и от чего зависит его состояние). Помощники дворца — сотрудники музея и посетители музея. Зимний дворец — символ бывшей столицы, культурной столицы современной России.  Экскурсия «Прогулка к Зимнему дворцу и по Зимнему дворцу». 13 Развернутое тематическое планирование курса «Чудесный город»  (34 часа) № п/п Тема Форма проведения Регулярно Нерегулярно 1.   «Санкт­Петербург   – чудесный город» 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Что такое город? Главная   "клеточка"   города – дом. "Руки"   и   "ноги"   города. (Какую пользу приносят улицы   и   подземное хозяйство города?) «Сосуды»   и   «легкие» города   («Синее»   и «зеленое»   на   карте города)  Наш   квартал   (учебная прогулка по кварталу, в котором   расположена школа)  Город и горожане. Горожане   –   создатели города,   горожане   – разрушители города. Имя   и   день   рождения города Опознавательный   знак Санкт­Петербурга Местоположение нашего города  *Прогулка   с родителями «Знакомство с уголками природы в городе».   Решение Знакомство с учебным пособием.   Работа в группах над иллюстрациями. Беседа. познавательных заданий, ребусов. Беседа. познавательных заданий.  группах. Беседа­ диалог. Парно­ групповая работа. Работа   в Решение   Беседа. групповая Решение ребусов.    Парно­ работа.   прогулка. Учебная   Творческая  работа  по окончанию экскурсии. Беседа­ диалог. Работа в группах    ребусов­ Решение познавательных заданий, паутинок.  Выполнение творческих заданий.   Беседа­ Выполнение творческих заданий. Беседа­ диалог. Просмотр презентации. Решение ребусов.  диалог.   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11. Нева   –  главная  «улица» Просмотр презентации 1 14 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. – 24. 25. 26. 27.   28. 29. Просмотр презентации. Дидактическая  игра. Беседа­диалог. Просмотр презентации Дидактическая  игра. Просмотр презентации. Дидактическая  игра. Беседа­ диалог. Просмотр презентации   нашего города.  Петербург – город рек и каналов.   Санкт­Петербург   – город на островах Санкт­Петербург «музей мостов» Сказочный наряд   петербургских   рек   и каналов. –   Сказочный   наряд улиц Петербурга. *   Прогулка   родителями «Знакомство сказочным   Петербурга».   с со   нарядом  «Сказочный зверинец» в нашем городе. Богатый   и   щедрый Петербург.   Главное богатство Петербурга – настоящие петербуржцы Тяжелое испытание нашего города и горожан   Знаменитые петербуржцы.  Урок   повторения   и вводного   обобщения: «Удивительный и блистательный   Санкт­ Петербург».        диалог. Просмотр   презентации Дидактическая  игра. Беседа­ Решение познавательных заданий . Решение познавательных заданий, обсуждение Беседа­обсуждение. Работа   в   группах сменного  состава. Беседа­обсуждение беседа­ Творческое     задание   ­ рассказ   или   рисунок «Удивительный и блистательный   Санкт­ Петербург».     "Здесь   жили   когда­то цари и царицы…" Учебная  экскурсия. Учебная       экскурсия. Творческая  работа  по окончанию экскурсии.  Вокруг Зимнего дворца Беседа­обсуждение. Решение познавательных заданий. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 30.   "Огромный   зеленый Просмотр   презентации 1 15 31. 32. 33. 34. фигурный ларец…". "И   на   снегу   выращивал дворцы   …"   (Строители Зимнего дворца) "Гордятся   им   все… (повторительно­ обобщающий   урок   по теме) Что   особенного   есть   в твоем районе?   урок Обобщающий «Чудесный   город   – Санкт­Петербург» Дидактическая  игра. Беседа­обсуждение. Просмотр презентации Решение познавательных заданий. Творческое     задание   ­ рассказ   или   рисунок «Что особенного есть в твоем районе?» Решение познавательных заданий, ребусов. Работа   в   группах сменного  состава.   1 1 1 1 Модуль по общекультурному направлению деятельности «Чудесный город».(34 часа) Идея содержания программы Название   программы   соответствует   его   идеи.   Ребенок   в   знакомом,   привычном   для   него окружении города, открывает незнакомое, «чудеса». Цель программы:  создание условий   для формирования нравственных   чувств, духовно­ ценностной и практической ориентации школьников  в окружающем мире.  Задачи программы:  создать условия  для проявления  познавательного  интереса   к изучению истории  города;  создать условия для получения знаний о составных частях города, о роли людей и природы в  формировании городов; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик  Санкт­Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари,  скульптура); о главных ансамблях Петербурга ­  его символах, являющихся частью всемирного  культурного наследия;   создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика  Петербурга;  формирование краеведческих умений;  развитие монологической речь и мыслительных умения;  воспитание чувств товарищества;  формирование гражданской позиции, патриотизма;  воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность,  толерантность);  способствовать формированию у учащихся элементарных умений, необходимых им в учебной  и повседневной жизни. Прогнозируемые результаты освоения программы 16 В результате обучения по данной программе  у учащихся 4­го класса будут сформированы: Личностные результаты:  основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;  чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;  эстетические   и   ценностно­смысловые   ориентации,   создающие   основу   для   формирования позитивной   самооценки,   самоуважения,   жизненного   оптимизма,   потребности   в   творческом самовыражении;  выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;  компетентности   в   реализации   основ   гражданской   идентичности   личности   в   поступках   и деятельности;  основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;  эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев. Метапредметные результаты: Регулятивные результаты:  планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;  выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;  проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;  использовать  внешнюю   и  внутреннюю  речь  для  целеполагания,  планирования  и   регуляции своей деятельности;  уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;  повысить творческую активность и самостоятельность;  самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и   вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные результаты:  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,   справочников   (включая   электронные, цифровые);    осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;  использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;  осуществлять   подведение   под   понятие   на   основе   распознавания   объектов,   выделения существенных признаков и их синтеза;  устанавливать аналогии;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; Коммуникативные результаты:  адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для   решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание  допускать   возможность   существования   у   людей   различных   точек   зрения,   в   том   числе   не 17 совпадающих   с   его   собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнёра   в   общении   и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;  задавать вопросы;  контролировать действия партнёра;  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.  формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;  аргументировать  свое   мнение,   координировать  его  с  позициями   партнеров  при  выработке общего решения в совместной деятельности; Предметные результаты:  расширение   знаний   о   городе   в   работе   с   дополнительными   источниками   информации,   в посещении   музеев,   театров,   библиотек,   учебных   прогулках/экскурсиях,   в   исследовательской деятельности;  приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;  развитие   интереса   к   знакомым   городским   названиям,   праздникам,   объектам   (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;  понимание   уникальности,   неповторимости   Санкт­Петербурга   –   северного,   одновременно морского и речного города;  уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам;  находить информацию; о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан. работать   с   картой,   проводить   ассоциации,   обобщать,   ориентироваться   по   карте­схеме Петербурга;  извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;  объяснять различные понятия и использовать их.   Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа предназначена для обучения детей от 9 до 11 лет. Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к ребенку. Учебная группа формируется на основании свободного выбора детьми образовательной области, при   наличии  письменного   заявления   родителей   и   медицинского   заключения   о   состоянии здоровья.  Учебный материал и условия реализации программы соответствуют СанПиН 2.4.4. 1251­03 от 20.06.2003. Сроки реализации образовательной программы 1 год – 34 часа. Численный состав группы: от 5 до 15 человек, занятия проводятся раз в неделю по 40–45 минут в помещении, один раз в месяц ­ однодневный поход или экскурсия.  Основные формы и методы проведения занятий.  групповая 18 индивидуальная   малые группы Формы проведения занятия          беседа диспут виртуальная экскурсии конкурс викторина практикум. выполнение творческих домашних заданий. работа с картой города, планом участка города. ведение краеведческой тетради, словарика архитектурных понятий. Система  оценки планируемых результатов Контроль умений и навыков проводится в конце каждой темы. Даны вопросы и задания в виде  тестов, ребусов, кроссвордов, а также вопросы, требующие использования дополнительного  материала. В конце каждого раздела  проводится итоговое занятие и викторина «Знаете ли вы  свой город?», «Что, Где, Когда». Подготовка и проведение презентаций и экскурсий  обучающимися. Формы контроля.   ­ тестирование ­ контрольное занятие ­ викторина. Содержание программы Программа состоит из  тематических  разделов. Внутри каждого раздела несколько локальных тем.  В программу включены цикл лекций, бесед, игровых программ дополняющие знания детей по различным   краеведческим   темам,   знакомим   детей   с   историей   края   и   города.   Широкое использование   принципа   наглядности,   эстетического   восприятия   и   установки   на   живое впечатление от объекта изучения. Раздел I. Блистательный Санкт­Петербург Данный  раздел знакомит учащихся с главными достопримечательностями, символами Санкт­ Петербурга. Раскрывается их эстетическая, историко­культурная, общественная значимость, а   также   ценность   труда   людей,   создавших   эти   объекты.   Указываются   некоторые   традиции, связанные   с   этими   объектами.   Подчеркивается   значение   объектов   как   символов, опознавательных знаков города.  Тема 1. Зимний  дворец­ дворец  «славы российской». Местоположение   дворца.   Название   дворца.   Облик   дворца   (планировка,   цвет,   украшения фасадов). Создатели дворца: Ф. Б. Растрелли, строители.  Обращение к природе при создании дворца; изобретательность, мастерство создателей. Жизнь и служба дворца: царский дворец, музей. Внутреннее убранство дворца: Главная лестница, Малахитовый зал. Другие помещения дворца (отбор материала по усмотрению учителя).  Центр науки и образования. 19 Состояние дворца (от кого и от чего зависит его состояние). Помощники дворца — сотрудники музея и посетители музея. Зимний дворец — символ бывшей столицы, культурной столицы современной России. Тема 2. Петропавловская  крепость. Местоположение   крепости.   Необходимость   сооружения   крепости.   27   мая   1703   года   — основание крепости — день рождения города. Название крепости. Крепость   —   неприступная   твердыня:   бастионы,   куртины,   равелины,   казематы,   кронверк. Петровские ворота — первые и главные ворота крепости, памятник военной славы. Украшения ворот: статуи, барельеф. Аллегория. Герб России.  Аллегорическое содержание барельефа. Петропавловский собор — старинный и главный собор города. Название собора. Облик собора (планировка,  цвет).  Украшения  собора   (портик,  пилястры,  декоративное  убранство,  барабан, купол).   Украшения   колокольни   (ярусы,   волюты,   куранты,   шпиль,   флюгер­ангел,   пилястры, портик). Внутреннее убранство собора (иконостас, надгробия). Создатели крепости ­ Доменико Трезини, солдаты, строители со всех уголков России. Условия труда первых строителей. Жизнь   и   служба   Петропавловской   крепости:   «служба»   крепости   в   прошлом   (гарнизон, комендант,   Плясовая   площадка,   традиции:   открытие   навигации,   полуденный   выстрел, фейерверки). Жизнь крепости в наши дни: все сооружения крепости — памятники.  Памятник Петру I. Государственный музей истории Санкт­Петербурга. Современные традиции (экскурсии, празднование дня рождения города; полуденный выстрел, фейерверки; отдых на пляже;  прогулки по воде,  на вертолете). Помощники   крепости   ­   ее   сотрудники   и   посетители.   Браги   крепости   —   время,   погодные условия, посетители­разрушители. Петропавловская крепость — символ рождения Петербурга, крепость­музей. (*) Прогулка по Петропавловской крепости. Тема 3. Стрелка Васильевского острова. Местоположение. Название. Ансамбль Стрелки Васильевского острова: Биржа, пакгаузы, Ростральные колонны, набережная со   спуском,   сквер.   Облик   Биржи   (план,   цвет).   Архитектурные   детали:   лестница,   галерея, колонны, фронтон.  Облик пакгаузов. Облик Ростральной колонны (ростры, факел).  Облик сквера. Облик набережной и спуска (шары, маски). Скульптурное убранство ансамбля Стрелки.  Аллегорическое содержание скульптурного убранства. Создатели ансамбля — А. Захаров, Ж. Тома де Томон, Д. Лукини, И. Прокофьев, С. Суханов. Жизнь  и  служба  ансамбля  Стрелки  в  прошлом:   главный  торговый   порт  России  на  Балтике. Современная служба Стрелки — «созвездие музеев», место прогулок. Традиции: факелы на Ростральных колоннах в праздничные дни; прогулка молодоженов. Здание Таможни — Институт русской литературы (Пушкинский дом).  Бюст А. С. Пушкина.  Д. С. Лихачев. Тема 4. Площадь Декабристов — «хоровод достопримечательностей» 20 Местоположение площади. Облик площади. Медный всадник — первый памятник в России. Облик памятника. Аллегории. Создатели памятника — Э.­М. Фальконе, Е. Хайлов, землекопы, каменотесы, литейщики. Здания   Сената   и   Синода   —   государственных   учреждений.   Облик   зданий   (планировка,   цвет; архитектурные детали: арка, колонны, аттики). Скульптурная группа на аттике.  Аллегорическое значение скульптурной группы на аттике. Современное назначение зданий — Конституционный суд Российской федерации. Создатели зданий — К. Росси, строители, скульпторы,  В. И. Демут­ Малиновский. Исаакиевский собор — собор соборов. Название. Облик собора (планировка, цвет, строительные материалы;   архитектурные   детали:   колонны,   портики,   фронтоны,   барабан,   звонницы,   купол, колоннада). Скульптурное убранство собора. Горельеф на западном фронтоне собора. Произведения   искусства   во   внутреннем   убранстве:   живопись,   мозаика,   витраж,   скульптура, резьба по камню, литье из металла. Создатели собора — О. Монферран, К. Брюллов, П. Витали, строители, мастера каменных дел, литейщики, позолотчики, инженеры. Названия площади. Жизнь и служба площади в прошлом. Восстание декабристов. Наплавной мост.     Петербургский   каток.     Первый   трамвай.   Празднование   на   площади   юбилеев   города. Площадь во время блокады. Сенатская площадь (площадь Декабристов) — символ бывшей столицы, основанной по воле Петра I, но «украшенной потомками стократ». Тема 5. Дворцовая площадь — главная площадь Санкт­Петербурга Местоположение площади. Название. Облик площади. Облик   здания   Главного   штаба   (планировка,   цвет,   высота,   архитектурные   детали:   арка, декоративное убранство). Скульптурная группа на арке Главного штаба. Создатели здания —  К. Росси, В. Демут­Малиновский,   С. Пименов, строители, литейщики, декораторы. Жизнь и служба здания. Облик здания Штаба гвардейского корпуса (планировка, цвет, высота, украшения). Создатели — А. Брюллов, строители, декораторы. Облик  Александровской  колонны  (пьедестал,  колонна, ангел,     барельефы).  Александровская колонна   —   памятник   военной   славы.   Создатели   колонны   —   О.   Монферран,   Б.   Орловский, строители, каменотесы, литейщики. Жизнь площади в прошлом и наши дни. Традиция парадов, демонстраций, гуляний. Дворцовая   площадь   —   символ   бывшей   столицы,   города   военной   славы,   главная   площадь Петербурга. (*) Прогулка по Дворцовой площади. Раздел II. Твои прогулки по блистательному  Санкт­Петербургу. Содержание   второго   раздела   раскрывает   уникальные   особенности   города   Санкт­Петербурга, отличающие его от любого другого города (на примере объектов района, в котором расположена школа,   живут   дети,   и   исторического   центра).   Раскрывается  эстетическая,   общественная значимость   достопримечательностей  нашего   города   и   ценность   труда.  Содержание   этого раздела является основой для раздела I.  1.  Ермолаева  Л.К.  Система  краеведческого  образования  в  петербургской  школе.  Учебно­методический комплект. 21 Концепции. Программы учебных курсов. ­СПб.. СМИО Пресс, 2002. 2. Л.К. Ермолаева,  Петербургская тетрадь «Чудесный город»,часть 2. Список литературы. 1.   Григорян Н.В. Задачи для петербургских школьников. СПб.. 2003. 2.   Ермолаева Л.К.. Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. В 2 ­х частях. ­СПб., СМИО Пресс. 2004. 3.  Ермолаева  Л.К.,  Лебедева  И.М.,  Захватанна  И.З.,  Шейко  Н.Г.  Санкт­Петербург.  Страницы жизни края. ­СПб., СМИО Пресс. 2006. 4.  Махинько  Л.  Н.  История  и культура  Санкт­Петербурга.  Программа  по  истории и  культуре  Санкт­Петербурга  для  начальной  и  основной  школы. ­СПб.,  Изд.  Н.Ф. Куприянова, 2000. 5. Ермолаева Л. К., Лебедева И. М. Фонохрестоматия: Список муз. произведений и метод,  рекомендации по их использованию /Ин­т Петербурга. ­СПб., 1995. 6. Ермолаева  Л.  К.,  Лебедева  И.  М.  Чудесный  город:  Слайд­путешествие  и  учебное  пособие / Ин­т Петербурга. —СПб., 1995. 7Ермолаева Л. К., Гаврилова Н. Г. «Чудесный город»—видеофильм. СПб., 1998. 8. «Угадай­ка». Петербургская тетрадь / Сост. Н. Г. Гаврилова, Н. Л. Григорьева, Н. Е.  Абакумова. —СПб., «Химера», 1997. 10. Упражнения по развитию речи и русскому языку. Петербургская тетрадь / Сост. Т. Н.  Сокольницкая, Н. В. Завьялова, Ж. И. Иванова и др. ­СПб., «Химера», 1997. 10.Упражнения  по  развитию  речи  и  русскому  языку.  Петербургская  тетрадь.  Для  учащихся 3 классов /Сост. Т. Н. Сокольницкая, Л. И. Бочкарева и др. —СПб., «Химера»,  1997. 11. Горбачевич К. С, Хабло Е. П. Почему так названы? Любое издание. 12. Санкт­Петербург.  Петроград.  Ленинград:  Энцикл.  Справочник  /  Гл.  ред.  Б.  Б.  Пиотровский. —М., 1992. Литература для детей. 1. Шиф Л. И. Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч. 1 ­2. ­СПб., 1994­1995. 2.Журнал «Автобус», 1995­2008. 3. Стихи  о  городе  М.  Басиной,  М.  Борисовой,  С.  Ботвинника,  А.  Кушнера,  С.  Маршака,  Н.  Поляковой,  С.  Скаченкова,  В.  Суслова,  О.  Тарутина,  К.  Чуковского  (публикации в журнале «Искорка», 1980­е г.) 22 Календарно­тематическое планирование курса «Чудесный город»   (34 часа) Регулярно Нерегулярно Интенсив № п/п Тема 35. 36. 37. Зимний   «славы российской».   дворец­   дворец   «Неужели   эта   крепость вправду крепостью была?»   Петропавловский   собор   – старинный   и   главный   собор города 4.– 8. Крепость – «город в городе» (учебная прогулка)   9. Создатели   Петропавловской крепости  10. 11. 12.   и Жизнь Петропавловской крепости "В гостях у владыки морей"   служба Вокруг (виртуальная экскурсия)   Адмиралтейства учебная   Форма проведения беседа, решение познавательных заданий, ребусов.  диспут,  решение  познавательных  заданий практикум,  работа в группах учебная прогулка, творческая   работа  по  окончанию  экскурсии. беседа­диалог, парно­групповая работа. практикум,  работа в группах диспут, парно­ групповая работа. виртуальная экскурсия, просмотр презентации.  1 1 1 1 1 1 1 Дата по  факту по  плану 5.09 12.09 19.09 5 26.09 3.10 10.10 17.10 24.10 23 13.   14.    15. «Загадки   Адмиралтейского квартала»    «Это символ города – здесь рождался флот» «На   стрелке   откроется   вам панорама»    16. «Вслед за купцом…»   17. 18. 19.      20.      21.     ансамбль Васильевского Архитектурный стрелки острова «Камни   безликие?   Так   не бывает!   В   каждой   постройке душа обитает …» (Создатели ансамбля стрелки Васильевского острова) «Остров сокровищ» «Перед   тобой   Ростральных очертанье –  Наследье прошлого, пришедшее   в   наш   век…» (повторительно­обобщающий урок по теме) Самый   знаменитый   памятник Санкт­Петербурга  столпов          22. Здания– государственных  викторина, работа в группах. конкурс, решение  познавательных  заданий. беседа­диалог     с просмотром презентации, парно­групповая работа диспут,  решение познавательных заданий игра­ викторина   беседа­диалог, парно­групповая работа. викторина диспут,  работа   в малых  группах  1 1 1 1 1 1 1 1 1 практикум, решение познавательных заданий беседа­диалог   с 1 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 12.12 19.12 16.01 23.01 30.01 24 учреждений ­ неповторимый  ансамбль Синод и Сенат.       23. Собор­рекордсмен.      24. Создатели   Исаакиевского собора      25. ансамбль Архитектурный Сенатской   площади   и   его создатели.       26. Жизнь   и   служба   Сенатской площади  27.­31. Прогулка   по   Дворцовой площади.     32.     33.    34.  Дворцовая площадь – главная площадь Санкт­Петербурга «Во   славу   русского   оружия» (памятники военным победам России     Дворцовой площади) Повторительно­обобщающий на просмотром презентации, парно­групповая работа беседа­диалог, решение познавательных заданий практикум,  решение  познавательных  заданий беседа­ обсуждение, решение познавательных заданий практикум, парно­групповая работа учебная прогулка, творческая работа   окончанию экскурсии диспут   по практикум, решение познавательных заданий конкурс  1 1 1 1 1 1 1 6.02 13.02 20.02 27.02 13.03 10.04 17.04 15.05 5 25 урок              Мониторинг результатов освоения учебного  курса внеурочной  деятельности в 4 ­м классе. № ФИ  обучающегося Универсальные учебные действия (сентябрь, май) Познавательное УУД Регулятивные Коммуникативные Личностные Организационные Информаци 26 ю у н н ё л е д е р п о а к и г о Л   е о к с е ч и г о л   –   . в о л С е и н е л ш ы м д о в ы В е и н а в о р и н а л П я и ц я л у г е р о м а С     я и ц а з и н а г р О и т с о н ь л е т я е д он­ные е и н е т ч   е о в о л с ы м С     с       е   а о т н о в б и а т Р к й А е е и и ц н а а м ш р у о л ф с н и е и н е м у   ­   з е т н и С ь т а в о р и с к и ф ю и ц а м р о ф н и е и н е м у ­   з и л а н А з и     ю и ц а м р о ф н и ь т а к е л в з и я и н е ж а р б о з и Критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий: 2 ­  повышенный уровень; 1­ базовый уровень; 1­ недостаточный уровень я а к с е ч и г о л о н о М е и н е м у       ь ч е р ь т и о р т с   о н н а н з о с о е о в е ч е р         е и н а в ы з а к с ы в г о л а и Д х а п п у р г   в   а т о б а Р   е и н е л е д е р п о о м а С е и н а н з о п о м а С   ­ о н н е в т с в а р Н е и к с е ч и т э 27 Мониторинг эффективности внеурочной деятельности   Анкета для участников внеурочной деятельности по общекультурному направлению. Цель: определить степень удовлетворенности учащихся внеурочной деятельностью  «Чудесный город». Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить  степень согласия с их содержанием. Инструкция:   Прочитай внимательно каждое утверждение. Для каждого объединения (кружка)  укажи балл, наиболее соответствующий варианту твоего ответа по следующей шкале: 2 балла – всегда; 1 балл – иногда; 0 баллов – никогда. Утверждения Названия кружка (объединения) 1. Иду с радостью на занятия кружка  (объединения). 2. Я охотно работаю на занятиях  и получаю удовольствие. 3. На занятиях бывает интересно. 4. С нетерпением жду окончания  занятия. 5. С нетерпением жду следующего  занятия. 6. Нравится руководитель кружка  (объединения). 7. Руководитель придет  на помощь в случае затруднения. 8. Нравится получать похвалу  от руководителя. 9. Могу оценивать свою работу. 10. Переживаю за свои успехи  и неудачи. 11. Узнаю на кружке много нового. 12. На кружке учусь добывать знания  самостоятельно. 13. Могу высказать свободно свое  мнение. 14. Кружок полезен для жизни.  Дата ______________________.    Ф.И.  __________________________________________________.  При обработке результатов следует названные в анкете утверждения разделить на три группы: Обработка полученных данных  а) блок мотивации (1­ 5); б) блок взаимоотношений с руководителем, самооценка работы (6 ­10); в) блок познавательной активности (11 ­14). 28 29

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Чудесный город»

Комплексная  программа внеурочной деятельности «Чудесный город»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017