Практическая работа № 23
Тема: Комплексное использование возможностей MS Excel
Учебная цель: повторить и закрепить навыки работы в MS Excel; научить применять современное программное обеспечение в решении математических задач, строить математические модели в среде MS Excel.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- пользоваться мастером функций,
- копировать формулы,
- форматировать таблицы.
Знать:
- категории встроенных функций,
- приоритеты операций,
- относительные, абсолютные, смешанные ссылки в формулах.
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Электронная таблица – это электронная матрица, разделенная на строки и столбцы. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки с уникальными именами. Ячейки являются основным элементом таблицы. В ячейки могут вводиться данные, на которые можно ссылаться по именам ячеек. К данным относятся: числа, даты, время суток, текст или символьные данные и формулы.
К обработке данных относится:
· проведение различных вычислений с помощью формул и функций, встроенных в Excel
· построение диаграмм
· обработка данных в списках Excel (Сортировка, Автофильтр, Расширенный фильтр, Форма, Итоги, Сводная таблица)
· решение задач оптимизации (Подбор параметра, Поиск решения, Сценарии "что - если" и т.д.)
· статистический анализ данных (инструменты анализа из надстройки "Пакет анализа")
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:
1. Как обозначаются столбцы и строки электронной таблицы? Как задается имя ячейки?-
2. Какие типы данных и в каких форматах могут обрабатываться в электронных таблицах?
3. Как изменяется при копировании в ячейку, расположенную в соседнем столбце и строке, формула, содержащая относительные ссылки? Абсолютные ссылки? Смешанные ссылки?
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задание 1. Во дворе есть небольшой бассейн. Иногда приходится приносить воду в бассейн из речки в небольшой цистерне цилиндрической формы. Известны ширина ШБ, высота ВБ, ДБ бассейна и объем цистерны Об Ц. Сколько раз нужно сходить к речке за водой, чтобы наполнить бассейн наполовину?
Ход выполнения:
1. Назвать лист номером задачи "Задача 1" (редактирование названия – двойной щелчок мыши на "Лист 1").
2. Оформить на листе решения разделы "Дано", "Найти", "Математическая модель", "Решение", "Ответ" (по образцу):
3. В ячейках А1и А7 напечатать слова "Дано" и "Найти".
4. Объединить ячейки А10, В10 и С10, ввести текст: "Математическая модель"
5. Объединить ячейки Е1 и F1, напечатать слово "Решение". В ячейку Е7 - "Ответ".
7. Заполнить таблицу начальными данными.
8. В ячейки В1:В4 ввести текст: ШБ=; ДБ=; ВБ=; Об Ц=.
9. В ячейки С1:С4; ввести соответствующие значения параметров: 4,3; 5,8; 2; 4,5.
10. Для наглядности построить графическую модель (рисунок задаче) в Painte и скопировать ее в электронную таблицу.
11. Далее заполнить раздел таблицы "Математическая модель".
12. Объединить ячейки А11, В11 и С11, ввести формулы (тип данных – текст) в раздел (пробел перед знаком "="). "Объем бассейна =С1*С2*С3"
Объединить ячейки А13, В13 и С13 и ввести текст "N = ОКРУГЛВВЕРХ(G4 / C4 / 2)". (для получения целого числа используем функцию округления ОКРУГЛВВЕРХ)
13. В разделе "Решение" создать сетку вычислений:
- Обозначить искомые и промежуточные величины.
- Объединить ячейки Е4 и F4, ввести текст: "Объем бассейна =". В ячейку Е5 - "N ="(тип данных – текст).
14. В ячейки G4 и G5; ввести соответствующие формулы (тип данных - формулы): =С1*С2*С3; Используем функцию округления дробного числа до целого:
Вставка-функция – математические - ОКРУГЛВВЕРХ – число разрядов выбираем "0".
=ОКРУГЛВВЕРХ(G4 / C4 / 2)
15. В разделе "Ответ" запишем искомый результат в ячейку G7 (тип данных – текст).
Проведем небольшое исследование:
Вопрос: Сколько раз нужно будет сходить к речке за водой, если взять цистерну емкостью 5,6 литров; 4 литра; 3,3 литра?
17. Меняем в ячейке С4 значение на 5,6 и электронные таблицы автоматически производят пересчет.
18. Создадим таблицу значений Об Ц и будем заносить в нее результаты вычислений N.
Введем в ячейку А20 и В2 текст "Об Ц" и " N". Заполним таблицу данными.
Об Ц |
N |
3,3 |
8 |
4 |
7 |
4,5 |
6 |
5,6 |
5 |
19. Для графического представления результатов выделить диапазон А21: В24, построить график функции, отредактировать его.
.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.