Комплексное развлечение
«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО»
Цель: обобщение и расширение знаний воспитанников по устному народному творчеству (УНТ).
Задачи:
1. Повторить старые и выучить новые пестушки, потешки, заклички, небылицы, частушки, сказки, колыбельные песни, загадки.
2. Формировать умение говорить в разном темпе.
3. Расширять кругозор.
4. Развивать устную речь.
5. Воспитывать чувство любви к Родине.
6. Корректировать память, мышление, восприятие.
Ход мероприятия:
Организационный момент:
- Рада всех вас повстречать,
Будем развлечение мы начинать.
- В руках у меня большая туча, за ней прячется солнышко. Без вашей, ребята, помощи солнышко не сможет выйти из-за тучи и прийти к нам в гости.
- Собирайся народ!
Становись в хоровод!
Без толчеи, без спешки.
Вас сегодня ожидают
Русские потешки.
- Ладушки, ладушки!
-Где были?
-У бабушки.
-Что вы ели?
-Кашку.
-Пили?
-Простоквашку.
-Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
(Воспитанники вскидывают ручки, делают взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей -
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Солнышко ясное,
Нарядись.
Солнышко красное,
Покажись.
Платье алое надень,
Подари нам красный день!
После произнесения потешки воспитатель убирает тучку и показывает
солнышко.
- Ребята, посмотрите, солнышко пришло к нам в гости, чтобы побыть с нами,
обогреть нас, поиграть. Но оно пока без лучиков.
- Сегодня наше мероприятие посвящается УНТ. С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, потешки. Первые колыбельные песенки пели вам ваши мамы, когда вы были совсем маленькими. Сегодня мы с вами вспомним жанры УНТ, с которыми уже знакомились ранее, слышали от мам, бабушек. А поможет нам в этом Волшебное Солнышко. Как мы сказали, нет у него пока лучиков.
- Правильно. По ходу праздника, наше солнышко будет всё краше и краше, благодаря вам!
А для начала проведем конкурс "РОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА"
Вам, ребята, необходимо продемонстрировать, как вы можете выразительно
проговорить стихотворение с разными интонациями, в разных ролях.
Задания на карточках.
Рассказать стихотворение А.Барто "Смотрит солнышко в окошко"
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку;
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку!
С ПУЛЕМЕТНОЙ ОЧЕРЕДЬЮ |
СО СКОРОСТЬЮ УЛИТКИ |
КАК РОБОТ |
КАК ИНОСТРАНЕЦ |
СО ЗЛОСТЬЮ |
С ГОРДОСТЬЮ |
С РАДОСТЬЮ |
КАК МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК |
- Родители любят пестовать своих детей. Всякой матери своё дитя мило. И мамы сопровождали свои стихотворные приговоры движениями, качая маленького ребёнка на коленях. И назывались эти приговоры пестушками.
И сейчас ребята нам их расскажут и покажут.
(выступление детей)
- «Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели ...
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается.
Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).
Затем предлагается «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя, ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
А вот следующий жанр УНТ – это заклички
- Исстари человек верил в магическую силу слов, в то, что словом можно влиять на природу и обращался за помощью к матери – земле, солнцу, воде.
Заклички – от слова закликать – «звать, просить, приглашать».
- Давайте и мы попробуем к солнышку дружно обратиться.
-Солнышко колоколнышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут
По камушкам скачут.
- А теперь к дождю
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
- Закличка наполняла детское сердце той же, что и у взрослых, надеждой на обильный урожай, достаток и богатство.
- Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах.
Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
И следующий жанр УНТ – небылицы.
(из мультфильма "Небылицы в лицах")
- Здорово, Hикодим!
- Здорово, Егор!
- Откуда идешь?
- С кудыкиных гор.
- А как у вас, Егор, поживают?
- Hа босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Hаши сани
Едут сами,
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.
- Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!
- Hаши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор:
"Кар, кар!"
- Да ведь это ворона!
- Мухомор тебе вареный!
- Hаша-то ворона ушаста,
В огороде шастает часто
Скок да скок
Через мосток,
Белым пятнышком - хвосток.
- Да ведь это зайчишка!
- В нос тебе еловая шишка!
- Hашего зайца
Все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
- Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
- Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!
- Hаш козел
Под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
-Да ведь это налим!
- Hет, не налим.
- Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим
Гордится собою,
Hалим Hикодим
Hосит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
- А вот следующий жанр вам всем известен и всегда поднимает настроение. Это частушки!
Ребята, вы все слышали и сами пели частушки:
Я в тетрадь слова писала,
Удареньем проверяла.
Ударяла, ударяла
Так, что парту разломала!
Ох, устала я, устала -
Корни целый день копала.
Не в лесу и не на грядке,
А в словах в своей тетрадке!
Вова к Богу обратился:
- Просьбу выполни мою,
Сделай так, чтобы в диктантах
ЧУ писалось через Ю !
Я с заглавной буквы «вова»
Не намерена писать,
Пусть сначала перестанет
Нас, девчонок, обижать!
Ох, ушам своим, ребята,
Не должны мы доверять.
Хоть мы «А» порою слышим,
Букву «О» должны писать!
Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!
- «Я бегу» и «он бежит»,
Что за время, Гена?
Генка думал наш недолго:
- Это - перемена!
На сегодняшнем уроке
Нас учили ОТНИМАТЬ!
Разве мог я это слушать,
Сидеть смирно и молчать!
- Ах, мой Вовочка-внучок
Знал Таблицу назубок!
Зуб тот вырвали у Вовы,
И теперь учить всё снова!
Наизусть, спросите маму,
Знаю все слова рекламы.
А таблицу, как же так,
Не запомню я никак!
Знают все ребята в мире,
Дважды два - всегда четыре!
А кто с этим не согласен,
Тот для общества опасен!
Целый день я «икс» ищу,
Что за уравнение!
Вот по следу пса пущу,
Пусть найдет решение!
А теперь вы, ребята, еще вспомните какие знаете или слышали частушки.
Самый любимый жанр фольклора, конечно же, сказки!
- Узнали сказки на экране? (показываю картинки из сказок).
- А сейчас одну из сказок нам проинсценируют ребята.
(выступление ребят)
- Ребята, поднимите руки, кому из вас в детстве мамы или бабушки пели колыбельные песенки. Ведь это тоже один из жанров УНТ.
И сегодня мы послушаем колыбельную песенку.
- Спи, младенец, мой прекрасный
Баюшки-баю
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты, ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю!
Затем с детьми вспоминаем и просушиваем несколько колыбельных песенок.
- А следующий жанр нам тоже поднимает настроение и называется он загадки.
Дети сами вспоминают загадки, которые они знают еще с детства (отгадывают все вместе.)
Вот мы с вами, ребята и украсили наше солнышко лучиками. Да не простыми, а волшебными и очень нужными. Оно у нас получилось веселое, яркое и очень красивое. И светить оно нам будет все лето.
Утром солнышко восходит высоко,
Вечером заходит глубоко.
Днем гуляет по небу оно,
Согревает всех, лучи раскинув широко
Гладит ласково листочки и цветы,
Людям золотит и щеки, и носы.
День прошел, и с неба на покой
Солнца шар садится за горой.
Приложения:
Солнышко:
Лучики (с надписями):
Потешки
Пестушки
Заклички
Небылицы
Частушки
Сказки
Загадки
Колыбельные песни
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.