Комплексный план преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» как средство совершенствования межпредметных связей и повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности.

  • docx
  • 22.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 247..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»,

президент КАО МАНЭБ  г. Петрозаводск

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия, г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

     Комплексный план преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»  как средство совершенствования межпредметных связей и повышения эффективности образования в области безопасности жизнедеятельности

     В данном параграфе проанализирован и представлен вариант комплексного плана преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» как средства совершенствования межпредметных связей и повышения эффективности образования в области ОБЖ/БЖД.

     Достижение эффективных результатов в подготовке обучающихся по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей обучающихся на всех этапах обучения. Оптимальное планирование обеспечивает: необходимое направление, структуру и качество обучения, рациональное распределение времени на темы учебного материала, логичную организацию формирования навыков и умений, продуманное использование учебной и учебно-методической литературы, технических средств обучения и оборудования.

     При планировании учебного процесса изучаются действующие нормативно-правовые акты: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы «Об образовании», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об экологической безопасности», «О борьбе с терроризмом», «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об альтернативной гражданской службе», основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепция и Доктрина национальной безопасности Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области безопасности; анализируются действующие образовательные программы и учебные издания; изучаются методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике БЖД. Наряду с традиционными источниками информации следует активно использовать глобальную информационную сеть Интернет.

     Межпредметные связи в  обучении образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Они являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании, играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. В связи с этим, содержание образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» должно быть привязано к приоритету самой жизнедеятельности. При этом изложения вопросов, относящихся к безопасности человека, только россыпью по различным предметам недостаточно. Главные проблемы современности — безопасность глобальная, национальная, личная — должны быть представлены учащимся взаимосвязанными, в комплексе.

     Однако дидактическая и методическая структуры интеграционных процессов в обучении основам безопасности до настоящего времени не исследованы. В практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях.

     Основной и ведущей формой обучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» является урок. По своей сущности и назначению урок представляет собой ограниченную во времени, организованную систему обучения - воспитательного коллективно-индивидуального взаимодействия учителя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, компетенций, компетентностей, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

     Нами определены следующие общедидактические требования к современному уроку образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»:

1.                 Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места данного урока в общей системе уроков.

2.                 Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности обучающихся.

3.                 Прогнозирование уровня усвоения обучающимися научных знаний, сформированности умений, навыков, компетенций, компетентностей, как на уроке, так и на отдельных его этапах.


 

4.