План:
3. Комплексный подход к устранению заикания.
4. Особенности логопедической работы с заикающимися дошкольниками.
5. Особенности логопедической работы с заикающимися школьниками.
6. Особенности логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми.
7. Профилактика заикания.
Комплексный подход
к устранению заикания.
Комплексный метод устранения заикания основан на дифференцированном подходе с учетом механизма нарушения.
Комплексный подход: 1889 г. - И.А. Сикорский
Различные комбинации и варианты комплексного метода разработаны Н.А.Власовой, С.С.Ляпидевским, В.И. Селиверстовым, М.Е. Хватцевым и др.
Под современным комплексным
методом преодоления заикания понимают лечебно-педагогическое воздействие на
разные стороны психофизического состояния заикающихся различными средствами и усилиями разных специалистов.
— оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом (медикаментозное лечение, лечебные процедуры, физкультура, ритмика и т.д.);
— изменение отношения к дефекту, избавление от психологических наслоений перевоспитание личности (психотерапия: внушение, гипноз, аутогенная тренировка);
— устранение или ослабление судорог, сопутствующих расстройств голоса, дыхания, движений: (специальные упражнения, игры, логопедические занятия, занятия по логопедической ритмике, труду).
воздействия условно делят на две части:
— Лечебно-оздоровительная работа (преимущественно проводит врач);
— Коррекционно-воспитательная (логопедическая) работа (преимущественно проводит логопед).
оздоровительной работы:
— укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья
заикающегося
— устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной систем, нарушений моторики и др).
— перевоспитание неправильной речи (устранение речевых дефектов)
— устранение психологических отклонений у заикающихся
— создание благоприятной обстановки для лечения;
— организацию необходимого режима дня и рационального питания;
— закаливающие процедуры;
— лечебную физкультуру (ЛФК) и ритмику;
— медикаментозное лечение;
— физиотерапевтическое воздействие;
— психотерапию.
логопедической работы:
— устранение речевых дефектов);
— устранение психологических отклонений у заикающихся.
Логопедическая работа рассматривается как прямое и косвенное воздействие.
Прямое логопедическое воздействие представляет собой непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие логопеда на речь лиц с заиканием.
Косвенное логопедическое воздействие – система «оречевления» всех режимных моментов для ребенка (время прогулки, умывания и т.д.).
С заикающимися рекомендовано проводить преимущественно групповые занятия, но допустимы и индивидуальные занятия.
Логопедические занятия проводят в поликлиниках, реабилитационных и семейных центрах 2–3 раза в неделю продолжительностью от 20 до 50 минут.
Ежедневно занятия проводят в специальных учреждениях (специальные сады и группы при массовых детских садах и детских домах).
Выработка устойчивой плавной речи представляет собой основную цель реабилитационной работы с заикающимися.
3 основные задачи:
— форфмирование навыка плавной речи;
— воспитание личности заикающегося;
— профилактика рецидивов заикания.
Решение первой задачи связано с применением целого ряда логопедических
технологий (Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова):
— Торможение патологических речедвигательных стереотипов.
— Регуляция эмоционального состояния.
— Развитие координации и ритмизации движений.
— Формирование речевого дыхания.
— Формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
— Развитие просодической стороны речи.
— Использование приемов логопедического массажа при заикании
— Развитие планирующей функции речи.
Для заикающихся важен как выбор смысловой стратегии речевого высказывания, так и отбор лексических единиц и грамматических конструкций.
— Обучение детей дошкольного возраста планированию речевого высказывания начинается с элементарных речевых заданий. Программа высказывания строится на основе речевого образца, предлагаемого логопедом с применением наглядно-ситуационного материала.
Для обучения подростков и
взрослых заикающихся внутреннеречевому планированию на первом этапе в
качестве образца логопедом дается жесткая модель высказывания по тематике,
грамматическим конструкциям и частично — лексике.
— в планируемых фразах количество слов должно быть ограничено
— паузы между синтагмами должны быть длительнее, чем в норме
Тренировки на постепенно усложняющемся речевом материале (стихи, чтение текста, пересказ, спонтанная речь)
Звукозаписывающая аппаратура (магнитофон и пр.), что позволяет пациентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопедом.
— Метод Деражне – корректофон, который заглушает речь (разной силы шум подается через резиновые трубочки прямо в слуховой проход и снижает или отключает контроль заикающегося за качеством собственной речи). Это облегчает заикающимся, у которых обычно имеется фиксированность на дефекте, выполнение речевых упражнений.
— “Отставленная речь”, которую можно легко моделировать в большом
диапазоне от 50 до 150 мс.
— “Задержка обратной речевой связи” или “эффект Ли” - описание влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи: Lee, 1951. Метод основан на эффекте задержки акустических сигналов (записанный звук воспроизводится через долю секунды, что создает эффект эха).
Аппараты “Эхо” (Б. Адамчик), “Аир”: При использовании такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако возникает некоторая монотонность речи.
Эффект “Видимой речи”:
— модуль “Длительный речевой выдох”
— модуль “Изменение высоты голоса”
— модуль “Интонация”
— модуль “Громкость и высота”
В понятие поэтапности в педагогике входит положение о том, что все виды коррекционной работы должны идти от простого к сложному.
Отсутствие единой универсальной системы преодоления заикания:
— неоднородность природы нарушения темпа, ритма и
плавности речи
— неоднородность личностных особенностей заикающихся
— различная продолжительность заикания, разный уровень интеллектуального развития заикающихся
Подход будет изменяться в зависимости от возраста, от общего речевого развития, от клинической картины заикания.
— Сторонники комплексного метода считают, что при устранении заикания основное внимание должно уделяться логопедическим занятиям.
— Единой логопедической методики устранения заикания нет.
Методики коррекционной работы с заикающимися
дошкольного возраста предложили Н.А. Власова, Е,Ф. Рау, В.И. Рождественская (традиционная методика);
Г.А. Волкова (преодоление заикания в игре);
Н.А. Чевелева (система преодоления заикания в процессе ручного труда);
С.А. Миронова, Г.С. Шукурова (преодоление заикания в процессе проведения занятий по математике , развитию речи, ознакомлению с окружающей средой);
В.И. Селиверстов (методика логопедической работы с заикающимися детьми в условиях летнего стационара).
Власова, Е.Ф. Рау, 1933):
— коррекционные воздействия должны направляться не только на развитие навыка плавной речи, но на весь организм и личность заикающегося в целом
— логопедической работе по развитию навыка плавной речи должен предшествовать “охранительный речевой режим”
— развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение “степени самостоятельности речи”
Последовательность воспитания свободной самостоятельной речи
— сопряженная речь;
— отраженная речь;
— ответы на вопросы по знакомой картинке;
— самостоятельное описание знакомых картинок;
— пересказ прослушанного небольшого текста;
— рассказ по незнакомым картинкам, по темам;
— спонтанная речь (беседы с логопедом, с детьми, посторонними, просьбы).
Реабилитация заикающихся детей должна проводиться в коллективе в условиях учреждений типа дневного стационара или детского сада с лечебным уклоном.
— Н.А. Власова, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рау отмечали, что необходимо сочетать приемы по устранению заикания с индивидуальной работой по устранению дефектов звукопроизношения.
! При этом авторами рекомендуются
обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение
разъяснительной работы с родителями.
Методики исправления заикания у
дошкольников, разработанные в секторе логопедии НИИ дефектологии АПН СССР представителями психологической школы Р.Е. Левиной
— (Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова,
Л.Ф. Спирова и др.)
— Коррекции речи использованы закономерности речевого онтогенеза, т.е. развитие речи от ситуативной к контекстной
— Объединено обучение и воспитание, содержание которых соответствует программам дошкольных и школьных учреждений, с логопедической работой по развитию у заикающихся связной речи и перевоспитанием особенностей протекания психических процессов
Методика Н.А.Чевелевой:
— Для устранения заикания используется лепка, аппликация, конструирование («ручной труд»)
— Ведущий принцип данной методики - это развитие речи детей исходя из психологических особенностей формирования речи в дошкольном возрасте : от наиболее наглядных и облегченных ее форм (ситуативная и диалогическая) до развернутых монологических высказываний, лишенных наглядной опоры.
— 1 период – пропедевтический
— 2 период - сопровождающей, или констатирующей речи
— 3 период – завершающий речи, или речи по следам зрительных представлений
— 4 период – предваряющей, планирующей речи, или речи, лишенной зрительной опоры
— 5 период - закрепление навыков самостоятельной речи
Под руководством Р.Е. Левиной С.А. Мироновой (1975) была разработана система устранения заикания у дошкольников в процессе прохождения всех
предметов.
Методика С.А.Мироновой
4 периода работы:
— 1 период (первый квартал: сентябрь, октябрь, ноябрь): этап пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях
— 2 период (второй квартал: декабрь, январь, февраль): этап более сложной самостоятельной ситуативной и элементарной контекстной речи в обучении
рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов.
— 3 период (третий квартал: март, апрель, май): этап закрепления навыков пользования
усвоенными ранее формами речи и овладения самостоятельной контекстной речью
— 4 период (четвертый квартал: июнь, июль, август): закрепление и совершенствование всех видов речи
Длительность занятий, проводимых учителем-логопедом с подгруппой:
35 минут на 1 и 2 годах обучения
1 час на 3 и 4 годах обучения
Эти занятия проводятся в первую половину дня и делятся на две части с 7 – 10-минутным перерывом.
Индивидуальные занятия (или занятия малыми подгруппами по 2 – 3 ребенка):
— по коррекции нарушений звукопроизношения
— как дополнительная работа по усилению речевой практики с детьми с наиболее тяжелой степенью заикания
— индивидуальное занятие и занятие
подгруппой из 2 – 3 человек длится 10 – 15 минут
Степень участия учителя-логопеда в формировании речи заикающегося в процессе игры:
— Логопед непосредственно участвует в игре.
— Логопед косвенно воздействует на речь и поведение детей.
— Логопед осуществляет только общий контроль за игрой.
— Дети рассказывают логопеду о своей деятельности в детском саду, дома, об играх, в которые они играют.
4-5 лет:
— игры с хоровым пением
— подвижные игры с правилами
— дидактические игры
5-6 лет:
— игры-драматизации стихотворного текста
— игры с пением – инсценировки
— дидактические и подвижные игры с правилами
6-7 лет:
— дидактические игры, в основном математические
— подвижные игры с правилами, с элементами соревнования
— игры-драматизации стихотворного текста
— период обследования (в течение месяца)
— период максимального ограничения речи режим молчания (4-6 дней) и режим шепотной речи (10 дней)
— этап сопряженной (4-5 недель) и отраженной речи (4-5 недель)
— вопросно-ответная речь (8-10 недель)
— самостоятельная речь (8-14 недель)
— этап закрепления навыков активного поведения и свободного общения детей
Г.А.Волкова разработала систему игр (дидактических, с пением, подвижных, игр-драматизаций, творческих игр) с заикающимися детьми 4—5, 5—6, 6—7 лет на разных этапах последовательных логопедических занятий.
— Подготовительная часть: организация детского коллектива, беседы психологического характера, речевые зарядки, повторение и закрепление
пройденного на предыдущем занятии речевого материала
— Основная часть: новый вид речевых упражнений или новые условия, в которых они проводятся
— Заключительная часть: закрепление нового материала, итоги работы детей, оценка их успехов, советы и
задания для тренировки речи вне логозанятия
—
Особенности логопедических занятий с
заикающимися школьниками:
— Игровая форма занятий заменяется учебной.
— Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.
— Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.
— Большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельную работу над речью.
— Пароксизмы заикания могут возникнуть или усилиться не только в зависимости от разных форм речевой деятельности, а прежде всего - от ситуаций - в которых оно протекает.
— различия в степени речевой самостоятельности
— степень подготовленности речи
— сложность речевого материала
— отбор внешних факторов
Н.А. Чевелева: система
исправления речи у заикающихся школьников I-IV
классов в процессе ручной
деятельности:
—1) сопровождающая речь;
—2) завершающая речь;
—3) предваряющая речь;
—4) закрепление навыков самостоятельной речи.
принципиально не отличается от комплексной методики занятий с дошкольниками
— логопедические занятия с заикающимися строятся в зависимости от речевых возможностей индивидуума, т.е. с опорой на уровень сохранной, свободной от заикания речи.
В стационарных условиях в рамках комплексного подхода к устранению заикания широко используется психотерапия:
прямая (непосредственное лечебное воздействие словом – с использованием методов разъяснения, убеждения, внушения и обучения),
косвенная (лечебное воздействие через окружающие предметы, вторых лиц и т.д.).
Регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы с заикающимися детьми.
Построение комплексного реабилитационного воздействия (курс амбулаторных занятий рассчитан на 3- 4 месяца (32-36 занятий):
Подготовительный этап (около 7-8 занятий).
Тренировочный этап (20-22 занятия). Заключительный этап (6-9 занятий).
Методика преодоления
заикания у детей младшего школьного
возраста
А.В. Ястребовой
Поскольку заикание нарастает преимущественно в классе, когда ребенку необходимо отвечать, основным содержанием коррекционной работы должны быть специальные упражнения, которые моделируют различные коммуникации.
Основная |
цель – выработка |
у |
заикающихся |
школьников |
умения адекватно |
|
усваивать и |
передавать |
информацию |
в |
процессе |
межличностного общения.
Предусмотрено 5 ступеней усложнения общения (25 занятий). Для каждой ступени: основная задача, модель общения, модель речевого поведения, средства помощи.
Основной |
задачей |
|
является |
формирование |
умений |
и |
навыков |
обучения, обеспечивающих способность |
|||
школьника |
выступать в |
роли |
|
руководителя |
в коллективных |
формах |
|
деятельности. |
|
|
— 25 занятий, составляющих пять ступеней коррекционного воздействия.
— закрепление умений и навыков свободной межличностной коммуникации с учетом различных аспектов общения (информационный, взаимодействия и саморегуляции).
подростками и взрослыми
Специализированная помощь заикающимся подросткам и взрослым в нашей стране оказывается в системе здравоохранения: в логопедических кабинетах и стационарах психоневрологических диспансеров и больниц.
— комплексная система реабилитации заикающихся рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский)
— система комплексной медико- педагогической реабилитации взрослых заикающихся, проводимая в условиях стационара и разработанная коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М. Асатиани
— Социореабилитационной система реабилитации заикающихся разработана Ю.Б. Некрасовой
— комплексная |
методика |
устойчивой |
нормализации |
речи при |
заикании (Л.З. |
Арутюнян) |
|
|
— Система реабилитации для заикающихся подростков, разработанная М.И. Буяновым, Б.З. Драпкиным, Е.В. Богдановой, Н.Б. Жихаревой и др.
Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИИ уха, горла и носа МЗ РСФСР под руководством проф. С.С.Ляпидевского, содержит шесть основных этапов логопедической работы:
— 1) подготовительный (2—3 дня);
— 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии);
—
— 3) максимальное ограничение в речи (10—14 дней);
— 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели);
— 5) закрепление правильных речевых навыков (3—5 недель);
— 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).
А.Я.Евгенова и М.В.Смирнова рекомендуют начинать работу с заикающимися с подготовительных упражнений по технике речи: со специальных дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений, при этом предварительно усвоить памятку для заикающихся и речевые правила, которые в дальнейшем ему необходимо соблюдать.
В системах логопедической
(логопсихотерапевтической) работы с подростками и взрослыми
(Л.З.Андронова, А.И.Лубенская, М.И.Мерлис, Ю.Б.Некрасова, В.М.Шкловский и др.)
находят свое место и суггестивные формы психотерапии (императивное
внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз).
В разработанной В.М.Шкловским комплексной системе
преодоления заикания
объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая
использование различных вариантов суггестивных форм. Вся работа проводится в
тесном контакте логопеда, врача- психотерапевта и невропатолога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.