«Комплексный подход в развитии ребёнка»
Саратов, 2020 г.
Содержание
Введение…………………………………………………3
Общее определение комплексного развития………....3
Развитие головного мозга ребёнка…………………….4
Процесс развития ребёнка……….……………………..6
Методики развития ребёнка…………………………….8
Заключение………………………………………………11
Список литературы……………………………………...12
Комплексный подход в развитии ребёнка.
Введение.
Воспитание и развитие детей — одна из актуальных проблем современности. Фундаментом общего развития ребенка, стартовым периодом всех человеческих начал является раннее детство. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от его физического состояния и настроения. На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики — реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.
Общее определение комплексного развития.
Поэтому психологи и педиатры рекомендуют комплексное развитие с самого рождения ребенка. Комплексное развитие ̶ это комплекс чего? Прежде всего, дадим определение термину «комплекс». Комплекс - это связь (если перевести с латинского). Связь чего, если речь идет о раннем развитии детей? Это совокупность методов, приемов, подходов, целью которых является единое целое: образованный, воспитанный ребенок, который умеет и любит быстро овладевать новыми знаниями, умениями и навыками. Даже в советское время задачей общества было воспитание всесторонне развитой личности в интеллектуальной, духовной, физической, трудовой и эстетической сферах. И ничего не изменилось с той поры! Вот только время с его разросшимися информационными источниками, стремительно усложняющимися технологиями всё настойчивее требует человека, имеющего знания во всех областях. Многие родители уверены, что комплексное развитие ребенка в раннем возрасте необходимо для успешной учебы в школе. Но вспомним, что на эту тему говорил известный детский психолог Леонид Абрамович Венгер: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А научиться «всему этому» и возможно только, получая жизненные навыки в комплексе.
Педагоги всех времен отлично понимают свою задачу. Если рассмотреть отдельные известные методики раннего развития, то каждая из них обязательно включает в себя развитие комплекса целой системы возможностей мозга ребенка от 3-4 мес. до 6-7 лет.
Развитие головного мозга ребёнка.
К моменту рождения все клетки головного мозга сформированы, но между ними ещё нет связей, образующих специфическую структуру. В первые несколько лет после рождения происходит активное образование этих связей, а затем в мозге остаются лишь те контакты между синапсами – отростками нервных клеток, которые станут определяющими в течение всей жизни. В дальнейшем происходит "обрезка" связей (как садовник обрезает деревья), в результате чего остаются наиболее эффективные нервные пути. Отчасти именно поэтому дети столь восприимчивы к обучению, а по мере взросления и приобретения опыта, их нервная система становится более дисциплинированной и эффективной. Период с рождения до трех лет – время наивысшей активности мозга. Человеческий мозг – уникальный и специфичный орган. К трем годам объем мозга ребенка составляет уже 80% от мозга взрослого человека. Увеличение объема мозга происходит за счет особых глиальных клеток: они необходимы для существования нейронов. Основной особенностью строения мозга является наличие двух полушарий. Правое и левое полушария имеют достаточно прочную связь друг с другом, но при этом выполняют разные функции. Полноценное развитие мозга ребёнка не представляется возможным без правильной работы каждого из них. Учёными доказано, что функция левого полушария заключается в восприятии вербальной информации, оно отвечает за логику и анализ, а также за все действия правой половины тела. Левополушарные дети склонны к абстрактно-логическому мышлению, они буквально понимают значение слов и являются правшами. Процесс обучения в современном обществе ориентирован на детей с доминирующим левым полушарием, ведь согласно статистике, почти 90% людей в мире являются правшами и чуть более 10% – левшами. В чем же особенность левшей? Дети с развитым правым полушарием более склонны к пространственно-образному мышлению, они лучше воспринимают невербальную информацию и способны выражать мысли иносказательно. У них лучше развиты интуиция и воображение, а левая рука является ведущей. С момента рождения у малыша более развито правое полушарие, он мыслит образами, интуитивно воспринимая окружающий мир. В первый год жизни мозг ребенка развивается наиболее интенсивно. Если мозг стимулировать, то развитие его идет гораздо лучше. Ведь органы, которые не используются, не развиваются вообще (как ненужные)! Если, мозжечок (он отвечает за координацию движений) не используется интенсивно – его развитие идет замедленно. А подросший ребенок будет с трудом выполнять гимнастические упражнения, будет неловко лазать, его будет укачивать в транспорте, он будет падать чаще. А почему? Потому что мозжечок развивался только по мере той нагрузки, которая была. А была, например, размеренная спокойная жизнь, при которой грудничок почти все время лежал в кроватке. Его брали на руки очень аккуратно, как фарфоровую куклу, клали в коляску на спинку и катали. У ребенка не было возможности даже потренироваться в движениях. С двух лет, когда ребёнок осваивает речь, левое полушарие начинает себя проявлять. И чем старше становится малыш, тем больше активность левого полушария мозга. И так – с любым отделом мозга, отвечающим за ту или иную функцию. Если его не стимулировать, не давать ему нагрузку, он развивается не в полной мере, не так, как мог бы, если бы стимулировался.
Что необходимо для правильного развития мозга ребенка?
1. Выстраивать процесс обучения малыша гармоничным и направленным на развитие обоих полушарий.
2. Регулярно давать витамины для развития мозга ребенка.
3. Не впадать в панику и не переучивать малыша, если он берёт игрушки или ложку левой рукой.
Процесс развития ребенка.
Психологи утверждают, что не
стоит зацикливаться на чём-то одном, лучше включать в процесс обучения
различные виды занятий: физическую подготовку, счёт, изучение букв, упражнения
на ассоциативное и творческое мышление. Таким образом можно достичь слаженной
работы обоих полушарий. Это даёт неоспоримые преимущества ребёнку в будущем,
поскольку открывает огромные потенциальные возможности человека. Мозг человека
разделен на множество частей, каждая из которых отвечает за свою функцию.
Все они развиваются постепенно – один за другим. Если следовать за естественным
развитием ребенка, помогать ему в освоении движений, лепета, мелкой моторики,
то развитие отделов мозга будет идти в нормальном нужном темпе, без опережений.
Но не стоит, и увлекаться чрезмерным «развитием» — слишком рано давать малышу
нагрузку, совсем не соответствующую ему по возрасту. В этом случае идет
интенсивное развитие верхних отделом мозга, при недостаточном развитии нижних,
которые должны развиваться в первую очередь. Словом, во всем нужно знать меру.
И разумно ограничить свои желания и мечты сделать из малыша что-то особенное,
чем иногда грешат современные «продвинутые» родители. Это касается и
физического развития (его в первую очередь) и умственного. Многие трудности и
ошибки в воспитании детей идут из того, что родители не могут понять своего
ребенка. Они считают, что ребенок – такой же как они, всего-навсего лишь
маленький и несовершенный «взрослый». То есть, просто он многого не умеет и не
знает, хуже мыслит, не может справляться со своими эмоциями, не знает грамоты,
чтения, счета… Они стремятся подстроить ребенка под «требования современности»,
нагнать недостающие знания, ни вооружаются разнообразными методиками
обучения. Сажая кроху перед телевизором или компьютером, они считают, что он
осознает и понимает все происходящие на экране события. Но это – самообман.
Поскольку ребенок способен имитировать окружающих и общаться, имеет удивительную
память на детали, родители также приходят к ложному заключению, будто он
способен логически мыслить. Самое важное —
любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь
— самое главное, это еще далеко не все. Если родители не
понимают особых потребностей своего ребенка, то
не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что
родители щедро дарят любовь своему чаду, но не
так, как это было бы наиболее полезно для его развития. Джон
Грэй. Начиная с трех лет, начинается резкое торможение в
темпах мозгового развития, а после шести лет оно практически полностью
замедляется и заканчивается формирование. Способности мозга шестилетнего
ребенка практически совпадают с возможностями взрослого человека! Поэтому для гармоничного развития головного мозга
малыша нужна определенная среда – насыщенная положительными эмоциями и новыми
впечатлениями. Такая среда заставит мозг работать активнее, стимулирует его
развитие. Именно в первые три года у малыша закладываются будущие основы
здоровья, мышления, разных навыков, приспособленности к жизни. Очень важно в
эти первые три года помочь формированию мозга. Ребенка должны окружать
изображения, звуки, прикосновения, запахи. Всё это – стимулы, которые
воспринимаются мозгом и помогают ему формироваться быстрее.
Адепты идей «раннего развития» – интенсивного
развития способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 3 лет) – уделяют этому
особое внимание. По их мнению, необходимо как можно раньше приобщать малыша к
различным занятиям: развивать его речь, заниматься рисованием, лепить, играть
на музыкальных инструментах и т.д.
Методики развития ребёнка.
Многие родители, зараженные идеей раннего развития малыша, в первую очередь обращают свое внимание на методики Монтесорри, вальдофскую педагогику, идеи Масау Ибуки, методики Никитиных и Зайцева, подход Глена Домана. Среди соотечественников набирает обороты ранее развитие по методу Домана-Маниченко. Но заметим, что далеко не каждый из этих умнейших людей развивает все стороны личности ребенка. Поэтому редко их методики в наше время используются в чистом виде. Например: Монтесорри делает акцент на интеллектуальном развитии через тактильные ощущения, знание расположения предметов в порядке убывания (или возрастания) его характеристики и т. д. Поразительные результаты в развитии мыслительных процессов, самостоятельности, любознательности! Но в физическом плане и умении мыслить творчески такие дети проигрывают. Вальдорфская педагогика довольно широко подходит к разностороннему развитию: здесь формирование и эстетической, и физической, и трудовой сторон личности. Но интеллектуальное развитие малышей методика откладывает на более поздний возраст: 12 лет. Реалии сегодняшнего дня говорят, что это поздно. Масару Ибука призывает к высокой интенсивности занятий, начиная с 2-3 месячного возраста малышей. Но дает им полную свободу действий по принципу «можно всё», начиная с года. Для всех ли культур приемлем такой подход? Супруги Никитины одни из первых огромное внимание уделили здоровью ребенка. По их мнению, регулярные упражнения, строгая диета, хождение босиком по морозу, специальный массаж - ключи к развитию интеллекта. А умственный уровень их учеников - феноменальный. Это результат совместных с родителями решения головоломок для развития образного мышления и логики. Недостатки методики - недостаточное внимание формированию эстетического вкуса, творческих способностей. Н. А. Зайцев ̶ пример успешного обучения малышей чтению, счету, иностранным языкам. Творчество и физическое воспитание здесь также остаются в стороне. Вот и получается, что самый лучший вариант - мудро комбинировать разные подходы к раннему развитию ребенка. А ещё лучше - использовать уже проверенные годами методики, где дети развиваются всесторонне.
В России активно пропагандируется и успешно работает масса давно известных в мире методик раннего развития. Хорошо зарекомендовали себя и авторские программы, которые менее известны, но имеют очень впечатляющие результаты. Это готовые методики, имеющие в своем портфолио:
· доступную аргументацию принципов раннего развития в рамках методики;
· подробное описание технологии занятий ребенка с педагогами и родителями;
· готовый методический комплекс с наглядностью: печатными и электронными пособиями, карточками, раздаточным материалом.
Полностью разработанные дидактические комплекты экономят время взрослых, помогают без затруднений разобраться в основах методики. Многие программы дают возможность, а зачастую даже рекомендуют изготовление дидактического материала своими руками. Это не только удешевляет расходы родителей, но и сближает их со своими детьми и развивает у малышей и тактильные навыки, и творческие способности, и логическое мышление, и трудовые навыки. Так в чем же состоит преимущество комплексного подхода к развитию, образованию и воспитанию ребёнка?
· Ребенок становится разносторонней, гармонично развитой личностью.
С таким человеком интересно общаться, а ему, в свою очередь, интересен весь мир во всех его проявлениях.
· Способности ребенка в будущем могут найти реализацию в разных областях.
Это условие личного удовлетворения своей жизнью и достижения успехов в разных профессиональных сферах.
· Упрощается поиск склонностей и особых талантов ребенка.
Пробуя свои силы в разных сферах, малыш обнаруживает интерес к отдельным из них и имеет возможность развивать свои способности.
· Укрепляется семья, её жизнь становится более разнообразной.
Ведь все её члены объединены одной идеей: обучая малыша ̶ познавать мир вместе с ним, лучше узнавать друг друга.
Идеально то, что подходит к конкретному ребенку и конкретным родителям с их характерами, темпераментами, увлечениями. Между тем примером высоких результатов раннего развития малышей может служить методика Домана-Маниченко. Это наглядный образец комплексного подхода к обучению и воспитанию ребенка «с пеленок». «Программа Развития Интеллекта» по данной методике ̶ единственная в России, предлагающая комплекс программ для всестороннего развития малыша.
· Обучение чтению и развитие речи ̶ есть.
· Обучение математике (счет, операции с числами, геометрические понятия) ̶ есть.
· Обучение английскому языку ̶ есть.
· Развитие творчества, художественного вкуса ̶ есть.
· Физическое развитие – есть.
А. Маниченко значительно усовершенствовал методику Домана, уделив огромное внимание именно комплексному развитию всех возможностей ребенка.
Заключение
Каким бы ни было комплексное развитие детей, важно - не убить в ребенке желание учиться, познавать новое и стремиться покорять самые сложные вершины. Тогда и станет он яркой индивидуальностью. Тогда и сможет он стать успешным и изменить наш мир к лучшему.
Список используемой литературы.
1. «Адаптационный
процесс: психологические механизмы и закономерности динамики». Учеб.
пособие для вузов/ М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский
государственный университет, 1999.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -
Л., 1968.
2. Буриличева Л.И. Молодой ученый – 2013. - №12. – С.419 -421.
3. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1988.
4. Смирнов С. А.
«Педагогика. Педагогические теории, системы и технологии». Academa,
2001 г.
Интернет ресурсы:
1. Комплексное развитие ребёнка http://www.umnitsa.ru/articles/kompleksnoe-razvitie-rebenka/ (Дата обращения 12.11.2016)
2. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста http://moluch.ru/archive/59/8319/ (Дата обращения 11.11.2016)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.