Комплексный подход в коррекционной работе для дошкольников с нарушениями речи.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словарь и грамматический строй. Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему языка. Академик В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они неразрывно связаны друг с другом. Основной единицей языка является слово во всей совокупности его грамматических форм: формообразования, словоизменения и словообразования, структуры предложений, связи слов, входящих в предложения, типов предложения. таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дошкольное учреждение должно сотрудничать с семьей. Перед нами, педагогами, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с семьей.игры, предложенные родителям воспитанников помогают логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей к выполнению несложных домашних заданий с детьми, позволяющих закрепить полученные на занятиях знания, умения и навыки.
Иконка файла материала комплексный подход. Тимофеева И.В..docx
Комплексный  подход   в  коррекционной  работе   для  дошкольников с нарушениями  речи. Рекомендации  для  логопедов,  воспитателей, родителей.                                                   Учитель­логопед                                            МБДОУ «Детский сад № 1 «Соловушка»                                                 Тимофеева Инна ВалерьевнаПрокопьевск 2018 Комплексный  подход  в  коррекционной  работе  для дошкольников  с  нарушениями  речи. Рекомендации  для  логопедов,  воспитателей, родителей.       Основными структурными компонентами речи являются  звуковой состав, словарь и грамматический строй.      Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему  языка. Академик     В. В. Виноградов отмечал, что в структуре  языка, образующего единое целое, все составные части, или  элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они  неразрывно  связаны друг с другом. Основной единицей языка является слово во всей совокупности  его грамматических форм: формообразования, словоизменения и словообразования,   структуры предложений, связи слов, входящих в предложения,  типов предложения.    Все речевое развитие ребенка является последовательным  формированием всех указанных закономерностей.    Словарь, звукопроизношение и грамматический строй не  только взаимосвязаны и взаимообусловлены, но формирование каждого  из них имеет свою специфику и свои сроки, что в свою очередь  определено физическими и психическими изменениями развития  ребенка.    В процессе формирования словаря особенно характерной  чертой является неустойчивость произношения ребенком  большинства звуков. И  здесь  необходима  помощь  логопеда.  Постепенно звуковой образ в процессе каждодневной речевой  практики ребенка корректируется,  уточняется, автоматизируется и становится более и более устойчивым.     Качественный рост словаря происходит по двум направлениям.  а) по содержанию — обогащение и дифференциация смысловогосодержания употребляемых слов и понятий, обозначаемых ими, б) по форме — постепенное овладение все усложняющейся ритмико­ интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.    Указанное развитие происходит с определенной постепенностью и поэтапностью. Так усвоение частей речи (в чем выражается  дифференциация смыслового содержания слов) происходит со  следующей последовательностью: существительные— это обычно  первые слова, глаголы появляются почти одновременно с  существительными, наречия — несколько позже. Некоторые  формы местоимений появляются очень рано и прочно  усваиваются.     Прилагательные начинают употребляться сравнительно очень  поздно, числительные—поздно и усваиваются во всем своем  объеме очень длительно (с развитием счета). Служебные слова  появляются в языке ребенка одними из последних. Причастия и  деепричастия усваиваются только в школьном возрасте.     В  ходе  развития  ребенка процессы усложнения и  совершенствования словаря, грамматического строя и звуковой  стороны речи все теснее сливаются воедино.    Неправильное или нарушенное развитие одной из сторон речи  приводит к задержке и других, связанных с нею компонентов  речи.     Воспитание и обучение детей, страдающих теми или иными  дефектами речи, оказывается особенно важным.  Работа по  коррекции  недостатков  речевого развития требуют от логопеда  знания таких  закономерностей формирования  речи.      Именно на основе этих  закономерностей  строятся специальные  методы логопедического воздействия.  Очень важно избежать  ошибок в диагностике нарушений речи и грамотно построить  коррекционный процесс.     Зачастую, известное положение о том, что любое логопедическое  обследование предполагает обязательную фиксацию состояния  речевой деятельности в целом и уровня сформированности всех  языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй),  практически сводится лишь к констатации дефектов произношения.Особенно  в  настоящее время,  в  условиях  работы   логопедического  пункта. Хотя,  как правило,  нарушения  речи   обследуемых  детей  не  сводится  только  к  фонетическим   дефектам,  а  носит  системный  характер.     Впервые системное нарушение речи было установлено Р.Е.  Левиной и определено как общее недоразвитие речи.   Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные  речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой  системы. В термине «общее недоразвитие речи» констатируется то,  что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается  несформированность всех систем языка:  фонетической (т.е. звуковой стороны);  смысловой стороны: лексической (словарный запас);  грамматической (правила словообразования и словоизменения,  правила связи слов в предложениях).    Как видно из определений, общее недоразвитие речи затрагивает  всю систему языка, но дело в том, что в общей картине речевых  нарушений у детей, наиболее заметными для родителей, а иногда  даже и логопедов, оказываются дефекты произношения, особенно  если они распространяются на несколько групп звуков ( свистящие,  шипящие, соноры и т.д.). Такая картина несформированности  звукопроизношения, как бы приковывает к себе внимание учителя­ логопеда и он принимает подобное состояние за основной дефект,  направляет свои усилия главным образом именно на коррекцию  недостатков произношения. А несколько позже, в школе с  удивлением констатируют у этого ребенка дисграфию и дислексию.   Подобных ошибок можно избежать, если осуществлять анализ  нарушений устной речи с позиций системного строения речевой  деятельности и с учетом принципа развития.    По­иному следует подходить к диагностике недостатков  произношения наряду с нарушениями фонетико­фонематическихпроцессов и лексико­грамматического строя, проявляющихся в  частых экспрессивных аграмматизмах.   Для того, чтобы правильно организовать коррекционный процесс,  педагогу необходимо знать особенности развития лексико­ грамматической стороны речи. Грамматический строй речи детей с  общим недоразвитием речи, в отличие от детей с нормальным  языковым развитием, характеризуется неусвоенностью некоторых  сложных грамматических форм: творительного падежа, именного  управления, атипичных форм, разграничения окончания по типам  склонений. Дети с общим недоразвитием речи  овладевают  грамматической системой языка в значительно более поздние сроки.    Показательными симптомами морфологических нарушений  являются неверные согласования в роде и числе, достаточно  стойкие нарушения парадигмы склонения и спряжения.    Нарушение формирования лексики у этих детей выражаются как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова,  в нарушении актуализации пассивного словаря.    Иногда дети с общим недоразвитием речи используют слово лишь  в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при  оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и  использование слова носит ситуативный характер. Процесс поиска слов у детей с общим недоразвитием речи  осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно  автоматизировано. Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи системные  отношения между лексическими единицами языка недостаточно  сформированы. Характерной ошибкой детей с речевой патологией является  воспроизведение слов другой грамматической категории.    Поэтому уже в дошкольном возрасте своевременное выявление  детей c речевой патологией, правильная квалификация имеющихся  у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту  коррекционного обучения позволяет не только предупредить  появление у этих детей нарушений письма и чтения, но и недопустить отставания в усвоении программного материала по  родному языку.    Коррекционное обучение включает в себя работу над фонетикой,   словом, словосочетанием и предложением. Эти направления тесно  связаны между собой и реализуются параллельно.   Логопедическая работа по коррекции нарушений лексико­ грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи  параллельно  с формированием  правильного  звукопроизношения  должна  строится по следующим направлениям:  Обогащение словаря  Уточнение значений слов  Формирование словоизменения    Учитывая тесную связь процессов развития лексики и  словообразования, необходимо включать  задания на  словообразование, целью которых является уточнение структуры  значения слова, овладение значением морфем, системой  грамматических значений, закрепление связей между словами.     Знание особенностей речи является исходной предпосылкой для правильной организации необходимого коррекционного  воздействия.     Содержание и методы логопедической работы видоизменяются в зависимости от характера и тяжести нарушений, от общего уровня речевого развития, интеллекта. Некоторые дидактические игры и задания, направленные на обогащение словаря и развитие ассоциаций 1 «Назови лишнее слово»    среди имен существительных,      среди имен прилагательных,      среди глаголов. 2 «Назвать одним словом серию картинок» 3 «Послушайте слова и назовите только те из них, которые  обозначают домашних животных (транспорт, овощи и т.д.)4 Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды) 5 «Где и для чего можно применять предмет, который я назову?» 6 «Назови части» (по картинке, по представлению) 7 «Отгадай предмет по названию его частей» 8 «Объясни, что общего у предметов» 9 «Отгадай названия предметов по описанию его признаков» 10 Отгадывание загадок по картинкам с использованием  эпитетов. 11 «Подбери соответствующие картинки к словам»   высокий, пятнистый; лохматый, косолапый и т.д. На формирование антонимии Закончить предложение и назвать слова­«неприятели» Придумать к данным словам слова­«неприятели» «Сравни наоборот» На формирование синонимии Выбрать из трех слов два слова «приятеля» 12 13 14 15 дом, солдат, маршал и т.д. 16 Придумать слова­«приятели» к данным словам здание – (дом); печаль – (грусть) и т.д. 17 Придумать предложение с каждым из слов «приятелей» Пища­корм­еда; груз­ноша­багаж и т.д На уточнение грамматического значения слова Существительных 18 19 20 21 «Назови ласково»   дом­домик; и т.д. «Один – много»    волк­волки –много волков и т.д. «Что для чего?»    сахар лежит в …(сахарнице)  и т.д. «Назови профессии»    багаж носит ­ …(носильщик);  трубы сваривает ­ …(сварщик)  и т.д. Прилагательных22 23 « Назови ласково»   белый­беленький и т.д. «Чей? Чья?»    стул папы (чей?) – папин; стол мамы  (чей?) – мамин  и т.д. 24 «Скажи, какой?»   платок из шелка (какой?) –  шелковый; если светит солнце, то день (какой ?) – солнечный  и  т.д. Глаголов 25 «Покажи картинку» мыла – вымыла; вешает – повесила  и т.д. 26 «Добавь слово» в клетку (влетает), из клетки (вылетает)  и т.д.        Коррекционная  работа  над  звукопроизношением  состоит  из  3 этапов:   1 Развитие  моторики  речевого  аппарата. 2 Отработка  правильного  произношения  звуков. 3 Автоматизация  и  дифференциациация  звуков  до  степени   автоматизма  в  спонтанном  речевом  потоке.     Специалистам  известно,  что  зачастую самым  трудным  и   длительным  является  третий  этап.  Как  правило,  гораздо   быстрее  и  легче  можно  привести  в  норму  подвижность   речевого  аппарата  и  добиться  правильного  произношения   звуков,  чем  ввести  эти  правильные  звуки  в  повседневную   речь  детей,  не  кабинетную,  где  отсутствует  контроль  со   стороны  специалистов  и  родителей.    Нередко  дефекты  звукопроизношения  у  детей  по  тем  или   иным  причинам  имеют  весьма  стойкий  характер.  Порой   проходят  месяцы  кропотливых  занятий,  прежде  чем  ребенок   привыкает  к  новым  звукам  с  правильной  артикуляцией.   Поэтому необходим  квалифицированный  и  творческий  подход  в  процессе  коррекционной  работы,  чтобы  достаточно  быстроизбавить  детей  от  дефектных  стереотипов  и  сформировать  у  них  правильные  речевые  рефлексы. Достижению подобного  результата  способствует: 1 Максимальное  насыщение  речевого материала  изучаемым  звуком (данный  звук  буквально  в  каждом  слове   упражнения). 2 Обеспечение доминантного  характера  данного  звука,   установление  «культа»  звука. 3 Использование  ритма  и  рифмы (рифмованный  речевой  материал  способствует  более  продуктивной   автоматизации звуков). 4 Занимательно­игровой характер  речевых  упражнений,   повышающих  речевую  мотивацию  детей. 5 Успешное  развитие  речевой  сноровки  и  активизация   всех  компонентов  речевой  деятельности. 6 Разнообразие  речевых  упражнений (слоговые  цепочки,   ряды  слов,  близких  по  звучанию,  чистоговорки,   словосочетания  и  предложения,  максимально   насыщенные  изучаемым  звуком;  звучалки,  считалки,  рифмованные  миниатюры;  скороговорки;  потешки,   дидактические  речевые  игры) Итог Данные задания и игры помогут детям преодолеть имеющиеся у  них нарушения, закрепить навыки словообразования и  словоизменения, пополнить словарный запас, будут способствовать  актуализации словаря детей. В свою очередь развитие речи поможет детям точно  пользоваться различными средствами языка, правильно строить фразы, более четко формулировать свои мысли.   Речевые  упражнения,  которые  использует  логопед на  своих   занятиях, а так же рекомендует  родителям  воспитанников  длязакрепления  навыков,   имеют  большое коррекционное значение, это  должен  быть  эффективный  речевой тренинг,  который   устраняет  фонетические  недостатки  у  детей,  способствует   успешной  компенсации  недоразвития  фонематического  слуха,  обогащает  лексику    и  обеспечивает  речевую  сноровку  у    детей.