Урок 11.1. Гражданская война и иностранная интервенция в России.
Карточка № 1.
Перед вами фотографии представителей советской и российской культуры и спорта конца XIX начала XXI в. Подпишите фотографии, указав. Кто на них изображен, придумайте принцип их классификации. Результаты запишите в таблицу. Количество групп в таблице дается условно.
|
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
5-я группа |
Признак образования группы |
|
|
|
|
|
ФИО |
|
|
|
|
|
Урок 11.2. Кризис 1921г. НЭП
Исторический диктант
Учредительное собрание, Аннексия, Конституция, СНК, ВЧК, ВРК, ВЦИК, гражданская война, иностранная интервенция
Карточка № 2
Современные историки выделяют два этапа гражданской войны в России:
I этап – с 25 октября 1917г по май 1918г
II этап – с лета 1918г до конца 1920г.
Дайте письменный ответ на вопросы:
1. Какие события определили границы первого этапа гражданской войны.
2. Какими признаками характеризуется первый этап.
3. Какие события определили границы второго этапа
4. Какие признаки были для него характерны
5. Каковы принципиальные отличия первого и второго этапов гражданской войны.
Карточка № 3
Во время гражданской войны на стороне Красной армии сражалось до 30% бывшего офицерского корпуса России. В то же время Троцкий требовал ставить на « командные должности только тех бывших офицеров, семьи которых находились в пределах Советской России, и объявлял им под личную расписку, что они сами несут ответственность за судьбу своей семьи.»
Ответьте на вопросы:
1. О чем свидетельствует данное распоряжение Троцкого
2. Какие еще меры контроля за бывшими офицерами были введены в Красной Армии.
3. Как вы думаете, какие причины заставляли царских офицеров служить в Красной Армии
4. Какие имена царских офицеров, занявших в Красной Армии крупные командные должности, вы знаете.
Карточка № 4
Работа с документом.
Из декрета ВЦИК об организации и снабжении деревенской бедноты
11 июня 1918г.
П.1
Повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты …
П.3
В круг деятельности волостных и сельских комитетов бедноты входит следующее:
1.Распределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий.
2. Оказание содействия местным продовольственным организациям в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев…
П.8
…А) из хлебных излишков …изъятых полностью из рук кулаков и богатеев…выдача хлеба деревенской бедноте производится по нормам бесплатно, за счет государства…
1. В чем заключалась суть чрезвычайной продовольственной политики.
2. Какое место в ней отводилось продовольственным отрядам
3. Какие политические задачи ставились перед продовольственными отрядами
4. С какой целью создавались комитеты деревенской бедноты.
5. Какие функции выполняли комбеды.
6. Как поощрялась деятельность комбедов.
Карточка № 5
Выберите правильный ответ:
1Какими обстоятельствами был вызван поворот к чрезвычайной политике в деревне весной 1918г:
А) нежеланием крестьян признавать советскую власть;
Б) стремлением большевиков строго следовать экономической теории марксизма;
В) отторжением от советской территории основных хлебопроизводящих районов страны.
2. В чем заключалась суть чрезвычайной политики в деревне:
А) в принудительном изъятии всех хлебных излишков у крестьян;
Б) в конфискации и национализации помещичьих земель;
В) в ускоренном создании коллективных крестьянских хозяйств.
Карточка № 6
Работа с документом
Внимательно прочитайте документы и запишите ответы на вопросы.
Из обращения адмирала А.В.Колчака к населению
18 ноября 1918г Всероссийское Временное правительство распалось. Совет Министров принял всю полноту власти и передал ее мне, адмиралу русского флота Александру Колчаку. Приняв крест этой власти в исключительно трудных условиях гражданской войны и полного расстройства государственной жизни, объявляю:
Я не пойду ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности. Главной своей целью ставлю создание боеспособной армии, победу над большевиками и установление законности и правопорядка, дабы народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы, ныне провозглашенные по всему миру.
Из письма адмирала А.В.Колчака
во французское министерство иностранных дел
1….Моей первой мыслью после окончательного разгрома большевиков будет мысль об установлении даты выборов в Учредительное собрание …
2…Россия ни сегодня, ни в будущем не может быть ничем иным, кроме как демократическим государством…
3…Окончательное решение о границах Польши должно быть отложено до созыва Учредительного собрания…Окончательное решение для Финляндии должно быть отложено до созыва Учредительного собрания.
7.Что касается вопроса внутренней политики…,то не может быть возврата к режиму, который существовал в России до февраля 1917г. Временное решение, которое приняло мое правительство в отношении аграрного вопроса, имеет целью удовлетворить интересы огромных масс и исходит из убеждения, что Россия может быть сильной и процветающей лишь при условии, если миллионы русских крестьян получат все гарантии на владение землей…
Из декларации министерства земледелия правительства А.В.Колчака
Земельные захваты должны быть прекращены. Для полного же удовлетворения всех слоев населения в их земельных запросах в различных частях обширного государства, где местами существуют самые разнообразные формы земельного владения и землепользования, требуется, считаясь со всеми местными земельно – бытовыми особенностями различных народностей, населяющих страну, выработать земельный закон , отвечающий интересам их трудовых элементов. Санкцию этому закону даст Всероссийское Учредительное или Национальное собрание.
1.Как можно охарактеризовать декларируемые Колчаком политические взгляды .
2.Какую главную политическую цель ставил перед собой адмирал Колчак.
3. Докажите, что все остальные проблемы были лишь производными от этой главной цели.
4. Проанализируйте аграрную программу Колчака глазами русского крестьянина того времени. Как вы думаете, какие положения программы могли привлечь крестьян? Какие должны были их насторожить?
5. Сравните аграрную политику большевиков с обещаниями колчаковского правительства. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?
Проверочный тест №1
по теме «Гражданская война»
1. Одной из основных целей белого движения в Гражданской войне было:
а) укрепление советского государства;
б) уничтожение советской власти;
в) восстановление самодержавной монархии.
2. В лагерь белых во время Гражданской войны не входили:
а) представители кадетов и эсеров;
б) русское офицерство;
в) комитеты бедноты.
3. Интервенцией называется:
а) вооруженное вмешательство во внутренние дела России иностранных держав;
б) переговоры представителей иностранных держав с советской властью;
в) сбор средств среди населения иностранных держав в пользу белого движения.
4. Массовый террор во время Гражданской войны:
а) применяли красные;
б) применяли белые;
в) использовали оба военно-политических лагеря.
5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге произошел:
а) 17 июля 1918г.;
б) 24 февраля 1919г.;
в) 7 ноября 1920 г.
6. Движения под руководством Антонова и Махно относится:
а) к рабочим движениям;
б) к движениям интеллигенции;
в) к крестьянским движениям.
7. В интервенции не участвовала:
а) Англия;
б) Япония;
в) Дания.
8. Белое движение в Сибири и Дальнем Востоке возглавил:
а) барон Врангель;
б) генерал Деникин;
в) адмирал Колчак.
9. К белому движению не принадлежат:
а) большевики;
б) меньшевики;
в) эсеры.
10. В итоге Гражданской войны на территории России:
а) повысился жизненный уровень населения;
б) была уничтожена Советская власть;
в) потерпело поражение белое движение.
Проверочный тест по теме «Гражданская война»
Вариант II
1. Совместите название противоборствующих сил и их цели в борьбе:
а) лагерь красных; 1. уничтожение светской власти;
б) лагерь белых; 2. сохранение и укрепление советского государства;
в) лагерь интервентов. 3. политическое и экономическое ослабление России.
2. Разнесите партии и социальные группы на входящих в лагерь красных (А) и лагерь белых (В):
а) большевики;
б) кадеты;
в) промышленники;
г) зажиточное крестьянство;
д) беднейшее крестьянство;
ж) помещики;
з) большинство рабочих.
3. Совместите фамилии руководителей белого движения и места существования их режимов:
а) А.В. Колчак; 1) Юг России;
б) А.И. Деникин; 2) Крым;
в) Н.Н. Юденич; 3) Сибирь;
г) П.Н. Врангель. 4) Северо-запад России.
4. К органам власти советской республики во время Гражданской войны не относится:
а) Совет труда и обороны;
б) Революционный военный совет;
в) Комитет членов Учредительного собрания.
5. Расстрел царской семьи в Екатеринбурге 17 июля 1918 г. прошел:
а) после приговора публичного суда;
б) по требованию населения;
в) тайно без судебного разбирательства.
а) красный и белый террор в ходе Гражданской войны не уступали друг другу в жестокости и
массовости;
б) белые и красные при помощи террора пытались держать в повинности население и запугать
противников;
в) рост террора вызвал публичные демонстрации народа.
7. Найдите фамилию, выпадающую из общего ряда:
а) В.К. Блюхер;
б) С.М. Буденный;
в) М.В. Фрунзе;
г) Е.К. Мюллер;
д) А.И. Егоров.
8. Брестский мир был подписан:
а) 3 марта 1918 г.;
б) 25 октября 1919г.;
в) 10 апреля 1918г.
9. Соотнести высказывание политического деятеля, о подписании мира с Германией с его автором:
а) «Объявить Германии и ее союзникам революционную борьбу,
для разжигания мировой революции»; 1. Троцкий
б) «Ни мира, ни войны, армию распустить»; 2. Ленин
в) «Подписать мир на условиях Германии». 3. Бухарин
10. К причинам победы советской власти в гражданской войне не относится:
а) разнородность и разобщенность сил белого движения;
б) отсутствие в белом движении четких и популярных лозунгов;
в) обеспечение прочности своего тыла большевиками;
г) отсутствие кадровых военных офицеров и генералов с белом движении.
Карточка № 7
Работа с документом.
Внимательно прочитайте документы и дайте письменные ответы на вопросы.
Из воспоминаний военного министра Великобритании У. Черчилля.
Находились ли союзники в войне с Советской Россией? Разумеется, нет, но советских людей они убивали, как только те попадались им на глаза; на русской земле они оставались в качестве завоевателей; они снабжали оружием врагов советского правительства; они блокировали его порты; они топили его военные суда. Они горячо стремились к падению советского правительства и строили планы этого падения. Но объявить ему войну – это стыд! Интервенция – позор! Они продолжали повторять, что для них совершенно безразлично, как русские разрешают свои внутренние дела. Они желали оставаться беспристрастными и наносили удар за ударом…
Было бы ошибочно думать, что в течение всего этого года мы сражались на фронтах за дело враждебных большевикам русских. Напротив того, русские белогвардейцы сражались за наше дело.
Из мемуаров премьер – министра Великобритании
Д. Ллойд Джорджа.
Совершенно очевидно, что, хотя большевистское правительство порвало с Англией и заключило сепаратный мир с Германией, мы не могли при этих обстоятельствах оставить Россию под господством германцев. Мы не могли примириться с тем огромным ростом германского империализма, который питался обусловленной в договорах добычей, особенно германским господством над Украиной с ее запасами хлеба и скота, углем Донецкого бассейна и , в дальнейшем ( через Черное море и Кавказ), обширным запасам каспийской нефти…
Кроме того, здесь были значительные запасы военных материалов в военных складах и на пристанях в Архангельском и Мурманском портах, во Владивостоке. Мы послали им эти материалы для борьбы с центральными державами. Теперь, когда Россия подписала мирный договор с немцами, эти военные материалы могли попасть в руки наших врагов и были бы использованы против нас.
1. О каких особенностях иностранной интервенции идет речь в документах.
2. Какими обстоятельствами оправдывали присутствие своих войск в России руководители стран Антанты.
3. Объясните, как вы понимаете слова У.Черчилля о том, что русские белогвардейцы сражались за дело Антанты.
Карточка № 8
1. Каковы на ваш взгляд причины победы большевиков
2. Организации, созданные в деревне летом 1918г и оказывающие активную поддержку советской власти, назывались: а)ликбезами, б) земствами, в) рабфаками, г)комбедами
Карточка № 9
1. В чем смысл террора
2. Прочтите отрывок из письма петроградской работницы – активистки и укажите, где она занималась работой, о которой рассказывается в письме: « Дорогие подружки! Работа тяжелая. Кулаки прячут хлеб. Бедняки и середняки за нас. Идут слухи, что недалеко белые… Вчера на сходке пришлось долго уговаривать крестьян сдать хлеб. Кулачье работает вовсю…Все способы применяю, чтобы побольше взять хлеба для голодных рабочих Москвы и Петрограда»:а) в продотряде; б) в колхозе; г) в ТОЗе; г) в сельскохозяйственной коммуне.
Карточка № 10
1.Что назвал Ленин «красногвардейской атакой на капитал»:
а) победу в гражданской войне;
б) национализацию крупных промышленных предприятий;
в) разгром контрреволюционных мятежей;
г) срыв и подавление саботажа чиновников и буржуазных специалистов.
2. Основные черты политики « военного коммунизма»
( возможны несколько вариантов ответа):
а) национализация крупных и средних предприятий;
б) продразверстка;
в) натурализация хозяйственных отношений , прямой продуктообмен между городом и деревней
г) отмена торговли и замена ее государственным распределением
д) всеобщая трудовая повинность
3.Прочитайте документ и ответьте на вопрос
Из мемуаров члена ЦК кадетской партии В.А.Оболенского
« В Добровольческой армии на моих глазах шло падение моральных устоев, но, все таки, критерием поступков оставалась общечеловеческая мораль, отступали от нее и руководители, и исполнители, но не отрицали, что поступают дурно, нарушая ее. Большевики заменили общечеловеческую мораль классовой, и эта классовая мораль позволяла им зверствовать с гордо поднятой головой. Это обстоятельство часто упускается из виду, когда ставят равенство между происходившим в России « белым» и «красным» террором»
1. В чем видит автор документа принципиальные различия между
« белым» и «красным» террором?
2. Согласны ли вы с утверждением, что нельзя ставить равенство между
« белым» и «красным» террором? Аргументируйте свой ответ.
Карточка № 11
1. В чем заключалась суть чрезвычайной продовольственной политики?
2. Какое место в ней отводилось продовольственным отрядам?
3. Прочтите документ и ответьте на вопросы: 30 мая 1920г в газете «Правда» появилось воззвание « Ко всем бывшим офицерам», к котором говорилось: « В этот критический исторический момент нашей народной жизни, мы, ваши старые боевые товарищи, обращаемся к вашим чувствам любви преданности к родине и взываем к вам с настоятельной просьбой забыть все обиды… и добровольно идти в …Красную Армию, но на фронт или в тыл, куда бы вас ни назначило правительство Советской
рабоче – крестьянской России и служить там не за страх, а за совесть, дабы своей честной службой, не жалея жизни, отстоять во что бы то ни стало дорогую нам Россию»
1. Чья подпись стояла под этим воззванием:
А) А.А.Брусилова; Б) А.И.Деникина; В) П.Н.Врангеля.
2. Какое событие послужило причиной для появления этого
воззвания:
а) захват Крыма Врангелем; Б) захват поляками Киева;
в) оккупация японцами Дольнего Востока.
Карточка № 12
1. Что явилось причиной поражения « белого» движения в гражданской войне( возможно несколько вариантов ответов):
а) отсутствие у « белых» ясной конструктивной программы;
б) недостаточная боеспособность и малочисленность вооруженных сил;
в) превосходство « красных» в военном искусстве и вооружении;
г) недооценка « белыми» роли крестьянства в событиях 1917-1920гг;
д) нежелание « белых» генералов отказаться от идеи « единой и неделимой России»;
е) « красный террор», превосходивший по масштабам « белый» террор;
ж)незначительные размеры помощи, оказанной Антантой;
з) убийство царской семьи;
и) отсутствие у «белых» единого командования;
2. Почему российское крестьянство настороженно относилось как к большевикам, так и к « белому движению»? Программа какой партии казалась крестьянам наиболее привлекательной?
3. Какие факторы предопределили победу большевиков в гражданской войне? Расставьте их в порядке значимости.
А) преимущества территориального расположения Советской республики;
Б) переход на сторону большевиков части бывших офицеров царской армии;
В) широкомасштабный террор;
Г) наличие привлекательной для народных масс социальной программы;
Д) материальная поддержка иностранных государств;
Е) милитаризация всей жизни общества;
Ж) авторитет Ленина среди масс;
И) поддержка мирового пролетариата;
К) поддержка православной церкви;
Л) руководящая роль партии большевиков.
Карточка № 13
Заполнить таблицу
Военная интервенция в России
Военный период |
Районы, подвергшиеся интервенции |
Страны |
|
|
|
Карточка № 14
Эволюция взглядов Ленина на принципы построения пролетарской армии.
![]() |
||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
||||||||||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
Карточка № 15
Известно, что крестьяне в гражданской войне выступали против «красных» и против « белых», и против « демократической контрреволюции».
1. Как вы думаете, чем было вызвано крестьянское недовольство каждой из этих политических сил?
2. Почему, в конечном счете, крестьяне поддержали красных?
3. Интересы, какого слоя населения выражал Нестор Махно?
4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.
« Из выступления Л.Д.Троцкого на пленуме Харьковского горсовета. Июнь 1919г»
«… Махновщина….если она служит интересам социализма, она терпима и даже необходима. Когда пролетариат нуждается в победе, нет средств, недопустимых для достижения этой победы. Нам нужна в настоящее время армия для победы. Махновцы не способствуют этой победе – они должны быть свалены в мусорный ящик истории»
А) на основе данного документа определите характер взаимоотношений между руководством Красной армии и махновским движением.
Б) в каких операциях армия Махно оказала серьезную помощь Красной армии.
В) как вы думаете, какие факторы предопределили политику временного сотрудничества махновского движения с большевиками и категорическое неприятие ими белого движения.
Карточка № 16
Работа с документом
Из циркуляционного письма ЦК РКП(б). январь 1919г.
П.1.Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое – либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от каких – либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти…
П.4. уравнять пришлых иногородцев с казаками в земельном и во всех других отношениях.
П.5. Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
Из воззвания восставших крестьян станицы Вешенской к солдатам Красной армии. Март 1919г
Товарищи, солдаты!
Вот уже другой год , как между нами идет гражданская война! Сначала она загорелась от пожара воспламененного буржуазией и приверженцами царя, а теперь она продолжается, мы , трудовые казаки, знаем отчего. В декабре прошлого года мы решили…
1. Пустить в территорию своих станиц советские войска для преследования контрреволюционеров;
2. Сдать все оружие. Имеющееся на руках у казаков, и содействовать все, кто чем может советским войскам.
И что же мы, товарищи, в благодарность за наши услуги получили: сотни расстрелянных трупов наших братьев, чуть не поголовную конфискацию скота и всего имущества и разного рода насилия над мирными жителями. Совершили это … уполномоченные в « чрезвычайных и заградительных отрядах»
Эти мотивы и побудили нас к восстанию и продолжению гражданской войны. Давайте, товарищи, уничтожим этих убийц и мародеров , не уничтожая Советскую власть, которая нам так дорого досталась.
Из сообщения газеты «Донская правда»
В станице Казанской и Вешенской произошло восстание белогвардейцев. Бывшие офицеры, кулаки, атаманы и урядники, воротилы красновского режима подбили при помощи ряда провокационных листовок и действий население навосстание против Советской власти.
1. Как вы думаете, почему циркулярное письмо ЦК РКП(б) вошло в историю под названием « директива о расказачивании»?
2. Каковы были причины восстания населения ряда донских станиц весной 1919г.?
3. Согласны ли вы с определением характера восстания и участвующих в нем сил, которые даны в сообщении «Донской правды»? Аргументируйте свой ответ.
4. Можно ли считать данное восстание антисоветским? Аргументируйте свой ответ.
Урок 11.3. Образование СССР и его международное признание
( практикум)
Карточка № 17
Писатель М.А.Булгаков жил во время НЭПа в Москве. В рассказе « Торговый ренессанс» он описывает город в начале 1922г.
Прочитайте отрывки из рассказа . Что удивляло москвичей и всех, попавших в город, в 1922г. Чем Москва периода НЭПа отличалась от Москвы времен гражданской войны? С каким временем из нашей истории можно провести еще аналогию?
«… для тех, кто видел Москву всего каких – нибудь полгода назад, теперь она неузнаваема, настолько резко успела изменить ее новая экономическая политика. Началось это постепенно…понемногу… То тут, то там стали отваливаться деревянные щиты, и из – под них глянули на свет после долгого перерыва запыленные и тусклые магазинные витрины. В глубине запущенных помещений загорелись лампочек, и при свете их зашевелилась жизнь: стали приколачивать, прибивать, чинить, распаковывать ящики и коробки с товарами. Вымытые витрины засияли. Вспыхнули сильные круглые лампы над выставками или узкие ослепительные трубки по бокам окон. Трудно понять, из каких таинственных недр обнищавшая Москва ухитрилась извлечь товар, но она достала его и щедрой рукой вытряхнула за зеркальные витрины и разложила на полках. Не узнать Москвы. Москва торгует…Кондитерские на каждом шагу. И целые дни и до закрытия они полны народу. Полки завалены белым хлебом, калачами, французскими булками. Пирожные бесчисленными рядами устилают прилавки. Все это чудовищных цен. Но цены в Москве давно уже никого не пугают, и сказочные, астрономические цифры миллионов ( этого слова уже давно нет в Москве, оно окончательно вытеснено словом « лимон») пропускают за день блестящие … кассы.
Движение на улицах возрастает с каждым днем. А на Ильинке с серого здания с колонами исчезла надпись « Горный совет» и повисла другая , с огромными буквами « Биржа»…
Карточка № 19
1. Объективный фактор:
В советской стране преобладали рыночные отношения. В то же время государство было тоталитарным ( отсутствовал парламентаризм, демократические основы общества)
Вопрос стоял так: или политика подчинит себе экономику ( вариант 1), или экономика подчинит себе политику( вариант 2)
Отметьте, какой вариант был наиболее вероятен для России. Аргументируйте свой ответ.
2. Субъективный фактор:
Имея в виду НЭП, Ленин говорил : « Когда я вам в глаза смотрю, вы все будто бы со мной согласны и говорите « да», а отвернусь, - говорите «нет»
Чувствовал ли Ленин поддержку проводимой политике в партии.?
Что же говорили вожди?
Каменев: « Нэп есть пелена на нашей новой экономической политике»
Троцкий : « НЭП есть использование рабочим государством методов… капиталистического общества»
Зиновьев: «Советская власть не сможет справиться с трудностями, если ее не спасет мировая революция»
Как относились « вожди» к Нэпу?
Карточка № 20
1. Выберите правильный ответ.
Сущность НЭПа заключается:
А) в укреплении союза рабочих и крестьян;
Б) во введении экономических методов хозяйствования;
В)в допущении частного капитала.
2.Продолжите фразу: Сущность финансовой реформы 1922-1924 гг. заключалась в ….
Карточка № 21
таблица
Линии сравнения |
Политика «военного коммунизма» |
НЭП |
Основная экономическая задача |
|
|
Мероприятия в области сельского хозяйства |
|
|
Мероприятия в области промышленности |
|
|
Карточка № 22
Таблица. Каковы были предпосылки перехода к НЭПу?
Внутренние предпосылки |
внешние предпосылки |
||
экономические |
политические |
идеологические |
|
|
|
|
|
Карточка № 23
Заполните схему, связав логической цепочкой мероприятия НЭПа
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||
![]() |
А) введение продналога
Б) отмена бесплатных услуг
В) введение свободы торговли
Г) разрешение аренды земли и найма рабочей силы
Д) разрешение иностранных концессий
Е) трудоустройство на добровольных началах
Ж) разрешение мелкого частного бизнеса
З) введение денежной оплаты труда по количеству и качеству.
Карточка №24
Что мешало проведению нэпа? Заполните пункты а) и б), вписав свои версии ответа:
А)
![]() |
Б)
|
В)
|
Г)
![]() |
Приведите факты, конкретизирующие положения а), б),в),г):
А)
Б)
В)
Г)
Карточка № 25
После гражданской войны экономическое положение России было крайне тяжелым. Произошел развал промышленности. Производство металла сократилось до уровня. достигнутого еще при Петре I. Фабрики были закрыты, до 50 % рабочих переселилось в деревню, где было легче прожить, другая часть занималась ремеслом. Шло деклассирование пролетариата, это создавало угрозу краха его « диктатуры». Зато стремительно росло число служащих Талонное распределение в гигантской стране породило такую бюрократию, что даже 70 главков ВСНХ не справлялись со своей задачей. Деревня была недовольна продразверсткой в мирное время, бурлила. 1921г был неурожайным, голодным.
Как выйти из экономического кризиса?
Дайте оценку мерам, предложенным Советской властью для того, чтобы выйти из кризиса.
А) отвечая на вопросы депутатов III съезда РКСМ, Ленин сказал: « надо, чтобы ни одного пуда не было ни у одной крестьянской семьи».
Б) в мае 1921г Н.Бухарин писал, что по отношению ко всей крестьянской массе надо применять « пролетарское принуждение во всех своих формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью».
В) Троцкий считал, что единственная надежда на европейский пролетариат, который завоюет власть и поможет России.
Г) Были усилены заградительные отряды, присекающие товарообмен между городом и деревней.
Д) Вместо демобилизации предлагалось использование бойцов Красной гвардии на заводах, заготовке топлива и т.д.
Е) Троцким был подписан приказ № 1042 о милитаризации транспорта с целью повышения пропускной способности железных дорог.
Карточка № 26
1.Значительные темпы экономического роста в период НЭПа во многом объяснялись:
А) широким привлечением иностранного капитала в страну;
Б) успехами частнокапиталистического сектора;
В) восстановительным эффектом, т.е. введением в эксплуатацию уже имевшихся производственных мощностей.
2. Какой социальной категории Н.И.Бухарин обращал свои слова: « ..
обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут»:
а)крестьянству в целом; б) кулакам; в)нэпманам
3. Кто из государственных деятелей Советской России выдвинул в 20-е гг идею проведения индустриализации страны за счет эксплуатации « внутренней колонии» - крестьянства:
А) В.И.Ленин; Б) И.В.Сталин; В) Л.Д.Троцкий
4. Можно ли утверждать, что НЭП – это введение рыночных отношений в Советской России:
А) да; Б) нет; В) вводились только элементы
5.Для политики НЭПа было характерно:
А) распределение по уравнительному принципу;
Б) развитие различных форм кооперации;
В) введение продразверстки;
Г) запрещение наемного труда.
Тест №2
Первые шаги Советской власти
А
1.Первая конституция РФ бала принята в:
А)1917; Б) 1919; В) 1918; Г) 1920
2. Наибольшее число
голосов ( ок.40%) на выборах в учредительное собрание в конце 1917г. набрала
партия:
А) кадетов; Б) большевиков; В) правых эсеров; Г) меньшевиков
3. Социально экономическую политику большевиков в годы Гр.Войны характеризует:
А) расширение прав крестьян на землю Г) продналог
Б) продразверстка Д) полная свобода торговли
4. Политический кризис в конце 1920-начале 1921г связан с6
А) политикой коллективизации в деревне
Б) мятежом кадетов в кр. городах
В) забастовочным движением рабочих Донбасса
Г) кронштадским мятежем
5.Решение о переходе к
нэпу было принято руководством советской России в:
А) 1921; Б) 1924; В) 1929; Г)1932
6) В 1922г произошло
окончательное освобождение от интервентов и белогвардейцев территории:
А)Украины; Б) Дальнего Востока; В) Крыма; Г) Сибири
7. Москва стала столицей РСФСР в :
А)1917; Б) 1918; В) 1920; Г) 1922
8. Декрет о мире был принят :
А) Временным правительством; В) Учредительным собранием
Б) Всероссийским съездом советов Г) СНК
9. К нэпу относится:
А) аренда предприятий частниками
Б) карточная система распределения товаров
В) продразверстка в деревне
Г) оплата труда в форме талонов
10. Признание СНК независимости Финляндии произошло в
А) 1917; Б) 1922; В) 1924; Г) 1929
11. Одним из крупных
руководителей крестьянского движения на Тамбовщине был:
А) А.С.Антонов В) С.М.Буденный
Б) С.В.Петлюра Г) Н.И.Махно
12. Сословное деление общества было устранено в
А) 1917; Б) 1905; В) 1907; Г) 1914
13. Рос. была провозглашена республикой в
А) 03.03.1917; Б) 1.09.1917; В) 25.10.1917; Г) 5.01.1918
14. Мир с Германией был подписан в Бресте в
А) марте 1918; Б) ноябре 1918; В) августе 1919; Г) декабре 1917
15. Учредительное собрание было созвано в
А) январе 1918; Б) феврале 1917; В) октябре 1917; Г) декабре 1922
16. Брестский мир был аннулирован в
А) 1918; Б) 1922; В) 1933; Г) 1939
17. разрыв политического блока большевиков с левыми эсерами произошел в
А) мае 1920; Б) январе 1918; В) октябре 1917; Г) июле 1918
18. В годы гражданской войны в России6
А) улучшилось материальное положение рабочих
Б) ухудшилось положение всего населения
В) регулярно работали все виды транспорта
Г) населению регулярно оказывалась мед.помощь
19. Нэп характеризовался:
А) всеобщей трудовой повинностью
Б) полной национализацией производства
В) бесплатными коммунальными услугами
Г) частной арендой мелких предприятий
20. Декрет о создании комитета бедноты
А) укрепил диктатуру пролетариата в деревне
Б) сплотил все слои крестьянства
В) способствовал развитию с\х
Г) укрепил союз рабочих со всеми крестьянами
21. К причинам перехода к нэпу нельзя отнести:
А) социально-экономический кризис в стране
Б) выступления трудящихся против военного коммунизма
В) резкое падение производства
Г) возрождение частного производства
22. На 2 съезде Советов
А) была провозглашена Советская власть
Б) были представлены все политические партии
В) все партии поддержали восстание
Г) Россия была провозглашена республикой
23. К 1918г относится:
А) поход Деникина на Москву
Б) советско-польская война
В) поход Колчака на Москву
Г) выступление Чехословацкого корпуса
24. К нэпу не относится
А) сдельная оплата труда
Б) карточная система распределения товаров
В) разрешение найма рабочей силы
Г) введение продналога
25. В интервенции против Рос. не участвовала
А) Англия; Б) Япония; В) Франция; Г) Австрия
26. Политику военного коммунизма характеризует
А) свобода частной торговли
Б) разрешение частной аренды земли
В) карточная система распределения товаров
Г) свобода частного предпринимательства
27. В спорах о Брестском мире победила точка зрения:
А) продолжение революционной войны
Б) немедленное заключение сепаратного мира
В) ни войны, ни мира
Г) подписание мира со всеми воюющими странами
28. Патриарх Тихон был репрессирован Сов. Властью за
А) сотрудничество с эмигрантской церковью
Б) осуждение большевистского террора
В) сохранение верности свергнутому режиму
Г) сокрытие церковных ценностей от реквизиции
29.Итогом Гр.войны в Рос.
было:
А) введение парламентаризма
Б) установление власти белых генералов
В) укрепление власти большевиков
Г) введение многопартийности
В
1. Установите соответствие между фамилиями командующих частями белой армии и названиями основных районов их деятельности:
1) А.В.Колчак А) Северо-запад,Запад
2) П.Н.Врангель Б) Украина, Кубань, Дон
3) А.И.Деникин В) Сибирь, Урал
4) Н.Н.Юденич Г) Причерноморье, Крым
Д) Дальний Восток
2. Прочтите отрывок из письма крестьян в газету весной 1921г и впишите пропущенное слово.
« В настоящее время у крестьян взято все: хлеб, скот, зерно, сырье. К весеннему севу мы остались почти без семян. Вся посевная кампания будет ни к чему, если вместо продразверстки не обложить крестьян__________»
3.Прочтите отрывок из воспоминаний рабочего о первых годах советской власти и укажите название политики, о которой он пишет.
«…В тот период жилось тяжко, мучил голод, холод, но самые основы существовавшего тогда строя были прекрасными, были действительно коммунистическими. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу – в принципе равное для всех распределение. Мы осуществили строй, намеченный Марксом»
Ответ___________
4.Прочтите отрывок из доклада П.Н.Милюкова, составленного в 1924г, и назовите движение, о котором в нем говорится.
« Прежде всего ____________ движение не создавалось отдельными людьми. Оно выросло стихийно, непредотвратимо, как горячий протест против разрушения русской государственности, против поругания святынь… Смысл и значение ________ движения не ограничивался российским масштабом».
С.
1. Из « Циркулярного письма» ЦК РКП(б) о расказачивании. Январь 1919г.
«… Признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
- Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению во всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Сов.властью.
- Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем др. с/х продуктам.
- Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя население, глее это возможно. Уравнять пришлых иногородних к казакам в земельном и во всех др.отношениях
- Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
1. Чем было вызвано стремление большевиков вести беспощадную борьбу против всего сословия казачества
2. В какой форме проводилась большевиками политика расказачивания
3. Каков был политический смысл политика расказачивания
4. Что объединяло продразверстку и расказачивание
Задания для практикума
1. Выяснить предпосылки образования СССР.
Политические |
|
Экономические |
|
Идеологические |
|
Исторические |
|
2.Выяснить точки зрения на построение многонационального государства.
Автор проекта |
Суть проекта |
|
|
3.Предложите свой проект организации отношений РСФСР с республиками: унитарное государство, федерация, конфедерация. Свой выбор аргументируйте.
4.Заполните схему.
![]() |
|||||
![]() |
|||||
![]() |
|||||
Урок 11.4. СССР в 20-30 - е гг.
Карточка № 27
Заполните таблицу – схему. Элементы тоталитарной системы.
Карточка № 28
Работа с документом
Из « Открытого письма Сталину» Ф.Раскольникова. 17 августа 1939г.
Никто в Советском Союзе не чувствует себя в безопасности. Никто, ложась спать, не знает, удастся ли ему избежать ночного ареста. Никому нет пощады. Правый и виноватый, герой Октября и враг революции, старый большевик и беспартийный, колхозный крестьянин и полпред, народный комиссар и рабочий, интеллигент и Маршал Советского Союза – все в равной мере подвержены ударам Вашего бича, все кружатся в дьявольской кровавой карусели.
Как во время извержения вулкана огромные глыбы с треском и грохотом рушатся в жерло кратера, так целые пласты советского общества срываются и падают в пропасть.
1. О какой черте сложившейся в СССР тоталитарной системы идет речь в документе?
2. Как вы думаете, какую социально – политическую функцию выполняла система массовых репрессий?
3. В чем вы видите принципиальное различие между « красным террором» времен гражданской войны и « большим террором» 30- х гг.
Карточка № 29
Отметьте выбранное вами определение сталинизма. Если вы не согласны ни с одним из них, дайте свое определение:
Сталинизм это:
1. Разновидность левого тоталитаризма, основанного на марксистско – ленинской теории классовой борьбы;
2. Быстрая модернизация общества ( индустриализация, коллективизация, культурная революция), направленная на строительство социализма в СССР;
3. Крайне жестокий, варварский способ первоначального накопления и индустриализации, прикрываемой марксистско – ленинской фразеологией и выдаваемый за теорию и практику социалистического строительства;
4. ……..
Карточка № 30
А)Часто упоминавшееся в политической жизни СССР в 20-30-егг, слово
« оппозиция» означало:
1. Легальную партию не согласную с программой ВКП(б);
2. Фракцию внутри ВКП(б), не разделявшую позицию большинства;
3. Легальное общественное движение, выступавшее с критикой ВКП(б)
4. Тайную группу вне ВКП(б), готовящую заговор с целью ее свержения.
Б) Дайте определение следующим понятиям:
Тоталитарное государство, культ личности, репрессии
Карточка № 31
Как Сталин шел к установлению своей личной власти, практически абсолютной, тиранической? Прежде всего он старательно устранял своих противников – главных конкурентов, которые могли, по его мнению, претендовать на лидерство в партии, в стране. В каждом случае ему удавалось сплотить большинство против меньшинства.
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Расположите в хронологической последовательности действия, названных блоков с указанием времени, когда Сталин устранял своих главных противников.
1.
2.
3.
Карточка № 32
Вставьте пропуски в тексте документа
Из книги Н.Маслова « Политические процессы 30-х гг: характер и особенности»
Первым из этих процессов, проходивших в августе 1936 г., был процесс по делу так называемого троцкистско – зиновьевского террористического центра, по которому проходил__________ и другие ______) всего 16 человек. В печати сообщалось, что названный террористический центр, следуя прямым указаниям, находившегося за границей ________, подготовлял террористические акты против руководителей ВКП(б) и Советского государства. Подсудимым вменялись в вину подготовка покушения на жизнь _________ и других руководителей партии, а также шпионаж, вредительство, диверсии и другие преступления против советского строя.
Затем в 1937г. был проведен судебный процесс по делу Г.Л.Пятакова, К.Б.Радека и других, так же обвинявшихся в антисоветской деятельности, вредительстве, шпионаже и диверсиях, подготовке террористических актов и других преступлениях.
Наконец, в марте 1938г был организован судебный процесс по делу « правотроцкистского» блока. Здесь в числе обвиняемых проходили____________________________ и другие – всего 21 человек.
К этим трем процессам примыкает и закрытый суд по делу военных руководителей _______________и других, обвиненных в шпионаже и подрыве боевой мощи Красной Армии.
Урок 11.5. Международные отношения в 20-30-егг.
Международное положение СССР и внешняя политика.
Карточка № 33
Цели
индустриализации
Заполните
таблицу – схему.
![]() |
Карточка № 34
Заполните таблицу. Последствия форсированной индустриализации
Положительные |
Отрицательные |
|
|
Карточка № 35
1.Отметьте положения, которые характеризуют индустриализацию
30-х.Индустриализация проходила:
а) в условиях открытой экономики, интегрированной в мировую экономическую систему;
б) в условиях закрытой экономики ( за « железным занавесом»);
в) на основе общегосударственного планирования;
г) на основе рыночной экономики, при господстве товарно – денежных отношений;
д) в условиях господства командной экономики;
е) в условиях стихийного развития производства;
ж) преимущественно в тяжелой промышленности в ущерб легкой и пищевой.
2. Выберите источники накопления средств для проведения индустриализации:
а) перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность;
б) привлечение иностранного капитала;
в) государственные займы;
г) государственная монополия на спиртные напитки;
д) введение новых налогов;
е) низкий уровень оплаты труда рабочих и служащих.
3.Стахановское движение развернулось в СССР в
а) 1920-е гг; б) 1930-е гг.; в) 1940-е гг.; г) 1950-е гг.
4. Одной из причин форсированной индустриализации в СССР была необходимость:
а) преодолеть технико – экономическую отсталость от ведущих стран Европы и Северной Америки;
б) восстановить довоенный уровень промышленного производства;
в) обеспечить ускоренное развитие легкой промышленности;
г) ограничить приток иностранного капитала.
Карточка № 36
Пользуясь текстом, заполните таблицу.
Альтернативные точки зрения на социально – экономический кризис в стране.
Проблемы |
Точки зрения |
|
Н.И.Бухарин |
И.В.Сталин |
|
Причины хлебозаготовительного кризиса |
|
|
Пути выхода из кризиса |
|
|
Карточка № 37
Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и напишите название документа, о введении которого идет речь.
« Весной 1933г нежданно – негаданно налетела очередная буря… Реформа имела весьма неприятный подтекст…[ Название документа] выдавались только горожанам, в деревнях же – только тем, кого отпускали в город. Тем самым ограничивался исход колхозников из деревни»
Ответ______________________________
Карточка № 38
Какова роль коллективизации в истории нашей страны?
Обведите на линии номера тех суждений, с которыми вы согласны.
________1________2_________3__________4________________________
Прокомментируйте свой ответ
Карточка № 39
Заполните таблицу «Последствия политики сплошной коллективизации»
Позитивные |
Негативные |
|
|
Карточка № 40
1. Главной целью сплошной коллективизации являлось ( один вариант ответа) : а) обеспечение перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации; б) перевод с\х на социалистические рельсы; в) создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства.
2. Главным последствием сплошной коллективизации можно считать : ( несколько вариантов ответа) а) отчуждение крестьян от собственности и ликвидация экономических стимулов развития с\х производства; б) ликвидация эксплуататорских элементов в деревне; в) ликвидация « аграрного перенаселения»
3. С какой целью в марте 1930 г. Сталин опубликовал статью « Головокружение от успехов»: а)чтобы признать собственные ошибки; б) чтобы возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местную власть; в)чтобы предостеречь крестьян от поспешного вступления в колхозы;
4. Прочитайте документ и запишите ответ. Из дневника ученого – экономиста А.Г.Соловьева.
26 апреля 1933г со станции Кавказская из Кубани приехала сестра в гости. Рассказывает про тяжелую обстановку. Обильный всегда край теперь в голоде. Ни в магазинах, ни на базарах ничего нет. На улицах истощенные люди умирают от голода. Станицы поросли бурьяном. Многие жители страны сосланы. Опустевшие дома заселяются приезжими из северных районов крестьянами, вступившими в колхозы. Работа в колхозах не налажена. Вероятно, несколько преувеличено. Но, по – видимому, временно такое положение было неизбежно. А может быть, можно было избежать этого?
А) Каковы были причины массового голода в 1932-33гг.
Б) Как бы вы ответили на вопрос, заданный самому себе ученым – экономистом.
В) Как вы считаете, была ли объективно необходима коллективизация советской деревни.
Аргументируйте свой ответ
Карточка № 41
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы
Из дневника учителя истории И.И.Шитца
В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавшихся было мужиков, вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин. Принуждаемые к ней крестьяне, режут скот и птицу и входят в общественное хозяйство, сравнявшись в нищете. Идея коллективного машинного хозяйства, с повышенной техникой, улучшаемым урожаем, понижением ручного труда, увлекает многих, даже не во всем сочувствующих большевикам. Но принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой, надрывает самое идею, не говоря о том, что остаются жгучие вопросы: куда деваться массам свободных крестьянских рук, которые отрываются от привычного труда при склонности заменить их рабочими – машинистами из города? Что делать с детворой и ее запросами, когда разрушена всякая деревенская жизнь, а городской наладить нет средств и возможностей?
1. В чем видит автор документа положительные стороны идеи создания крупных коллективных хозяйств в деревне.
2. В чем он видит недостатки реализации этой идеи на практике.
Урок 11.6. Русская культура. Достижения и противоречия.
Карточка № 42
Прочитайте документы и ответьте на вопросы
Из договора о взаимной помощи между СССР и Французской Республикой
Статья 1
В случае, если СССР и Франция явились бы, несмотря на искренние намерения обеих сторон, предметом нападения со стороны какого – либо европейского государства, Франция и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку.
Из договора о взаимной помощи между СССР и республикой Чехословакией.
16 мая 1935г
Статья 2
В случае, если… Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословакия явились бы предметом… нападения со стороны какого – либо европейского государства, Республика Чехословакия и взаимно СССР окажут друг другу немедленную помощь и поддержку…
Протокол подписания
II
… Оба правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь постольку, поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне – жертве нападения будет оказана со стороны Франции.
1. Какую особенность имел договор между СССР и Чехословакией.
2. Какую роль сыграла эта особенность в последующем развитии международной ситуации
Карточка № 43
Найдите, допущенные в тексте ошибки
Провозгласив курс на сотрудничество с западными странами, СССР поспешил признать все долги царского правительства, за что был принят в 1935г в Лигу Наций. Став полноправным членом этой организации, СССР начал активную кампанию по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Первым шагом к реализации этой идеи стало подписание в мае 1936 г договора о взаимной помощи между СССР и Францией.
Однако, западные государства заняли выжидательную позицию. Самой заветной их целью было втянуть в смертельную схватку два режима – советский и фашистский. После Мюнхенских соглашений 1937г. стало окончательно ясно, что идея создания системы коллективной безопасности в Европе потерпела полное крушение. В знак протеста против принятого в Мюнхене решения о присоединении Австрии к Германскому рейху СССР вышел из Лиги Наций.
Карточка № 44
Работа с документом. Вставить пропущенные в тексте фамилии известных советских дипломатов.
Из книги Э.Х.Карра
«Русская революция от Ленина до Сталина. 1917 -1929»
_____________ теперь фактически заменил__________ на посту народного комиссара по иностранным делам, хотя официально занял этот пост только в 1930г. ______________ , эксцентричный отпрыск старинного рода, вступивший в партию, в свое время завоевал доверие Ленина. Но между ним и Сталиным существовала сильная взаимная неприязнь. Сталин предпочитал _________ с его более жестким и решительным характером, но и его заменил в 1933г.____________.
Карточка № 45
1. Заполните таблицу. Дальневосточная политика.
Дата |
Событие |
|
|
2. К деятельности СССР по созданию системы коллективной безопасности относится : а) заключение договора о нейтралитете с Японией; б) заключение между СССР , Францией, Великобританией договора о взаимопомощи; в) заключение пакта о ненападении; г) вступление СССР в Лигу Наций.
Экспресс – опрос
1. Назовите главную внешнеполитическую задачу, которую СССР ставил перед собой в 30-е гг.
2. Что было предпринято советским правительством для создания системы коллективной безопасности.
3. Назовите фамилии руководителей внешнеполитического ведомства СССР в 20-30-егг.
4. Какие этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР в 1921-33гг можно выделить.
5. Как складывались экономические отношения РСФСР и СССР с капиталистическими державами.
6. Какую роль в антифашистском движении сыграл тезис Сталина о том, что социал – демократы являются пособниками фашизма.
Карточка № 47
Выберите правильный ответ:
1. В 1928-1932г СССР провозгласил своей главной внешнеполитической задачей:
А) активную борьбу за разоружение;
Б) расширение советского влияния на Дальнем Востоке;
В) форсирование мировой революции;
2. В каком году были восстановлены дипломатические отношения между СССР и Великобританией: а) 1929; б) 1933; в) 1935;
3. 14 июня 1935г, выступая на заседании комиссии по подготовке VII конгресса Коминтерна, секретарь ЦККИ Д.З.Мануильский сказал: « Все наши указания были таковы, что социал – демократия – наш главный враг… Игнорируя борьбу с фашизмом, мы сосредоточили весь свой огонь на социал – демократах и считали, что борясь с социал – демократией, мы тем самым громим фашизм. Но вышло не так, как мы думали на VII Конгрессе. Социал – демократию разгромили не фашисты, а коммунисты… Я думаю, что вопрос о борьбе с фашизмом должен быть поставлен несколько иначе, чем мы его ставили до сих пор.»
Какие решения принял VII Конгресс Коминтерна( возможны несколько вариантов ответа):
А) о создании единого антифашистского фронта с участием коммунистов, социал – демократов, либералов;
Б) о вступлении в переговоры с фашистами;
В)о форсировании мировой пролетарской революции;
Г) о необходимости совместной борьбы коммунистов всех стран за безопасность Советского Союза?
Карточка № 48
Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы:
Из выступления В.М.Молотова на X пленуме Исполкома Коминтерна
9 июля 1929г.
Положение теперь таково, что во всех основных капиталистических странах Европы развертываются события, означающие нарастание революционного подъема…
Важнейшей обязанностью компартий является подготовка к новым революционным боям огромного размаха… Теперь больше, чем когда бы то ни было, тактика соглашений с реформистами, тактика коалиций между революционными организациями и организациями реформистов является неприемлемой и вредной …
Борьба с социал – демократией, и прежде всего с ее « левым» крылом, наиболее искусно выполняющим предательскую роль в отношении рабочего класса, не может не стоять в центре внимания компартий. В данный период борьба против социал – демократии, и особенно ее « левого» крыла, приобретает исключительное значение потому, что социал – демократии все больше перерождается в социал – фашизм.
1. Какую тактическую задачу поставил Коминтерн перед коммунистическими партиями европейских стран?
2. Какие последствия имела реализация этой тактической установки в Германии?
3. Сравните официальную политику правительства СССР на международной арене с политикой Коминтерна ( конец 20-х – начало 30-х гг). Можно ли заметить расхождения между ними?
4. Как вы думаете, о чем свидетельствовали эти расхождения?
5. Когда и почему Коминтерн изменил свою основную тактику
Тест №3
СССР В 20-30-егг
1. В каком году был учрежден пост генерального секретаря ЦК партии:
а) 1917; б) 1922; в) 1923
2. В каком году состоялся суд над эсерами:
1) декабрь 1921; 2) июнь-август 1922; 3) июнь 1923
3. Какой приговор был вынесен двенадцати подсудимым на эсеровском процессе
1) отсрочка смертной казни и ее зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле;
2) немедленный расстрел;
3) высылка за границу.
4. В какой работе Ленин дал характеристику своим ближайшим соратникам
1) « Письмо к съезду»;
2) « Лучше меньше, да лучше»
3) « Странички из дневника»
5. Сгруппируйте из перечисленного ниже пары, связанные между собой как причина и следствие
1) Кронштадский мятеж;
2) Переход к НЭПу;
3) Ужесточение политического режима
4) Образование СССР;
5) Ленинский призыв в партию
6) Экономическая и хозяйственная взаимосвязь территорий бывшей Рос. имп.;
7) Процесс над эсерами;
8) Снижение интеллектуального уровня ВКП(б)
6. Каково главное политическое противоречие НЭПа
1) отсутствие массовой поддержки нэпа среди членов ВКП(б)
2) отсутствие политического плюрализма
3) отсутствие массовой поддержки нэпа среди крестьян
7. Кто стал председателем СНК после смерти Ленина
1) В.Молотов; 2) А.Рыков; 3) Л.Троцкий
8. Кто был главным политическим противником Сталина в 20-егг
1) Н.Бухарин; 2) Г.Зиновьев; 3) Л.Троцкий
9. ..Кому из партийных лидеров Ленин дал следующую характеристику: «.. не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии»:1) Н.Бухарину; 2) И.Сталину; 3) Л.Троцкому
10.Какие рекомендации были даны Лениным в « Письме к съезду»
1) переместить Сталина с поста Генерального секретаря
2) назначить генеральным секретарем Троцкого
3) вывести Сталина и Троцкого из состава Политбюро
11..Почему всякая оппозиция нарождавшемуся сталинскому режиму терпела в 20-е гг поражение ( возможны несколько вариантов)
1) оппозиция не имела широкой социальной поддержки
2) борьба велась лишь в верхних эшелонах власти, и ее смысл был непонятен рядовым членам партии
3) Сталин пользовался значительной популярностью в стране
4) Сталин оказался более изощренным тактиком, чем его соперники
12. . Кто разработал проект создания единого Советского государства на принципах автономного устройства его территории:
1) В.Ленин; 2) Г.Орджоникидзе; 3) И.Сталин
13) Какие республики вошли в состав СССР первоначально
А)РСФСР, Украина; Белоруссия, Грузия;
Б)РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация;
В)РСФСР; Украина, Белоруссия, Молдавия
14.Какие комиссариаты после заключения союзного договора оказались в ведении исключительно СССР( возможны несколько вариантов)
1) внешней торговли;2) здравоохранения;3) иностранных дел;4) обороны
5) продовольствия;6) просвещения;7) финансов
15. Когда была принята первая Конституция СССР
1) 30 декабря 1922г на 1 съезде Советов СССР
2) 25 апреля 1923г на 12 съезде РКП(б)
3) 31 января 1924г на 2 съезде Советов СССР
16. Кто возглавил советскую делегацию на Генуэзской конференции
1)В.Ленин; 2) М.Литвинов; 3) Г.Чичерин
17. Почему в середине 20-хгг развитые кап.страны пошли на признание СССР
1) руководители ЦК ВКП(б) открыто отказались от курса на мировую революцию
2) экономические интересы возобладали над политическими принципами
3) под напором мощного рабочего движения, выступающего под лозунгами признания советской страны
18. какие обвинения были предъявлены СССР в ультиматуме Керзона 8 мая 1923г ( возможны несколько вариантов)
1) в проведении антибританской политики на Востоке
2) в нарушении условий Версальского договора
3) в осуществлении религиозных преследований в СССР
4) в разжигании классовой розни во всем мире
19.какое событие послужило причиной разрыва в 1927г английским правительством дипломатических отношений с СССР
1) помощь советских профсоюзов, бастующим горнякам Англии
2) речь Сталина на 15 съезде партии
3) религиозное преследование в СССР
20.Какие территории были присоединены к СССР в сентябре 1939г
1) Западная Белоруссия; 2)Западная Украина; 3)Бессарабия;4)Варшавское воеводство
21.Какие территории вошли в состав СССР в 1940г
1) Бессарабия и Северная Буковина; 2)Литва; 3)Латвия; 4)Эстония
22. Кто из советских военачальников руководил прорывом « линии Маннергейма»
a. К.Ворошилов
b. Г.Жуков
c. С. Тимошенко
23.какие обстоятельства обусловили неудачи К.А. в войне с Финляндией
d. сложные погодные условия
e. низкая подготовка командного состава
f. помощь Фин. Западных государств
g. слабая оснащенность войск современной военной техникой
Самостоятельная работа
Фашизм в Италии и Германии. Тоталитаризм как феномен XX века.
План :
1.Идеология фашистских партий.
2.Фашистский режим в Италии.
3.особенности германского фашизма.
4.Завоевательная программа фашизма и Холокост
5. Тоталитаризм в Новейшее время.
6.Полемика вокруг концепции тоталитаризма.
Источники:
Хосе Ортега – и- Гассет Восстание масс.
Из протокола совещания в Ставке фюрера от 16.07.1941
Из замечаний и предложений по генеральному плану « Ост» рейхсфюрера войск СС Г.Гимлера от 27.04.1942г.
Из директивы М.Бормана (1942)
Из статьи Б.Муссолини « Доктрина фашизма» ( 1932)
Документальный фильм « Обыкновенный фашизм»
Литература:
1.Большая энциклопедия . Фашизм и антифашизм. М. « Терра», 2008
2. Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демократия. « Машиностроение», 1993
3. Бессонов Б.Ф. Идеология и практика. М., 1985
Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XXв
Самостоятельная работа
Духовная жизнь и развитие мировой культуры( исследование)
План:
1.Осмысление истории
2.Новое в науке о человеке и развитие философии
3. Изобразительное искусство и архитектура.
4. Художественная литература, музыка, театр, кино
Литература:
Западное искусство. XX век. Современные искания и культурные традиции. М., 1997г
История зарубежного искусства \ под редакцией М.Т.Кузьминой и Н.Л.Мальцевой. М., 19870.
История зарубежного театра в 4-х ч.\ под ред А.Г.Образцовой. М., 1981г.
Самостоятельная работа
Идеология и организация « белого» движения в России ( исследование)
План:
1.Причины возникновения, особенности, социальные силы и цели « белого» движения
2. Лидеры белого движения
3. Причины поражения.
Литература:
Белое движение: начало и конец. М, 1190
Бордюгов Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти: историографические очерки. М.1998.
Врангель П.Н. Воспоминания. М.1992.
Деникин А.И. Очерки русской Смуты. М., 1993-1994.
Зимина В.Д. Белое движение и российская государственность в период гражданской войны. Волгоград, 1997
Иоффе Г.З. « Белое дело».Генерал Корнилов. М., 1989.
Шульгин В.В. Дни.1920. М., 1990
Самостоятельная работа
Теория и практика мирового общественного развития ( исследование)
План:
1.Социальные отношения и рабочее движение
2. Марксизм, ревизионизм и социал – демократия.
3. Реформы и революции в общественно – политическом развитии
4. Окончательный раскол социал – демократического движения и создание Коминтерна.
5. Углубление конфликта между социал – демократами и коммунистами.
Литература:
Й. Шумпетер Капитализм, социализм и демократия
К.Каутский Терроризм и коммунизм
В. Ленин Исторические судьбы учения Карла Маркса.
Самостоятельная работа
« Красный» террор в воспоминаниях и оценках современников
Интернет ресурс
Р. Соловьев Белый и красный террор в годы гражданской войны. М., 2010
Фельштинский Ю.Г., Чернявский Г.И. Красный террор в годы гражданскойвойны. М. « Терра», 2004
Материалы особой следственной комиссии по расследованию преступлений большевиков. Дело №116
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.