Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку
Оценка 4.6

Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку

Оценка 4.6
doc
31.05.2022
Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку
Комплект контрольно-оценочных средств по русскому языку по профессии Мастер сельхоз-производства
КОСЫ РУССКИЙ.doc

                                                                                                                     

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЛЮБИМСКИЙ АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методической комиссии

протокол № __ от «___»__________2018 г.

Председатель: __________ Т.М.Смирнова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора ___________И.В. Самойлова

«____»______________2018 г.

 

 

                           КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Профессия: 

35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

Код и уровень квалификации по профессиям ОК О16 94

Оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм  код15586, уровень квалификации 4-5 разряд

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования  код18545, уровень квалификации 3-4 разряд

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства код 19205, уровень квалификации «В», «С», «Е», «D», «F»  

Водитель автомобиля код 11442, уровень квалификации «В», «С»

Форма обучения - очная

Нормативный срок обучения - 3 года 10 мес.

Исходный уровень образования - основное общее образование

 

 

 

 

 

г. Любим

2018 г.

                                          Пояснительная записка

КОС включают контрольные материалы для проведения экзамена, текущего, рубежного  контроля в конце изучения каждого раздела в течение всего периода обучения.

КОС разработаны на основании программы учебной дисциплины «Русский язык». Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающихся. Конечные результаты являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине.

Цель представленных заданий – формирование и развитие лингвистической культуры обучающихся. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

1.     воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

2.     • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

3.     • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

4.     • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

5.     • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

6.     Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций..

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС следующими умениями, знаниями:

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Знания (понимание):

Умения:

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

 

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

 

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

 

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

 

 

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

 

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

умение осуществлять речевой самоконтроль;  умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализ видов речевой деятельности, речевой ситуации ее компонентов

преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот

умение анализировать языковые   единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их

употребления;

соблюдение социальных аспектов культуры речи

умение проводить лингвистический анализ текстов  различных функциональных стилей и разновидностей языка;

выявление стилистических ошибок

умение использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

восприятие основных видов чтения

умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе  представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  

нахождение необходимой информации из различных источников

умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

преобразование устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров

умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдение основных литературных норм в практике речевого общения

умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;

использование  орфографических и пунктуационных норм литературного  языка в практике письма

умение соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

следование нормам речевого поведения в различных сферах и ситуациях

умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

употребление основных приемов информационной переработки текста

знание  связи языка и истории, культуры русского и других народов;                                     

воспроизведение   знаний  о связи языка и истории и культур разных народов

знание  смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;                                         

систематизация основных понятий успешного общения

знание основных единиц и уровней языка, их  признаков и взаимосвязи;                        

распознание основных языковых единиц, уровней, признаков и взаимосвязи

знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.          

обобщение типов литературных норм и правил речевого поведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств  

         В результате освоения учебной дисциплины Литература

 обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по профессиям профессионального образования.

Формой аттестации по учебной дисциплине Русский язык  по профессиям профессионального образования является экзамен

 

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний

 

Результаты обучения:  умения, знания

Показатели оценки результата

 

Уметь:

 

У1. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 

Контрольное тестирование

У2. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

 

Практическая работа

У3.Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

 

Самостоятельная работа

У4.Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 

Практическая работа

У5. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

 

Создание презентаций, рефератов, сообщений.

У6Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 

Практическая работа

У7 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

Практическая работа

У8 Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

Контрольный диктант

У9 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

Практическая работа

У10 Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Практическая работа

З1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Практическая работа

З2. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Самостоятельная работа

З3. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Контрольный диктант

З4  Понятие «стиль»; факторы, влияющие на его формирование и функционирование.

Практическая работа

З5 Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 

 

Тестовая работа

 

 

 

 


3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине «Русский язык».

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по разделам

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

 

Текущий контроль

Рубежный контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые  У, З

Форма контроля

Проверяемые 

У, З

Форма контроля

Проверяемые 

У, З

Введение

Фронтальный и индивидуальный опрос

У1, У2, У3, З2, З3,

 

 

 

 

 

Язык и речь

Устный опрос, комплексный анализ текста

У1, У2, У3, У4,

З2, З3, З4

Тестовая работа

У1, У2, У3,  У4,

З2, З3, З4

 

 

Раздел 3

Лексика и фразеология

Объяснительный диктант с определением значения слова. Анализ лексических средств выразительности. Объяснительный диктант с графическим обозначением орфограмм.

 

У1, У2, У3, З2, З3,

 

Тестовая работа

У1, У2, У3, З2, З3,

 

 

 

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Выборочный диктант. Фонетический разбор слов.  Комментированное письмо, комплексный анализ текста.

У1, У2, У3, З2, З3,

 

Контрольный диктант с грамматическим заданием

У1, У2, У3, З2, З3,

 

 

 

Морфемика, словообразование, орфография

Устный опрос

Практическая работа

Комментированное письмо, словообразовательный разбор слов.

У1, У2, У3, З2, З3,

 

Контрольный диктант с грамматическим заданиям.

У1, У2, У3, З2, З3,

 

 

 

Морфология и орфография

Устный опрос

Практическая работа

Работа по карточкам

 

У1, З1

Тестовая работа

У1, З1

 

 

Служебные части речи

Устный опрос

Практическая работа,

 

У1, У2, З2 ,З3

Контрольный диктант

 

 

 

Синтаксис и пунктуация

Устный опрос

Самостоятельная работа

Работа с текстом, построение схем предложения.

У2, У3,  У4, У5, З2, З3, З4, З5

Тестирование

Контрольный диктант

У2, У3,  У4, У5, З2, З3, З4, З5

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзамен

У1, У2, У3, У4, У5,У6,У7,У8, У9, У10 З1, З2, З3, З4, З5


 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ МАТЕРИАЛАМ.

Экзамен по русскому языку проводится письменно с использованием экзаменационных материалов в виде текста (художественного или публицистического стиля) для изложения с заданиями творческого характера..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Во время письменного экзамена творческая работа выполняется обучающимися самостоятельно. Для выполнения экзаменационной работы предусматривается изложение (подробное, сжатое или выборочное) с творческим заданием, работа над которым длится четыре часа – с 9 до 13.

Для работы обучающимся предоставляются двойные листочки в линию со штампами отделения очной формы обучения: по 2 на чистовой и черной варианты работы.

Чистовой вариант подписывается на титульной странице так:

 

Экзаменационная работа

по русскому языку

студента группы ______

_________________________

(фамилия, имя и отчество в родительном падеже)

 

На первой странице внизу справа проставляется число цифрами: 24.06.2017.

На второй странице выполняется работа. На черновике достаточно записать лишь фамилию обучающегося.

Объем работы (кроме титульной страницы) может превышать 3 страницы, и будет нужен двойной лист-вкладыш.

Время проведения письменного экзамена по русскому языку может разделяться ориентировочно таким образом:

                     в первые 2-2,5 часа прослушивание первичного текста и создание нового варианта работы с ее редакторской правкой;

                     остальное время переписывание начисто и самопроверка.

Работа должна быть сдана не позже отмеченного времени окончания аттестации.

Преподаватель в начале экзамена самостоятельно читает текст изложения с целью подготовки к его озвучиванию, придерживаясь необходимой тональности, выразительности, интонационного соответствия синтаксису и пунктуации.

Проведение письменной аттестации:

Первое чтение текста изложения преподавателем – прослушивание его обучающимися. Небольшая пауза (около пяти минут) обучающиеся должны сосредоточиться на услышанном, могут сделать короткие записи ключевых слов, основной мысли, конкретных фактических наименований (фамилии, даты, цифры и тому подобное).

Ознакомление обучающихся с дополнительным заданием (преподаватель зачитывает задание, но не дает никаких объяснений), во время которого обучающиеся мысленно должны сориентироваться в творческой работе, выяснить для себя, на что именно обратить внимание в процессе повторного чтения текста (с чем согласиться, что отрицать и т.д.).

Повторное чтение первичного текста преподавателем – во время чтения текста обучающиеся могут сделать записи в черновике в виде плана, отдельных слов, словосочетаний, нужных для раскрытия основной мысли, для связи частей текста и тому подобное.

Написание обучающимися на черновике творческой работы (плана, текста изложения и текста творческого продолжения) в полном или сокращенном варианте, также возможно использование сокращений для экономии времени.

Усовершенствования написанного (редактирование). Стоит посоветовать обучающимся отвести этой работе 15-20 минут, что даст возможность улучшить языковое оформление своей работы, добиться большей точности в выражении мыслей, найти средства для высказывания собственного отношения, оценки, перестроить предложения, если возникают трудности в расстановке знаков препинания, заменить слова, относительно написания которых есть сомнения.

Выполнение работы в чистовом варианте (переписывание). На него отводится не менее часа. Обучающиеся должны позаботиться о том, чтобы творческая работа была написана аккуратно, без исправлений, в соответствии с нормами оформления письменного текста (соблюдение красной строки, разделение текста абзацы и др.).

 

ОЦЕНИВАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Изложение (подробное, сжатое или выборочное) с творческим заданием является работой комплексного типа и оценивается как одна работа.

За изложение с творческим заданием, с помощью которого проверяется общий уровень речевой подготовки обучающихся, выставляется одна оценка за письменный экзамен по русскому языку.

Качество содержания и языкового оформления (уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности) определяется по таким критериям:

 

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

– соответствие содержания работы заявленной теме;

– полнота раскрытия темы;

– наличие фактических ошибок;

– последовательность изложения

– разнообразие лексики и грамматического строя речи;

– стилевое единство и выразительность речи;

– число речевых недочетов

Число допущенных ошибок

– орфографических;

– пунктуационных;

– грамматических

 

 

Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет».

Ошибкаэто нарушение требований к правильности речи нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».

Недочет это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другим словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что обучающийся не научился подчинять отбор слов и выражений задачам  речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношен автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.

Речевыми недочетами можно считать:

·        повторение одного и того же слова;

·        однообразие словарных конструкций;

·        неудачный порядок слов;

·        различного рода стилевые смешения.

 

Ошибки в содержании сочинений и изложений

 

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что обучающийся не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице:

 

Фактические ошибки

Логические ошибки

В изложении:

неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

 

В сочинении:

искажение имевших место событий,

неточное воспроизведение источников,

имен собственных, мест событий, дат

·                                        нарушение последовательности в высказывании;

·                                        отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

·                                        неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

·                                        раздробление одной микротемы другой микротемой;

·                                        несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

·                                        перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

·                                        неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование, к примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего  лица

 

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

 

  употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

  неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

  нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

  употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

  пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

  стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

 

  неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

  неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

  смешение лексики разных исторических эпох;

  употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

 

  бедность и однообразие синтаксических конструкций;

  нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

  стилистически неоправданное повторение слов;

  неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

  неудачный порядок слов.

 

Грамматические ошибки

 

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Наличие грамматических ошибок даёт возможность определить, какими нормами языка (словообразовательными,  морфологическими, синтаксическими) не владеет обучающийся.

Разновидности грамматических ошибок

 

·        словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие  ошибки  нельзя  воспринимать как орфографические.

·        морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения; не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающт ребенок; ложит  и т.д.)

·        синтаксические:

ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении (например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе)

ошибки в структуре простого предложения: нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны); нарушение границы предложения (например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке); разрушение ряда однородных членов (например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн); ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например: причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени); местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например: Кусты, они покрывали берег реки); пропуски необходимых слов (например: Владик прибил доску и побежал в волейбол)

ошибки в структуре сложного предложения: смешение сочинительной и подчинительной связи (например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев  шумят под его порывами); отрыв придаточного от определяемого слова (например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе); смешение прямой и косвенной речи; разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо -юю по правилу написано другое.

 


оценка

 

 

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Содержание работы излагается последовательно.

4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребле­ния слов, разнообразием синтаксических конструкций.

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

6. Допускается 1 недочет в содержании

Допускается 1 негрубая

орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.

2. Содержание работы в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2\2\3   1\3\3     0 \4 \3.

Количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических – двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»

«3»

1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.

2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.

3. Допущено нарушение последовательности изложения.

4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны.

5. Встречается неправильное употребление слов.

6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:

0\5\7

1\4-7\4

2\3-6\4

4\4\4

3\5\4

 

 

 

«2»

1. Работа не соответствует заявленной теме.

2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.

4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.

5. Нарушено стилевое единство текста.

6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;

6 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических ошибок


 

         При оценке изложения учитывается также характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые (не имеющие существенного значения для характеристики грамотности обучающегося), повторяющиеся и однотипные.

При подсчёте ошибок:

·        две негрубые ошибки считаются как одна;

·        повторяющиеся орфографические ошибки (в одном и том же слове, которое используется несколько раз, или в однокоренных словах) считаются как одна ошибка (сколько бы их не было);

·        первые три однотипных ошибки (ошибки на одно правило) считаются как одна ошибка, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

                   При наличии в изложении более пяти исправлений оценка снижается на один балл.

                   Оценка может быть повышена на балл, если объем творческого задания значительно превышает средний уровень (1-1,5 страницы), а также может быть снижена на балл, если объем сочинения не достигает среднего уровня. Указанный объем творческого задания является ориентировочным, поэтому необходимо прежде всего учитывать качество выполнения творческого задания: точность, ясность мысли, адекватность ее речевого оформления. Кроме этого, учитывается разнообразие словаря и грамматического строя речи. Если обучающийся уместно употребляет лексические и грамматические синонимы, подбирая из различных средств именно те, которые способствуют не только правильности, но и особой точности, выразительности речи, если синтаксическое построение текста разнообразно (использованы сложные предложения с однородными, обособленными членами предложения, осложненные вводными словами, различные способы передачи чужой речи и т.д.), то такая работа может быть высоко оценена даже при наличии некоторых недостатков (такое же количество недостатков в работе, не отличающейся разнообразием словаря и грамматического строя, может привести к снижению оценки на балл).

                   Во время проверки и оценки творческой работы преподаватель может обратиться к черновику, если считает, что неправильное написание в чистовом варианте вызвано усталостью обучающегося, а не серьезными причинами.

         


ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ

1.

Подвиг князя Андрея

Туман начал расходиться, и на противоположной возвышенности уже виднелись неприятельские войска. Все лица вдруг изменились, и на них отразился ужас. Предполагалось, что французы должны были быть в нескольких верстах, а они появились неожиданно здесь.

Князь Андрей увидал внизу направо поднимавшуюся колонну французов. Она находилась не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов. «Вот она, решительная минута! Дошло до меня дело», — подумал князь Андрей. Но в тот же миг все застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «Братцы, бежим!»

Смешанные, все увеличивающиеся толпы солдат побежали назад. Было не только трудно остановить эту толпу, но было невозможно самому не побежать назад вместе с толпой.

Болконский старался не отставать от нее, недоуменно оглядываясь и не понимая того, что делалось перед ним. Через какое-то время князь Андрей смог добраться до Кутузова, у которого по щеке текла кровь.

— Вы ранены? — спросил он.

— Раны не здесь, а вот где! — сказал Кутузов, прижимая платок к щеке и указывая на бегущих.

С величайшим усилием выбравшись из потока убегающих людей, Кутузов со свитой, уменьшившейся вдвое, поехал на звуки выстрелов русских орудий. Князь Андрей старался не отставать от Кутузова.

На спуске горы в дыму стояла еще стрелявшая русская батарея. Ее атаковали французы. Увидав Кутузова, они выстрелили по нему — полковой командир схватился за ногу, упало несколько солдат, подпрапорщик, стоявший со знаменем, выпустил его из рук. Знамя зашаталось и упало.

Кутузов с выражением отчаяния оглянулся и попытался что-то сказать, но князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.

— Ребята, вперед! — крикнул пронзительно Болконский, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, направленных, очевидно, именно против него. Несколько солдат упало. Едва удерживая в руках тяжелое знамя, князь Андрей бежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним.

Действительно, вначале тронулся один солдат, потом другой, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его.

Князь Андрей со знаменем бежал с батальоном. Он слышал над собою непрекращающийся свист пуль, справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них, он вглядывался только в то, что происходило впереди него.

Вдруг Болконский почувствовал, что его как бы со всего размаха ударили крепкой палкой по голове. Было немного больно, а главное, неприятно, потому что эта боль отвлекала его и мешала смотреть вперед.

«Что это? Я падаю?» — подумал он и упал на спину. Князь Андрей раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба французов с русскими, но над ним не было ничего, кроме высокого неба с тихо ползущими по нему серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, . совсем не так, как мы бежали, кричали и дрались. Как же я не видал его прежде? Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. И как я счастлив, что узнал его наконец». (463 сл)

1. Напишите сжатое изложение текста.

2. Князь Андрей Болконский, совершивший подвиг при Аустерлице, вдруг осознаёт ничтожность мимолётной земной славы, к которой так стремился. К нему приходит понимание того, что в мире есть иные – вечные ценности.

Что вы считаете вечными ценностями человеческого мира? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.


2.

Сын орла

Далеко за морем жило могучее племя. Люди племени мирно пасли стада, а силу и мужество тратили на охоту за зверями. После удачной охоты они пировали и пели песни.

Однажды во время пира орел, спустившийся с небес, унес одну девушку. Стрелы, пущенные в него мужчинами, упали обратно на землю. Тогда люди пошли искать девушку, но не нашли ее.

А потом о ней забыли, как забывают обо всем на земле. Но через двадцать лет она, измученная, иссохшая, вернулась, а с нею был юноша, красивый и сильный, как она сама двадцать лет назад. Женщина рассказала, что это молодой сын орла, а его отца уже нет. Когда орел стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы и насмерть разбился о них.

Все смотрели с удивлением на юношу и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. Когда пришли старейшины племени, то он говорил с ними, будто был равным им. Это оскорбило старейшин. Они сказали, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и даже вдвое старше его. А сын орла, смело глядя на них, отвечал, что он единственный, таких больше нет. Все чтут их, а он не хочет делать этого. Тогда совсем рассердились старейшины и сказали:

– Ему нет места среди нас! Он должен уйти!

Юноша засмеялся, подошел к одной красивой девушке и обнял ее. Она была дочь одного из старейшин, осудивших его. Хотя он был красив, девушка оттолкнула его. Сын орла рассердился и ударил красавицу. Из ее уст брызнула кровь, девушка вздохнула и умерла. Всех, кто видел это, сковал страх: впервые при них так убивали женщину. Потом, когда люди одумались, то схватили его, связали и стали придумывать казнь, достойную преступления. Только мать его стояла на коленях и плакала, не смея молить о пощаде для сына. Долго спорили люди племени, а один мудрец сказал:

–  Спросим его, почему он сделал это?

                   Долго люди говорили с ним и поняли, что никого и ничего на земле, кроме себя, он не видит. Всем стало страшно от мысли, на какое одиночество он обрекает себя. Тогда мудрец заговорил снова:

–  Его наказание находится в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

                   И тут с небес, на которых не было туч, грянул гром. Это силы небесные подтвердили речь мудреца. Все поклонились и разошлись. А этот юноша громко смеялся вслед людям.

                   И вот юноша стал жить свободно и вольно. Он приходил в  племя и похищал все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Долго он так жил, очень долго. Но однажды сын орла подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места  и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один

из людей догадался и крикнул громко:

–  Не троньте его! Он хочет умереть!

                   И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло. Вдруг он бросился на людей, подняв камень, но они, уклоняясь  от его ударов, не нанесли ему в ответ ни одного. Тогда сын орла, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но нож сломался, как будто его пытались вонзить в камень.

–  Он не может умереть! – произнесли удивленные люди.

                   Сын орла лежал кверху лицом и видел, что высоко в небе черными точками плавали могучие  орлы. В его глазах было столько  тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. С той поры он остался один. Ему нет жизни среди людей, и смерть не хочет брать его.

                   Так был наказан человек за гордыню. (592 слова)

По М. Горькому

1. Напишите сжатое изложение текста.

2. Почему, по-вашему, гордыня расценивается автором как отрицательное качество, заслуживающее должного наказания? Напишите сочинение-рассуждение на данную тему.


3.

Волшебная страна

                   Жил в Кастилии старый идальго. Он был одинок. В доме у него жила только старая нянька. Она с трудом готовила самую простую еду и ничего уже не помнила. Бесполезно было даже разговаривать с ней. Идальго целыми часами сидел в потертом кресле около окна и читал книги. Изредка он смотрел за окно. Там торчало черное сухое дерево и тянулось по горизонту скучное плоскогорье.

                   Эта область Испании была пустынна и неприветлива, но идальго к ней привык. Он был уже немолод, чтобы покидать свой дом ради утомительных и долгих путешествий с их возможными неприятностями. Да и для чего путешествовать, если во всем королевстве у него не было ни родных, ни друзей!

                   Однажды в дом постучался человек в грубом плаще. За ужином у пылающего очага он рассказал идальго, что вернулся из опасного плавания, куда король, соблазненный речами какого-то итальянца, послал несколько кораблей. Они долго плыли через океан и слышали голоса сирен. Они плыли дальше и видели море, покрытое морской травой. В траве цвели большие синие цветы. Внезапно на горизонте открылась новая земля, которая была неведомой и прекрасной. Ветер с ее берегов приносил ласковый шум леса и опьяняющий запах растений. Капитан поднялся на мостик, вынул шпагу, поднял ее к небу. Это был знак того, что они открыли новую страну, которую назвали Эльдорадо. Там горы полны драгоценных камней, золота и серебра. Идальго молча слушал этот рассказ.

                   Уезжая, странник достал из кожаной сумки розовую морскую раковину из страны Эльдорадо и подарил ее старому идальго в благодарность за ужин и ночлег. Это была безделица, и потому идальго ее принял. Странник уехал, а ночью началась гроза. Молнии медленно загорались и гасли над каменистой равниной. Раковина лежала на столе около постели идальго. Он проснулся и увидел ее, озаренную вспышками небесного огня. В глубине раковины сверкнуло и погасло видение волшебной страны, созданной из розового света, пены и облаков. Молния погасла. Идальго дождался следующей вспышки и снова увидел страну в раковине, еще более отчетливо, чем в первый раз. С отвесных ее берегов лились в море, пенясь и сверкая, широкие каскады воды. Что это было? Должно быть, реки. Он даже как будто почувствовал свежесть этих рек. Лицо ему запорошила водяная пыль. Идальго боялся зажечь свечу, чтобы при ее грубом свете не убедиться, что все это лишь обман зрения и никакой страны в раковине нет. Так он просидел до утра. В лучах рассвета раковина оказалась ничем не замечательной. В ее глубине не было ничего, кроме чуть заметного дымчатого сияния, будто загадочная страна отодвинулась за ночь на тысячи километров.

                   В тот же день идальго уехал в Мадрид. Там он пал на колени перед королем, умоляя его дать королевское соизволение на снаряжение за свой счет корабля, чтобы отплыть для поисков неведомой страны. Король был милостив и разрешил ему это. Идальго плыл на запад несколько месяцев. Он пил только воду и ел очень мало. Он старался не думать о волшебной стране, боясь, что никогда не доплывет до нее. А если и увидит, то она окажется скучной равниной, на которой растет только колючая трава, а ветер гоняет по ней серые столбы пыли.

                   Однажды матросы выловили в воде сломанную ветку. Это означало близость земли. Ветка была покрыта большими  листьями, похожими на перья страуса. Листья пахли сладко и освежающе. В эту ночь никто на корабле не спал.

                   И вот на следующее утро в блеске утренней зари их взору открылась страна, сияющая разноцветными стенами гор. Прозрачные реки низвергались с этих гор  в океан. Над зеленью лесов летали стаи веселых птиц. Блаженный запах цветов и плодов долетал с берега. Казалось, что каждый глоток этого запаха вливает бессмертие. В лучах восходящего солнца страна напоминала алмазный пояс, брошенный в море богиней утренней зари...

                   Так, говорят, была открыта Флорида. (597 слов)

По К. Паустовскому

1. Напишите сжатое изложение текста.

2. Продолжите текст рассуждениями о том, благодаря чему совершаются великие открытия.

 


 

6.

Поступи как друг

 

         Существует старая восточная поговорка, утверждающая, что каждый человек должен в течение своей жизни обязательно совершить два поступка: посадить дерево и убить ядовитую змею. Думается, к этой поговорке, где дерево и змея названы как поэтические символы рождения новой жизни и борьбы со злом, стоит добавить еще одну строчку: каждый человек должен посеять доброе зерно в душе ребенка.

         Недавно я услышала историю, которая случилась с двумя маленькими людьми. Мне хочется рассказать ее вам.

         В деревне в летний день очень маленькая девочка, которую родители привезли сюда из города, заглянула в колодец. Есть неизъяснимое очарование для детского сердца в бездонном блеске ствола, уходящего вглубь, в запахе воды и ночи, в грозной и таинственной игре мрака, отсветов, отраженных звуков, что таятся там, где сверкает ледяное неподвижное око воды. Перегнувшись, маленькая девочка глядела вниз, точно завороженная. Она наклонялась все дальше и вдруг, потеряв равновесие, с коротким изумленным вскриком упала в колодец. Поблизости были только ребята немного постарше, чем она. Кинувшись к колодцу, они увидели, что девочка плавает на воде, словно кувшинка. Пока она летела по глубокому стволу вниз, широкое ее платьице надулось, точно парашют, и удержало ее на поверхности. Хрупкость этого случайного чуда была очевидна: в любой миг девочка могла пойти ко дну. Один из ребят – мальчик лет одиннадцати – решил спуститься в колодец. Он сел в ведро, и товарищи стали спускать его на веревке. Но веревка оборвалась, и мальчик упал в колодец тоже. Он умел плавать и не растерялся. Вынырнув, он оказался возле девочки. Платье ее, постепенно отяжелев от воды, сворачивалось, как лепесток, и она погружалась все глубже. Подхватив ее, мальчик поплыл вдоль стен колодца. Вода была ледяной, он плыл изо всех сил, стараясь разогреться, кружась вдоль скользких черных стен. Уцепившись за него, девочка молчала; ему казалось, он чувствует, как колотится ее сердце, словно он зажал его в кулаке. Так, не сдаваясь, не слабея, не теряя мужества, маленький человек кружился в ледяном колодце, крепко держа ребенка, пока не приспели на помощь взрослые. Они спустили в колодец пожарную лестницу, и мальчуган, усадив девочку на плечи, вылез наверх.

         Когда я размышляла над этой историей, она как бы раскололась для меня на две части. В том, что маленький человек бросился спасать утопающую, проявилась его смелость, решимость, благородный порыв. Но грозная секунда, когда он впервые увидел лицом к лицу смертельную опасность и осознал ее, высветила, как мгновенная яркая вспышка света, все доброе, что было заложено в его душе. Порыв переплавился в стойкость, смелость, на смену решимости пришла самоотверженность. Как уместилось все это в юной, еще не окрепшей душе, от которой жизнь вдруг потребовала не детскую силу?

         По праву могут гордиться родители, воспитавшие такого сына; по праву могут гордиться им все, кто посеял в его душе добрые зерна. В поступке ребенка всегда можно угадать того, кто послужил ему примером. (451 слово) По Т. Тэсс

1. Напишите подробное изложение текста.

2. Продолжите текст рассуждением о том, какую роль в воспитании ребёнка играют его родители.


 

8.

Анна Ахматова

         Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов.

         Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: царственная, монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии. С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собою. Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий, кто не знал ее, чувствовал эту спокойную важность и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.

         Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной. Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками, и она нередко брала их – то одного, то другого – в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали.

         Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.

         Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной муки, изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища. Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг (я никогда не забуду этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки!) она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:

– Это для вашей дочки – для Мурочки.

И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле». Напрасно повторял я: «Что вы! Это никак невозможно! Да я ни за что, никогда...». Передо мною захлопнулась дверь и, сколько я ни звонил, не открылась. Таких случаев я помню немало. (460 слов) По К. Чуковскому

1. Напишите подробное изложение текста.

2. Продолжите текст рассуждением на тему возможности бескорыстной помощи другим в современном обществе.


9.

О милосердии

         В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера в центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу. С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, попытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу: рот разбит. Решил повернуть назад, домой.

         Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи. Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

         Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного, то что из этого? Они же видели, что я весь в крови, что-то случилось: упал, ударили. Почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «меня это не касается» стало состоянием привычным?

         С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное – желание отойти, уклониться, не ввязываться –  и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось. Я не собираюсь в очередной раз оглашать жалобы на порчу нравов общества. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся – причин видимых так и не нашел.

         Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Было неважно, этот человек из твоей части или из другой. Невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

         Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек – я, например, – может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же нужно сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (452 слова)

По Д. Гранину

1. Напишите подробное изложение текста.

2. Продолжите текст рассуждением о ценностях современного общества .


10.

О выборе цели

         Когда человек сознательно выбирает себе в жизни какую-то определенную цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой. Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина дорогой роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезни, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

         Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить от нее настоящую радость. Да, радость! Подумайте, если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, то какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог.

         От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое! Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все.

         А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью,  шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом». Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

         Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться. Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно лучше других. И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла себя там, где это не нужно. (454 слова) По Д. Лихачеву

1. Напишите подробное изложение текста.

2. Продолжите текст повествованием о целях, поставленных вами в вашей жизни.


11.

Мудрый совет

         В 1924 году я прожил все лето под Ефремовом, в деревушке Богово. Шел седьмой год революции, но внешних перемен пока что было еще не так много. Все те же лысоватые овсяные поля сухо шелестели за околицами, и по ним гулял волнами ветер. Все те же грудные дети в линялых грязных чепчиках лежали в зыбках, облепленные мухами. В базарные дни гремели по большаку телеги, и бабы в онучах тряслись на них и пели визгливыми и притворно веселыми голосами разухабистые песни. И сонно шумела у сгнившей плотины небольшая река Красивая Меча.

         Пожив в Богове, я узнал, что недалеко от Ефремова сохранилась усадьба отца Лермонтова, где в рассохшемся доме висит на стене пыльный походный сюртук поэта. Говорили, что Лермонтов останавливался в отцовском доме, когда проезжал на Кавказ, в ссылку. Узнал, что на берегах Красивой Мечи охотился Иван Сергеевич Тургенев, а в Ефремове бывали Чехов и Бунин.

         Но все это относилось к прошлому. Я же хотел найти черты настоящего, найти людей, связанных с новым временем. Но, как нарочно, в Богове не было даже ни одного участника гражданской войны – никого, кто был бы свидетелем недавних событий. И тоже, как будто нарочно, в деревне жил какой-то отставной полковник, судя по рассказам, человек одинокий и молчаливый. Почему поселился в Богове, никто мне не мог объяснить.

 — Живет и живет, — говорили крестьяне. — Зла пока что не делает. Снял избу, сам себе варит картоху да от зари до зари сидит с удочкой на речке. Что с него взять — человек престарелый.

— Чего же он здесь живет?

— А шут его знает! Спрашивать его про это вроде как неудобно. Приехал в летошнем году и остался на жительство. Сторона у нас тихая. Ему, бывшему офицеру, тут, конечно, беспокойства поменьше. Сами знаете, офицер теперь вроде как ящурный. Каждый норовит его стороной обойти.

         Встретился я с этим отставным полковником на Красивой Мече около мельничной плотины. Был хмурый холодноватый день, какие иногда выдаются среди лета. Рыхлые облака ползли над землей, и из них нехотя падали капли дождя. Потом дождь стих. Я пришел на мельничный омут ловить рыбу. На бревне около плотины сидел худой старик с длинной седой бородой, в старой офицерской шинели и серой кепке. Вместо золоченых форменных пуговиц к шинели были пришиты обыкновенные черные пуговицы, как на бабьих сапогах. Старик курил трубку, сделанную из колена газовой трубы. Она, должно быть, очень тяжелая. Когда старик выбивал ее о бревно, то звук был такой, будто он вколачивает гвозди. Ловил старик на одну удочку и первое время не обращал на меня внимания. Я же ловил на три удочки, и потому у меня рыба все время срывалась. Пока я менял червя на одной удочке, на другой, как назло, обязательно клевало. Я хватался за нее, но было уже поздно, и я вытаскивал из воды только обрывок червя. Старик же время от времени неторопливо вываживал серебристого цвета больших и толстых плотиц. Он неодобрительно покашливал, поглядывая на мою возню с удочками. Она его, видимо, раздражала. Наконец он не выдержал и сказал:

— Ловить следует, молодой человек, на одну удочку. Для душевного равновесия. А так вы только нервы себе испортите.

         Я послушался его, смотал две удочки и начал ловить на одну. Тотчас же я вытащил крупного окуня. Старик усмехнулся.

— Видите! — сказал он. — По трем мишеням сразу из трех винтовок не стреляют, а преимущественно мажут. Вот вы и мажете так безбожно, что обидно смотреть. (540 слов) По К. Паустовскому

1. Напишите подробное изложение текста.

2. Продолжите текст рассуждением о том, стоит ли одновременно преследовать сразу несколько целей – «ловить на несколько удочек».

 

 

 

 

 

Прошла среда. В четверг Обломов получил опять по городской почте письмо от Ольги, с вопросом, что такое случилось, что его не было. Она писала, что проплакала целый вечер и почти не спала ночь.

- Плачет, не спит этот ангел!- восклицал Обломов.- Господи! Зачем она любит меня? Зачем я люблю её? Зачем мы встретились? Это всё Андрей: он привил любовь, как оспу, нам обоим. И что это за жизнь, всё волнения да тревоги! Когда же будет мирное счастье, покой?

Он с громкими вздохами ложился, вставал, даже выходил на улицу и всё доискивался нормы жизни, такого существования, которое было бы исполнено содержания и текло бы и тихо, день за днём, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлений семейной мирно- хлопотливой жизни. Ему не хотелось воображать её широкой, шумно несущейся рекой, с кипучими волнами, как воображал её Штольц.

- Это болезнь,- говорил Обломов,- горячка, скаканье с порогами, с прорывами плотин, с наводнениями.

Он написал Ольге, что в Летнем саду простудился немного, должен был напиться горячей травы и просидеть дня два дома, что теперь всё прошло и он надеется видеть её в воскресенье.

Она написала ему ответ и похвалила, что он поберёгся, советовала остаться дома и в воскресенье, если нужно будет, и прибавила, что она лучше проскучает неделю, чтоб только он берёгся.

Он обрадовался предложению Ольги поберечься и не приходить в воскресенье и написал ей, что, действительно, для совершенного выздоровления нужно просидеть ещё несколько дней дома.

В воскресенье он был с визитом у хозяйки, пил кофе, ел горячий пирог и к обеду послал Захара на ту сторону за мороженым и конфетами для детей.

Захара насилу перевезли через реку назад; мосты уже сняли, и Нева собиралась замёрзнуть. Обломову нельзя было думать и в среду ехать к Ольге.

Конечно, можно было бы броситься сейчас же на ту сторону, поселиться на несколько дней у Ивана Герасимовича и бывать, даже обедать каждый день у Ольги.

Предлог был законный: Нева захватила на той стороне, не успел переправиться.

У Обломова первым движением была эта мысль, и он быстро спустил ноги на пол, но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом медленно опять улёгся на своём месте.

« Нет, пусть замолкнут толки, пусть посторонние лица, посещающие дом Ольги, забудут немного его и увидят уже опять каждый день там тогда, когда они объявлены будут женихом и невестой».

- Скучно ждать, да нечего делать,- прибавил он со вздохом, принимаясь за присланные от Ольги книги.

Он прочёл страниц пятнадцать. Маша пришла звать его, не хочет ли он пойти на Неву: все идут посмотреть, как становится река. Он пошёл и воротился к чаю. Так проходили дни.

( 427 слов)

Задание. Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: как отношения Обломова и Ольги помогают понять характер главного героя?

 

Она взглянула на Базарова…и остановилась у двери, до того поразило её это воспалённое и в то же время мертвенное лицо с устремлёнными на неё мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у неё в голове.

- Спасибо,- усиленно заговорил он,- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы ещё раз и увиделись, как вы обещали.

- Анна Сергеевна так была добра…- начал Василий Иванович.

- Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь…

Он указал головою на своё распростёртое бессильное тело.

Василий Иванович вышел.

-Ну, спасибо,- повторил Базаров.- Это по- царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

-Евгений Васильевич, я надеюсь…

-Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мною кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу…а там придёт беспамятство. Ну, что ж мне вам сказать…я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая.

Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

-Ничего, не тревожьтесь, сядьте там… Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

- Великодушная!- шепнул он.- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая…в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а ещё топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…Всё равно: вилять хвостом не стану.

Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

- Меня вы забудете,- начал он опять,- мёртвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет…Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось…вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…Я нужен России…Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…мясо продаёт…мясник…постойте, я путаюсь…Тут есть лес.

-Прощайте,- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.- Послушайте…ведь я вас не поцеловал тогда…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…

Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу…К вечеру он впал в совершенное беспамятство, а на следующий день умер…

(423слова)

Задание. Напишите подробное изложение. Ответьте на вопрос: как характеризует Базарова его поведение перед смертью?



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для рубежного контроля

Тестовая работа по теме: «Морфология и орфография».

 

Конец формы

Начало формы

Вопрос № 1 

В каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно-падежной формы имени существительного?

1.     Беспокоиться про брошенные в суматохе чертежи он начал после того, как двери проходной захлопнулись.

2.     В кабинете биологии выращены выносливые к холоду цветы.

3.      Оптимизм, как ни странно, присущ людям с тяжелой судьбой.

4.      На ближайшем заседании комитета было решено заслушать отчет о работе целого подразделения.

Вопрос № 2 

В какой строке содержится неверное утверждение? 
Неужели не стоит Бела твоего скакуна?

1.     Неужели - отрицательная частица.

2.     Частица НЕ употребляется при отрицании.

3.     В предложении две частицы

4.     Твоего - притяжательное местоимение.

Вопрос № 3 

Какое утверждение неверно?

1.     Среди наречий, образованных от существительных, выделяются беспредложные и предложные образования. 

2.     Наречия дважды, трижды, четырежды образованы от количественных числительных при помощи суффикса -жды. 

3.     Утрачивая свое основное значение и функцию, некоторые наречия могут переходить в предлоги, союзы, частицы. 

4.      Наречия не могут примыкать к именам существительным. 

Вопрос № 4 

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного существительного? 
Ярким ПЛАМЕНЕМ вспыхнуло на горизонте жаркое июльское солнце.

1.     Непостоянные признаки: употреблено в Тв.п., ед.ч.

2.     Постоянные признаки: нарицательное, неодушевленное, ср.р., 2-го скл.

3.     Существительное ПЛАМЯ не имеет множественного числа.

4.     Начальная форма - пламя.

Вопрос № 5 

В какой строке содержится неверное утверждение? 
(Не) сколько (ни) чем (не) примечательных картин висело на той стороне, что почти весь день находилась в тени.

1.     ЧТО - подчинительный союз.

2.      В предложении пять местоимений.

3.     НИЧЕМ - отрицательное местоимение в форме ед.ч., Д.п.

4.     ВЕСЬ - определительное местоимение.

Вопрос № 6 

Укажите, в каком ряду все выделенные слова - порядковые числительные.

1.     СОТОМУ покупателю, ТРИДЦАТАЯ годовщина, ПЯТЕРЫМ малышам, ПЕРВАЯ победа, ШЕСТЁРКУ лошадей ПЯТИДЕСЯТИТЫСЯЧНЫЙ стадион, ВТОРОЕ мая,

2.     ПОЛОВИНА ТРЕТЬЕГО ночи, ВОСЕМНАДЦАТЫМ пудом пшеницы, ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ юбилей ТЫСЯЧА ТРИСТА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ

3.     Километр, ОДИННАДЦАТЫХ классов, ШЕСТИДЕСЯТЫЕ годы, о ЧЕТЫРЕХСОТОЙ школе, к ВОСЬМОМУ октября

4.     ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО автобуса, ЧЕТЫРНАДЦАТЫМ этажом, ДЕВЯНОСТО ПЯТЫЙ выпускник, ТРЁХКРАТНЫЙ чемпион, ДЕСЯТИЧНАЯ дробь

Вопрос № 7 

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного прилагательного? 
На ГОЛУБЫХ небесах ни облачка.

1.     Непостоянные признаки: употреблено в полной форме, согласуется с существительным в Пр.п., мн.ч.

2.      Начальная форма - голубые. 

3.     В предложении является определением.

4.      Постоянные признаки: качественное.

Вопрос № 8 

В какой строке содержится неверное утверждение? 
По мере того как лодка приближалась к заводи, тревога наша усиливалась, потому что мы (так) же не находили примет, о которых рассказал охотник.

1.     Наречие ТАК с частицей ЖЕ пишется слитно.

2.     В предложении употреблено шесть служебных частей речи.

3.     (О) КОТОРЫХ - относительное местоимение в роли союзного слова, в придаточном предложении является дополнением.

4.     предложение с союзом ПОТОМУ ЧТО не может стоять перед главным

Вопрос № 9 

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного глагола? 
Герой романа находит в себе силы ОТКАЗАТЬСЯ от своего счастья.

1.     Начальная форма - отказаться.

2.     Постоянные признаки: непереходный, совершенного вида, I спряжения. 

3.     Это возвратный глагол.

4.     В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Вопрос № 10 

В каком предложении нет междометия?

1.     Письмо начиналось так: "Здравствуй, моя дорогая бабуля!"

2.      В трубке долго молчали, а потом взволнованный голос сказал: "Алло!

3.     Мне нужно встретиться с вами!" О, девочки, какая же здесь красота!

4.     О Муза! Возгордись заслугой справедливом...

Вопрос № 11 

Укажите, в каком предложении допущена ошибка в употреблении предложно-падежной формы существительного.

1.     В здоровом человеке стремления соразмерны с силами организма.

2.     Казалось, что гость был обижен на холодный прием.

3.     Иронизировать над самим собой не каждому дано.

4.     Мы действовали согласно правилам игры, которые объяснил тренер.

Вопрос № 12 

В каком ряду все существительные общего рода?

1.     агроном, ровня, космонавт, задира

2.      брюзга, плакса, судья, недотрога

3.      тихоня, непоседа, скряга, запевала 

4.     недоучка, невежа, разиня, кассир

Вопрос № 13 

В какой строке содержится неверное утверждение? 
Берёзки! Девушки-берёзки! 
Их не любить лишь может тот, 
Кто даже в ласковом подростке 
Предугадать не может плод.

1.     ЛИШЬ - выделительно-ограничительная частица.

2.     НЕ - отрицательная частица в составе составного глагольного сказуемого.

3.     ДАЖЕ - наречие. 

4.     В предложении четыре частицы.

Вопрос № 14 

В какой строке содержится неверное утверждение? 
Все РЕШЕННЫЕ на уроках задачи были взяты из пособия для поступающих в вузы.

1.     РЕШЕННЫЕ - страдательное причастие прошедшего времени. 

2.     Написание НН в причастии не зависит от словоформы НА УРОКЕ, входящей в состав причастного оборота. 

3.     РЕШЕННЫЕ НА УРОКАХ - причастный оборот. 

4.     Причастие РЕШЕННЫЕ образовано от переходного глагола РЕШАТЬ.

Вопрос № 15 

В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?

1.     метро, пианино, кольраби, вуаль, жюри

2.      кофе пари, такси, кашпо, бюро, депо

3.     зебу, кашне, рантье, меню

4.салями коммюнике, какао, бра, авеню, Конец формы

 

 

 

 

 

 

 

 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Пояснительная записка КОС включают контрольные материалы для проведения экзамена, текущего, рубежного контроля в конце изучения каждого раздела в течение всего периода обучения

Пояснительная записка КОС включают контрольные материалы для проведения экзамена, текущего, рубежного контроля в конце изучения каждого раздела в течение всего периода обучения

поставленных коммуникативных задач; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и…

поставленных коммуникативных задач; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и…

поставленных коммуникативных задач; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и…

поставленных коммуникативных задач; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и…

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

носителях; нахождение необходимой информации из различных источников умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой…

носителях; нахождение необходимой информации из различных источников умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой…

культура речи; систематизация основных понятий успешного общения

культура речи; систематизация основных понятий успешного общения

Контрольное тестирование

Контрольное тестирование

З1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

З1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;

Оценка освоения учебной дисциплины: 3

Оценка освоения учебной дисциплины: 3

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Экзамен У1, У2, У3, У4, У5,У6,У7,У8,

Экзамен У1, У2, У3, У4, У5,У6,У7,У8,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Написание обучающимися на черновике творческой работы ( плана, текста изложения и текста творческого продолжения) в полном или сокращенном варианте, также возможно использование сокращений для экономии…

Написание обучающимися на черновике творческой работы ( плана, текста изложения и текста творческого продолжения) в полном или сокращенном варианте, также возможно использование сокращений для экономии…

Другим словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи

Другим словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи

Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с

Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами; • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с

Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические

Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические

Основные критерии оценки

Основные критерии оценки

Работа не соответствует заявленной теме

Работа не соответствует заявленной теме

При оценке изложения учитывается также характер ошибки

При оценке изложения учитывается также характер ошибки

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ 1. Подвиг князя

ТЕКСТЫ ИЗЛОЖЕНИЙ 1. Подвиг князя

Как тихо, спокойно и торжественно,

Как тихо, спокойно и торжественно,

Сын орла Далеко за морем жило могучее племя

Сын орла Далеко за морем жило могучее племя

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло

Волшебная страна

Волшебная страна

А если и увидит, то она окажется скучной равниной, на которой растет только колючая трава, а ветер гоняет по ней серые столбы пыли

А если и увидит, то она окажется скучной равниной, на которой растет только колючая трава, а ветер гоняет по ней серые столбы пыли

Поступи как друг

Поступи как друг

В поступке ребенка всегда можно угадать того, кто послужил ему примером

В поступке ребенка всегда можно угадать того, кто послужил ему примером

Анна Ахматова Анну

Анна Ахматова Анну

Это для вашей дочки – для Мурочки

Это для вашей дочки – для Мурочки

О милосердии В прошлом году со мной приключилась беда

О милосердии В прошлом году со мной приключилась беда

По Д. Гранину 1. Напишите подробное изложение текста

По Д. Гранину 1. Напишите подробное изложение текста

О выборе цели Когда человек сознательно выбирает себе в жизни какую-то определенную цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку

О выборе цели Когда человек сознательно выбирает себе в жизни какую-то определенную цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку

По Д. Лихачеву 1. Напишите подробное изложение текста

По Д. Лихачеву 1. Напишите подробное изложение текста

Мудрый совет В 1924 году я прожил все лето под

Мудрый совет В 1924 году я прожил все лето под

Ловить следует, молодой человек, на одну удочку

Ловить следует, молодой человек, на одну удочку

Предлог был законный: Нева захватила на той стороне, не успел переправиться

Предлог был законный: Нева захватила на той стороне, не успел переправиться

И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!

И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда!

В какой строке содержится неверное утверждение?

В какой строке содержится неверное утверждение?

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного прилагательного?

В какой строке указана неверная грамматическая характеристика выделенного прилагательного?

В какой строке содержится неверное утверждение?

В какой строке содержится неверное утверждение?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2022