МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской промышленно-технический колледж (ПУ № 8) имени Б. Н. Слюсаря»
Комплект оценочных средств
для проведения текущего контроля
и промежуточной аттестации в форме экзамена
по дисциплине ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (включая экономику и право)
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
для специальности социально-экономического профиля на базе основного общего образования:
43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства
Ростов-на-Дону
2019
Одобрена и рекомендована |
Утверждаю |
с целью практического применения |
Заместитель директора по учебно- |
методической комиссией подготовки (гуманитарных и социально-экономических дисциплин) среднего общего образования |
методической работе
____________О.В. Суворова |
Протокол № 1 от ________ 20___г. |
______20___ г. |
Председатель МК |
|
_____________________Т.И. Панихидина |
|
Комплект оценочных средств разработан с учетом требований ФГОС среднего об-щего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.12.2014), ФГОС среднего профессионального образования по специальности по специальности 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 марта 2018 г. N 177
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Донской промышленно-технический колледж (ПУ № 8) им. Б. Н. Слюсаря»
Разработчик:
Березова Ю.Г. преподаватель Донского промышленно-технического колледжа (ПУ №8) им. Б.Н. Слюсаря (ГБПОУ РО «ДПТК»)
1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Обществознание».
Таблица 1
Результаты освоения (объекты оценивания)
|
Основные показатели оценки результата и их критерии |
Тип задания; № задания
|
Форма аттестации (в соответствии с учебным планом) |
Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
|
Показатель: Характеристика основных социальных объектов: человек, индивид, общество, малая социальная группа и т.д. Критерий: Выделение существенных признаков, закономерностей и развития основных социальных объектов |
Практические задания |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами |
Показатель: Сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов и социальной информации Критерий: воспроизведение обществоведческой информации, установление общих черт и различий социальных объектов |
Практические задания |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в разных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма) |
Показатель: Поиск, выбор и умение извлекать нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа Критерий: Продемонстрировано отделение основной информации от второстепенной, критическая оценка достоверности поставленной цели (сжато, полно, выборочно) |
Практические задания |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. |
Показатель: Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Критерий: Формулировка точных и полных выводов по темам учебного курса |
Практические задания |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений |
Показатель: Выделение социальных качеств личности, признаков деятельности человека, их отличие от поведения животных Критерий: Определение места и роли человека в системе общественных отношений, выявление факторов социализации |
тестирование доклады и сообщения |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Тенденции развития общества как сложной динамической системы, функции социальных институтов |
Показатель: изложение точных формулировок, характеристика закономерностей развития общества Критерий: Точное и полное определение понятий «общество», «социальный прогресс», «социальный регресс», «стагнация» и т.д.; определение факторов, характеризующих динамику развития общества |
тестирование доклады и сообщения |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмов правового регулирования |
Показатель: Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных правовых ситуациях Критерии: Точное и полное определение понятий «социальная норма», «социальные санкции», «девиантное поведение», «группа риска», «общественное мнение» |
тестирование доклады и сообщения |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
Особенности социально-гуманитарного познания |
Показатель: Перечисление и описание направлений философских школ в подходах изучения процесса познания Критерии: Точное выделение основных этапов социально-гуманитарного познания; Полное и точное определение терминов «познание», «знание», «истина» |
тестирование доклады и сообщения, презентации |
Текущий контроль - тестирование доклады и сообщения Промежуточная аттестация – Дифференцированный зачет |
2. Комплект оценочных средств
2.1. Задания для проведения текущего контроля знаний
2.1.1. Входной контроль
Тестирование (Приложение 1)
Вариант 1
Вариант 2
2.1.2. Текущий контроль
Тема: Введение.
Устный опрос:
-Изложение изученного материала:
1. Рассказать о социальных науках.
2. Специфика объекта изучения обществознания.
3. Рассказать о методах исследования.
4. Раскрыть значимость социального знания.
- «Полетный» опрос по терминам: общество, культура, цивилизация, социальный институт, динамика, сферы общественной жизни.
Раздел 1. Человек. Человек в системе общественных отношений.
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Устный опрос:
- Индивидуальный по вопросам:
1. Историческая периодизация развития человека
2. Различить понятия: человек, индивид, личность
3. Социальный уровень человека. Статус личности
4. Проблема познаваемости мира
5. Межличностное общение и конфликты
- «Полетный» для аудитории по терминам: антропогенез, человек. индивид, личность, социализация, социальный статус, индивидуальность.
Письменный опрос: - Индивидуально по карточкам
Тема 1.2. Общество как сложная динамическая система
Устный опрос:
- Индивидуальный по вопросам:
1. Представление об обществе.
2. Подсистемы и элементы.
3. Понятие общественного прогресса.
4. Цивилизация и формация.
5. Типология обществ.
Письменный опрос: - Приложение №2
Практические занятия: Эволюция и революция как формы социального
изменения.
Человек, индивид, личность.
Потребности, способности и интересы.
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные институты общества.
Общество и природа.
Глобализация.
Карточка № 1
1. Многообразие мира общения
2. Факторы социализации
3. Типы мировоззрения
4. Понятия общества
5. Процесс антропогенеза
Карточка № 2
1. Институты социализации
2. Межличностные отношения
3. В чем отличие личности от индивида?
4. Какими бывают группы?
5. Что такое толерантность?
Практические занятия:
Анализ проблем межличностного общения в молодежной среде.
Выявление истоки конфликтов в среде молодежи.
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и общества
Письменный опрос: - Приложение №3
Устный опрос:
- Индивидуально по вопросам:
1. Наука
2. Образование
3. Истина, пути поиска, значение, критерии
Практические занятия:
Определение значения духовной культуры личности и общества, ее значение в общественной жизни.
Анализ государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Устный опрос:
- Индивидуально по вопросам:
1. Понятие Наука.
2. Естественные и социально-гуманитарные науки.
3. Роль образования в жизни современного человека и общества.
4. Правовое регулирование образования.
5. Система образования в Российской Федерации.
6. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
7. Государственные гарантии в получении образования.
8. Профессиональное образование.
Письменный опрос:
Эссе на тему: Ответственность ученого перед обществом.
Свобода научного поиска.
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Устный опрос:
- Индивидуально по вопросам:
1. Основные принципы и нормы морали
2. Моральный выбор.
3. Моральный самоконтроль личности.
4. Функции морали
5. Духовная и материальная культура
- «Полетный» для аудитории по терминам: культура, наука, искусство, образование, истина, мораль, нравственность, этикет
Письменный опрос:
Практические занятия
Духовная культура личности и общества
Виды культуры. Наука в современном мире
Роль образования в жизни человека и общества
Мораль. Религия. Искусство
Контрольная работа Приложение №4
Раздел 3. Социальные отношения
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация.
Устный опрос:
-Изложение изученного материала:
1. Социальные отношения
2. Социальная стратификация
3. Социальная мобильность
4. Социальный статус и престиж
Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
Письменный опрос:
Практические занятия:
Выявление отклоняющегося (девиантного) поведения, его формы, проявления.
Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Устный опрос:
- Индивидуально по вопросам:
1. Группы населения
2. Роль молодежи в современной политике
3. Семья и брак в современном обществе
Письменный опрос: -Индивидуально по карточкам
Карточка № 1
1. Демографические группы населения
2. Что такое семья?
3. Формы социальной мобильности
4. Что такое конфликт?
Карточка № 2
1. Профессиональные группы населения
2. Что такое неполная семья?
3. Что такое социальный статус?
4. Что такое группа?
Практические занятия:
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Определение национальной политики.
Социальная стратификация. Виды социальных норм
Социальные конфликты. Социальная стратификация в современной России
Контрольная работа Приложение № 5
Раздел 5. Политика
Тема 5.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Устный опрос:
-Изложение изученного материала:
1. Понятие и типы власти.
2. Политическая система и её структура.
3. Политические институты.
4. Государство, его признаки и функции.
5. Формы государственного устройства
Практические занятия:
Политическая система общества, ее структура
Функции государства
Тема 5.2 Участники политического процесса
Письменный опрос: -Индивидуально по карточкам
Карточка № 1
1. Перечислите признаки демократии
2. Что такое государство?
3. Признаки правового государства
4. Какие существуют политические институты?
Карточка № 2
1. Что такое демократия?
2. Перечислите типы власти
3. Что такое правовое государство?
4. Какие существуют формы государственного устройства?
Практические занятия:
Анализ политических партий и движений, их классификация.
Анализ законодательное регулирования деятельности партий в Российской Федерации.
Гражданское общество и правовое государство
Избирательное право в Российской Федерации
Контрольная работа Приложение №6
Промежуточная аттестация в форме экзамена Приложение 7.
Приложение 1
Проверочные тесты
Вариант 1
Выберите верный вариант ответа:
1. Общество – это
а) Направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
б) Способы взаимодействия и формы объединения людей
в) Часть природы
г) Материальный мир в целом
2. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование
а) Экономическую б) Социальную
в) Политическую г) Духовную
3. Для традиционного общества характерно(а):
а) ценность человеческой жизни, б) динамичное развитие,
в) важная роль религии, г)индустриальное производство.
4. Наказанием за нарушение моральных норм является:
а) Административное наказание б) Штраф
в) Арест г) Общественное порицание и осуждение
5. Главным политическим институтом является
а) Институт многопартийности
б) Институт судебной власти
в) Институт полномочных представителей президента
г) Институт государства
6. Отличительным свойством человека является
а) Удовлетворение потребностей
б) Приспособление к окружающей среде
в) Осмысление мира и самого себя
г) Использование естественных орудий труда
7. Общество, в котором основой уклада считается собирательство и охота, называется:
а) доаграрным б) индустриальным
в) традиционным г) постиндустриальным
8. Предотвратить межнациональные конфликты можно посредством:
а) создания национально однородных государств
б) компактного расселения одной национальности в пределах многонационального государства
в) последовательного наращивания военного потенциала
г) соблюдение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности
9. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является.
а) межнациональная интеграция б) межнациональная дифференциация
в) саморазвитие наций г) интеграция и дифференциация
10. Кого можно назвать субъектом исторического процесса?
а) науку о человеке б) человека и общество
в) государство г) великого человека
Дополните предложение:
Основу исторического процесса…..
Крайними формами национализма являются…..
Этносы — большие группы людей,……….
Мораль изменяется в зависимости………..
Социальные группы включают…………. и делятся……….
Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым……….
Каждая нация стремится к саморазвитию,………
Вариант 2
Выберите верный вариант ответа:
1. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?
а) Обособление от природы б) Постоянное развитие
в) Сохранение связи с природой г) Замкнутость
2. В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей», проживающих на определенной территории, население страны?
а) Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
б) Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд.
в) По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
г) Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
3. Агентами первичной социализации являются
а) сотрудники телевидения б) должностные лица
в) коллеги г) Родители
4. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:
а) информационным б) индустриальным
в) традиционным г) постиндустриальным
5. Основной функцией морали считается:
а) Гносеологическая (познавательная) б) Регулятивная
в) Воспитательная г) мотивационная
6. Общество как динамическую систему отличает признак:
а) Наличие определенных социальных институтов и подсистем
б) Обособление от природной среды, утрачивание связей с ней
в) Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
г) Вхождение природы и общества в единый материальный мир
7. Теория происхождения человека, которая рассматривает процесс его появления и развития называется
а) социогинез б)эгоцентриз в) антропогенез г) дуализм
8. Для сохранения межнациональной стабильности, часть стран выбирают в качества национальной политики такое направление как:
а) мультикультуризм в) интеграция
б) национализация г) саморазвитие
9. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
а) Объединение людей по сферам деятельности
б) Исторический этап в развитии человечества
в) Все человечество в целом на протяжении его истории
г) Специфические свойства определенного этноса
10. Что считается группой?
а) реально существующее образование, объединяющее по различным причинам
б) объединение людей по интересам и потребностям
в) начальная стадия объединения общества
г) небольшая по численности совокупность людей
Дополните предложение:
Субъектами исторического процесса являются ……
Группа предоставляет каждому …..
В соответствии с теорией модернизации…..
Исторический процесс складывается из……
Структура группы определяет характер……
С целью регулирования межличностных отношений, страны выбирают………..
Таким образом, уровень развития общества……..
Приложение 2
2.1.3. Рубежный контроль
Контрольная работа
Вариант 1
1. Дайте определения терминам: суждение, индукция, этика, межнациональные отношения, интеграция
2. Выполните задания:
1. Найдите в приведенном ниже списке ключевые институты с точки зрения организации общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Религия
2. Судебная экспертиза
3. Собственность
4. Политика
5. Побратимство
6. Семья
7. Завод
3. Верны ли следующие суждения о духовности?
А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения
А. Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами жизни и деятельности
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Дополните фразу:
Основу исторического процесса…..
Крайними формами национализма являются…..
Этносы — большие группы людей,……….
Мораль изменяется в зависимости………..
5. Раскройте тему: Методы познания истины
Вариант 2
1. Дайте определения терминам: истина, эмпиризм, исторический процесс, нация, исторический факт
2. Установите соответствие между сферами жизни общества и их составляющими
Сферы жизни общества Составляющие
А. Экономическая сфера 1. Взаимодействие классов, социальных
Б. Политическая сфера слоёв и групп
В. Духовная сфера 2. Деятельность гос. органов
Г. Социальная сфера 3. Мораль, религия, философия
4. Отношения в процессе материального
производства
3. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношений?
А. Межнациональные отношения включают в себя взаимоотношения личностей в процессе производства, в развитии культуры.
Б. Межнациональные отношения включают себя отношения национальностей в процессе производства, в развитии культуры.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли суждения о проявлении индивидуального и общественного в человеке?
А. Индивидуальное и общественное в человеке – результат биологическ5ой эволюции
Б. Индивидуальное и общественное развитие человека никак не связаны друг с другом
А) Верно только А
Б) Верно только Б
В) Оба суждения верны
Г) Оба неверны
4. Дополните фразу:
Субъектами исторического процесса являются ……
Россия – много……
Группа предоставляет каждому …..
В соответствии с теорией модернизации…..
5. Раскройте тему: Функции морали
Приложение 3
Контрольная работа раздел 2 Духовная культура человека и общества
Вариант 1
Выберите верный вариант ответа:
1. В каком из приведенных предложений понятие «общество» употреблено в смысле «объединение людей», проживающих на определенной территории, население страны?
a) Традиционное общество отличает сращивание власти и собственности на землю
b) Общество любителей миниатюрной книги провело свой ежегодный съезд.
c) По мнению ученых, для российского общества характерны коллективистские начала и патриархальное отношение к власти.
d) Человеческое общество издревле почитает богов, верит в сверхъестественные силы.
2. Агентами первичной социализации являются
a) сотрудники телевидения
b) должностные лица
c) коллеги
d) Родители
3. Общество, в котором утвердились стандарты массового производства, называется:
a) информационным,
b) индустриальным,
c) традиционным,
d) постиндустриальным.
4. Основной функцией морали считается:
a) Гносеологическая (познавательная)
b) Регулятивная
c) Воспитательная
d) мотивационная
5. Главным политическим институтом является
a) Институт многопартийности
b) Институт судебной власти
c) Институт полномочных представителей президента
d) Институт государства
6. Отличительным свойством человека является
a) Удовлетворение потребностей
b) Приспособление к окружающей среде
c) Осмысление мира и самого себя
d) Использование естественных орудий труда
7. Общество, в котором основой уклада считается собирательство и охота, называется:
a) доаграрным,
b) индустриальным,
c) традиционным,
d) постиндустриальным.
8. Предотвратить межнациональные конфликты можно посредством:
a) создания национально однородных государств
b) компактного расселения одной национальности в пределах многонационального государства
c) последовательного наращивания военного потенциала
d) соблюдение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности
Вариант 2
Выберите верный вариант ответа:
1. Общество как динамическую систему отличает признак:
a) Наличие определенных социальных институтов и подсистем
b) Обособление от природной среды, утрачивание связей с ней
c) Возникновение новых социальных институтов и отмирание старых
d) Вхождение природы и общества в единый материальный мир
2. Теория происхождения человека, которая рассматривает процесс его появления и развития называется
а) социогинез c) антропогенез
b)эгоцентриз d) дуализм
3. Общество, в котором основой развития считаются инновационные технологии, называется:
a) информационным,
b) индустриальным,
c) традиционным,
d) постиндустриальным.
4. Основным направлением развития наций и национальных отношений в современном мире является.
a) межнациональная интеграция
b) межнациональная дифференциация
c) саморазвитие наций
d) интеграция (расширение связей) и дифференциация (саморазвитие)
5. Общество в наиболее широком смысле этого слова означает
a) Объединение людей по сферам деятельности
b) Исторический этап в развитии человечества
c) Все человечество в целом на протяжении его истории
d) Специфические свойства определенного этноса
8. Какую сферу общества представляет религия, наука, образование
b) Экономическую
c) Социальную
d) Политическую
e) Духовную
7. Для традиционного общества характерно(а):
a) ценность человеческой жизни,
b) динамичное развитие,
c) важная роль религии,
d) индустриальное производство.
8. Наказанием за нарушение моральных норм является:
a) Административное наказание
b) Штраф
c) Арест
d) Общественное порицание и осуждение
Приложение 4
Контрольная работа
Вариант 1
1) социальный институт; 2) формационный подход; 3) исторический процесс 4) межличностные отношения; 5) социальная структура; 6 ) малая группа |
а) последовательная череда сменяющая друг друга событий б) общественное явление регулирующее жизнедеятельность индивидов в) общество развивается под воздействием социально-экономических изменений связанных с потребностями и интересами человека г) взаимодействия индивидов выполняющих социальные роли в соответствии с нормами общества д) взаимосвязь отдельных личностей (деловые, личные, приятельские и прч. е) небольшая по численности совокупность людей, объединенная общими целями, интересами и правилами поведения, и вступающие в постоянное взаимодействие |
1. Соотнесите:
2. Сравните: Функции культуры и морали
3. Дополните:
Религия – это…..
Средства производства представляют собой совокупность….
Самой древней из экономических систем является традиционная система, для которой характерно….
4. Раскройте: Деньги и инфляция
5. Напишите эссе на тему: «Бизнес-это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию»
Вариант 2
1. Соотнесите:
1) инфляция 2) мораль 3) общение 4) мультикультуризм 5) социальный институт 6) формация |
а) период в истории развития общества б) регулятор общества в) политика объединения этносов г) форм общественного сознания, регулирующая поведение людей д) взаимодействие индивидов с целью передачи информации е) обесценивание денег |
2. Сравните: Духовную и материальную культуру
3. Дополните:
Искусство – это….
Массовая культура, это культура, которая
Период развития рыночной, экономики от одного кризиса до другого,…..
4. Раскройте: Госбюджет, налоги и ВВП
5. Напишите эссе на тему: «Деньги - это свобода, выкованная из золота». (Э.М. Ремарк)
Приложение 5
Контрольная работа
1. Одно из широко используемых в обществознании понятий – понятие «социальная роль». Какой смысл ученые обществоведы вкладывают в это понятие?
1) Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.
2) Модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.
3) Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.
4) Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
2. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.
2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.
3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.
4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.
3. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
1) Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора.
2) Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей.
3) Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра.
4) За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде.
4. Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?
1) правила этикета
2) правовые
3) обычаи и традиции
4) эстетические
5. Социальная группа, положение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
1) малой
2) большой
3) формальной
4) референтной
6. Молодёжь как социальную группу отличает(-ют)
1) общность быта
2) единство политических взглядов
3) однородность, отсутствие дифференциации
4) сходные черты сознания и поведения
7. Какие социальные группы образованы по политическому признаку?
1) менеджеры и банкиры
2) бизнесмены и работники
3) избиратели и парламентарии
4) публика и актеры
8. По какому признаку выделены социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители?
1) демографическому
2) конфессиональному
3) этносоциальному
4) территориальному
9. По какому признаку выделены такие социальные группы как женщины, мужчины, дети, пожилые люди?
1) демографическому
2) конфессиональному
3) этносоциальному
4) поселенческому
10. Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе жизни и деятельности, называются
1) социальной мобильностью
2) социальными отношениями
3) социальной системой
4) социальной стратификацией
11. Малой социальной группой считается
1) семья
2) нация
3) партия
4) интеллигенция
12. К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию?
1) взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям
2) отец и сын каждые выходные вместе ходят в парк кататься на роликовых коньках
3) дядя помог племяннику с покупкой путёвки на курорт
4) родители объяснили дочери, как себя вести в гостях
13. К критериям социальной стратификации относится
1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения
14. Какой тип социальной дифференциации иллюстрируется выделением социальных групп по возрасту и полу?
1) демографическая
2) экономическая
3) политическая
4) профессиональная
15. Социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальная адаптация
2) социальная мобильность
3) социальная роль
4) социальная дифференциация
16. В Западной Европе XVIII—XIX вв. общество делилось на две группы. К одной из них относили дворянство и духовенство, к другой — ремесленников, купцов и крестьян. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальную роль
2) социальную мобильность
3) социальную дифференциацию
4) социальную адаптацию
17. Классовый тип социальной стратификации
1) присущ европейскому средневековому обществу
2) характерен для древневосточной цивилизации
3) носит универсальный характер
4) свойственен индустриальному обществу
18. К социальной сфере жизни общества относится институт
1) общественного производства
2) частной собственности
3) науки
4) семьи
19. В экономически развитых странах большую часть населения составляют(-ет)
1) крупные собственники
2) средний класс
3) «синие воротнички»
4) интеллигенция
20. Касты, сословия, классы — это
1) типы социальной стратификации
2) этапы развития государств в новое время
3) социальные группы, присущие средневековому обществу
4) элементы социального статуса личности
21. Доход, богатство, образование, престиж в своей совокупности являются
1) показателями общественного прогресса
2) проявлениями социальной мобильности
3) критериями социальной стратификации
4) мерилом общественного богатства
22. По какому критерию в обществе выделяются христиане, мусульмане, буддисты, иудеи?
1) по гражданству
2) по роду занятий
3) по принадлежности к власти
4) по религиозной принадлежности
23. Сословное деление общества отражает
1) вид государственного устройства
2) тип социальной стратификации
3) характер экономических связей
4) особенность политической системы
24. Смена человеком профессиональной позиции является проявлением
1) социальной мобильности
2) социальной стратификации
3) социального неравенства
4) социального расслоения
25. По какому критерию в обществе выделяются управляющие, управляемые, политические лидеры?
1) по гражданству
2) по роду занятий
3) по принадлежности к власти
4) по религиозной принадлежности
26. Рабочие промышленных предприятий в экономически развитых странах
1) составляют большую часть трудоспособного населения
2) относятся к группе «белых воротничков»
3) относятся к маргинальной части общества
4) как социальная группа численно уменьшаются
27. По какому критерию дифференциации выделены социальные группы католиков, протестантов, православных, мусульман?
1) по гражданству
2) по роду занятий
3) по национальности
4) по религиозной принадлежности
28. К этническим общностям относятся
1) общины
2) элиты
3) маргиналы
4) народности
29. Для какой общности характерны черты: особенности языка, культуры, единая историческая память?
1) профессиональной
2) территориальной
3) демографической
4) этнической
30. В России до 1917 года помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество). Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальная дифференциация
2) социальная мобильность
3) социальная роль
4) социальная адаптация
31. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти, мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры
1) норм этикета
2) норм морали
3) традиций
4) народной мудрости
32. В 20-30-е годы прошлого века часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1) социальной мобильности
2) экономической дифференциации
3) политической стабилизации
4) социальной стратификации
33. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является
1) нация
2) каста
3) народность
4) класс
34. Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями. Это статус
1) чиновника
2) аристократа
3) финансиста
4) предпринимателя
35. Эта семья включает несколько совместно проживающих поколений родственников. Младшие здесь беспрекословно подчиняются старшим. Данную семью можно отнести к
1) традиционной
2) партнерской
3) супружеской
4) нуклеарной
36. После окончания института К. устроился на работу программистом в одну из частных фирм. Вскоре он сумел получить такую же работу на предприятии, расположенном ближе к его дому. Эту ситуацию можно рассматривать как пример
1) социальной стратификации
2) горизонтальной социальной мобильности
3) профессиональной дифференциации
4) вертикальной социальной мобильности
37. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример
1) адаптивного поведения
2) конформистского поведения
3) делинквентного поведения
4) девиантного поведения
38. По данным социологических опросов, средний возраст начала трудовой деятельности составлял в европейских странах в конце XIX века 11 лет, а в середине прошлого — 25 лет. Причина существенного изменения возраста вступления человека в трудовую жизнь связана, в первую очередь, с
1) возникшим в XX веке кризисом семьи и семейных ценностей
2) замедлением темпов общественного развития
3) удлинением сроков обучения и профессиональной подготовки
4) ростом иждивенческих настроений в молодежной среде
39. Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие
1) социальная адаптация 2) социальная мобильность 3) социальный статус 4) социальная роль
40. Отличительным признаком партнерской семьи является
1) выполнение функции социализации детей
2) главенствующая роль отца семейства
3) отсутствие отношений господства и подчинения
4) регулирование поведения своих членов
41. Запишите слово, пропущенное в схеме.
42. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
ВИДЫ МОБИЛЬНОСТИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Переход из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне |
Вертикальная |
Перемещение к позициям с более высоким или более низким престижем, доходом и властью |
43. Запишите слово, пропущенное в схеме
44. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе |
45. Запишите слово, пропущенное в схеме:
46. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
... |
Биологическое воспроизводство человеческого рода |
47. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности.
СОБЫТИЯ |
|
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
||||
А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. |
|
1) вертикальная 2) горизонтальная |
||||
А |
Б |
В |
Г |
|
||
|
|
|
|
|
||
48. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками
ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ |
|
ВИДЫ НОРМ |
||||
А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения |
|
1) этикет 2) корпоративная норма 3) закон 4) обычай |
||||
А |
Б |
В |
Г |
|
||
|
|
|
|
|
||
49. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации:
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ |
|
ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ |
|||||
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп |
|
1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
50. Установите соответствие между определениями и понятиями:
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
|
ПОНЯТИЯ |
|||||
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам |
|
1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Приложение 6
Контрольная работа по обществознанию по разделу «Политика»
Вариант 1
Инструкция: выберите правильный ответ в заданиях 1-12, в задание В1 – вставьте пропущенное слово, задания В3,В3, В4 – установите соответствие, задание В5 – найдите лишний термин, выпадающий из ряда по смыслу.
А 1. Что из указанного связано с понятием «власть»?
1) самопознание 3) социализация
2) авторитет 4) урбанизация
А2. Власть опирается на:
1) авторитет 3) право
2) силу 4) на все вышеперечисленное
А3. Институтом политической системы, обладающим монополией на правотворчество, представляющим интересы общества в целом является (-ются):
1 ) государство 3) общественные движения
2) средства массовой информации 4) партии
А4. Институтом политической системы, призванным оказывать на власть влияние с целью принятия определенных решений, является (-ются):
1) средства массовой информации 3 ) государственные органы
2) предпринимательские и 4) правоохранительные органы
профессиональные союзы.
А5. Верны ли следующие утверждения о средствах массовой информации?
Средства массовой информации как политический институт:
А. Не оказывают существенного воздействия на формирование настроений в обществе
Б. Служат для распространения в обществе определенных политических взглядов и идей.
1 )верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А6. Любое государство характеризуется:
1) разделением властей 3) осуществлением тотального контроля над
2) наличием армии личностью
4) многопартийностью
А 7. Политическим режимом называют:
1) форму государства 3) наличие репрессивных органов
2) способ осуществления власти 4)официальную идеологию
А8. Законодательная власть в РФ осуществляется:
1)Федеральным собранием РФ 3)Министрами РФ
2)Правительством РФ 4)Президентом РФ
А9. Исключительным признаком правового государства является
1) суверенитет 2) наличие национальной валюты
3) разделение властей 4) институт президентства
А 10. Какой из признаков не характеризует государство?
1) политические партии 3) правоохранительные органы
2) суверенитет 4) публичная власть
А 11. Оппозиционные политические партии:
1) имеют большинство в законодательном собрании
2) определяют темпы экономического развития
3) выражают интересы определенных социальных групп
4) определяют состав правительства
А 12. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти
Б. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Закончите фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется … ».
В2. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками.
ПРИЗНАКИ ТИП ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1. Разделение властей А. Тоталитарный
2. Политический плюрализм Б.Демократический
3. Единая идеология
4. Всеобщие выборы
В3. Установите соответствие между территориально-государственным устройством и его определением.
Территориально-государственное устройство |
Определение |
1) унитарное государство |
А) союз отдельных территорий, обладающих значительной самостоятельностью |
2) конфедеративное государство |
Б) единое государственное образование |
3) федеративное государство |
В) независимые государственно-правовые объединения |
В4. Установите соответствие между политическими институтами и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ПРИЗНАКИ |
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ |
А) может объединять представителей различных политических взглядов Б) стремиться к завоеванию власти В) не характерно фиксированное членство Г) формирует фракцию своих представителей в парламенте страны |
1) политическая партия 2) общественное движение |
В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «институты гражданского общества». Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Правозащитные организации, попечительские советы при школах, экологические клубы, объединения избирателей, парламентская комиссия, политические партии.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.
Вариант 2
Инструкция: выберите правильный ответ в заданиях 1-12, в задание В1 – вставьте пропущенное слово, задания В3,В3, В4 – установите соответствие, задание В5 – найдите лишний термин, выпадающий из ряда по смыслу.
А 1. Политикой древние греки называли:
1) искусство ведения домашнего хозяйства
2) ораторское искусство
3) искусство управления государством
4) политический талант
А2. Подписывает и обнародует федеральные законы РФ:
1) Президент РФ
2) Председатель Правительства РФ
3) Председатель Совета Федерации РФ
4) Председатель Государственной думы РФ
А3. Только в государстве, в котором существует тоталитарный политический режим,
1) формируются органы государственной власти, армия, полиция, суд
2) взимаются налоги на содержание государственного аппарата
3) господствует единая политическая идеология и единая партия
4) выходят разнообразные печатные средства массовой информации
А4. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) передача власти по наследству
2) власть, ограниченная парламентом
3) выборная власть
4) передача верховной власти по наследству
А5. Политическая партия – это организация, которая
1) борется за власть
2) решает хозяйственные вопросы
3) объединяет людей по интересам
4) образуется стихийно
А6. К формам территориально-государственного устройства относится:
1)республика 2) демократия З) монархия 4) федерация
А 7. Главной особенностью организаций, представляющих гражданское общество, является
1) формирование по инициативе государства
2) отражение в деятельности правительственной программы
3) проявление инициативной самодеятельности граждан
4) участие в деятельности государственных органов
А8. Кто является источником власти в демократической стране?
1) Народ 3) Представители крупного бизнеса
2) Передовой общественный класс 4) Интеллектуальная элита общества
А9. Деятельность политических партий характеризуется:
1) защитой интересов определенных социальных групп
2) удовлетворением духовных потребностей населения
3) разработкой общественных теорий
4) коммерческой деятельностью в разных отраслях хозяйства
А 10. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
1) семейное положение 3) партийность
2) профессию 4) права и обязанности
А 11. Согласно Конституции РФ, гражданин России, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет, может быть избран Президентом РФ по достижении возраста … лет:
1) 20; 2) 24; 3) 30; 4) 35.
А 12. Унитарная форма государственного устройства:
1) предполагает наличие союза суверенных государств
2) предоставляет регионам возможность иметь свои конституции
3) исключает любые формы суверенности на входящих в него территориях
4) допускает существование правительств и парламентов на входящих территориях
В 1. Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются … и республика» .
В2.Вставьте пропущенные слова: «Формирование местного бюджета, управление муниципальной собственностью, охрана общественного порядка, решение вопросов местного значения относятся к полномочиям органов … »
В3. Восполните пробел в приведенной ниже схеме
В4. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
ПРИЗНАКИ |
|
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ |
А) |
разделение государственных властей |
1) |
тоталитарный |
Б) |
господство единой общеобязательной идеологии |
2) |
демократический |
В) |
политический плюрализм |
|
|
Г) |
широкий круг прав и свобод граждан |
|
|
Д) |
всесторонний контроль государства за жизнью общества |
|
|
В5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «правовое государство».
Разделение властей, парламентаризм, гарантированность прав меньшинств, верховенство права, цензура СМИ.
Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию.
Приложение 7
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Объектами проверки учебных достижений по обществознанию являются:
- знание закономерностей развития общества, основных понятий и терминов;
- усвоение общих обществоведческих представлений, понятий, идей;
- владение навыками анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей в социальных процессах, сравнение, определение сущности событий, выявление структуры социального процесса, соотношения его функций и элементов и др.);
- умение определять роль и место человека в мире, раскрывать влияние окружения на личность и обратное влияние;
- умение оперировать знаниями по обществознанию и применять их в новой ситуации.
Вид аттестации: экзамен.
Форма проведения экзамена: устно-письменная, на подготовку ответа дается 15 минут.
Студент имеет право воспользоваться учебной программой и основными нормативно-правовыми актами (Конституцией РФ, Гражданским, Трудовым кодексами РФ и т.д.).
Экзаменационный материал:
- комплект билетов по обществознанию по количеству экзаменуемых
- экзаменационная ведомость
- основные нормативно-правовые акты РФ.
2.1. Контрольные вопросы по обществознанию.
1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества (характеристика человека как биосоциального существа). Теории происхождения человека. Человек, индивид, личность.
2. Деятельность и мышление. Виды деятельности.
3. Познавательная деятельность человека (понятие, чувственное и рациональное познание, проблема познаваемости мира, самопознание). Истина и ее критерии.
4. Общество как сложная система (элементы и подсистемы, социальные институты). Общество и природа. Многовариантность общественного развития.
5. Современная типология общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
6. Цивилизация и формация (главные идеи, основоположники, отличительные особенности).
7. Глобализация и антиглобализм. Глобальные проблемы человечества и поиски путей их решения.
8. Духовная культура личности и общества (понятие, типы и формы, многообразие и диалог культур).
9. Наука и образование в современном мире (понятие, классификация, научное познание и методы исследований, роль в развитии человечества).
10. Образование как способ передачи знаний и опыта (понятие, современные тенденции развития, самообразование, реформа).
11. Мораль (понятие и законы, добро и зло, «золотое правило нравственности»).
12. Искусство и его значение (понятие, художественный образ, функции, эстетика)
13. Религия и её роль в современном мире (понятие, функции, нормы, мировые религии). Свобода совести и атеизм.
14. Социальная структура и социальные отношения (социальная стратификация; виды социальных групп).
15. Социальная роль. Социальный статус и престиж. Социальная мобильность (понятие, виды, каналы).
16. Социальные нормы. Девиантное поведение, его формы и проявления.
17. Социальный конфликт (причины возникновения и виды). Пути разрешения социальных конфликтов.
18. Этнические общности. Межнациональные конфликты и пути их разрешения (на примере национальной политики в РФ).
19. Семья как социальный институт (структура и функции; понятие брака; основные тенденции развития семьи в современном мире).
20. Понятие власти. Типы общественной власти.
21. Государство, его внутренние и внешние функции.
22. Типология государств (по форме правления (республика, монархия), по форме государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация) и по видам политического режима (авторитарный, тоталитарный, демократический)).
23. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Личность и государство.
24. Политические партии и их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
25. Выборы и их особенности в Российской Федерации.
26. Право в системе социальных норм (источники, нормы, функции).
27. Правовые отношения и их структура (дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, правомерное поведение).
28. Конституционное право как отрасль российского права. Основные конституционные права и обязанности граждан России.
29. Правоохранительные органы РФ (виды и функции).
30. Гражданское право и гражданские правоотношения.
31. Семейное право и семейные правоотношения.
32. Трудовое право и трудовые правоотношения.
33. Административное право и административные правоотношения.
34. Уголовное право.
35. Международное право.
Критерии оценки знаний.
Оценка «отлично» ставится студенту за полный и глубокий ответ на все вопросы экзаменационного билета, в который включается теоретический анализ, практическое применение знаний и личностное отношение студента.
Оценка «хорошо» ставится студенту за полный ответ на все вопросы билета, владение навыками теоретического анализа.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту за раскрытие основных аспектов вопросов билета.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае затруднения студента ответить как на вопросы в билете, так и на дополнительные вопросы преподавателя.
При окончательном оценивании устного ответа студента учитывается освещение им дополнительных вопросов по всему курсу.
В критерии оценки знаний входят:
1. Степень усвоения материала, предусмотренного учебной программой.
2. Уровень знаний, умений, навыков.
3. Обоснованность, четкость, логичность ответов.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЭКЗАМЕНА
Тест
Блок 1. Человек. Человек в системе общественных отношений
Вопрос 1.
Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется:
А) государством Б) обществом В) цивилизацией Г) племенем
Вопрос 2.
Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются:
А) общественными Б) цивилизационными В) экономическими
Г) политическими
Вопрос 3.
Какое положение из названных не относится к общественным отношениям?
А) взаимодействие двух людей Б) отношение между странами
В) взаимоотношения между гражданином Российской Федерации и районным судом Г) украшение новогодней ёлки
Вопрос 4.
Какое из названных утверждений относится к природе, а не к обществу?
А) центром этого понятия является человек Б) существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам
В) основывается на определенном способе производства
Г) включает способы взаимодействия людей
Вопрос 5.
Что из названного не относится к понятию «социальный институт»?
А) армия Б) семья В) школа Г) дружба
Вопрос 6.
Что из названного не относится к общественным отношениям?
А) проведение кандидатов депутаты предвыборной агитации
Б) проведение забастовки работниками предприятия
В) прогулка по лесу с собакой
Г) оформление документов при приеме на работу
Вопрос 7.
Нормы, регулирующие поведение человека в обществе:
А) социальные нормы Б) духовные нормы В) технические нормы
Г) материальные нормы
Вопрос 8.
К социальным регуляторам поведения человека в обществе не относятся:
А) экономика Б) право В) традиции, обычаи Г) мораль
Вопрос 9.
К социальным нормам относят:
А) любовь, дружбу, религию Б) религию, право, мораль
В) традиции, мораль, экономику Г) право, экономику, религию
Вопрос 10.
Общепринятым является деление культуры на:
А) духовную и экономическую Б) политическую и экономическую
В) идеальную и материальную Г) материальную и духовную
Вопрос 11.
Наука, изучающая развитие человеческого общества и его закономерности, называется:
А) обществознанием Б) философией В) политологией Г) историей
Вопрос 12.
Наука, исследующая понятия добра и зла, блага, гуманности, справедливости, называется:
А) социологией Б) эстетикой В) педагогикой Г) этикой
Вопрос 13.
Укоренившееся, повторяющееся с давних пор в каком-либо обществе действие:
А) обычай Б) привычка В) институт Г) право
Вопрос 14.
Небольшая группа людей, связанных узами брака или кровного родства, общностью быта, интересов, взаимной помощью и ответственностью, называется:
А) компанией Б) коллективом В) браком Г) семьёй
Вопрос 15.
Человек является продуктом эволюций:
А) духовной и биологической Б) биологической и социальной
В) биологической и социально-культурной Г) биологической и культурной
Вопрос 16.
Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, является одним из определений:
А) личности Б) человека В) индивида Г) индивидуальности
Вопрос 17.
Какое понятие не употребляется при классификации потребностей человека?
А) социальные Б) духовные В) приоритетные Г) биологические
Вопрос 18.
Установите соответствие между терминами и определениями: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТЕРМИНЫ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) мышление |
1) индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности |
Б) способности |
2) совокупность психических свойств человека, от которых зависит его реакции на других людей и социальные обстоятельства |
В) индивид |
3) высшая ступень человеческого познания |
Г) темперамент |
4) отдельный экземпляр среди множества других, обладающий специфическими свойствами |
Вопрос 19.
Какой из признаков деятельности характерен и для животного и для человека?
А) носит продуктивный, творческий, созидательный характер
Б) деятельность связана с предметами материальной и духовной культуры и преобразует сам организм, его способности, потребности, условия жизни
В) формируется и развивается в обучении и воспитании
Г) инстинктивно приспосабливается организм к окружающей среде
Вопрос 20.
Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации, называется:
А) сознанием Б) мировоззрением В) направленностью личности Г) психикой
Вопрос 21.
Что из перечисленного не входит в понятие «деятельность»?
А) цель Б) мотив В) средства Г) темперамент
Вопрос 22.
То, на что направлена деятельность, называется:
А) субъектом Б) объектом В) результатом Г) поведением
Вопрос 23.
Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки определяются как:
А) потребности Б) цели В) интересы Г) убеждения
Вопрос 24.
Аффективное действие характеризуется:
А) рационально поставленной и продуманной целью
Б) осознанным определением своей направленности следовательно планируемой ориентацией на нее
В) длительной привычкой
Г) эмоциональным состоянием индивида
Вопрос 25.
Чувственным отображением объективной реальности является:
А) ощущение Б) восприятие В) представление Г) адаптация
Вопрос 26.
Целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, называется:
А) ощущением Б) представлением В) восприятием Г) мышлением
Вопрос 27.
Со времен Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том, обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками, представляет собой вопрос о свободе
А) воли Б) слова В) совести Г) вероисповедания
Блок 2. Духовная культура человека и общества
Вопрос 28.
Верны ли следующие суждения о морали?
А) Мораль, как и право, является социальным регулятором
Б) За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Вопрос 29.
Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется:
А) верой Б) долгом В) убеждением Г) совестью
Вопрос 30.
Центральными в этикете являются понятия:
А) общего и частного Б) добра и зла
В) абсолютного и относительного Г) идеального и материального
Вопрос 31.
Система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире называется:
А) мышлением Б) миросозерцанием В) мировоззрением Г) менталитетом
Вопрос 32.
Этот тип мировоззрения возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, взгляды человека формируются стихийно:
А) научное мировоззрение Б) религиозное мировоззрение
В) обыденное мировоззрение Г) официальная доктрина
Вопрос 33.
Источниками этого типа мировоззрения являются Библия или Талмуд, или Коран:
А) научное мировоззрение Б) религиозное мировоззрение
В) обыденное мировоззрение Г) официальная доктрина
Вопрос 34.
Одним из видов элитарного искусства является (-ются)
А) народная музыка Б) анекдоты советского периода
В) городской фольклор Г) «артхаусное» кино
Вопрос 35.
Течение, которое противостоит традиционной культуре, отрицает её, называется:
А) контркультурой Б) субкультурой В) элитарной культурой Г) фольклором
Вопрос 36.
К контркультуре не относятся:
А) движение панков Б) городской фольклор
В) уголовная субкультура Г) хиппи
Вопрос 37.
К массовой культуре в настоящее время модно отнести:
А) поп-музыку Б) былины В) философские трактаты Г) музыку андеграунда
Вопрос 38.
Философская дисциплина, изучающая мораль, называется:
А) этикой Б) эстетикой В) агностикой Г) феноменологией
Вопрос 39.
Основными категориями морали являются понятия:
А) добра и зла Б) черного и белого
В) свободы и необходимости Г) анализа и синтеза
Вопрос 40.
Нравственный принцип, содержанием которого является любовь к Отечеству, называется:
А) патриотизмом Б) национализмом
В) гражданственностью Г) моралью
Вопрос 41.
Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?
А) практике Б) науке В) искусству Г) труду
Вопрос 42.
Какое из определений не принадлежит к определению науки?
А) область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире
Б) наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений
В) система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
Г) форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики
Вопрос 43.
Самой древней мировой религией является:
А) буддизм Б) христианство В) ислам Г) иудаизм
Вопрос 44.
Мировой религией является:
А) буддизм Б) иудаизм В) синтоизм Г) индуизм
Вопрос 45.
Национальной религией является:
А) буддизм Б) христианство В) ислам Г) иудаизм
Вопрос 46.
Православие стало государственной религией Древнерусского государства в:
А) 882г. Б) 988г. В) 1058г. Г) 1380г.
Вопрос 47.
Священной книгой мусульман является:
А) Коран Б) Библия В) Талмуд Г) Трипитака
Вопрос 48.
Выберите верное высказывание:
А) государственной религией России является православие
Б) государственными религиями России являются православие и ислам
В) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
Г) в России нет государственной религии
Вопрос 49.
Элементы социального и культурного наследия, которые сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни нескольких поколений, называются:
А) культурными ценностями Б) культурными традициями
В) элитарной культурой Г) массовой культурой
Вопрос 50.
Особая форма художественного познания мира и человека средствами литературы, скульптуры, архитектуры, живописи, музыки, танца, театра, кино:
А) наука Б) образование В) культура Г) искусство
Вопрос 51.
Наука о красоте – это:
А) этика Б) эстетика В) гносеология Г) онтология
Вопрос 52.
Характерной чертой массовой культуры является ее:
А) элитарность Б) развлекательность
В) закрытость Г) авангардный характер
Вопрос 53.
Современные средства массовой информации отличаются от СМИ прошлого века:
А) периодичностью издания Б) массовостью
В) интерактивностью Г) элитарностью
Блок 3. Социальные отношения
Вопрос 54.
Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение:
А) социальная стратификация Б) социальная дифференциация
В) классообразование Г) социальная мобильность
Вопрос 55.
Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения той доли общественного богатства, которой они располагают, называются:
А) стратами Б) классами В) маргиналами Г) люмпенами
Вопрос 56.
Переход людей из одних общественных групп в другие называется:
А) социальной стратификацией Б) социальной дифференциацией
В) социальной мобильностью Г) социальной нестабильностью
Вопрос 57.
По мнению П.Сорокина, перемещению людей из одной группы в другую способствует:
А) армия Б) церковь В) школа Г) всё вышеперечисленное
Вопрос 58.
Деклассированные, опустившиеся люди:
А) люмпены Б) маргиналы В) консерваторы Г) безработные
Вопрос 59.
Пограничное, переходное, структурно неопределенное состояние называется:
А) люмпенизацией Б) стратификацией В) маргинальностью Г) социализацией
Вопрос 60.
Распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге называется:
А) люмпенизацией Б) стратификацией В) маргинальностью Г) социализацией
Вопрос 61.
Семейный кодекс РФ устанавливает брачный возраст с:
А) 15 лет Б) 16 лет В) 18 лет Г) 20 лет
Вопрос 62.
К основным признакам принадлежности к среднему классу не относится:
А) наличие собственности в виде накопленного имущества или существующего источника дохода
Б) низкий уровень образования
В) доход, размер которого колеблется вокруг среднего уровня по стране
Г) профессиональная деятельность, имеющая достаточный престиж в обществе
Вопрос 63.
Стабилизирующей частью современного демократического общества считается (-ются):
А) государственные служащие Б) высший класс
В) средний класс Г) низший класс
Вопрос 64.
В современной отечественной психологии подростковым считается возраст:
А) 10-12 лет Б) 11-15 лет В) 16-18 лет Г) 13-20 лет
Вопрос 65.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанность и исполнять их:
А) гражданская правоспособность Б) гражданская дееспособность
В) деликтоспособность Г) квазделикт
Вопрос 66.
Гражданская правоспособность для физических лиц наступает:
А) с момента рождения Б) с 14 лет В) с 16 лет Г) с 18 лет
Вопрос 67.
Гражданская дееспособность физических лиц в полном объеме наступает с:
А) с момента рождения Б) с 14 лет В) с 16 лет Г) с 18 лет
Вопрос 68.
Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе:
А) начального образования Б) среднего (полного) образования
В) начального профессионального образования
Г) высшего профессионального образования
Вопрос 69.
Российское законодательство предусматривает возможность трудоустройства на работу с:
А) 15-летнего возраста Б) 16-летнего возраста
В) 17-летнего возраста Г) 18-летнего возраста
Вопрос 70.
Часть общей культуры, система ценностей, норм, традиций, символов, форм поведения какой-либо социальной группы, существующей независимо от культуры общества в целом, называется:
А) субкультурой Б) контркультурой В) конформизмом Г) конъюнктурой
Вопрос 71.
Отклоняющееся от нормы поведение называется:
А) конформистским Б) девиантным В) антиобщественным Г) неформальным
Вопрос 72.
В России наций и народностей проживает более:
А) 10 Б) 30 В) 50 Г) 100
Вопрос 73.
Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, социальным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется:
А) социальным статусом Б) национальным статусом
В) личной независимостью Г) правовым статусом
Вопрос 74.
Предписанным статусом не является:
А) пол Б) расовая принадлежность В) образование Г) возраст
Вопрос 75.
Достигаемым статусом не является:
А) работа Б) образование В) возраст Г) хобби
Вопрос 76.
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей:
А) модификация Б) социализация В) нострификация Г) адаптация
Вопрос 77.
Набор функций, более или менее четко определенный шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе:
А) социализация Б) адаптация В) социальная роль Г) социальный статус
Вопрос 78.
Перемещение в обществе, изменение социального статуса называется:
А) социальной адаптацией Б) социальной стратификацией
В) социализацией Г) социальной мобильностью
Вопрос 79.
Внутриролевым конфликтом является:
А) мать хвалит и мать наказывает своего ребенка
Б) внимательный отец и отличный производственник, отдающий работе личное время
В) высококвалифицированный работник, дорожащий своим рабочим местом и активный лидер профсоюзного движения
Г) заботливый муж и футбольный фанат, сопровождающий любимую команду во время всех матчей на выезде
Вопрос 80.
К основным социальным ролям относятся:
А) работник Б) друг В) семьянин Г) гражданин Д) шахматист-любитель
Блок 4. Политика
Вопрос 81.
Государство представляет собой:
А) политическую организацию общества
Б) экономическую организацию общества
В) духовную организацию общества
Г) религиозную организацию общества
Вопрос 82.
Какая из названных функций является внутренней функцией современного государства:
А) отстаивание государственных интересов на международной арене
Б) участие в решении глобальных проблем современности
В) противодействие международному терроризму
Г) обеспечение народовластия, проведение периодических выборов в органы государственной власти
Вопрос 83.
Функцией государства является:
А) разделение властей
Б) суверенитет
В) поддержание общественного порядка
Г) наличие государственного аппарата
Вопрос 84.
Палата Федерального Собрания РФ
А) Совет Федерации Б) Государственный Совет
В) Конституционное Собрание Г) Совет Национальностей
Вопрос 85.
Внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения органов государственной власти, их соотношение называется:
А) структурой государственного аппарата
Б) полномочиями государственного аппарата
В) функциями государственного аппарата
Г) компетенцией государственного аппарата
Вопрос 86.
Добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, называется:
А) общественным объединением Б) политической партией
В) обществом с ограниченной ответственностью Г) фондом
Вопрос 87.
Признаком понятия «политический режим» является:
А) форма государственного правления
Б) структура органов государственной власти
В) территориальное устройство государства
Г) степень реализации прав и свобод личности
Вопрос 88.
К принципам правового государства не относится:
А) верховенство права Б) разделение властей
В) защита прав и свобод гражданина и взаимная ответственность гражданина и государства
Г) доминирование интересов государства над интересами личности
Вопрос 89.
В президентской республике:
А) президент формирует правительство
Б) президент принимает законы
В) не соблюдается принцип разделения властей
Г) президент контролирует деятельность парламента
Вопрос 90.
К личным правам и свободам человека и гражданина не относится:
А) право на жизнь Б) право на честь и достоинство
В) право избирать Г) право на неприкосновенность частной жизни
Вопрос 91.
К политическим правам человека и гражданина не относится:
А) право на тайну переписки Б) право избирать
В) право на участие в референдуме
Г) право на создание политической партии
Вопрос 92.
К социальным правом и свободам человека и гражданина не относится:
А) право на труд Б) свобода совести
В) право на отдых Г) право на забастовку
Вопрос 93.
Отрасль российского права, регулирующая федеративное устройство государства, гражданство РФ и пр.
А) конституционное право Б) административное право
В) гражданское право Г) финансовое право
Вопрос 94. К видам административных правоотношений не относится:
А) правоотношения внутри органов государственной власти
Б) правоотношения между коммерческими юридическими лицами
В) правоотношения, возникающие в связи с совершением правонарушений в области общественного порядка
Г) правоотношения, возникающие в связи с жалобами и обращениями граждан в органы государственного управления
Вопрос 95.
Административная ответственность наступает с:
А) 14 лет Б) 16 лет В) 18 лет Г) 20 лет
Вопрос 96.
Не является административным правонарушением:
А) вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ
Б) опоздание работника на работу
В) неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
Г) мелкое хулиганство
Вопрос 97.
К обязательным условиям трудового договора не относится соглашение:
А) о месте работы Б) о трудовой функции работника
В) о размере зарплаты Г) об установлении испытательного срока
Вопрос 98.
Нормальная продолжительность рабочей недели по Трудовому кодексу РФ составляет:
А) 24 часа Б) 36 часов В) 40 часов Г) 42 часа
Вопрос 99.
Право избирать у гражданина РФ наступает с:
А) 15 лет Б) 16 лет В) 18 лет Г) 21 года
Вопрос 100.
В демократическом обществе единственным источником власти является воля:
А) народа Б) президента В) парламента Г) суда
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.